Составление рассказа по картине.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Воронцова Надежда Сергеевна

Используется частично технология "Образ и мысль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.89 КБ
Файл kartiny.docx2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи «Рассказывание по картине «Ранняя весна» в старшей группе

Цель:

формировать умения детей дошкольного возраста составлять описательный рассказ по картине.

Задачи:

1.Словарь: проводить работу над смысловой стороной слова;

2.Грамматика: учить строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов;

3.Связная речь: учить составлять описательный рассказ по содержанию картины.

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы:

1. систематизировать знания детей о ранней весне и её признаках;

2. активизировать словарный запас по теме «Ранняя весна»;

3. развивать зрительное внимание, мышление;

4. воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать

Материалы и оборудование: ИКТ, презентация, картинка северного медвежонка, красивая коробочка, счетные палочки.

Ход мероприятия.

I. Психологический настрой, 1 мин

(слайд 1) Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе (произносят слова)

II. Вводно-организационный, 1–2 мин

Прислушайтесь. … Слышите, кто-то тихо ходит за окном? Хотите узнать: кто это?

Кто пришел так тихо-тихо?

Ну, конечно не слониха,

И, конечно, бегемот

тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел,

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла весна.

III. Мотивационно-побудительный, 1–2 мин

- О чем это стихотворение? (Это стихотворение о весне)

- Какие времена года вы еще знаете? (зима, лето, осень)

(слайд 2) На Северном полюсе живет маленький, любознательный медвежонок Умка. Он хочет знать обо всем на свете. Про зиму он знает много, а о весне ничего. Ему интересно – как он узнает, что наступила весна? Вы хотите помочь Умке? (да) Сможете?

IV. Актуализация, 3 мин

- Весной пробуждается вся природа. Каждый день переполнен весенними событиями. Чтобы рассказать про эти события, нужно знать много весенних, красивых слов.

- Скажите, весна какая? (долгожданная, ранняя, теплая, веселая, шумная, радостная, звонкая, красивая, светлая, солнечная и т. д.)

- Весной все чаще бывают солнечные деньки. Что делает солнце? (светит, греет, пригревает, согревает, ласкает, печёт, ослепляет, нежит и т. д.)

- Солнце светит, пригревает. Что происходит со снегом? (снег тает) Когда тает снег, что образуется? (проталины, ручейки) Что делает ручеек? (бежит, журчит, звенит, течет, извивается, бурлит и т. д.)

V. Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений, 5-8 мин

(слайд 3) Медвежонок думает, что на этой картине изображена зима. Он прав?

- Какое это время года? (весна)

- Какая это весна ранняя или поздняя? (ранняя) Почему так решили? (На картине изображена ранняя весна, потому что на земле ещё лежит снег и только в некоторых местах видны проталины, деревья стоят голые).

- Кого вы видите на картине? (детей)

- Что делают дети? (Дети рассматривают цветы мать-и-мачехи, играют с Петрушкой, мальчики пускают бумажный кораблик в ручейке).

- Какое настроение у детей? (Ребята радуются приходу весны. Детям весело, они улыбаются).

Упражнение «Бинокль»

- У вас на полу лежат невидимые бинокли. Возьмите их. (картинку медвежонка перемещаю на мольберт)

(слайд 4) Посмотрите на правый план картины. Кого вы видите? Во что она одета? Какое имя ей дадим? Что девочка делает? (Мы видим девочку в красном пальто, жёлтых сапожках. Она сорвала несколько цветов мать-и-мачехи на проталине и рассматривает их).

(слайд 5) Посмотрите на левый план картины. Кого вы здесь видите? Как зовут этого мальчика? Почему у него расстегнута куртка? (Слева мы видим на картине мальчика в синей куртке. Ему стало жарко, и он расстегнул куртку).

(слайд 6) Посмотрите в центр картины. Кого вы видите здесь? Какие имена у этих ребят? Что делают дети? (Мальчик в полосатой шапочке и шарфе пускает в ручейке бумажный кораблик).

(Девочка в зелёном пальто и оранжевой шапке сидит на скамейке с Петрушкой). Присмотритесь, что лежит около девочки? Для чего ей эти предметы? (Около неё лежит ведёрко, формочки. Девочка хочет сделать куличики из снега).

- Обратите внимание на деревья. Какие изменения произошли с ними с приходом весны? (Листиков нет, но появились почки).

- Почему дети одеты тепло? (На улице прохладно. Солнце светит, но греет мало. Сейчас ранняя весна).

VI. Динамическая пауза, 1 мин

- Давайте познакомим медвежонка с весенними месяцами. Но не просто познакомим, а и покажем. Выходите на ковер.

- Март: Дует теплый южный ветер (дети имитируют движение ветра)

- Солнышко все ярче светит, (дети поднимают руки вверх и разводят в стороны)

- Грач горластый прилетает (дети бегут на месте, имитируя движение крыльев)

- Что за месяц, кто узнает? (стоят на месте)

Апрель: Яростно река ревет

И разламывает лед (имитируют удары)

В домик свой скворец вернулся (над головой делают «крышу», присев)

А в лесу медведь проснулся (имитируют движение медведя)

В небе жаворонка трель (имитируют игру на дудке)

Кто же к нам пришел? (протягивают руки вперед)

Май: Зеленеет даль полей (разводят широко руки)

Запевает соловей (прыжки на месте)

В белый цвет оделся сад (поочередно разводят руками в стороны)

Пчелы первые летят (кружатся на месте)

Гром грохочет (приседание)

Угадай, что за месяц это?

VII. Практическая речевая деятельность, 10 мин.

- Молодцы! Знаете весенние месяца. Но нам надо рассказать медвежонку о весне. Попробуем составить рассказ глядя на картину. Из каких частей состоит рассказ?

- Чтобы рассказ был понятен медвежонку, начните его со слов (наступила ранняя весна) и назовите признаки ранней весны.

- Далее объясните, почему вы в этом уверены.

- В основной части придумайте, где могут находиться дети, что они делают.

- В конце рассказа скажите – нравится детям весна или нет? (заслушать 1-2детей)

(образец) РАННЯЯ ВЕСНА.

Наступила ранняя весна. Солнышко ярко светит и пригревает. Снег начал таять, появились проталинки, побежали ручейки.

Дети оделись и вышли на прогулку. Они одеты тепло, потому что на улице ещё прохладно. Девочка Таня сорвала цветок, она принесет его в группу и поставит в воду, а девочка Маша взяла с собой на прогулку Петрушку и рассказывает ему о весне, она хочет сделать куличики из последнего снега.

Мальчики Ваня и Дима смастерили кораблик из бумаги и пускают его в ручейке. Детям интересно и весело на прогулке.

- Как можно назвать эту картину? (Весна. Ранняя весна)

- Как думаете, что раньше могло было быть нарисовано на этой картине? (Зима. Идет снег. Дети, катаются с горки)

- А что нарисует художник, когда снег растает?

- Медвежонок говорит вам спасибо. Он забирает картину к себе домой, чтобы рассказать своим друзьям о ранней весне. Давайте встанем и помашем ему на прощание.

(слайд 7) Упражнение «Что лишнее?»

(собираю детей возле себя) Интересно, все ли приметы ранней весны вы знаете?

- Слушайте меня внимательно, определяйте, какая из примет лишняя. Скажите почему?

  • Тает снег, улетают в тёплые края перелётные птицы, начинается капель, появляются проталины.

(Ранней весной перелётные птицы не улетают в тёплые края, а прилетают к нам.)

  • Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветаем мать-и-мачеха.

(Ранней весной сильные морозы уже е трещат, а бывают только заморозки.)

  • Набухают почки, созревают яблоки, на проталинах появляется первая травка, грачи начинают строить гнёзда.

(Яблоки созревают не ранней весной, а летом или осенью.)

  • С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают.

(Листья желтеют и опадают осенью, а не ранней весной.)

- Молодцы! Вы были внимательными, исправили ошибки и дали объяснения.

Игровое упражнение «Весенние слова в шкатулке».

- Посмотрите, у меня есть шкатулка, в которую можно собрать все весенние слова. Я начну, а вы продолжите: «Верба, ледоход…» (подснежник, капель, проталинка, почка, цветок мать-и-мачеха, сосулька, солнечный лучик, лужа, наст и др.).

- Красивое весеннее слово – капель. Как вы объясните медвежонку, что такое капель? (когда с крыш капают сосульки)

- Какие первые весенние цветы вы знаете? Почему они так называются? (подснежники – появляются из-под снега, мать-и-мачеха – с одной стороны они мягкие и теплые, как руки мамы, с другой – гладкие и холодные, как руки мачехи в сказке)

IV. Заключительный этап. Рефлексия,1 мин

- Кому вы сегодня помогали? (медвежонку Умке)

- Смогли вы рассказать медвежонку о ранней весне? (да)

- Что вам в этом помогло? (знаем весенние слова, умеем составлять рассказ)

(слайд 8)для перехода к самостоятельной деятельности: из счетных палочек сделать домик для птиц по своему желании.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.

Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...

Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»

Материал представляет собой конспект  подгруппового логопедического занятия   по развитию связной речи....

Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".

Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задани...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин»

   Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, ведь это всего первые 7 лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стр...