«Организация группового пространства для проявления детской активности и инициативы в игровой деятельности»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Плющикова Дарья Юрьевна

Данный материал поможет организовать группове пространство для развития детской инициативы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация группового пространства для проявления детской активности и инициативы в игровой деятельности»

Предметно – пространственная развивающая среда в нашей группе организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая.

       Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры»), оснащенных развивающими материалами (книги, игрушки, материалы для творчества и пр.). Все предметы доступны детям.    

        Предметно-игровая среда в нашей группе организована таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом.

         РППС служит интересам и потребностям детей, побуждает их делать сознательный выбор, проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

«Золотой ключик или Буратино»- центр музыкально - театральной деятельности.

Музыкальная деятельность ребёнка в детском саду может осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности – музыкальных игр и творческих импровизаций на музыкальных инструментах, в движении, пении, театрально-исполнительской деятельности.

     В ходе театральной деятельности  развивается  творческая самостоятельность детей; дети могут  импровизировать в составлении небольших рассказов и сказок; поддерживается стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест, которые дети привносят в свою деятельность, наблюдая за окружающим их миром- как ходят пожилые люди, голосовой тембр собачки и кота, мышки воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, именно оттуда они берут интересные идеи, через своё умение видеть необычные моменты в обыденном.

«Айболит» -  центр сюжетно-ролевой игры.

       В ходе сюжетно-ролевых игр дети берут на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, используют атрибуты, которые изготавливают самостоятельно, конструкторы, строительные материалы и предметы-заместители.

         Дети закрепляют знания о профессии, действуют в соответствии с планом игры, который разработали сами в ходе беседы: распределение ролей; выбор атрибутов, инструментов, костюмов.

       В центре безопасности дети моделируют различные ситуации, придумывают сюжет, используя дорожные знаки, машинки, макеты улицы, светофор. Дети придумывают новые знаки, расставляют возле построенных домов, дорог, парковки.

«Будь всегда здоров» – центр  физического развития.

Центр физического развития позволяет развивать инициативу детей. Они сами выбирают виды физических упражнений, степень их сложности,  спортивный инвентарь.

      Дети самостоятельно выбирают этапы эстафет, могут их менять или усложнять. На основе уже известных подвижных игр, дети сами создают новые: обсуждают правила выбирают инвентарь, количество игроков.

«Мастеровой»- центр конструктивной деятельности.

В данном центре дети создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Дети всегда обыгрывают свои постройки, используя различные атрибуты,  комбинируя с другими видами деятельности.

      Детьми закрепляются навыки коллективной работы: распределять обязанности, выполнять постройку в соответствии с замыслом, взаимодействуют друг с другом. Это позволяет развивать инициативу, творчество, самостоятельность.

«Исследователи» - центр познавательно-исследовательской деятельности .

В ходе опытно- экспериментальной деятельности дети  наиболее ярко проявляют собственную активность, направленную на получение новых знаний, на получение продуктов собственного творчества, что поддерживает детскую инициативность.

        Дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. В этом им помогают дидактические игры по  опытно- экспериментальной деятельности. Проявляется самостоятельность в постановке вопросов, активное участие в обсуждениях, высказывать свою точку зрения.

«Лукоморье» - центр речевого развития.

В развитии речи детей большую роль играет воспитатель. Он читает детям выбранные ими сказки, знакомит их со стихотворениями. Дети делятся друг с другом впечатлениями, рассказами на основе личного опыта.

 В центре  речевого развития дети самостоятельно могут выбрать игры на составление слогов (слов), на соответствие буквы и картинки, использование трафаретов.

     Дети по желанию уже могут писать друг другу небольшие пожелания. Они могут использовать по выбору различные игры – шнуровки, что способствует подготовке руки к письму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детской инициативы в игровой деятельности в условиях введения ФГОС ДО

Развивающая предметно- пространственная среда  не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять, стимулировать творческую активность детей, побуждать к до...

«Развитие детской инициативы в игровой деятельности»

Позволим детям упиваться радостью утра и верить.Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени насказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, ...

Условия психолого-педагогической поддержки детской инициативы в игровой деятельности

В данной статье описывается организация предметно-пространственной, предметно-игровой и предметно-развивающей среды....

Методическая разработка на тему: «Эффективность использования игровых методик в развитии детской активности и инициативы у детей 5 – 7 лет»

В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим по...

Консультация "Организация игрового пространства для проявления детской активности и инициативы в игровой деятельности"

Игра является сквозным механизмом развития ребёнка посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей....

Консультация для педагогов: «Организация игрового пространства для проявления детской активности и инициативы в игровой деятельности»

В (пункте 1.4. ФГОС ДО) одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности....

Презентация "Проявление детской инициативы в игровой деятельности с использованием ИКТ "

Презентация освещает практические аспекты использования ИКТ в игровой деятельности дошкольников с целью развития их инициативы....