Использование фольклора в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Кулакова Ольга Игоревна

 

Цель моей работы: изучение особенностей речевого развития  дошкольников  воздействием жанрами фольклора.

Задачи: 1. Обеспечить эмоционально положительное общение с каждым ребенком, сокращая период  адаптации;

2. Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи, сну и т.д.

3. Создать в группе  радостное настроение, ведь это одно из условий полноценного развития детей.

4. Облегчить  преодоление  трудностей  при решении образовательных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx14.98 КБ

Предварительный просмотр:

Использование фольклора в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста

Народ существует, пока существует его язык. В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению процесс приобщения его к языку своего народа, овладению этим языком. Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед детьми в произведениях устного народного творчества. Совершенные образы его - пословицы, загадки, сказки - ребенок не только слышит, но и повторяет, усваивает их. Мои наблюдения вывели одну закономерность: сильнее их влияние там, где произведения народного словесного творчества органически вплетены в живой разговорный язык. Если окружающие ребенка люди употребляют и пословицы, и поговорку, и прибаутку, и потешку, и загадку, то он охватывает те или иные выражения, усваивает их смысл и сам начинает их употреблять. Народные выражения живы и значимы только тогда, когда, употребляются к месту и вовремя.

Цель моей работы: изучение особенностей речевого развития  дошкольников  воздействием жанрами фольклора.

Задачи: 1. Обеспечить эмоционально положительное общение с каждым ребенком, сокращая период  адаптации;

2. Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи, сну и т.д.

3. Создать в группе  радостное настроение, ведь это одно из условий полноценного развития детей.

4. Облегчить  преодоление  трудностей  при решении образовательных задач.

При встрече с ребенком, пришедшим в детский сад после болезни, я встречаю его со словами «Ясный месяц появился», или «Красно солнышко засияло». Стараюсь говорить это просто и в тоже время эмоционально, чтобы ребенок почувствовал, что его здесь любят, ждут и рады его приходу. Новые знания об истоках, формах русского фольклора стараюсь почерпнуть из литературы. Формы и способы подачи новой информации использую самые разнообразные. Это и беседы, и участие в народных праздниках, играх, хороводах, прослушивании е народной музыки. В работе для меня важно не только дать детям новые знания, но и в большей степени в использовании народных песен, закличек и т.д.

Эту тему в своей работе я выбрала не случайно. С детства я слышала напевы, песенки, прибаутки, пословицы и поговорки. Под сказки бабушк, я засыпала. Мне часто приходилось слушать, рассказы стариков о разных праздниках и обычаях. Все это мне родное и близкое.

С устным народным творчеством я начала знакомить детей с первой младшей группы. В этом возрасте песенки и потешки, являются самыми распространенными и действенным жанром. Особое место уделяется колыбельной песне. Колыбельную песню считают началом народной педагогики. Звук родного языка, слово материнское может все - и утешить, и пожалеет, и сделает счастливым. Встречает его малыш еще в колыбельной песне. Слово материнское, еще совсем маленьких завораживает, убаюкивает, и все дневные, непонятные огромные впечатления превращаются в тихую, певучую сказку, а с ней радостнее жить. В колыбельных песнях поет душа, душа нашего народа. Каждое слово этих песен заветное и передавалось из рода, из поколения в поколение.

Знакомя детей с различными  потешками, подвожу детей к восприятию простых сказок, их пересказу и последующей драматизации. Предлагая детям песенку, потешку, прибаутку, использую музыкальное сопровождение. Это позволяет подчеркнуть характер потешки и исполнить ее в разном темпе и ритме. Дети очень четко реагируют на интонацию, мимику и жесты, поэтому, чтобы взволновать детей, захватить их воображение, стараюсь рассказать так, словно сама являюсь участником событий. Использование наглядного материала на остроту впечатлений ребенка помогает мне в работе. После таких коротких обыгрываний малыши быстро запоминают песенки, потешки.

Народные подвижные игры, включенные в организованную деятельность, закрепляют основные движения:

• бег - «Кошки - мышки», «Лошадки»

• ходьба - «Ножки на дорожках», «Пузырь»

• прыжки - «Птички в гнезде»

• игры с мячом - «Зайчики»

• игры - хороводы - «Каравай», «Заинька, походи». Народные игры интересны детям, они с удовольствием организуют их самостоятельно («Гуси - гуси», «У медведя во бору»), а это способствует повышению двигательной активности на прогулке.

Дальнейшее внимание я уделяю в своей работе народным праздникам. Почти каждый праздник связан с приметами  или обычаями. Если эти приметы относятся к наблюдениям в природе, то я стараюсь подчеркнуть и записать, чтобы потом использовать в работе. Такие праздники, как Рождество Христово, Масленица, Новый год отмечаются у нас в садике в старших группах. Малыши же являются наблюдателями или принимают участие в них. Так после проведения непосредственно образовательной деятельности  «Масленица» (1-я младшая группа) выйдя на улицу, стали сначала наблюдателями проведения праздника, а потом участниками. Водили хоровод, а в конце каждый" привязал к кукле ленточки - пожелания и, как взрослые, приговаривали: « Масленица, уходи - боль (хворь) мою уноси».

Дети с удовольствием участвуют и в праздниках. Участие в них  помогает детям почувствовать вкус к народной песне, незатейливому народному русскому юмору, народным традициям. Как важны такие праздники для детей, именно здесь ясно ощущается взаимосвязь пошлого и настоящего, любовь к Родине, своему народу, его обычаям и традициям.

Поэтому, я призываю, как можно чаще дарить детям такую радость. Ведь восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и делает его лучше, направляет его на добрые поступки.

Художественная литература и фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Перед детским садом стоит увлекательная задача - заложить в детях семена любви и уважения к книге, к художественному слову, фольклору. В дошкольные годы жизни ребенка мы должны ввести его в прекрасный мир народного творчества, познакомить с бессмертными произведениями русских классиков и лучшими книгами детских писателей, поэтов и произведениями других народов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Пути взаимодействия с родителями по вопросам воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста"

Игровые упражнения для педагогов. Функции семьи и ДОУ в современных условиях. Формы работы с родителями. Анкета для родителей "Взаимодействие детского сада и семьи"....

Использование фольклора в развитии движений у детей младшего дошкольного возраста

Забота о здоровье ребенка стала приобретать сегодня приоритетные позиции. Стране нужны личности творческие, гармонично развитые активные, здоровые. Для поддержания интереса детей к занятиям физической...

Роль русского фольклора в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста

Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость.воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ре...

Занятие-развлечение "Волк и козлята", из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста"

Занятие-развлечение "Волк и козлята" из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста". Де...

Занятие-развлечение "В гости к хозяюшке Арине" из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста"

Занятие-развлечение"В гости к хозяюшке Арине" из серии комплексных занятий по проекту, направлено на развитие навыков доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Д...

Спортивно- интегрированное занятие по проекту " Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста", "По страницам сказок"

Развитие у детей младшего дошкольного возраста двигательной активности, развитие личных качеств таких как выдержка, смелость, решительность, умение играть сообща....

Использование фольклора как средства развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста

Использование фольклора как средства развития самостоятельности детей младшего дошкольного возрастаАвтор: Шадрина Ирина Николаевна, воспитатель...