Главные вкладки
Рецензия
материал
Рецензия на методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_sozdanie_usloviy_dlya_samost_i_inits.docx | 39.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное учреждение
«Детский дом «Гнёздышко» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Мастер-класс для педагогов
«Создание условий для развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста»
Подготовила: Рогощенкова Н.Г.
Цель: повышениепрофессиональнойкомпетентностипедагоговдошкольногоучрежденияповопросамформированияиподдержкиудошкольниковинициативностиисамостоятельности.
Участники: педагоги
Мультимедийнаяподдержка: презентацияпотемевыступления
Ходмастер-класса:
- Вступительноеслово.
- Сегодняречьпойдетотом, чтожезависитотнассвамиичтомыможемделатьдлярешенияважнойзадачипоформированиютакихценныхкачествличностидетейкакинициативностьисамостоятельность.
СЛ 2Упражнение«Ковёржеланий»(Дляеговыполнениянеобходимклубокниток. Удобнеепроводитьупражнениесидянаполу).
- Сядьте, пожалуйста,вкруг. Врукеуменячудесныйклубок, мыбудемегопередаватьучастникунапротив, зажимаясвободныйконецнитиилиеёучастоквруке. Передавая, предлагаюназыватьтекачества, которыевыхотелибывидетьвсвоихдетях.
- Пожалуйста, опуститесплетениенитокнапол. Вотвидите, какмногокачествмыхотимвидетьвсвоихвоспитанниках. Этобудетковёржеланий, направленныхнавоспитание, развитиенашихдетей.
(Сажаювсерединековракуклу). Этакуклаолицетворяеттех, накогонаправленанашадеятельность - нашихвоспитанников.
КЛИКУпражнение«УЗОР» (Материал: листА4накаждогоучастника).
Инструкцияучастникам:
- Возьмитеполистубумаги, свернитеегопополамиоторвитекусочекизцентра, ещёразпополамиоторвитеправыйугол, ещёразпополамиоторвитеизцентра, ещёразпополамиоторватьлевыйугол. Развернёмнашлистипосмотримнарезультатработы. Укаждогополучилсясвойузор, хотявсевыполнялиодинаковыекоманды.
Цельданногоупражнения–показать, чтокаждыйчеловекиндивидуален, интересенинеповторим.Имыпростообязаныэтосвойствоучитывать.
- Теоретическаячасть
- Рассмотревэтапыформированиясамостоятельностиудетей (на консультации по данной теме), мыещёразувидели, чтопостепенносамостоятельностьрепродуктивногохарактерасменяетсянасамостоятельностьсэлементамитворчества, повышаетсяуровеньосознанности, самоконтроля, самооценкиребёнкавпроцессеосуществляемогоимвидадеятельности.
СЛ 3- Можносуверенностьюговоритьотом, чтосамостоятельностьдошкольника, понимаемаякакстремлениеиспособностьребёнканастойчиворешатьзадачисвоейдеятельности, относительнонезависимыеотвзрослого, мобилизуяимеющийсяопыт и знания, используяпоисковыедействия, являетсязначимымфакторомсоциально-личностногосозреванияиготовностикшкольномуобучению(АгеевВ.В., 2008).
- Самостоятельногоребёнкаотличаетпреждевсеговнешненаблюдаемаяуверенность. Ведьполучаяположительноеподкреплениеиодобрениеокружающихсвоимдействиям, ондействительностановитсяувереннее. Ауспешныйличныйопытсамостоятельныхделпорождаетудетейстремлениепроявитьсебяипопробоватьсвоисилывновыхделах.
СЛ 4- Самостоятельность– обобщённоесвойстволичности, проявляющеесявинициативности,целеустремлённости, критичности, адекватнойсамооценкеичувствеличнойответственностизасвоюдеятельностьиповедение.
- Поэтомуформированиеудетейсамостоятельностиможносчитатьневозможнымбезразвитияиподдержкиинициативы.
КЛИК- АИнициатива, мыговорили– почин, первыйшагвкаком–либоделе; внутреннеепобуждениекновымформамдеятельности, предприимчивости; руководящаярольвкаких–либодействиях.
СЛ 5- Инициативностьявляетсянепременнымусловиемсовершенствованиявсейпознавательнойдеятельностиребёнка. Этоважнейшийпоказательдетскогоинтеллекта, егоразвития.
КЛИК- Инициативногоребёнкаотличаетсодержательностьинтересов,проявлениелюбознательности, пытливостиума, изобретательности.
- Инициативныйребёнокстремитсякорганизацииигр, продуктивныхвидовдеятельности, содержательногообщения, онумеетнайтизанятие, соответствующеесобственномужеланию; включитьсявразговор, предложитьинтересноеделодругимдетям.
- Многиеавторынаучно-педагогическойлитературырассматриваютстановлениеинициативностикакглавнуюзадачудошкольноговозраста.
- Основныенаправлениявсозданииусловийдляподдержкидетской
инициативы:
СЛ 6 - Каковыжеосновныенаправлениявсозданииусловийдляподдержкидетскойинициативы?Конечножеэто:
КЛИК1.Созданиеусловийдлясвободноговыборадетьмидеятельности, атакжеучастниковсовместнойдеятельности:
- предметно-развивающаясредадолжнабытьразнообразнапосвоемусодержанию;
- образовательнаяиигроваясреда, должнастимулироватьразвитиепоисково-познавательнойдеятельностидетей;
- содержаниеразвивающейсредыдолжноучитыватьиндивидуальныеособенностииинтересыдетейконкретнойгруппы.
КЛИК2.Оказаниенедирективнойпомощидетям (неавторитарноеобщение):
- наличиепартнёрскойпозициивзрослого;
- уважениеккаждомуребёнкувгруппе;
- принятиевсехдетейвгруппе;
- созданиеситуации, побуждающейдетейактивноприменятьсвоизнанияиумения (проблемныеситуации, ситуацииуспеха).
- Какразвиватьинициативностьисамостоятельностьвдошкольниках?
- Отвечаянавопрос: «Какжеразвиватьинициативностьисамостоятельностьвдошкольниках?»мыдолжныпомнить, что:
СЛ 7- Инициативнаяличностьразвиваетсявдеятельности!
Практическаяработа№1 (коллективноеобсуждениеизаполнениенаместахспоследующимозвучиванием)
- Давайтесейчасподумаем, какребёнокможетпроявитьинициативуисамостоятельностьвразличныхвидахдеятельности (привестипримеры):
o Простойбытовойтрудисамообслуживание
o Творчество: лепка, рисование, конструированиеит.п.
o Коммуникативная: игры, праздничныемероприятия, театрализованныепредставленияит.п.
o Познавательная: экспериментально-исследовательскаядеятельность
o Восприятиехудожественнойлитературы
o Музыкальнаядеятельность
o Двигательнаядеятельность
o Самоорганизация: дляэтогоестьтематическиеуголкивгруппе, гдедеткисамостоятельномогутсебязанять
(Поокончаниивыполненияработы, зачитываниерезультатов)
- Оченьхорошо, спасибо!
- Ноещёмызнаем, чтоведущаядеятельностьдошкольноговозраста - игра, ипоэтому, чемвышеуровеньразвитиятворческойинициативы, темразнообразнееигроваядеятельностьидинамичнееразвитиеличности.
КЛИК-ИвусловияхДОУраспределениеразныхвидовигрвтечениедняможетбытьорганизованоследующимобразом:
- КЛИКНепосредственно-образовательнаядеятельностьбудетвключатьвсебяразнообразныедидактическиеигрывсоответствииссодержаниемобразовательнойработыпосоответствующимобластям.
- КЛИКДеятельностьврежимедняпредполагаеторганизациюдосуговых, подвижных, театрализованныхигр, игрсправилами, атакжеорганизациюсовместныхспедагогомсюжетныхигр,способствующихобогащениюигровогоопытадетей. Здесьвоспитательвыступаеткакигровойпартнер, носительигровойкультуры,которуюпередаетдетямвпроцессесовместнойдеятельности.
- КЛИКСвободнаядеятельностьсопровождаетсяорганизациейпедагогическойподдержкисамодеятельныхдетскихигр (сюжетно-ролевых, режиссёрских, игр-экспериментирований), атакжеорганизуемыхпоинициативесамихдетейигрсправилами, подвижных, досуговых, народных.
- Воспитательпоощряетпроявленияразнообразнойигровойактивности, инициативности, самостоятельности; предоставляетвозможностьсвободноговыборатематики, партнёров, способовисредствреализациисобственнойдеятельности.
Практическаяработа№2
- Сейчасвыполучитеперечнисразнымиспособамиподдержкидетскойинициативыпоразличнымобразовательнымобластям.
- Многиеизнихвамзнакомы, поэтомуянебудуостанавливатьсянаихсодержании. Вамбудетнеобходимоснимиознакомитьсяивыделитьизобщегоперечня:
-однимцветом- общиеспособыподдержки,
-другимцветом- присущиетолькоодномувозрасту.
- Возможно,что-товызахотитеоспорить: убратьилидобавить.
(Послевыполненияработыозвучитьеёрезультаты, принеобходимостиобсудить).
- Окомпетенциипедагога.
- Дляуспешногосозданияусловийразвитиядетскойинициативыисамостоятельности, возможно, кому-тонеобходимобудетменятьманерудействийвсвоейпедагогическойдеятельности.Сейчас каждый себя и проверит.
СЛ 8Коллективноеупражнение«Закончифразу»(составитьпредложениеиздвухчастей, выполнениеколлективное (несколькожелающих)
Цель: осознаниенеобходимыхизмененийвсвоейпрофессиональнойдеятельности.
- Намагнитнойдоскебеспорядочнозакрепленылисткисчастямифраз-предложенийопозицияхвзрослыхдляуспешногоразвитиявдетяхинициативностиисамостоятельности.
Задание:соединитьчастифраз.
«Взрослыепредоставляютвозможностьдетямсамостоятельно…(использоватьнормыиправилаповедения)»
«Взрослыепредоставляютвозможностьовладевать…(социальныминавыками)»
«Взрослыепредоставляютвозможностьдлятворческого…(самовыражения)»
«Взрослыепоощряюттворческую…(инициативудетей)»
«Взрослыесоздаютширокиевозможностидлятворческого…(самовыражениядетейвразныхвидахдеятельности)»
«Взрослыепредоставляютвозможностьдетямполучатьинформацию…(изразнообразныхисточников)»
- Получилсякакбыпереченькомпетенцийпедагогадляуспешногоразвитиядетскойинициативы.
- И, конечно, каждомуизнас, прикладываяусилиявсвоейпрофессиональнойдеятельности, хочетсявидетьположительныйрезультат, получатьотдачуотдетейкаксвоеобразнуюблагодарность.
- СЛ 9Упражнение«Светофор» - « Качестваинициативнойличности»
Цель:систематизироватьзнанияокачествахинициативнойличности.
Материал:цветныекарточки(красныеизелёные) накаждогоучастника.
- Поэтому, подводяитогнашемузанятию, ещёразопределимся: Чтожетакоедетскаяинициативность?Какиекачествамыхотимувидетьвнашихвоспитанниках?
- Предлагаюобсудитьэтовсемвместеигровымметодом«Светофор»
Инструкция: Укаждогоучастниканаходитсядвекарточки–краснаяизелёная.
- Условимся, чтокраснаякарточка означаетнесогласие, зелёная - согласны.
- Яозвучиваюразныекачестваребёнка. Намнужновыбратьизнихте, которыеподходяткинициативнойличности. (Карточкизаготовленыввиделепестков, померевыполненияупражнениявыкладываемнамагнитнойдоскецветок «Качестваинициативнойличности»).СЛ 10
- произвольностьповеденияКЛИК
- отсутствиетворческоговоображения
- самостоятельностьКЛИК
- замкнутость
- развитаяэмоциональноволеваясфераКЛИК
- инициативавразличныхвидахдеятельностиКЛИК
- стремлениексамореализацииКЛИК
- общительностьКЛИК
- боязньпорицания, наказания
- творческийподходкдеятельностиКЛИК
- пассивность
- высокийуровеньумственныхспособностейКЛИК
- ожиданиеуказанийвоспитателя
- познавательнаяактивностьКЛИК
- Рефлексия
- Надеюсь, сегодняшниймастер-классокажетсядляВасполезнымвработе. ЕслиВысогласныстакимзаключением, прошуподнятьзелёнуюкарточку, еслинет – красную.
- СЛ 11Упражнение 1. «Аплодисменты»
- Мыхорошопоработалисегодня, имнехочетсяпредложитьвамигру, входекоторойаплодисментывсемнамсначалазвучаттихо, азатемстановятсявсёсильнееисильнее.
Правила:Ведущий (илиинициаторначалаупражнения) начинаетхлопатьвладоши, глядянаодногоизучастниковгруппыипостепенноподходякнему. Затемэтотучастниквыбираетизгруппыследующего, комуониаплодируютвдвоём. Третийвыбираетчетвёртогоит. д. Последнемуучастникуаплодируетужевсягруппа.
СЛ 12- Спасибозаучастие!
- Раздачапамяток
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рецензия
рецензия на методическое пособие "Пальчиковые игры"...
Примерная рецензия на программу занятий по кружковой деятельности
В помощь воспитателям, старшим воспитателям для оформления документации кружковой работы с детьми....
Рецензия на методическую разработку
Рецензияна методическую разработку интегрированного занятия по музыке« Художница - Осень » подготовительная группа МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок»...
Рецензия
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально-психологической готовности к школьному обучению...
Рецензия
Рецензия на выпускную работу воспитателяВласовой Натальи ВасильевныТема: «Комплекс занятий по формированию графо – моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии через ...
Рецензия на программу
Образец написания примерной резензии на программу дополнительного образования. Поможет тем, кто аттестуется и оформляет портфолио....