Спортивное развлечение "День вороны" в рамках проекта "По сказкам народов Севера"
план-конспект занятия (старшая группа)

Лискина Эльвира Юрьевна

Развлечение для дошкольников с -7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий фольклорного праздника «Вороний день»
Описание: Совершив необычное путешествие в «Северное царство снега, холода и льда», познакомятся с народом ханты и манси. Узнают много необычного об обычной птице: о приметах, связанных с вороной, о том, почему ворона стала черной, и о том, как именно ворона разбудила Север от долгого зимнего сна. Познакомятся с шаманом, поиграют с ним в национальные игры:
Цель: Совершенствование духовной и нравственной культуры через знакомство с традициями коренных народов Севера.
Задачи:
1. Познакомить детей с национальным весенним праздником народов ханты и манси «Вороний день»
2. Развивать внимание и мышление, ловкость и быстроту;
3.Воспитывать любовь и уважение к родному краю, традициям народов Севера.

Ход:Звучит музыка…звуки бубна. Выходит ведущая в хантыйском костюме.

Ведущий:Здравствуйте друзья! Вуща вула…так приветствуют друг друга коренные жители нашего края – ханты.

Живут на нашей Ханты-Мансийской земле люди различных национальностей. И встреча весны проходит у всех особенно, согласно традиции их народа. И сегодня мы приглашаем Вас познакомиться с древним весенним праздником народов манси и ханты – Вороньим праздником, Вороньим Днем.  

Это праздник весны и рождения малых деток. У коренных народов Севера вестником пробуждения природы считается ворона – это птица, которая приносит на своём хвосте первое тепло.

МУЗЫКАЛЬНАЯ РАЗМИНКА
Музыкальная Игра - танец «Северное царство».
В царстве холода и стужи,
Все кругом сковали льды.
(Повороты головы «Внимательная сова»)
Серебристые метели
Запорошили следы.
(Поочередно поднимать руки вверх ладонями вниз с одновременным поворотом головы)
Воет ветер, злится вьюга,
Заметая все кругом.
(Ноги в широкой стойке, руки вверх с раскрытыми ладонями, выполнять наклоны в стороны)
И осыпана округа
Белоснежным серебром.
(Ноги в широкой стойке, руки разведены в стороны выполнять повороты туловищем влево и вправо)
В белой тундре, где снега,
Он растит свои рога.
(Раскрывать руки в стороны, затем поднимать над головой, изображая «оленьи рожки»)

Гордый северный олень!
Царь всех северных зверей!
(Выполнять на месте «Олений бег»)
А белые медведи немного косолапы,
Белые медведи немного толстопяты.
(Имитировать шаги медведей)

Все они шагают дружно,
Для порядка это нужно.
(Взяться за руки и ходить как «Мишки»)

Лыжи с палками возьмем,
И на лыжах мы пойдем.
Вьюга да метелица
По дорожке стелется.
(Имитировать ходьбу на лыжах)

Ох нелегок этот путь,
Надо дети отдохнуть.
(Широкая стойка, руки на бедрах – выполнять прыжки, затем присесть на корточки)

Ведущий

С именем Вороны много связано. И первое дыхание весны, и первое тепло.
И первые проталинки, и первые ручьи, и первые ростки.
А вот послушай, как об этом говорится в старинной легенде

Звучит традиционная музыка.                                                                                    Давно это было…Прилетела ворона в северный край. Летала-летала, смотрит вокруг: холодно, голодно, кругом никого, тогда собрала ворона все свои силы и каркнула во всё горло: КАР! КАР! И от этого крика ожила вдруг природа, очнулся человек, повеселел, солнце даже стало ярче светить. Пригрело всех своими тёплыми лучами и всем на земле нашей стало хорошо. Вот и стал этот день особенным – день встречи весны –«Вороний день»

Ведущий:Ребята, а чтобы ворона скорей прилетела нужно ей Гнездо построить. Нужно собрать ветки и построить гнездо для Вороны.
Игра «Гнездо для вороны»

Ведущий:Вот мы и гнездо построили для Вороны, а ее что-то нет!
Вы слышите эти звуки (звук бубна шамана). Кажется, я знаю, кто нам может помочь!
В каждом хантыйском стойбище есть такой человек, который слышит и понимает Землю, Воду и Небо, и конечно же животных и птиц. Это шаман. Он идет сюда.
Под музыку в зал входит взрослый в роли Шамана.
Шаман: Я сегодня слушал Небо, слушал, как тучи собираются, как метель начинается. Зима сопротивляется приходу весны. А птица не взлетает в метель. Может нам для зимы хороводную песню спеть, чтоб она добрее стала.
Хоровод «Веснянка»

Шаман припадает к земле:
Чу! Я слышу топот оленей, крики людей, скрип снега. Это начинается веселье после хоровода. В древности считалось, чем веселее встречать весну, тем быстрее прилетит Ворона, вестник весны.
Чтобы нам весну встречать
Нужно весело играть.
Ведущий: Уважаемый Шаман, наши ребята очень любят песни и игры. Мы согласны повеселиться с тобой. Правда ребята?
Шаман: Ну что ж начинаем веселье. Ребята, а вы знаете на чем передвигаются по тундре народ ханты и манси? (ответы детей) Приглашаю поиграть самых маленьких гостей.
Игра «Важенка и оленята» фонграмма

На полу разложено несколько обручей. В каждом из них находится «Важенка»- олениха , за обручем 2-3»Оленека». В углу зала стоит «Волк».
Бродит в тундре Важенка,
С нею – Оленята,
Объясняет каждому
Все, что непонятно…
(«Оленята», подняв руки вверх, изображая «оленьи рожки» бегают «оленьим бегом» вокруг обруча)
Топают по лужам
Оленята малые.
Терпеливо слушая
Наставленья мамы.
(Важенка в кругу грозит пальцем деткам, оленята кивают головами и выполняют бег на месте)
На проигрыш «оленята»убегают от домика играют, бегая по «тундре».На слова «Волк идет» убегают в свои домики, Волк ловит.
 
Шаман: Молодцы! Настоящие олени!
У народа ханты есть поверье, только тот, кто умеет прыгать через нарты - настоящий охотник. Приглашаю 6 смелых охотников.
Игра «Прыжки через нарты» (в качестве нарт используется широкая невысокая скамейка)- дети по очереди перепрыгивают через «нарты»
Шаман: Ну что, вижу, что все Вы хорошие охотники. А теперь проверим-ка, ловкость охотников ваших.
Игра «Оленьи рога»
Ставятся 2 оленя ( в качестве оленей используются кольцебросы)- дети по очереди кидают кольца по 2-3 попытки
Шаман:
Какие ловкие и сильные ребята.
Тише, я слышу Небо, оно поет ветрами, я слышу Землю, она согревается. Думаю вестник весны уже близко….
Слышно Карканье Вороны. Залетает Ворона.
Ворона: Кар – кар!  Здравствуйте, добрые люди! Долго я к вам летела из далеких теплых краев. И вот, я с вами. И пусть с моим появлением маленькие девочки и маленькие мальчики родятся!
Пока я летела к вам – очень замёрзла. Злые духи, ветра да метели не хотели пускать меня в родные края. Потому и погода не балует: то тепло, то мороз. Кто мёрзнет и хочет согреться, выходите на танец
 «Льдинки, ветер и мороз» фонограмма
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки
(Дети стоят парами, выполняя легкое плие, соединяя вверху руки поочередно левые, правые)
Сверкают, звенят
(Поднимают руки вверх, затем опускают вниз, рисуя круги)
Дзинь, дзинь, дзинь, дзинь…
(Имитируют звон колокольчика, наклоняясь к ушку партнера)
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки
Сверкают, звенят
Дзинь, дзинь, дзинь, дзинь…
(Повторить движения)
Во время проигрыша на слово «Ветер» разбегаются по залу, бегают на носочках, делая легкие взмахи руками. На слова «Мороз» возвращаются в пары и кружатся.
Ворона: У народа ханты и манси есть древний обычай – с приходом весны, завязывать яркие ленточки на берёзу. Это дерево считается самым чистым деревом, олицетворяющим жизнь. Завязывая ленточку, важно пожелать, чтобы счастливы и здоровы были близкие и родные, а главное загадать своё заветное желание. Оно должно быть чистым, светлым и добрым, тогда обязательно всё сбудется. У вас есть такое желание, ребята?
Ворона раздает ленточки, дети завязывают их на берёзу.
Ведущий: Первыми подойти к березке я предлагаю девочкам. Так как вороний день считается женским праздником. (Девочки завязывают ленты)
А теперь свое желание загадают мальчики.
(Мальчики завязывают ленты)
Ворона: С пробуждением тебя мать Земля! Тебе зеленеть, а нам радоваться. Прими дары наши.
Высоко, далеко я летала, да у Торума просила, чтобы все желания людей исполнялись.
А Вам дети я древний наказ передать должна:
В беде стойкими будьте!
В битве храбрыми будьте!
В ученье – усердными,
В славе – скромными!
Так говорят люди, совсем старые люди!
Пора мне. Полетела я дальше, других ребят поздравлять с весной.
Ведущий: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки народов Севера.

Подборка небольших по объёму произведений и сказок для чтения детям....

Сказки народов Севера

Сказки народов Севера...

проект "Сказки народов Севера"

Расширять представления у детей о родном крае, о свое­образии природы, традициях и обычаях народов, проживающих на Ямале;Формировать у детей духовно-нравственные понятия: добро-зло, послушание-непослу...

Оформление книжных иллюстраций по сказкам народов Севере в технике пластилинография

Оформление книжных иллюстраций по сказкам народов Севере в технике пластилинография...

Спортивный досуг в старшей группе «Игры народов Севера»

Программное содержание: - познакомить детей с играми народов Севера;- способствовать  развитию координации движений, глазомера, быстроты;- воспитывать нравственно-волевые качества: решительн...

Конспект сюжетного занятия по физкультуре в старшей группе по сказке "Девочка и медведь" в рамках проекта "Сказки народов Севера"

занятие по физическому развитию в рамках проекта "По сказкам народов Севера про животных"...