Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.
методическая разработка по развитию речи по теме

Федькина Виталина Александровна

 

Содержание:

1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.

2.Связная речь: диалогическая, монологическая.

3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:

- традиционные методы и приемы;

- средства моделирования (схемы, пиктограммы, предметные картинки)

4.Список литературы:

1) О.Ушанова, Л.Шадрина «развивайте речь дошкольника - №2», 1997г.

2) Д.Эльконин «Психология и педагогика, игры дошкольника», 1983г.

3) Т.Сидорчук, А.Кузнецова «Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине», 1997г.

4) «Технология составления творческих текстов по картине» Челябинск, 2000г.

 

 

 

«Речь – удивительное сильное средство, но

 нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»

                                                                                                                Г.Гегель

 

    Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматриваются психологами, философами, педагогами, как узел, в котором сходятся все линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение человека. Владеть по возможности всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры речи.

   Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, в какой – то мере исключает их из игр, занятий.

   Основные задачи речевого развития:

1)Восприятие звуковой культуры речи.

2)Словарная работа.

3)Формирование грамматического строя речи.

4)Развитие связной речи: диалогической, монологической.

5)Подготовка к обучению грамоте.

6)Восприятие интереса и любви к художественному слову.

Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение каждой задачи, меняются средства обучения. Что же следует делать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно? Воспитание и обучение детей дошкольного возраста должно быть интегративным. Одним из путей создания оптимальных условий для гармоничного развития детей является совмещение общеобразовательных и коррекционных задач.

    Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалогической речи является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную информацию, оно более развернуто. Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка. Различия в речи детей решаются через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых детей. При рассматривании картин воспитатель учитывает интересы детей, их психологические особенности. В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое вниманию обращают на более длительное рассматривание картины. Картина может рассматриваться по частям. Вначале – главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. Необходимо стремиться к тому, чтобы рассматривание картин способствовало развитию эстетических чувств. Важно также, чтобы ребенок образными словами выразил свое личное отношение к воспринимаемому пейзажу. В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию. В среднем дошкольном возрасте учить детей рассматривать и описывать сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают сложные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины. Обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. В процессе рассматривания картины активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь. Трудности восприятия и понимания детьми картины нередко предопределены типичными методическими ошибками воспитателя: отсутствие вводной беседы, шаблонностью постановки вопросов, хотя вопросы и являются основным методическим приемом. При обучении рассказыванию по сюжетной картине целесообразно использовать пояснения, игровые приемы (детям предлагается мысленно поставить себя на место героя картины, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит»…) Игровые приемы поддерживают интерес. Игры, подобранные в соответствии с тематикой, повышают результативность. Такие игры можно назвать «тренировочными» упражнениями. Например, при рассматривании картин детям можно предложить задание – подобрать к словам, обозначающих предмет, его действие или признак, слова близкие по значению и т.д. В заключительную часть занятия можно включить развивающие игры на развитие внимания, памяти, восприятия, быстроту реакции, слухового внимания. Это такие игры, как «Чья команда быстрее соберет такую же картинку», «Тренировка памяти» и другие. Вышеназванные игры и упражнения очень нравятся детям, вызывают у них чувство здорового соперничества, соревнования, а также способствуют повышения интереса к занятиям по развитию связной речи. При развитии творчества целесообразно использовать прием придумывания детьми названия картины, обсуждения его, выбора наиболее удачного, сравнения с настоящим названием. Рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов – повествований. От уровня содержательности рассматривания картины зависит эффективность последующего обучения детей связным высказываниям. Если содержание картины не вызывает затруднений, то на одном занятии одновременно решаются две задачи – рассматривание картины и рассказывания по ней. Для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, используются средства моделирования (схемы, пиктограммы, предметные картинки) Средства наглядного моделирования используются при обучении дошкольников:

1)Пересказу.

2)Составлению описательного рассказа о единичных предметах.

3)Составлению рассказов по  серии картин, по сюжетной и пейзажной картине.

4)Составлению рассказов из личного опыта.

5)Рассказыванию с элементами творчества.

При этом наглядное моделирование способствует:

- усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибутов художественного произведения заместителями);

- формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;

- обучению составлять рассказы – описания по сюжетной картине.

Остановимся подробнее на использовании моделирования при обучении дошкольников составлению рассказа по картине и серии сюжетных картинок.

   Составление рассказов по серии сюжетных картин.

При работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, определения основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа. Мною используются следующие приемы работы по серии сюжетных картин:

- установление последовательности серии;

- отображать из серии картинок те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ;

- восстановит последовательность событий по памяти (рассказ был прочитан ранее, дети должны вспомнить события рассказа и разложить последовательно картинки);

- определить, какой картинки не хватает (необходимо выложить картинки кроме одной, дети должны догадаться, чего не хватает и рассказать);

Найти лишнюю картинку;

- распутать две сюжетные линии про одного героя;

- подобрать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения.

Также дети выделяют главную мысль к каждой картинке серии и изображают ее в виде пиктограммы (схематичного рисунка). Таким образом составляется графический план рассказа.

   Составление рассказа по сюжетным картинам.

Для составления рассказа использую многофигурные картинки с изображением нескольких групп действующих лиц хорошо знакомого детям сюжета. («Дочки – матери», «Зимние развлечения» и т.д.) Но не стоит ограничиваться только картинами, предназначенными для дошкольников. Также детям предлагается жанровая живопись, способная волновать ребенка, вызвать желание обсудить увиденное («Иван царевич на сером волке», «Три богатыря» В.М.Васнецова и другие). Надо, чтобы ребенок видел особенности композиции картины, цветовой палитры, сумел выразить свое отношение к изображенному сюжету на картине, при описании жанровой картины – почувствовал мастерство художника и его настроение. При анализе картины необходимо уделять внимание построению рассказа,. В качестве плана при составлении рассказов по картине хорошо использовать карточки – символы:

- вопросительный знак;

- символ, обозначающий место действия;

- действующие лица, изображенные на картине;

- действия героев картины;

- их одежда;

- настроение и характер действующих лиц;

- цветовая палитра;

- символ «сердце» (дети рассказывают о том, какие чувства вызывает у них картина)

При выборе картины с использованием символов дети усваивают примерную схему последовательного описания: называют время года, перечисляют предметы ландшафта в последовательности, определяют их пространственным расположением, описывают изображенные объекты, выражают свое отношение к картине. Работа по картине проводится как индивидуально, так и на подгрупповых занятиях. В процессе подготовительной работы дошкольники учатся анализировать и обобщать изображение на картине, у них формируется целостное и одновременно дифференцированное представление об изображенной ситуации. На фронтальном занятии дети справляются с заданием составить рассказ по картине, могут логично, связно предать содержание, употребляя разнообразную лексику и образные сравнения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_material_dlya_konfer.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин»

Федькина Виталина Александровна,

Воспитатель 1 квалификационной категории,

МБДОУ №39 «Веселый улей»

Г.Набережные Челны

Содержание:

1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.

2.Связная речь: диалогическая, монологическая.

3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:

- традиционные методы и приемы;

- средства моделирования (схемы, пиктограммы, предметные картинки)

4.Список литературы:

1) О.Ушанова, Л.Шадрина «развивайте речь дошкольника - №2», 1997г.

2) Д.Эльконин «Психология и педагогика, игры дошкольника», 1983г.

3) Т.Сидорчук, А.Кузнецова «Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине», 1997г.

4) «Технология составления творческих текстов по картине» Челябинск, 2000г.

«Речь – удивительное сильное средство, но

 нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»

                                                                                                                Г.Гегель

    Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматриваются психологами, философами, педагогами, как узел, в котором сходятся все линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение человека. Владеть по возможности всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры речи.

   Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, в какой – то мере исключает их из игр, занятий.

   Основные задачи речевого развития:

1)Восприятие звуковой культуры речи.

2)Словарная работа.

3)Формирование грамматического строя речи.

4)Развитие связной речи: диалогической, монологической.

5)Подготовка к обучению грамоте.

6)Восприятие интереса и любви к художественному слову.

Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение каждой задачи, меняются средства обучения. Что же следует делать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно? Воспитание и обучение детей дошкольного возраста должно быть интегративным. Одним из путей создания оптимальных условий для гармоничного развития детей является совмещение общеобразовательных и коррекционных задач.

    Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалогической речи является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную информацию, оно более развернуто. Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка. Различия в речи детей решаются через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых детей. При рассматривании картин воспитатель учитывает интересы детей, их психологические особенности. В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое вниманию обращают на более длительное рассматривание картины. Картина может рассматриваться по частям. Вначале – главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. Необходимо стремиться к тому, чтобы рассматривание картин способствовало развитию эстетических чувств. Важно также, чтобы ребенок образными словами выразил свое личное отношение к воспринимаемому пейзажу. В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию. В среднем дошкольном возрасте учить детей рассматривать и описывать сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают сложные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины. Обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. В процессе рассматривания картины активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь. Трудности восприятия и понимания детьми картины нередко предопределены типичными методическими ошибками воспитателя: отсутствие вводной беседы, шаблонностью постановки вопросов, хотя вопросы и являются основным методическим приемом. При обучении рассказыванию по сюжетной картине целесообразно использовать пояснения, игровые приемы (детям предлагается мысленно поставить себя на место героя картины, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит»…) Игровые приемы поддерживают интерес. Игры, подобранные в соответствии с тематикой, повышают результативность. Такие игры можно назвать «тренировочными» упражнениями. Например, при рассматривании картин детям можно предложить задание – подобрать к словам, обозначающих предмет, его действие или признак, слова близкие по значению и т.д. В заключительную часть занятия можно включить развивающие игры на развитие внимания, памяти, восприятия, быстроту реакции, слухового внимания. Это такие игры, как «Чья команда быстрее соберет такую же картинку», «Тренировка памяти» и другие. Вышеназванные игры и упражнения очень нравятся детям, вызывают у них чувство здорового соперничества, соревнования, а также способствуют повышения интереса к занятиям по развитию связной речи. При развитии творчества целесообразно использовать прием придумывания детьми названия картины, обсуждения его, выбора наиболее удачного, сравнения с настоящим названием. Рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов – повествований. От уровня содержательности рассматривания картины зависит эффективность последующего обучения детей связным высказываниям. Если содержание картины не вызывает затруднений, то на одном занятии одновременно решаются две задачи – рассматривание картины и рассказывания по ней. Для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, используются средства моделирования (схемы, пиктограммы, предметные картинки) Средства наглядного моделирования используются при обучении дошкольников:

1)Пересказу.

2)Составлению описательного рассказа о единичных предметах.

3)Составлению рассказов по  серии картин, по сюжетной и пейзажной картине.

4)Составлению рассказов из личного опыта.

5)Рассказыванию с элементами творчества.

При этом наглядное моделирование способствует:

- усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибутов художественного произведения заместителями);

- формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;

- обучению составлять рассказы – описания по сюжетной картине.

Остановимся подробнее на использовании моделирования при обучении дошкольников составлению рассказа по картине и серии сюжетных картинок.

   Составление рассказов по серии сюжетных картин.

При работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, определения основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа. Мною используются следующие приемы работы по серии сюжетных картин:

- установление последовательности серии;

- отображать из серии картинок те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ;

- восстановит последовательность событий по памяти (рассказ был прочитан ранее, дети должны вспомнить события рассказа и разложить последовательно картинки);

- определить, какой картинки не хватает (необходимо выложить картинки кроме одной, дети должны догадаться, чего не хватает и рассказать);

Найти лишнюю картинку;

- распутать две сюжетные линии про одного героя;

- подобрать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения.

Также дети выделяют главную мысль к каждой картинке серии и изображают ее в виде пиктограммы (схематичного рисунка). Таким образом составляется графический план рассказа.

   Составление рассказа по сюжетным картинам.

Для составления рассказа использую многофигурные картинки с изображением нескольких групп действующих лиц хорошо знакомого детям сюжета. («Дочки – матери», «Зимние развлечения» и т.д.) Но не стоит ограничиваться только картинами, предназначенными для дошкольников. Также детям предлагается жанровая живопись, способная волновать ребенка, вызвать желание обсудить увиденное («Иван царевич на сером волке», «Три богатыря» В.М.Васнецова и другие). Надо, чтобы ребенок видел особенности композиции картины, цветовой палитры, сумел выразить свое отношение к изображенному сюжету на картине, при описании жанровой картины – почувствовал мастерство художника и его настроение. При анализе картины необходимо уделять внимание построению рассказа,. В качестве плана при составлении рассказов по картине хорошо использовать карточки – символы:

- вопросительный знак;

- символ, обозначающий место действия;

- действующие лица, изображенные на картине;

- действия героев картины;

- их одежда;

- настроение и характер действующих лиц;

- цветовая палитра;

- символ «сердце» (дети рассказывают о том, какие чувства вызывает у них картина)

При выборе картины с использованием символов дети усваивают примерную схему последовательного описания: называют время года, перечисляют предметы ландшафта в последовательности, определяют их пространственным расположением, описывают изображенные объекты, выражают свое отношение к картине. Работа по картине проводится как индивидуально, так и на подгрупповых занятиях. В процессе подготовительной работы дошкольники учатся анализировать и обобщать изображение на картине, у них формируется целостное и одновременно дифференцированное представление об изображенной ситуации. На фронтальном занятии дети справляются с заданием составить рассказ по картине, могут логично, связно предать содержание, употребляя разнообразную лексику и образные сравнения.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Создание серии авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок....

Мастер-класс для воспитателей: «Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок»

В презентации представлен материал для воспитателей, раскрывающий работу по обучению детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине или серии сюжетных картинок. Описана методика, методы ...

Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задани...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин»

   Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, ведь это всего первые 7 лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стр...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин»

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматриваются психологами, философами, педагогами, как узел, в котором сходятся все линии психического раз...