Стажировочная площадка, в рамках проекта "Познание и творчество", работа попроекту "Быт и промысел народа Саратовской области"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Нестерова Екатерина Анатольевна

Конспект итогового ООД "Путешествие в Русскую избу"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Конспект интегрированного занятия

Для детей подготовительной к школе группы

 «Знакомство с бытом на Руси, путешествие в русскую избу».

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676858701_gas-kvas-com-p-risunok-na-temu-narodnii-bit-28.jpg

Авторы: Нестерова Екатерина Анатольевна

МДОУ «Детский сад комбинированного

 вида№131», воспитатель.

Стаж работы 19 лет.

Никитина Екатерина Олеговна

МДОУ «Детский сад комбинированного

 вида№131», воспитатель.

Стаж работы 4 года.

Актуальность. Проблемы сохранения, развития и возрождения традиционной народной культуры в наше время приобретает все большую актуальность. Для того чтобы сохранить свою уникальную культуру, необходимо изучать быт наших предков, определять новые ориентиры в нравственно –патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Расширять представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быте и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.

Способствовать познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально –коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических

позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

Цель: Познакомить детей с бытом русской избы и традициями русского народа.

Задачи:

  • Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта, их названиями, (печь, прялка, посуда, и т.д.). предназначением, а также уточнить смысл, значение некоторых названий; познакомить детей с характерными особенностями деревенской посуды; активизировать употребление в речи названия материалов из которых они изготовлены.
  • Обогатить словарь детей словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами: ухват, чугун, прялка, крынка.
  • Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
  • Систематизировать знания детей о народных традициях, фольклоре.
  • Развивать творческие навыки в процессе изготовления куколв.
  • Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах, альбомах, с изображением старинных предметов быта, формирование в группе мини –музея, беседа о малой Родине, родном крае.  Работа по проекту «Быт и промысел народа на Руси», Чтение русских народных сказок.

Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, стол, старинная посуда, самовар, прялка, сундук, русские народные костюмы, рушник, калач и др.), мяч, клубочек, мультимедийная установка, слайды с изображением презентации, русский народный костюм для хозяйки.

Раздаточный материал:

- деревянная ложка
- лоскуток ткани (прямоугольник) белого цвета 35х6 см для нижней косынки и ручек;
- цветной лоскуток ткани (прямоугольник) для юбки 25х10 см;
- цветной лоскуток ткани (треугольник) 26 см по диагонали для верхней косынки;
- моток ниток красного цвета.

Ход ООД:

I.Вводная часть

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день. Солнышко заглянуло к нам в окно. Наверное, солнышко хочет пожелать нам хорошего настроения. А у вас какое настроение?

Дети: Весёлое, радостное…

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, улыбнёмся и вспомним наше приветствие: (психогимнастика)

С лева друг и справа друг получился дружный круг.

Дети: Выполняют действия согласно тексту.

II. Основная часть.

Воспитатель: ребята послушайте стихотворение

Холмы, перелески, луга и поля —
Родная, зелёная наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это раздолье полей —
Частица великой Отчизны моей.

Воспитатель: Ребята, о чём говорится в стихотворении? (О Родине. Наша Родина – Россия.)

Воспитатель: А что такое малая Родина? В каком городе мы живем? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте поиграем, я вам буду передавать мяч, а вы скажите, что такое малая Родина для вас.

Ответы детей:

- это место где мы родились и живём.

-это земля, на которой живут, трудятся наши мамы и папы

-это место, где живут близкие и дорогие нам люди: дедушки и бабушки.

- это место, где стоит наш детский сад.

-это место, по которому люди скучают, находясь в далёком краю, на чужой стороне.

- это наш город Саратов.

– это дом в котором, мы растем и воспитываемся.

Воспитатель: Правильно, большая наша страна Россия. В этой большой стране есть место, наш город Саратов, где мы родились и живём- это наша малая Родина. Наш дом родной.

Всегда ли ваш дом был таким, какой он сейчас? Как думаете? (Нет).

Воспитатель: Верно. Поэтому я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое и посмотреть, как жили люди в старину, какие у них были жилища, чем и как они устраивали свой быт. А поможет нам в этом волшебный клубочек. Давайте скажем волшебные слова:

 «Ты клубочек покатись, нам дорожка покажись»

Дети идут за клубочком, подходят к мини-музею «Русская изба».

Гостей встречает хозяйка с хлебом (караваем) и солью.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим!

По русскому обычаю гостей встречают хлебом и солью

«Гость на порог – хозяину радость!» (пословица)

Хотите продолжить знакомство с бытом русской избы (Да).

«Стоит жилище деревянные бочища,

Внутри печь да дрова - это русская … ИЗБА» (слайд 2)

Показ презентации.

Хозяйка: Давным–давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен (слайд 3) Украшали избы - узорами.

А мы сейчас, где с вами живём? (Мы живём в домах, квартирах)

В избе была всего одна большая комната. ГОРНИЦА (слайд 4)

Как она называлась? (Эта комната называлась – горница)

Из какого материала сделана мебель в горнице? (Вся мебель сделана из дерева) Значит она какая? (Мебель деревянная)

Хозяйка: Загадка «Летом спит – зимой горит?» (ПЕЧЬ) (слайд 5)

В народе говорили: «Без печи - нет избы»

Для чего нужна печь в избе? (В печи готовили кашу, щи, пекли пироги, хлеб)

А ещё для чего нужна была печь? (Печь обогревала избу)

Но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей.

Хозяйка: В горнице моей посуды много, а вот какой и для чего она нужна узнаете отгадав мои загадки:

«Сделан я из глины, чтоб во мне кашу варили» (ГОРШОК) (слайд 6)

Хозяйка: молодцы! ГОРШОК – был главной кухонной посудой. Из кого материала его делали? (Из глины, горшок глиняный)

Для чего нужны горшки? (В горшках варили кашу. Хранили муку, масло, сметану).

Хозяйка: А вот еще один не заменимый предмет посуды на Руси:

В земле я родился

В огне закалился (кувшин, крынка) (слайд 7)

В давние времена не было так же и холодильника, и молоко хранили в крынке. Так как крынка тоже, глиняная, она плохо нагревалась, поэтому молоко не портилось.

Хозяйка: Вашему вниманию следующая загадка:

«Он, как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк.

Кашу сварит…ЧУГУНОК» (слайд 8)

Хозяйка: Верно. Чугунки были тяжёлые, сделаны из чугуна, значит они какие? (Чугунки чугунные)

Ваши мамы сейчас в чём готовят еду? (Мамы готовят в кастрюлях)

Хозяйка: «У печи стояли важно,

              Как стойкие солдаты железные …УХВАТЫ» (слайд 9)

Как помогал ухват хозяйке? (Ухват помогал хозяйке достать горячий чугунок из печи)

Хозяйка: В горнице на столах стояла расписная ПОСУДА (слайд 10)

Из какого материала сделана эта посуда? (Она сделана из дерева – деревянная)

Хозяйка: «Всех кормлю с охотою, а сама – безротая» ЛОЖКА (слайд 11)

У каждого члена семьи была своя ложка.

Какие были ложки? (Ложки были деревянные.)

Воспитатель: Представляете, ребята, в то время в гости ходили со своей ложкой. А у нас сейчас какие ложки? (У нас – железные ложки, пластиковые. серебряные)

Хозяйка: «Выпускает жаркий пар,

             Древний чайник – …САМОВАР» (слайд 12)

Воспитатель: Для чего нам нужен самовар, мы расскажем и покажем:

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «САМОВАР»

Воды нальём мы в самовар - (насос)

Шу-шу-шу.

Угольки раздуем в жар - (вращаем головой в стороны, вперёд)

Шух – шух – шух.

Самовар уже пыхтит – (руки на поясе, повороты головы в стороны)

Пых-пых-пых.

Чай сейчас наш закипит - (чашечка, длительный выдох)

Ши-ши-ши.

Напьёмся чаю от души – (круговые движения по животу)

Фы–фы-фы.

Хозяйка: В старину любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Ещё пили чай с мёдом, вареньем и баранками, долго-долго чаевничали, беседовали. (слайд 13)

Хозяйка: «Что за барыня такая? В гребень шерсть она берёт,

Тонкой ниточкой пушистой, Потом пряжу отдаёт?» ПРЯЛКА (слайд 14)

Для чего хозяйке нужна была прялка? (Прялка хозяйке нужна для того, чтобы прясть пряжу) Из ниток ткали полотно и шили одежду.

Воспитатель: Ребята, где же хозяйка хранила одежду? В СУНДУКЕ (слайд15)

А где мы сейчас храним одежду? (Мы храним одежду в шкафу)

Хозяйка: Хотите, посмотрим, что находится в нашем сундуке? (русские народные костюмы: женский и мужской) (слайд 16)

Давайте рассмотрим женский костюм

Девушки носили: белую рубаху и сарафан. Сарафан – это платье без рукавов, на широких лямках. Спереди сарафан украшали узорной тесьмой, красивыми пуговицами. Молодые девушки на голове носили ленточки, а на праздники надевали веночки. Замужние женщины на голову надевали - «кокошник». (слайд 17)

А вот мужской костюм

Мужчины носили рубаху – называли её «косоворотка». У рубахи – ворот был украшен тесьмой. Рубахи носили на выпуск, подпоясывали узким поясом - кушаком. Штаны назывались – «порты», к низу заправляли в сапоги, или завязывались лаптями. (слайд 18)

Хозяйка: Вот и лопаточки, прыгали в них через кочки (слайд 19)

Лапти – обувь простого народа.

Из чего плели лапти? (Лапти плели из лыка – коры деревьев липы, ивы)

Лапти носили и летом и зимой. У каждого члена семьи было по несколько пар лаптей.

Воспитатель: А в какие игры играли на Руси?

Хозяйка: Одна из излюбленных игр, была игра «ПЛЕТЕНЬ» (слайд 20)

Давайте и мы с Вами поиграем.

ФИЗМИНУТКА:

Русская народная игра «Плетень»

Есть народная игра (идут по кругу)

Называется – «Плетень».

Нам в нее играть охота, (Руки на пояс)

Нам в нее играть не лень! (грозят пальчиком)

Раз плетень, два плетень, (приседают 2 раза)

Спрячемся от солнца в тень (закрывают лицо руками)

Посидим, отдохнем (сидят)

И опять играть начнем. (встали, руки вверх)

1,2,3- плетень собери.

(построиться в две шеренги, рука скрестить крест на крест)

Воспитатель: Скажи, хозяюшка, а какие же игрушки были у детворы? Во что играли дети?

Хозяйка: Мужчины занимались резьбой по дереву. Вырезали различные фигурки: лошадки, мечь, фигурки животных.  (слайд 21)

В Саратовской губернии делали глинянные игрушки, их не красили, а отпечатывали на них узоры (слайд 22)

А женщины из подручных материалов делали кукол. Кукол делали из лозы, ниток, ткани и даже на ложках. (слайд 23) Укладывая ребенка спать, мама, у него на глазах, делает куклу, с которой он засыпает. Утром одежду с куклы снимают, и ложка может использоваться по назначению.

Сегодня хочу и я вам предложить изготовить куклу на деревянной ложке. Проходите присаживайтесь за столы.

 «Изготовление традиционной народной куклы на деревянной ложке»

Дети изготавливают куклу на деревянной ложке:

И так приступаем к изготовлению традиционной народной куклы на деревянной ложке:

1. Берем ложку, выпуклая ее сторона- это будет личико куклы, основание - шея.

2. Берем лоскуток цветной ткани, это будет юбка куклы, и собираем юбку у основания шеи, чтобы разрез юбки был сзади. Ниткой туго завязываем.

3. Берем лоскуток белой ткани. Из него мы сделаем нижнюю косынку для куклы и ручки. Сгибаем длинный край к середине. Верхний край подгибаем к нижнему. С обеих концов на ткани завязываем узелочки красной нитью.

4. Одеваем нижнюю косыночку. Сзади крест-накрест, спереди завязываем на узел.

5. Изготовление косынки. Берем треугольный лоскуток ткани, немного подгибаем край. Когда косыночку одеваем, нужно это сделать так, чтобы нижняя косынка была видна. Спереди крест-накрест перекручиваем, заводим косынку под ручки внизу и сзади завязываем на узелок.

6. Кукла готова!

Хозяйка: Вы можете дать кукле имя. И забрать ее с собой, чтоб запомнилось наше путешествие с старинные времена.

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Спасибо, хозяйка! Так много нового и интересного мы сегодня узнали! А Вам ребята понравилось наше путешествие? Что Вам было особенно интересно?

Давайте поблагодарим хозяйку за гостеприимство и нам пора возвращаться в детский сад. А поможет нам наш волшебный клубочек. Скажем Волшебные слова. (Дети благодарят хозяйку и произносят слова)

«Ты клубочек покатись, в детский сад дорожка покажись».

Дети возвращаются в группу, обмениваются впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект «Знакомство с русской избой»

Конспект совместной деятельности с воспитанниками второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация»  Тема: «Знакомство с русской избой »...

конспект интегрированного занятия "Русская изба"

Интегрируется с областями: коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура, музыка, художественное творчество, безопасность...

Конспект познавательного занятия "Русская изба"

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях....

Конспект образовательной деятельности "Русская изба"

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».Задачи:Формировать интерес к русской народной...

Конспекты занятий в "Русской избе" во второй младшей группе

Конспекты занятий в "Русской избе" во второй младшей группе...

Конспект "Посиделки в русской избе"

Формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа....