Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Трутнева Светлана Александровна

Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задания, разработанные и опробованные в течение двух лет обучения, которые позволяют улучшить навыки понимания и воспроизведения текста и повысить уровень речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx38.76 КБ

Предварительный просмотр:

"Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

Цель: развитие связной речи детей.

Актуальность.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Я остановилась более подробно на пересказе, а так же сочинение рассказов по картине и серии картин, т.к. именно они вызывают наибольшие трудности у дошкольников.

Диагностика этих умений показала, что при списочном составе в 18 детей, семь из них имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности (дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден). Десять - средний уровень (в рассказах дети допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; словарный запас достаточно широкий). И лишь один человек владеет теми умениями, которые соответствуют высокому уровню (ребёнок самостоятелен в придумывании рассказов, не повторяет рассказов других детей; имеет широкий словарный запас).

Эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения. Именно поэтому необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.

Мною была разработана методика по обучению детей связной речи. При включении описанных в ней методов и приемов в конспекты занятий по развитию речи можно выработать у дошкольников более сознательный и осмысленный подход к оформлению собственного монологического высказывания.

Задачи:

 - Подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих создать интерес, мотивацию к речевой деятельности у воспитанников;

- Формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам и пересказу;

- Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей.

При продумывании конспектов занятий желательно соблюдать ряд правил:

- Использовать на занятиях методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;

- Включать в занятия по данным видам рассказывания игры, задания на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;

- Использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка данного дошкольного возраста. Создавать и стимулировать мотивацию деятельности;

- Всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим;

- Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;

- Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;

- По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.


Методика по обучению дошкольников связной речи.

Формирование навыков узнавания текста.

        Цель заданий – показать разницу между отдельными предложениями и текстом, который представляет собой совокупность предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.

        Предлагаются следующие задания:

1. Продолжить текст. К определенному началу текста нужно подобрать один из трех вариантов продолжения. Первые предложения всех трех вариантов одинаковые, а последние различаются по смыслу.

Пример:

Начало текста: «Однажды Незнайка гулял по городу и забрел в поле. В это время летел майский жук. Он сослепу налетел на Незнайку и ударил его по затылку. Незнайка кубарем покатился по земле, а жук улетел. Незнайка вскочил и посмотрел по сторонам. Никого вокруг не было. Незнайка подумал:…

Варианты продолжения:

- «Какое хорошее в этом году лето».

- «Кто же ударил меня, если вокруг никого нет?»

- «А не пойти ли мне на пруд половить рыбу!»

2. Подобрать к тексту начало. Это задание противоположно предыдущему. Дается одинаковое окончание текста и три варианта начала. Ребенок должен выбрать подходящее.

Пример:

Окончание текста: … Слепил я его из комков снега. Руки сделал из веточек. Вместо носа вставил морковку, вместо глаз – угольки. А сам пошел кататься на горку.

Варианты начала:

- Как-то вышли мы с другом погулять.

- Слепил я снеговика.

- Нам задали слепить дом из пластилина.

3. Подобрать середину текста. Задание, аналогичное двум предыдущим, но подбирают из трех вариантов нужную середину.

Пример:

Начало и конец текста: Вчера у нас вот что произошло. … Вот какая смешная история.

Варианты середины:

 - У нашей кошки появились котята. Она их кормила своим молочком. Но котята родились слабенькие, и к вечеру заболели.

- Отправился я на охоту за зайцами. Звезды сверкали остро
и холодно. Это было в сентябре.

- Наши цыплята научились ходить. Они еще ничего не знают,
и им все интересно. Они гуляли по двору и залезли в старую трубу
от самовара. Теперь у нас не желтые цыплята, а черные.

Формирование навыков анализа текста.

С детьми проводился предварительный анализ текста, еще до начала прослушивания или чтения текста. Обычно он начинался с анализа заголовка. Мысленная обработка заголовка - первый шаг к восприятию текста как целого, к уяснению идеи автора. Заголовок позволяет предположить, о чем пойдет речь в этом тексте, соотнести с тем, что уже было известно о теме заголовка до начала чтения. Заголовок вызывает вопросы и гипотезы, является основой прогнозирования, т.е. дает установку на определенное ожидание. К сожалению, на практике часто не придается большого значения заголовку, и он не подвергается анализу, даже если с него начинали чтение рассказа. В связи с этим очень часто заголовок не удерживается в памяти у детей, что мешает более точному смысловому восприятию слышимого художественного произведения. Чем лучше обработан заголовок, тем полноценнее будет дальнейшее чтение.

Анализ заголовка до начала чтения может строиться как ответ на ряд вопросов: что нам уже известно об этом? Что можно предположить, исходя из предыдущих знаний? О чем можно судить по характеру заголовка?

Предугадывание содержания по заголовку настраивает ребенка на определенное ожидание, которое обостряет восприятие, становится движущей силой интереса. Здесь большое значение имеет подбор текстов, которые должны соответствовать возрасту, быть интересными для дошкольников, и при этом представлять художественную ценность.

Также анализ заголовка проводится и после прослушивания текста. Здесь предлагаются следующие задания:

1. Выбрать к данному тексту один из трех заголовков: ребенку даются три варианта (один подходящий заголовок, два не   подходят   к   этому   тексту).

Пример:

В небе вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма тихонько прячется в густой листве деревьев. Из-под камней выбегают зеленые ящерицы, они мигают сонными глазками. Сегодня будет жарко!

Над цветами кружатся золотые пчелы, жадно пьют сладкий мед. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрашены в цвет утренней зари. В кустах порхают веселые чижи. Мелькают ласточки и стрижи и звенят радостно и счастливо. Хорошо иметь быстрые легкие крылья!

Варианты заголовков:

- «Жарко!»

- «Ласточки и стрижи»

- «Радостное пробуждение»

После выбора ребенком какого-либо ответа его решение анализируется и выясняется, правильный это ответ или нет, и почему.

2. После того как ребенок научится правильно выбирать заголовки среди полностью неподходящих к данному тексту, задание усложняется. Предлагается выбрать самое лучшее название к тексту, которое в наибольшей мере отражает происходящие в нем события, среди похожих заголовков.

Пример:  

Раз со мною на охоте произошел такой случай.

Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц все не выбегает. Куда же он делся? Подождал, подождал я и пошел на полянку посмотреть, в чем дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?

Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня притаился заяц, глазенки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!»

Стыдно мне стало убить зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружье, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живет, зайчат уму-разуму учит.

        Варианты названий:

- «Хитрый заяц»

- «Заяц и собаки».

- «Случай на охоте».

3. Дать заголовок словами текста. Для этого подбираются
такие тексты, в которых определенные слова или словосочетания
входят   в   название   текста.

4. Придумать свой заголовок к тексту.

5. Подобрать к заголовку подходящий текст (выбрать его из трех предложенных вариантов).

Пример:

        Дается название «Умный друг». К этому названию подбирают подходящий текст:

-  У меня есть щенок Умка. У него шерсть длинная, прямая, белая. Очень выразительны круглые, как пуговки, черные глаза. На белом фоне выделяется черненький носик-кнопочка. Такой симпатичный песик!

-  У меня есть щенок Умка. Мы его так назвали, потому что он очень умный. Скажешь: «Сиди!» - сидит. Скажешь: «Вперед!» - бежит. «Неси!»  - приносит. А с каким пониманием он смотрит на меня, когда мне плохо! Он совсем не мешает, когда я делаю уроки. Он защищает меня от всех, кто пытается меня обидеть.

-  У меня есть щенок Умка. Однажды мы с ним пошли в лес. Вдруг в траве что-то зашуршало. Щенок насторожился – и прямо из-под носа у него выскочила маленькая мышка и внезапно остановилась. Глазки-бусинки уставились прямо на Умку. А он сначала отпрыгнул от неожиданности, а потом залился звонким лаем,  обратив мышку в бегство. Щенок убежал так далеко, что чуть не потерялся. Я его отыскал, и мы пошли домой.

        После того как ребенок дал ответ, он должен объяснить, почему он выбрал именно этот вариант.

5. Придумать рассказ по заголовку.

Один из   самых   важных     показателей     понимания – это правильное выделение главной мысли. Осознать главную мысль, общий смысл текста очень трудная задача для дошкольника, не говоря уже о четком выражении ее словами. Выражение мысли в словах далеко не всегда соответствует самой мысли: оно может быть и неполным, и неточным, и искаженным. Достаточно сложной для детей является и дифференциация основной мысли текста и его темы. При определении главной мысли речевого сообщения дети часто заменяют ее темой, то есть говорят о том, что произошло в произведении. Таким образом, необходимым является и обучение детей умению различать тему и идею, а так же научиться соотносить основную мысль с русскими пословицами.

Здесь можно предложить следующие задания.

1. Выбери подходящую главную мысль текста из трех
предложенных. Перед выполнением задания ребенку объясняют, что главную мысль часто передают пословицей.

Пример:

Мурка и ежата

У маленьких ежат пропала мать. Они погибали, так как были очень голодные. У кошки Мурки родились котята. Она кормила их молоком. Однажды Мурка подошла к ежатам, тронула их лапкой и отбежала: ведь ежата кололись. Ежата затихли – грозила беда. Тогда ежей завернули в тряпочку. Теперь они не были колкими и Мурка покормила их молоком. Зверьки были спасены.

Варианты ответов:

- Мурка и ежата подружились.

- Друзья познаются в беде. (Правильный вариант).

- Спасение ежат.

2. Определить главную мысль словами текста. Ребенок должен самостоятельно сказать, что является главным в данном речевом сообщении.

3. Соотнеси главную мысль с пословицей. Предлагается выбрать сначала из трех вариантов, а потом делать это самостоятельно.

Пример:

Муравей и Голубка

Муравей хотел напиться и спустился вниз к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил за ногу. Охотник вскрикнул от боли и выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Варианты ответов:

- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

- Как аукнется – так и откликнется. (Правильный ответ).

- Не зная броду, не суйся в воду.

4. Определить тему рассказа (то, о чем говорится в тексте). Выбрать из трех вариантов.

Пример:

Шалун

У Милы был белый котик. Его звали Беляк. Беляк был большой шалун. Однажды мама вязала Миле теплые носки. На столе лежал клубок. Мама вышла из комнаты, а клубок оставила на столе. Беляк скок на стул, со стула на стол и давай лапками толкать клубок. Клубок упал со стола на пол. Котик катал клубок по полу, толкал его лапками. Беляк катал клубок и спутал все нитки. Мила вошла в комнату, увидела клубок на полу и сказала: "Ай, ай, какой ты шалун, Беляк!"

Про что этот рассказ?        

Варианты ответов:

- Про то, что мама вязала носки.

- Про то, Мила вошла в комнату.

- Про то, как котик Беляк озорничал. (Правильный ответ).

Формирование навыков реконструкции текста.

Цель заданий – познакомить детей с цепной связью предложений в тексте, при которой каждое последующее предложение соотнесено и синтаксически связано с предыдущим, отражая последовательное развитие мысли. Здесь предлагаются следующие задания:

1.Восстановить логическую последовательность в изложении содержания с опорой на серию картинок. Ребенку дают 3-4 картинки в неправильной последовательности и просят разложить их в правильном порядке, а потом составить рассказ по ним, причем каждой картинке должно соответствовать одно предложение.

        2. Задание на восстановление смыслового единства текста.

Пример: дошкольнику предлагается определить описываемое в тексте время года не после прочтения всего текста, а после появления каждого нового предложения.

Очень важно    сформировать   у   учащихся   умение   выделять в тексте непонятное   и   формулировать   в   виде   вопроса.    

Существует   две   разновидности вопросов: заданные кем-то кому-то и обращенные к самому себе. Эти   вопросы   по-разному   влияют   на   становление   интеллекта, являясь как стимулом, так и необходимым этапом в развитии ребенка.

Предлагается система заданий по формированию умения отвечать и ставить вопросы к тексту, что способствует более адекватному восприятию текстов и лучшему осмыслению его содержания.

1. Ответь на вопрос словами текста. Ребенку прочитывается текст, потом предлагается ответить на вопросы, связанные непосредственно с содержанием рассказа. На начальных этапах используется картинка или серия картинок, после этого занятия проводятся в устной форме, тренируя память детей.

Пример:

Как-то летом мальчик Ваня и его папа взяли удочки и отправились на озеро половить рыбу. Было прекрасное летнее утро. Рядом с озером шумела листвой березовая роща. По воде плавали утки. Над озером летали смешные стрекозы, похожие на вертолеты.

Папа сел на землю, закинул в воду удочку и стал ждать. Только через час на его крючок попался карп, еще через час – второй. К обеду в ведерке плескались три рыбки.

Ваня походил около папы, подумал, сел рядом с ведерком и опустил в него крючок с поплавком. «Теперь я поймаю столько же рыб, сколько папа!» - подумал Ваня.

Вопросы:

- Куда пошли папа с Ваней летом?

- Кого они увидели на озере?    

- Сколько рыб поймал папа?

- Что сделал Ваня?

- Что он при этом подумал?

2. Ответы на вопросы своими словами. В этом задании ребенку после прочтения текста предлагается ответить на вопрос по проблемной ситуации.

Пример:

(Текст тот же, что и в первом задании). Вопросы:

- Для чего папа с сыном пошли на озеро?

- Почему папа долго ловил рыбу?

- Почему Ваня не стал ловить рыбу в озере?

- Как ты думаешь, если Ваня поймает рыбку в ведре, пойманных рыб станет больше?

3. Ответы на вопросы по ходу прочтения текста. Это задание направлено на то, чтобы сформировать у дошкольников умение прогнозировать дальнейшие события по ходу поступающей информации. Для этого предлагается не сразу весь текст, а с перерывами. После чтения начала текста, ребенку предлагается подумать, а что будет дальше или задается конкретный вопрос. Ребенок выбирает один из трех ответов и чтение текста продолжается.

Пример:

Три котенка

Жили-были три маленьких котенка. Один котенок был серый, второй – черный, а третий - … (какой? – красный, синий, белый). Вдруг они увидели мышь и … (что сделали? – убежали от нее, залезли на дерево, погнались за ней). Мышь прыгнула в банку с мукой. Котята – за ней! Мышь убежала, а из банки вылезли три белых котенка (почему они стали белые?). Три белых котенка увидели лягушку и бросились за ней! Лягушка прыгнула в старую самоварную трубу, котята тоже. Лягушка… (что сделала? – съела котят, ускакала, залаяла). Из трубы вылезли три котенка (какого цвета? – черные, рыжие, зеленые; почему?). Три черных котенка увидели рыбу… (где? – на дереве, в пруду, на клумбе) и нырнули за ней! Рыба уплыла, а из воды вылезли три котенка (каких? – кудрявых, сухих, мокрых) и пошли домой. По дороге они обсохли и стали (какого цвета? Почему?), как и были раньше.

Формирование навыков воспроизведения текста.

При обучении   пересказу  используется  прием предварительного составления плана. Это подводит детей к осмысленному  пересказу  своими  словами, так как нельзя составить план текста, не поняв его содержания, а понимание – это прежде  всего  перевод  текста  на  "свой"  язык. Когда дошкольник пользуется планом, он направляет усилия  не  на  дословное  припоминание  текста,  а  на восстановление его содержания в соответствии  с  планом. Пересказ должен быть не дословным, а своими словами.

При формировании навыка синонимической замены мы предлагаем следующие задания, в которых используются отдельные предложения.

1. "Конструктор". Дается определенное предложение. К одному или двум словам из него зачитывается список синонимов. Ребенок должен выбрать подходящие слова и составить свои предложения, используя их.

2. Подобрать к определенным словам в предложении собственные синонимы.

Задания   по   формированию   навыка работы с текстом с использованием  плана:

1. Восстановить текст. Предлагается текст без начала (или конца) и отдельно три возможных варианта начала (конца), ребенок должен подобрать подходящий вариант.

2.Разделить текст на две, три или четыре части. Это задание  можно  несколько  усложнить,  предложив детям озаглавить каждую часть.

3. Расположить по порядку пункты плана, предъявленные в случайном порядке после прослушивания соответствующего текста. Логопед сам или вместе с детьми делит текст на части. В следующем по сложности задании дошкольники сами делят текст на части и располагают по порядку пункты плана к этому тексту.

4.Придумать свой рассказ по данному плану и сравнить с
исходным.

Данные приемы работы по формированию навыков восприятия, понимания и воспроизведения текстовых сообщений предлагаются для использования дефектологом или логопедом в условиях фронтальной и индивидуальной работы на занятиях по развитию речи.


Эффективность обучения проверялась на протяжении двух лет. Была выбрана группа из 18 детей 5,5-6 лет (10 детей в первый год, 8 – во второй), с которыми проводились занятия. В начале и в конце занятий дети были обследованы в соответствии с приведенной ниже диагностикой:

Диагностика связной речи.

Цель: изучение уровня владения навыками последовательного, логичного и связного повествования.

  1. А) Пересказ.

 «Кот»

В бутылке было молоко. Кот толкнул бутылку. Бутылка упала, молоко потекло. Кот стал лакать молоко.

«Ежик»

Живет в лесу ежик. Летом ежик сыт. Он ест мышей, лягушек, жуков. Зимой нет еды для ежика. Ежик всю зиму спит.

«Умная галка»

Хотела галка пить. В саду на столе стоял кувшин с водой. В кувшине было мало воды и галка не могла ее достать. Она стала кидать в кувшин с водой камушки. Много накидала. Вода в кувшине поднялась и галка стала пить.

Б) Творческий рассказ (вместо пересказа). Придумать конец истории.

Весна. Солнце сверкает на небе. Марина спешит во двор. Там ее ждут подруги. Она бежит по лестнице. Вдруг Марина услышала жалобное мяуканье…

  1. Рассказ по серии сюжетных картинок (по пособию Г. Каше)

5 лет: «Кошка и мышка» (3 картинки)

6 лет: «Заяц и морковка» (4 картинки)

  1. Рассказ по сюжетной картине (по пособию Г. Каше)

5 лет: «Испугались»

6 лет: «Соня и собака»

Связная речь оценивается в соответствии с таблицей:

Уровни

Пересказ, творческий рассказ

Рассказ по серии сюжетных картин

Рассказ по сюжетной картине

1

Составлен самостоятельно; полностью передается содержание; соблюдается связность и последовательность изложения, грамматические нормы; употребляются разнообразные языковые средства.

Составлен самостоятельно; полно и адекватно отражен сюжет; соблюдены грамматические нормы языка.

Составлен самостоятельно, полно, точно, и последовательно, с соблюдением языковых норм.

2

Составлен с некоторой помощью (побуждения, наводящих вопросов); полностью передается содержание; отмечаются отдельные нарушения связности; единичные ошибки в структуре предложений.

Составлен с помощью; достаточно полно отображено содержание; возможны пропуски отдельных деталей, не нарушающие соответствия сюжету; неявно выраженные нарушения связности; единичные ошибки в построении фраз.

Составлен с небольшой помощью; нарушена связность; пропуски эпизодов и отдельные морфологические нарушения.

3

Составлен по наводящим вопросам; связность значительно нарушена; пропуски частей текста, смысловые ошибки; бедность языковых средств

 Составлен с помощью наводящих вопросов; нарушена связность; пропуски нескольких эпизодов; отдельные смысловые несоответствия.

Составлен с помощью наводящих вопросов; нарушена связность;

пропуски, смысловые несоответствия.

Результаты диагностики на начало и конец обучения представлены в таблице:

Начало года

Конец года

1 уровень

1 ребенок

6 детей

2 уровень

11 детей

9 детей

3 уровень

6 детей

3 ребенка

Благодаря целенаправленной работе по обучению пересказу и составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам дети стали намного наблюдательнее и внимательнее.

При пересказе дети не пытаются дословно передавать содержание текста, а используют собственные слова и выражения, придерживаясь основной идеи произведения.

У детей отмечается сознательное отношение к рассматриванию картин, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев.

У детей практически отсутствуют логические ошибки при самостоятельном повествовании по серии сюжетных картинок. Подавляющее большинство воспитанников справляются с заданием придумать рассказ о событиях, которые логически связаны между собой, предварительно разложив картинки в нужной последовательности. При этом употребляют в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания.

Дети стали чувствительнее к многообразию слов, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.

Приобретённые навыки по соблюдению установленных правил дети используют и в повседневной жизни - в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Создание серии авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок....

Мастер-класс для воспитателей: «Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок»

В презентации представлен материал для воспитателей, раскрывающий работу по обучению детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине или серии сюжетных картинок. Описана методика, методы ...

Опыт работы детского сада по развитию связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок.

Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся обучением русскому языку....

«Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок»

laquo;Развитие связной речи старшихдошкольников через обучениесоставлению рассказов по картинеили серии сюжетных картинок»...

Мастер-класс для воспитателей: «развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок»

Развитие связной речи через составление рассказов по картинам и серии сюжетных картинок  является очень актуальным, интересным и в то же время сложным видом речевой деятельности для дошкольников....