Мастер- класс «Формирование – нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредствам музыкального искусства»
методическая разработка

Цель: создание условий для повышения  профессиональной компетенции педагогов  в вопросе формирования у детей нравственно – патриотических чувств  посредством народной музыки, получения новых знаний и освоения их в практической деятельности.

Задачи:

 -углубить теоретические и методические знания педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки;

- познакомить педагогов с современными формами, методами и средствами нравственно-патриотического воспитания дошкольников через музыкальную деятельность.

- обобщить опыт работы музыкального руководителя по данной теме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx23.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                 Мастер- класс

                                                        Тема:

   «Формирование – нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста

                                посредствам музыкального искусства»  

Педагог: Добрый день  уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас  в этом зале, чтобы  наша сегодняшняя встреча была успешной и заряжала нас всех только положительными эмоциями, давайте  улыбнёмся друг другу! И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. Сегодня мы с вами проведем мастер класс на тему «Формирование – нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредствам музыкального искусства».

Цель: создание условий для повышения  профессиональной компетенции педагогов  в вопросе формирования у детей нравственно – патриотических чувств  посредством народной музыки, получения новых знаний и освоения их в практической деятельности.

Задачи:

 -углубить теоретические и методические знания педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки;

- познакомить педагогов с современными формами, методами и средствами нравственно-патриотического воспитания дошкольников через музыкальную деятельность.

- обобщить опыт работы музыкального руководителя по данной теме.

Свое выступление я хочу начать с одной  цитаты С. Михалкова «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Каждый ребенок рождается добрым  и для доброй жизни» говорил замечательный актер Е. Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик. Происходит это благодаря множеству факторов, способствующих духовному развитию дошкольников. Музыка, литература, изобразительное искусство – это тот комплекс мероприятий, которые наиболее близки и понятны детям дошкольного возраста. Поэтому работая по теме «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкального искусства», серьезное внимание уделила использованию в жизни дошколят синтеза искусств, для раскрытия способностей каждого ребенка и самореализации его творческого потенциала.

                         Как я это делаю:

Слайд  система работы  фото.

Посредством народной музыки я знакомлю детей с жизнью и бытом своего народа, приобщаю ребят к народной культуре через различные виды музыкальной деятельности: игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки, пение, танцевальную  и игровую деятельность.

Вот так в ходе последовательной, систематической и всесторонней работы я приобщаю детей к их культуре.

                                       

Сегодня мы с вами будем играть на музыкальных инструментах, озвучивать картины, заниматься коллективным творчеством, слушать музыку, играть и водить хоровод – и всё это мы будем делать на основе народного музыкально – игрового материала.

Приглашаю шестерых участников пройти к столам, присаживайтесь.

 

Я к вам пришла не с пустыми руками, у меня есть  музыкальные инструменты, вот только они почему - то молчат. (Показываю листы на которых нарисованы контуры русских народных музыкальных инструментов: ложки,  бубен, колокольчик). Как вы думаете, почему они не грают? (Потому что они не украшены). Давайте украсим их, чтобы они зазвучали чудесными звуками.

Коллективная работа - аппликация « Украшение народных музыкальных инструментов».

Участники мастер -  класса украшают  музыкальные инструменты, наклеивая заготовки

украшений из бумаги (цветочки, ягодки, завитки).

                Вывешиваю музыкальные инструменты на магнитную доску.

Вот теперь, когда вы украсили музыкальные инструменты, они и зазвучат  чудесным звуком.

  У меня есть один знакомый мастер на все руки, он делает просто замечательные музыкальные инструменты (достаю музыкальные инструменты)– вот они (раздаю).

 Приглашаю всех сыграть в оркестре.

Игра в оркестре русских народных инструментов «Добрый мастер»                                    

Какую замечательную музыку вы сыграли! Просто молодцы!  (гости садятся за столы)

Коллективное творчество способствует сплочению детского коллектива, а  слушание и игра на музыкальных инструментах народной музыки способствует приобщению ребят к своей культуре, знакомству с образцами народного творчества.

 

- Скажите, а вы когда – ни будь, слышали, как звучат картины? У них тоже есть своя музыка.

Я предлагаю вам рассмотреть картину Константина Егоровича  Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Что изображено на ней? Ответы……

Мы видим босоногую девочку, в переднике у нее завязаны собранные грибы, на плечах сидит маленький братишка, крепко обхватив сестру пухлыми ручками. Девочка одета в простенький сарафан. Она испуганно оглядывается туда, откуда идут тучи, прикидывая, успеют ли они добраться до дому, прежде чем хлынет ливень. Мальчик же уткнулся в нее, на тучи он не смотрит. Видно, что он тоже испуган, а сестренка ему кажется защитой. Глядя на этих детей, мы представляем вполне реальных крестьянских ребятишек, и в то же время вспоминаем сказочных Аленушку и Иванушку.

 

  Эту девочку Маковский встретил в Тамбовской губернии. Он вышел на природу с мольбертом, а вокруг него собралась стайка деревенских детей. Бойкая глазастая девчонка спросила: «А что ты делаешь?». Художник ответил, что рисует, и предложил и ее нарисовать. Договорились устроить «сеанс» завтра. На следующий день вокруг Маковского собралось еще больше детворы – а той девочки не было. Зато пришел ее маленький братик, который и рассказал, что вчера сестренка пошла по грибы, а он увязался за ней. Когда возвращались, погода резко переменилась, запахло грозой. Торопясь успеть домой до дождя, девочка посадила малыша на плечи. Перебираясь через хлипкий мостик на болоте, она поскользнулась и увязла. Братишка выбрался на землю, а сестра совсем промокла. К вечеру у нее поднялся жар, и лежала она теперь в постели, сил набиралась. Эта история легла в основу картины и дала ей название.

Сейчас мы с вами озвучим картину с помощью народных музыкальных инструментов. Я сочинила небольшой рассказ по картине, и буду рассказывать его вам, а вы будите озвучивать действия музыкальными  инструментами.

Участники мастер – класса разбирают музыкальные инструменты.

          Озвучивание картины Маковского «Дети, бегущие от грозы»

                    народными музыкальными инструментами

Однажды Машенька взяла своего братика Ванечку погулять.

Пошли они через поле в лесок  (ложки).

Стали они собирать грибы, ягоды, аукаться, (дудочки)

Птичек слушать (свистульки).

Не заметила Машенька, как набежали тучи, (бубенцы – тремоло)

Потемнело кругом, загремел гром  (бубен).

Тут посмотрела девочка на небо – ахнула (трещотки)

Взяла Ванечку и побежала    (ложки).

Маленький Ванечка упал и заплакал (гусли)

А тучи все темнее, гром все громче (бубенцы, бубен – громко). 

Тогда схватила Машенька братишку, посадила себе на плечи и припустилась со всех ног

(ложки в быстром темпе).

Сверкала молния, шумел ветер, гремел гром (бубен).

Было страшно. Но Машенька не бросила своего брата.

Упали первые капли дождя (колокольчик).

Ребята добежали до деревни (ложки),

И когда начался ливень (колокольчик в быстром темпе),

Брат и сестра были уже дома (глиссандо на ксилофоне).

Давайте музыкальные инструменты сложим на понос (убираю на пианино)

Данный вид деятельности, помимо того, что приобщает ребят к народной культуре, через игру на народных инструментах, он ещё развивает у них творческие способности. Фантазию, воображение.

Прошу двух участников занять свои места в музыкальном зале

Музыкально-дидактическая игра на развитие музыкального слуха

«В гости песенка пришла».

-Дети, в саду, где я работаю, очень любят играть.  Ваши тоже такие, да? А мы с вами, чем хуже?  Признайтесь, вам ведь тоже иногда хочется поиграть! Предлагаю сыграть в игру «В гости песенка пришла».

Игровой материал. 4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы),

Ход игры:  На столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение. Если ответ правильный, все хлопают. Вызванный ребенок исполняет один куплет песни соответствующей картинке, остальные дети подпевают.

Участникам игры предлагают отгадать песни по мелодии. Музыкальный материал: «Баю, баюшки баю» Р.Н.П., «Во поле береза стояла» Р.Н.П., «Как у наших у ворот» Р.Н.П.,

Что дает детям эта игра? Знакомит детей с образцами русского народного песенного творчества, развивает музыкальную память, эмоциональную отзывчивость.

А сейчас честной народ становитесь в хоровод.

Этот вид деятельности помогает ребятам ещё больше сдружиться, почувствовать себя частью одного целого. Хоровод всех объединяет.

Хоровод «На горе – то калина».

Участники исполняют движения по показу

- И пока мы не разъединили руки, пока мы все - одно целое, я хочу сказать:

Как хорошо, что рядом друг,

С которым можно поделиться

Открыто высказать все то,

Что на душе твоей твориться.

Который может поддержать,

Направить в нужный след.

Желаю вам, мои друзья.

Здоровья долгих лет!  

Уважаемые коллеги! Я благодарю каждого из вас за помощь, участие  и моральную поддержку!      А насколько вам было со мной интересно, я бы хотела определить по вашим аплодисментам. Спасибо!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»

Семинар-практикум  «Формирование  нравственно патриотических чувств  у детей дошкольного возраста  через познавательно – исследовательскую  деятельность» ...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности

В материале рассмтриваются вопросы воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ «Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к традициям и быту кубанских казаков»

1.Литературный обзор состояния вопроса1.1. История темы педагогического опыта в педагогике Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень, от мощн...

Деловая игра с педагогами «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредствам художественно-эстетического развития»

Конспект Педагогического совета в форме деловой игры по теме: "Формирование нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредствам художественно - эстеического развития"...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....