Отчет по самообразованию «Использование фольклора в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

Казанцева Татьяна Александровна

   Я решила выбрать эту тему в связи с тем, что в наше время наблюдается процесс упрощения, оскудения богатого русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей.

   Фольклор - одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей.

   Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «РОСИНКА»

Отчет по самообразованию

«Использование фольклора в воспитании и обучении

детей дошкольного возраста»

на 2023 – 2024 год.

Воспитатель: КазанцеваТ.А.

г.Южно-Сахалинск.

   Я решила выбрать эту тему в связи с тем, что в наше время наблюдается процесс упрощения, оскудения богатого русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей.

   Фольклор - одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей.

   Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.

    К малым формам фольклора относятся:

- колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, жеребьевки, заклички, считалки, молчанки, загадки, пословицы, поговорки и др. Их влияние на развитие речи детей неоспоримо.

  С помощью малых форм фольклора решаются практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников, необходимо использовать этот богатейший материал словесного творчества народа в развитии речи детей дошкольного возраста.

Большое внимание я уделяла изучению народной сказки, пословицам, поговоркам, закличкам. Также, наряду с этим материалом, использовала такую форму работы, как беседа. Дело в том, что давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. А ведь так важно дать дошкольнику эти знания для дальнейшего формирования его личности и приобщения к русской культуре.

   Моя работа по самообразованию была нацелена на то, чтобы дети приучались к народной культуре, красоте русского слова. Ведь, как сказал великий классик М. Горький: «Начало искусства слова – в фольклоре». Для меня очень важно донести до ребенка красоту русского народного слова, уважительное отношение к старинным праздникам и традициям, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

    При исполнении народного произведения я старалась обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса. Таким образом, мною устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.

    Отбирая произведения фольклора для занятий с детьми, я старалась учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека.

    Вместе с потешками мы причесываемся, одеваемся на прогулку, кушаем и играем. Делаем гимнастику с малышами, приговаривая потешки, - так веселее!

    Использовались потешки и в пальчиковых играх с детьми. Давно известно, что пальчиковые игры, которые придумали нянюшки в прошлые века, развивают одновременно координацию движений и речь, так как центры мозга, отвечающие за эти виды деятельности, связаны между собой.  С помощью потешек дети легче и лучше запоминают животных, их повадки, внешний вид. При этом хорошо тренируется память.

    Народный фольклор имеет множество потешек, чтобы приготовить ребенка ко сну, успокоить его, если он перевозбужден. Я произношу их речитативом или напеваю.

   Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

    Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.                                                      

Загадки   обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей

  • изучена психолого-педагогическая литература по проблеме использования художественных произведений для развития речи дошкольников.
  • использованы художественные произведения, сказки, пословиц, поговороки, потешки и других форм фольклора для развития речи детей на занятиях и в повседневной жизни.
  • Проводились занятия с использованием художественных произведений для развития речи детей.
  • подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора.
  • составила картотеку по русским народным играм:
  • в соответствии с этим разработала цикл развлечений художественно-эстетического цикла, хороводные досуги и развлечения
  • изготовила настольные театры: «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» «Репка», «Курочка Ряба».
  • подобраны соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал
  • провела семинар для педагогов «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста».
  • участвовала в смотре-конкурсе «Нарисуй сказку»
  • просмотр и прослушивание меди файлов «Русские традиции».
  • проводились с детьми и их родителями «Вечерние посиделки» с использованием ИКТ, мастер классов.

   В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. Очень важно научить ребенка слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание.

В процессе работы были замечены такие изменения:

- улучшилась память детей, расширился кругозор, увеличился словарный запас, легче прошли адаптационный период, некоторые дети стали лучше разговаривать.

- вводя в свою работу потешки, пестушки, прибаутки я знакомлю детей с творчеством русского народа, что, в свою очередь, воспитывает и патриотические чувства ребенка.

- у детей повысился интерес к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок;

- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют их смысл.

Исходя из анализа проведённой работы можно сделать вывод, что проделанная  работа благоприятно воздействует на развитие речи детей, средствами малых форм фольклора и при правильно созданных педагогических условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста

Цель моей работы: изучение особенностей речевого развития  дошкольников  воздействием жанрами фольклора.Задачи: 1. Обеспечить эмоционально положительное общение с каждым ребенком, сокр...

Доклад на тему : «Использование сказкотерапии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста».

Доклад на тему : «Использование сказкотерапии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»....

Отчет по самообразованию Тема: «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»

Отчетпо самообразования воспитателя подготовительной группы«Почемучки» Варитловой Залины Хадисовнына 2020г. – 2021 учебный год. Тема:  «Лэпбук как современное средств...

План по самообразованию «Использование фольклора в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»

Цель работы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью русского фольклора.Задачи: Осн...