Рецензия
материал

Рогощенкова Наталья Геннадьевна

Рецензия на методический материал 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_sozdanie_usloviy_dlya_samost_i_inits.docx39.18 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение

«Детский дом «Гнёздышко» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Мастер-класс для педагогов

«Создание условий для развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста»

Подготовила: Рогощенкова Н.Г.


Цель: повышениепрофессиональнойкомпетентностипедагоговдошкольногоучрежденияповопросамформированияиподдержкиудошкольниковинициативностиисамостоятельности.

Участники: педагоги

Мультимедийнаяподдержка: презентацияпотемевыступления

Ходмастер-класса:

  1. Вступительноеслово.

- Сегодняречьпойдетотом, чтожезависитотнассвамиичтомыможемделатьдлярешенияважнойзадачипоформированиютакихценныхкачествличностидетейкакинициативностьисамостоятельность.

СЛ 2Упражнение«Ковёржеланий»(Дляеговыполнениянеобходимклубокниток. Удобнеепроводитьупражнениесидянаполу).

- Сядьте, пожалуйста,вкруг. Врукеуменячудесныйклубок, мыбудемегопередаватьучастникунапротив, зажимаясвободныйконецнитиилиеёучастоквруке. Передавая,  предлагаюназыватьтекачества, которыевыхотелибывидетьвсвоихдетях.

-  Пожалуйста, опуститесплетениенитокнапол. Вотвидите, какмногокачествмыхотимвидетьвсвоихвоспитанниках. Этобудетковёржеланий, направленныхнавоспитание, развитиенашихдетей.

(Сажаювсерединековракуклу). Этакуклаолицетворяеттех, накогонаправленанашадеятельность - нашихвоспитанников.

КЛИКУпражнение«УЗОР» (Материал: листА4накаждогоучастника).

Инструкцияучастникам:

- Возьмитеполистубумаги, свернитеегопополамиоторвитекусочекизцентра, ещёразпополамиоторвитеправыйугол, ещёразпополамиоторвитеизцентра, ещёразпополамиоторватьлевыйугол. Развернёмнашлистипосмотримнарезультатработы. Укаждогополучилсясвойузор, хотявсевыполнялиодинаковыекоманды.

Цельданногоупражненияпоказать, чтокаждыйчеловекиндивидуален, интересенинеповторим.Имыпростообязаныэтосвойствоучитывать.

  1. Теоретическаячасть

- Рассмотревэтапыформированиясамостоятельностиудетей (на консультации по данной теме), мыещёразувидели, чтопостепенносамостоятельностьрепродуктивногохарактерасменяетсянасамостоятельностьсэлементамитворчества, повышаетсяуровеньосознанности, самоконтроля, самооценкиребёнкавпроцессеосуществляемогоимвидадеятельности.

СЛ 3- Можносуверенностьюговоритьотом, чтосамостоятельностьдошкольника, понимаемаякакстремлениеиспособностьребёнканастойчиворешатьзадачисвоейдеятельности, относительнонезависимыеотвзрослого, мобилизуяимеющийсяопыт и знания, используяпоисковыедействия, являетсязначимымфакторомсоциально-личностногосозреванияиготовностикшкольномуобучению(АгеевВ.В., 2008).

- Самостоятельногоребёнкаотличаетпреждевсеговнешненаблюдаемаяуверенность. Ведьполучаяположительноеподкреплениеиодобрениеокружающихсвоимдействиям, ондействительностановитсяувереннее. Ауспешныйличныйопытсамостоятельныхделпорождаетудетейстремлениепроявитьсебяипопробоватьсвоисилывновыхделах.

СЛ 4- Самостоятельностьобобщённоесвойстволичности, проявляющеесявинициативности,целеустремлённости, критичности, адекватнойсамооценкеичувствеличнойответственностизасвоюдеятельностьиповедение.

- Поэтомуформированиеудетейсамостоятельностиможносчитатьневозможнымбезразвитияиподдержкиинициативы.

КЛИК- АИнициатива, мыговорилипочин, первыйшагвкакомлибоделе; внутреннеепобуждениекновымформамдеятельности, предприимчивости; руководящаярольвкакихлибодействиях.

СЛ 5- Инициативностьявляетсянепременнымусловиемсовершенствованиявсейпознавательнойдеятельностиребёнка. Этоважнейшийпоказательдетскогоинтеллекта, егоразвития.

КЛИК- Инициативногоребёнкаотличаетсодержательностьинтересов,проявлениелюбознательности, пытливостиума, изобретательности.

- Инициативныйребёнокстремитсякорганизацииигр, продуктивныхвидовдеятельности, содержательногообщения, онумеетнайтизанятие, соответствующеесобственномужеланию; включитьсявразговор, предложитьинтересноеделодругимдетям.

- Многиеавторынаучно-педагогическойлитературырассматриваютстановлениеинициативностикакглавнуюзадачудошкольноговозраста.

  1. Основныенаправлениявсозданииусловийдляподдержкидетской

инициативы:

СЛ 6 - Каковыжеосновныенаправлениявсозданииусловийдляподдержкидетскойинициативы?Конечножеэто:

КЛИК1.Созданиеусловийдлясвободноговыборадетьмидеятельности, атакжеучастниковсовместнойдеятельности:

  • предметно-развивающаясредадолжнабытьразнообразнапосвоемусодержанию;
  • образовательнаяиигроваясреда, должнастимулироватьразвитиепоисково-познавательнойдеятельностидетей;
  • содержаниеразвивающейсредыдолжноучитыватьиндивидуальныеособенностииинтересыдетейконкретнойгруппы.

КЛИК2.Оказаниенедирективнойпомощидетям (неавторитарноеобщение):

  • наличиепартнёрскойпозициивзрослого;
  • уважениеккаждомуребёнкувгруппе;
  • принятиевсехдетейвгруппе;
  • созданиеситуациипобуждающейдетейактивноприменятьсвоизнанияиумения (проблемныеситуации, ситуацииуспеха).
  1. Какразвиватьинициативностьисамостоятельностьвдошкольниках?

- Отвечаянавопрос: «Какжеразвиватьинициативностьисамостоятельностьвдошкольниках?»мыдолжныпомнить, что:

СЛ 7- Инициативнаяличностьразвиваетсявдеятельности!

        Практическаяработа№1 (коллективноеобсуждениеизаполнениенаместахспоследующимозвучиванием)

- Давайтесейчасподумаем, какребёнокможетпроявитьинициативуисамостоятельностьвразличныхвидахдеятельности (привестипримеры):

o        Простойбытовойтрудисамообслуживание

o        Творчество: лепка, рисование, конструированиеит.п.

o        Коммуникативная: игры, праздничныемероприятия, театрализованныепредставленияит.п.

o        Познавательная: экспериментально-исследовательскаядеятельность

o        Восприятиехудожественнойлитературы

o        Музыкальнаядеятельность

o        Двигательнаядеятельность

o        Самоорганизация: дляэтогоестьтематическиеуголкивгруппе, гдедеткисамостоятельномогутсебязанять

(Поокончаниивыполненияработы, зачитываниерезультатов)

- Оченьхорошо, спасибо!

- Ноещёмызнаем, чтоведущаядеятельностьдошкольноговозраста - игра, ипоэтому, чемвышеуровеньразвитиятворческойинициативы, темразнообразнееигроваядеятельностьидинамичнееразвитиеличности.

КЛИК-ИвусловияхДОУраспределениеразныхвидовигрвтечениедняможетбытьорганизованоследующимобразом:

  • КЛИКНепосредственно-образовательнаядеятельностьбудетвключатьвсебяразнообразныедидактическиеигрывсоответствииссодержаниемобразовательнойработыпосоответствующимобластям.
  • КЛИКДеятельностьврежимедняпредполагаеторганизациюдосуговых, подвижных, театрализованныхигр, игрсправилами, атакжеорганизациюсовместныхспедагогомсюжетныхигр,способствующихобогащениюигровогоопытадетей. Здесьвоспитательвыступаеткакигровойпартнер, носительигровойкультуры,которуюпередаетдетямвпроцессесовместнойдеятельности.
  • КЛИКСвободнаядеятельностьсопровождаетсяорганизациейпедагогическойподдержкисамодеятельныхдетскихигр (сюжетно-ролевых, режиссёрских, игр-экспериментирований), атакжеорганизуемыхпоинициативесамихдетейигрсправилами, подвижных, досуговых, народных.

- Воспитательпоощряетпроявленияразнообразнойигровойактивности, инициативности, самостоятельности; предоставляетвозможностьсвободноговыборатематики, партнёров, способовисредствреализациисобственнойдеятельности.

Практическаяработа№2        

- Сейчасвыполучитеперечнисразнымиспособамиподдержкидетскойинициативыпоразличнымобразовательнымобластям.

- Многиеизнихвамзнакомы, поэтомуянебудуостанавливатьсянаихсодержании. Вамбудетнеобходимоснимиознакомитьсяивыделитьизобщегоперечня:

-однимцветом- общиеспособыподдержки,

-другимцветом- присущиетолькоодномувозрасту.

- Возможно,что-товызахотитеоспорить: убратьилидобавить.

(Послевыполненияработыозвучитьеёрезультаты, принеобходимостиобсудить).

  1. Окомпетенциипедагога.

- Дляуспешногосозданияусловийразвитиядетскойинициативыисамостоятельности, возможно, кому-тонеобходимобудетменятьманерудействийвсвоейпедагогическойдеятельности.Сейчас каждый себя и проверит.

СЛ 8Коллективноеупражнение«Закончифразу»(составитьпредложениеиздвухчастей, выполнениеколлективное (несколькожелающих)

Цель: осознаниенеобходимыхизмененийвсвоейпрофессиональнойдеятельности.

- Намагнитнойдоскебеспорядочнозакрепленылисткисчастямифраз-предложенийопозицияхвзрослыхдляуспешногоразвитиявдетяхинициативностиисамостоятельности.

Задание:соединитьчастифраз.

«Взрослыепредоставляютвозможностьдетямсамостоятельно…(использоватьнормыиправилаповедения

«Взрослыепредоставляютвозможностьовладевать…(социальныминавыками

«Взрослыепредоставляютвозможностьдлятворческого…(самовыражения

«Взрослыепоощряюттворческую…(инициативудетей

«Взрослыесоздаютширокиевозможностидлятворческого…(самовыражениядетейвразныхвидахдеятельности

«Взрослыепредоставляютвозможностьдетямполучатьинформацию…(изразнообразныхисточников

- Получилсякакбыпереченькомпетенцийпедагогадляуспешногоразвитиядетскойинициативы.

- И, конечно, каждомуизнас, прикладываяусилиявсвоейпрофессиональнойдеятельности, хочетсявидетьположительныйрезультат, получатьотдачуотдетейкаксвоеобразнуюблагодарность.

  1. СЛ 9Упражнение«Светофор» - « Качестваинициативнойличности»

Цель:систематизироватьзнанияокачествахинициативнойличности.

Материал:цветныекарточки(красныеизелёные) накаждогоучастника.

- Поэтому, подводяитогнашемузанятию, ещёразопределимся: Чтожетакоедетскаяинициативность?Какиекачествамыхотимувидетьвнашихвоспитанниках?

- Предлагаюобсудитьэтовсемвместеигровымметодом«Светофор»

Инструкция: Укаждогоучастниканаходитсядвекарточкикраснаяизелёная.

- Условимся, чтокраснаякарточка означаетнесогласие, зелёная - согласны.

- Яозвучиваюразныекачестваребёнка. Намнужновыбратьизнихте, которыеподходяткинициативнойличности. (Карточкизаготовленыввиделепестков, померевыполненияупражнениявыкладываемнамагнитнойдоскецветок «Качестваинициативнойличности»).СЛ 10

  • произвольностьповеденияКЛИК
  • отсутствиетворческоговоображения
  • самостоятельностьКЛИК
  • замкнутость
  • развитаяэмоциональноволеваясфераКЛИК
  • инициативавразличныхвидахдеятельностиКЛИК
  • стремлениексамореализацииКЛИК
  • общительностьКЛИК
  • боязньпорицания, наказания
  • творческийподходкдеятельностиКЛИК
  • пассивность
  • высокийуровеньумственныхспособностейКЛИК
  • ожиданиеуказанийвоспитателя
  • познавательнаяактивностьКЛИК

  1. Рефлексия

- Надеюсь, сегодняшниймастер-классокажетсядляВасполезнымвработе. ЕслиВысогласныстакимзаключением, прошуподнятьзелёнуюкарточку, еслинет – красную.

  1. СЛ 11Упражнение 1. «Аплодисменты»

- Мыхорошопоработалисегодня, имнехочетсяпредложитьвамигру, входекоторойаплодисментывсемнамсначалазвучаттихо, азатемстановятсявсёсильнееисильнее.

Правила:Ведущий (илиинициаторначалаупражнения) начинаетхлопатьвладоши, глядянаодногоизучастниковгруппыипостепенноподходякнему. Затемэтотучастниквыбираетизгруппыследующего, комуониаплодируютвдвоём. Третийвыбираетчетвёртогоит. д. Последнемуучастникуаплодируетужевсягруппа.

СЛ 12- Спасибозаучастие!

  1. Раздачапамяток


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рецензия

рецензия на методическое пособие "Пальчиковые игры"...

Примерная рецензия на программу занятий по кружковой деятельности

В помощь воспитателям, старшим воспитателям для оформления документации кружковой работы с детьми....

Рецензия на методическую разработку

Рецензияна методическую разработку интегрированного занятия по музыке« Художница - Осень » подготовительная группа  МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок»...

Рецензия

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально-психологической готовности к школьному обучению...

Рецензия

Рецензия на выпускную работу воспитателяВласовой Натальи ВасильевныТема: «Комплекс занятий по формированию графо – моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии через ...

Рецензия на программу

Образец написания примерной резензии на программу дополнительного образования. Поможет тем, кто аттестуется и оформляет портфолио....