Конспект образовательной деятельности "Русская изба"
план-конспект занятия на тему

Мыльникова Ирина Анатольевна

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Задачи:

  1. Формировать интерес к русской народной культуре, к традициям и обычаям русского народа («Социализация»).
  2. Расширять представления о русской избе, как национальном достоянии, о быте сельских жителей. Закреплять знания детей о русских народных праздниках; показать самобытность русского народа, проявляющуюся в детском народном творчестве(колядки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки («Познание»).  
  3. Продолжать расширять представление детей о разнообразии народного искусства, художественных промыслов. Совершенствовать художественные, творческие способности детей в мастерской «Умельцы России». Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, к Родине («Художественное творчество»).
  4. Создать условия для положительного восприятия пословиц и поговорок, для чтения литературных произведений по теме («Чтение художественной литературы»).
  5. Совершенствовать умения детей использовать в речи выразительные средства языка. Помогать правильно, строить сложноподчиненные предложения. Активизировать словарь детей словами: заклички, прялка, веретено, небылицы, гусляры , колыбель («Коммуникация»).
  6.    («Музыка»).

 

 

 

Методы и приемы:

         Практические: игра с элементами ТРИЗ «Хорошо плохо», игра «Сложи сказку», физкультминутка, создание художественного продукта – куклы в мастерской «Умельцы России».

         Наглядные: предметы русского быта: деревянная и глиняная посуда, прялка, колыбелька, разрезные картинки по сказкам. 

        Словесные: загадки, пословицы и поговорки, частушки, весенние заклички, колыбельные.

Материалы и оборудование:

       Предметы домашнего обихода, утварь: скалка, кринки, чашки, миски, ложки, чугунки, прялка, веретено, пряжа, колыбель, куклы, разрезные картинки.

 

Деятельность воспитателя

 

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Произносит заклички:

«Эй, добры молодцы,

Да красны девицы,

Собирайтеся, снаряжайтеся,

Солнце красное встречать,

Весну - красну зазывать»

 

 

 

 

 

 

 

 

Приглашает детей в русскую избу. Задает вопрос:

- Как еще можно назвать избу?

 

Загадывает загадку про печь: «Посреди избы  стоит, а внутри огонь горит, согревает, освещает, пирогами угощает»

Говорят поочередно:

«Весна, Весна красная,

Приди, Весна, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным,

С урожаем сильным.

Ты свети, сияй, ясно солнышко,

Освещай дорогу  Весне – матушке,

Растопите вы снега сильные,

Подарите нам хлеба обильные!»

 

Дети проходят в «избу», садятся на стулья, отвечают на вопросы.

 

 

 

Отгадывают загадку.

Произведен настрой на положительное восприятие образовательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформировано представление о русской избе, как о национальном достоянии человека.

2

Игра с элементами ТРИЗ «Хорошо – плохо».

Печь – это хорошо…

Печь – это плохо…

 

Задает вопрос:

В каких сказках встречается печь?

Отвечают на вопросы, предлагают свои рассуждения.

 

 

 

Называют сказки, где встречается печь: «По щучьему велению», «Гуси- лебеди», «Колобок».

Закреплены умения детей думать нестандартно, находить собственные решения, выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

3

Игра «Сложи сказку».

 

 

 

Беседа о том, чему нас учат сказки (о морали).

 

 

 

 

Беседа о небылицах.

Складывают на ковре из отдельных картинок сказки, называют их.

 

Рассказывают о том, чему нас учат сказки: «Колобок», «Красная шапочка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

 

Исполняют небылицу «Ехала деревня мимо мужика»

Закреплены знания детей о русских народных сказках.

 

Сформировано умение мыслить логически для выявления морали сказок.

 

 

Сформировано умения правильно понимать шуточный смысл небылиц.

4

Задает детям вопросы:

- Из чего раньше делали посуду на Руси?

- Какую посуду делали из глины?

 

Предлагает детям загадать загадки про деревянную посуду.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы воспитателя.

 

 

 

 

Рассматривают деревянную посуду, загадывают друг другу загадки:

- Утка в воде – хвост на горе.

- Новая посудина, а вся в дырах.

- Тесто на столе лежит,

Палка по нему бежит,

Там, где палка пробегает,

Тесто тонко раскатает.

- Сама не ем, а всех кормлю.

Активизирован и расширен словарь по теме.

 

 

 

Закреплено умение самостоятельно загадывать загадки своим товарищам, быстро находить ответ.

5

Физкультминутка «Ложки хохломские».

«Наши ложки хохломские

Самый лучший сувенир,

С позолотой, расписные,

Прогремели на весь мир».

Дети под музыку выполняют ритмические движения в соответствии с текстом, играют на деревянных ложках.

Закреплены двигательные умения детей, навыки координации с движением.

6

Загадывает загадку:

«Я трудится мастерица,

Не люблю в избе лениться,

Из пуха ниточка спускается,

На веретенышко мотается».

 

 

Предлагает детям вспомнить русские пословицы и поговорки.

Рассматривают прялку и веретено, отгадывают загадку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Один ребенок говорит начало пословицы, остальные дети хором договаривают её:

- Делу время… (а потехе час).

- Без труда… (не выловишь и рыбку их пруда).

- Мал золотник… (да дорог).

- Ученье свет… (а не ученье тьма).

- Волков бояться… (в лес не ходить).

- Любишь кататься… (люби и саночки возить).

- Кто не работает… (тот не ест).

- Где песня поется… (там весело живется).

Сформированы знания о быте русского народа, о занятиях в зимний период в сельской местности: пряли пряжу, вязали теплые вещи, расписывали деревянную и глиняную посуду.

 

Сформированы знания детей о русских пословицах и поговорках.

 

7

Рассказ воспитателя о колыбельных песнях, которые складывались для самых маленьких.

Девочки поют для своих кукол колыбельные песни:

«Баю баю баюшки, да прискакали заюшки.

Люли люли люлюшки,

Да прилетели гулюшки.

Стали гули гулевать,

Стал мой сыночек засыпать».

«Вы коты,  коты, коты,

У вас белые хвосты,

Вы коты,  коты, коты,

Принесите дремоты».

 

Активизирован словарь детей словами: колыбельная, младенец, колыбель, люлька.

8

Беседа о старинных русских праздниках, предлагает детям рассказать о них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приглашают детей на праздник весенний, предлагают послушать русскую народную песню.

Дети рассказывают:

- Покров. На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается, а в деревнях свадьбы играются.

- Рождество. На Рождество и стар, и млад все дворы обходили, пели колядки, да Христа славили.

- Крещение. На Крещение девушки гадали, да суженного, ряженого выбирали, а еще в ледяной купели купались, да здоровьем заряжались.

- Масленица. На Масленицу зиму провожали, весну красную встречали, на горках катались, да блинами объедались.

- Весенний праздник «Жаворонки».

В этот  день пекут забавные фигурки из теста, друзей угощают, да птиц в родные края приглашают.

 

Русскую народную песню «Ой сад на дворе» исполняет воспитанница Табакова Ульяна, аккомпанирует на гуслях её папа Табаков В. И.

 

Сформированы знания детей о русских народных праздниках, об их самобытности, об обычаях и традициях русского народа.

9

Физкультминутка «Веселые частушки».

Дети исполняют задорные частушки «Стенка на стенку» и выполняют движения в соответствии с текстом.

Созданы условия для удовлетворения детской потребности в движении, снятия статического напряжения.

10

Приглашает детей в мастерскую «Умельцы России».

Дети мастерят кукол из мочала, украшают их разноцветными лоскутками, лентами.

Сформированы представления детей о разнообразии художественных промыслов на Руси.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkaya_izba_-_kopiya.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Задачи:

  1. Формировать интерес к русской народной культуре, к традициям и обычаям русского народа («Социализация»).
  2. Расширять представления о русской избе, как национальном достоянии, о быте сельских жителей. Закреплять знания детей о русских народных праздниках; показать самобытность русского народа, проявляющуюся в детском народном творчестве(колядки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки («Познание»).  
  3. Продолжать расширять представление детей о разнообразии народного искусства, художественных промыслов. Совершенствовать художественные, творческие способности детей в мастерской «Умельцы России». Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, к Родине («Художественное творчество»).
  4. Создать условия для положительного восприятия пословиц и поговорок, для чтения литературных произведений по теме («Чтение художественной литературы»).
  5. Совершенствовать умения детей использовать в речи выразительные средства языка. Помогать правильно, строить сложноподчиненные предложения. Активизировать словарь детей словами: заклички, прялка, веретено, небылицы, гусляры , колыбель («Коммуникация»).
  6.    («Музыка»).

Методы и приемы:

         Практические: игра с элементами ТРИЗ «Хорошо плохо», игра «Сложи сказку», физкультминутка, создание художественного продукта – куклы в мастерской «Умельцы России».

         Наглядные: предметы русского быта: деревянная и глиняная посуда, прялка, колыбелька, разрезные картинки по сказкам.  

        Словесные: загадки, пословицы и поговорки, частушки, весенние заклички, колыбельные.

Материалы и оборудование:

       Предметы домашнего обихода, утварь: скалка, кринки, чашки, миски, ложки, чугунки, прялка, веретено, пряжа, колыбель, куклы, разрезные картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей младшей группы «Сказочное путешествие с матрешкой в русскую избу».

Сформировать образные представления о мудром устроении внутреннего пространства избы;Познакомить детей со старинными предметами быта (печь, ухват, чугунки, сундук, люлька или колыбелька);Познакомить д...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Интерьер и предметный мир старинного дома-избы» (экскурсия в музей на свежем воздухе «Комната старины»)

Цель: Познакомить детей с традициями внутреннего обустройства и убранства дома-избы, с народным этикетом приёма гостей. Приобщать к истокам русской народной культуры, через малые формы фольклора. ...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе: "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…".

Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе: "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…".(Знакомство с пословицами, по...

Конспект образовательной ситуации в средней группе на тему: «Добро пожаловать в русскую избу»

познакомить детей с русской избой, ее устройством; с предметами русского быта; с домашней утварью;- обогащать словарь детей названиями предметов старинного русского быта (самовар, ухват, чугун, прялка...

Конспект образовательной деятельности "Внешнее устройство русской избы"

Конспект образовательной деятельности "Внешнее устройство русской избы"...

Конспект образовательной деятельности на тему:Русская изба:

Русская изба Цель: • формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Задачи: • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русск...