Приёмы формирования навыков чтения. Рекомендации родителям
статья (2, 3 класс)

Акимова Людмила Николаевна

Роль чтения в жизни человека переоценить довольно трудно. Результаты исследований ученых говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности учащихся, а также о постепенном понижении этого уровня в стране. . Именно в начальной школе формируются данные навыки. Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье.           

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям «Приёмы формирования навыков чтения»

Акимова Людмила Николаевна

Учитель начальных классов, МБОУ «Лицей» г. Щёкино Тульской области

Начальное образование

     Роль чтения в жизни человека переоценить довольно трудно. Результаты исследований ученых говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности учащихся, а также о постепенном понижении этого уровня в стране. В наше время, все своё свободное время дети проводят ни за чтением книг, а у компьютера или телевизора. Понятно, что информация, полученная при помощи современных технических средств, запоминается намного легче, да и усилия требуются минимальные: надо только включить телевизор. А вот саму речь, а именно: построить целостное, связное, грамотно оформленное высказывание, уметь рассуждать, делать выводы – телевизор и компьютер не развивают совсем. Именно в начальной школе формируются данные навыки.                  Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует каждого учителя. Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много.

      Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. При формировании навыков чтения родители в первую очередь должны понять, почему чтение важно для ребёнка. Перечислю основные причины:

  • Книга будит эмоции 

Ещё И.П. Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребёнок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и всё это – эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, ребёнок уже и научился получать удовольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вредным. Если ребёнок живёт в состоянии хронического эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция. Дети начинают, например, бить стёкла в трамвае, чтобы изведать остроту риска и страха. «Со скуки», - говорят обычно. Нет, правильнее всего – от эмоционального «голода».

  • Чтение повышает интеллект

По статистики человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% посредством чтения. То есть, если ребёнок систематически не читает, то он упускает около 14% от всей доступной ему информации. Заметьте, чтобы быть в курсе научных новостей человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал за всю жизнь. Итак, чтение сегодня – это способ соответствовать времени, его скоростям и жёстким требованиям. Причём скорость и уровень восприятия чтения нужно всё время повышать.

  • Чтение помогает в учёбе

Действительно, хорошо читающий ребёнок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребёнок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребёнок читает больше, он обладает большим объёмом информации, и лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки её поиска и общения.

  • Книги формируют самообразовательные навыки

Приобщившись к чтению, ребёнок освобождается от зависимости и опеки взрослых. Он начинает понимать, что книжный мир – увлекательный и огромный, в нём можно путешествовать бесконечно. Ребёнок идёт в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребёнок знает, какой бы вопрос ни возник, ответ можно найти в волшебнице – книге.

  • Чтение побуждает к нравственным поступкам

 К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилуют»               уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.

Книги – ценный источник знаний о нормах поведения. «Медвежонок –     невежа» А. Барто, «Волшебное слово» В. Осеевой и многие другие, - это своеобразные и остроумные учебники хорошего тона, вежливости и хороших манер. Ребёнок, который осудил медвежонка за то, что тот «примчался к дому и первым влез в берлогу, медведю пожилому не уступил дорогу», едва ли станет, отпихивая взрослых, рваться к двери.

      Таким образом, развитие навыков чтения - необходимый процесс для формирования личности ребёнка. Младшие школьники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости чтения, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения.

        Предлагаю несколько упражнений, которые способствуют увеличению скорости чтения.

  1. Прыжок – остановка

По команде «Прыжок» ребёнок начинает читать текст до команды «Остановка!». Тогда он прекращает читать и отрывает взгляд от страницы. Вы снова даёте команду «Прыжок». Задача ребёнка – быстро найти место, на котором он остановился в прошлый раз, и начал читать с него.

  1. Параллельное чтение

Берётся два одинаковых текста. Удобнее всего распечатать из интернета небольшой рассказ, один лист отдать ребёнку, другой взять самому. Подойдут и две одинаковые книжки. После этого вы начинаете читать вслух текст, а ребёнок присоединяется и читает одновременно с вами, следя пальцем за строкой. Читая, то ускоряйте, то снижайте темп, заставляя ребёнка изменять скорость чтения вслед за вами.

  1. Артикуляционная гимнастика

Сделайте подборку скороговорок, пословиц, поговорок и предложите ребёнку прочитать их с разной скоростью, с разным выражением. Следите за тем, чтобы у ребёнка не сбивалось дыхание, чтобы он четко выговаривал все звуки, в том числе окончание слов.

  1. Поиск заданного слова

Попросите ребёнка найти в незнакомом тексте загаданное вами слово. Задача – найти загаданное слово как можно быстрее. Делайте это по очереди, превратив поиск слов в увлекательную игру. Время поиска засекайте по часам, а тексты подбирайте в соответствии с уровнем и возрастом ребёнка.

  1. Чтение с закладкой

Предложите ребёнку прочитать текст, используя закладку. При этом он должен прикрывать закладкой не нижнюю строку, а уже почитанные слова. Благодаря этому упражнению ребёнок научится не возвращаться глазами к ранее прочитанному тексту, и скорость чтения возрастёт.

  1. Зрительный диктант

Возьмите текст, состоящий из 5-6 предложений. Прикройте его листом бумаги и покажите ребёнку только первое предложение. Затем закройте его и попросите ребёнка повторить прочитанное по памяти. Чем точнее  он воспроизведёт предложение, тем лучше. После этого откройте второе предложение, затем третье и так до конца текста.

  1. Вверх ногами

Переверните книгу и предложите ребёнку почитать её вверх ногами. Поначалу с этим могут возникнуть трудности, но постепенно ребёнок научится распознавать целостный образ слова даже в таком неожиданном ракурсе.

  1. Складывание слов из частей

Напишите десять – двенадцать слов таким образом, чтобы начало слова приходилось на одну карточку, а окончание осталось на другой. Перемешайте карточки и предложите ребёнку отыскать и сложить из них слова. Постепенно задачу можно усложнить, выбрав более сложные слова и разделив их не на две части, а на три или четыре. Это упражнение помогает «достраивать» слово по первым буквам, ускоряя темп чтения.

Желаю успеха!

   

        Литература

  1. Васильева Л.С. Как научить детей правильно читать/Л.С. Васильева. – Саратов:  «Лицей», 2005.
  2. Омокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников/М.И. Омокова – М:  «Аркти», 1999.
  3. Уитч Джон Скорочтение. Читаем в 4 раза быстрее/ Уитч Джон – М.: АСТ, 2014.
  4. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Быстрое обучение чтению/О.В. Узорова, В.Е. Нефёдова, – М.: «Астрель», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям и ученикам по формированию навыка чтения

Что значит хорошо читать? Хорошо читать - это значит, БЕГЛО, ВЫРАЗИТЕЛЬНО, ОСОЗНАННО. это значит, что человек получает УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ЧТЕНИЯ. Попробуйте следовать этим простым рекомендациям, и резуль...

Формирование навыков чтения через эффективные приёмы на уроках литературного чтения и внеклассной работе 

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начальной школы. И эта задача актуальна, так как чтение является богатейшим источником познания жизни и инструмен...

«МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется увеличением количества детей с дислексией, широт...

Рекомендации для родителей на тему: «Упражнения, способствующие формированию навыков чтения»

В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространенными являются нарушения пис...

"Рекомендации по формированию навыков чтения родителям 1 класса"

В статье рассказывается о формировании навыков чтения в 1 класса, дан методический и практический материал по формированию навыков чтения у первоклассника...

Рекомендации родителям и ученикам по формированию навыка чтения.

Рекомендации родителям и ученикам по формированию навыка чтения...

Методы и приёмы формирования навыков чтения в начальной школе

Настоящий читательский интерес начинает формироваться у ребёнка в младшем школьном возрасте, в начальной школе. Вот почему перед каждым учителем начальных классов постоянно возникают вопросы:Как приви...