«Развитие детской инициативы в игровой деятельности»
статья

Трошина Елена Петровна

Позволим детям упиваться радостью утра и верить.

Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на

сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и все это любовно. Он прав.

                                                                                    Я. Корчак

Скачать:


Предварительный просмотр:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №4

«Развитие детской инициативы в игровой деятельности»

Подготовила воспитатель: Трошина Е.П.


  Инициатива - (от.франц. initiative, от лат. initium — начало), почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии. В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг».

Позволим детям упиваться радостью утра и верить.

Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на

сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и все это любовно. Он прав. 

                                                                                    Я. Корчак

   При организации работы направленной на совершенствование познавательной активности, инициативы , самостоятельности также можно руководствоваться такими понятиями: мнение каждого важно; не критиковать , все имеют право на ошибку; мыслю по дереву не растекаться ; когда один говорит другие слушают .               

       ФГОС ДО в основу программы ставит конструирование социальной ситуации, которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы каждого ребенка.

      Создавать условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместности, а также для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей.

Инициативный ребенок – что это значит? Это ребенок, который должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность.

Черты инициативной личности : произвольность поведения, самостоятельность, развитая эмоционально-волевая среда, общительность, творческий подход к деятельности, познавательная активность, стремление к самореализации .

Дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач жизни и деятельности.

  Развитие инициативы проходит в различных видах деятельности:

в нашем случае, т.к. дети у нас маленькие, развитие инициативы чаще всего происходит в игровой деятельности.

  Особенности  развития игр у детей в младшем возрасте – игра носит индивидуальный характер:

 1. Самостоятельно – образная игра

 2. Индивидуальная игра с игрушками (куклы, звери) и другие предметы – индивидуальная режиссерская игра.

Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, которая заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и комментируя их действия.

Особенности  развития режиссерских  игр у детей в младшем возрасте:

  1. Непосредственный опыт ребенка.
  2. Сюжеты игр с игрушками еще сравнительно несложны - краткие цепочки (кукла обедает, спит, идет гулять).
  3. За каждой игрушкой закреплена постоянная роль, вытекающая из     ее образного решения.
  4. Сюжетные события в индивидуальных режиссерских играх –

       результат ассоциативного восприятия ребенком окружающего мира.

     5.    Речь является главным компонентом режиссерской игры.

Для успешного развития этого вида игр необходимо создать ряд условий:

Первое из них – наличие у ребенка индивидуального пространства для игры.

Сделать это помогут разные ширмы, как готовые, так и сделанные руками родителей, они могут быть в виде занавеса, в виде книжки-раскладушки, гибкие, при необходимости, принимающие разные формы.

Ещё одним условием можно назвать создание макетов.

Самым ярким и распространённым макетом для режиссёрской игры является дом для куклы для девочек. А для мальчиков может быть, например, дорога, конечно же, должен соответствовать полу ребёнка.

Второе необходимое условие – наличие у ребенка мелкого игрового материала. Сейчас в продаже имеются наборы мелких игрушек, объединенных одной темой («Зоопарк»«Домашние животные»«Армия» и др.). Если нет возможности приобрести эти наборы, то игрушки для режиссерской игры можно изготовить самим, при помощи бумаги, клея и красок. К игрушкам, изготовленным вместе с родителями, дети будут относиться с большей любовью, будут их беречь.

Необходимое условие для режиссерских игр является подбор игрового материла.

Для режиссёрских игр необходимы реалистические и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов. К таким игрушкам относятся, например, куклы с ресницами, закрывающимися глазами и подвижными частями тела, игрушечные животные, посуда и мебель, например, плита с конфорками и открывающейся духовкой и пр.

Другой вид игрушек – прототипические лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом и лепным париком или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка.

Третий вид игрушек - предметы-заместители, т. е. предметы, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении, такие как палочки, кубики, шарики, детали от конструкторов и пр. Предметам-заместителям принадлежит важная роль в развитии наглядно-образного мышления, творческого воображения.

    Для разыгрывания различных сюжетов хорошо иметь кукол, представляющих разные профессии: врач, милиционер, пожарник, повар, клоун, космонавт, гонщик и пр. Для мальчиков будут интересны куклы-солдатики.

Помимо кукол у детей должны быть игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи, птицы (курочка, петушок) и пр. Такие игрушки также должны быть сделаны из разных материалов, иметь разные размеры и яркую окраску.

    И, наконец, самое важное условие организации режиссерской игры- умелое руководство развитием этой игры.

    Маленькие дети в возрасте 3 лет не всегда самостоятельно способны играть в задуманные взрослыми игры. Не стоит навязывать им свой сюжет, а для начала воспитателю следует показать наглядный пример, объяснив, как играть, управляя героями и придумывая сценарий.

     В младшей группе ребенок по предложению воспитателя включается в разнообразные имитационные игры, связанные с передачей образов  .

Воспитатель участвует в игре как: 

- зритель, наблюдатель;

- стимулирует режиссерскую игру;

направляет ее;

- уводит от простого манипулирования;

- воздерживается от прямых указаний, замечаний в адрес играющих детей;

 прибегает к постановке проблемного задания;

- вмешивается в игру тактично, учитывая особенности ребенка.

       На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуации формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый – «играющий партнер», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.

      Игра выполняет свои развивающие функции только тогда, когда является детской деятельностью, самостоятельной. В этом случае именно в игре впервые начинает проявлять себя воображение – основа творческой деятельности человека.

Эти слова  очень подходят для развития инициативы ребенка..

  •  Скажи мне и я забуду
  • Покажи мне, и я запомню
  • Позволь мне сделать, и я запомню это навсегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детской инициативы в игровой деятельности в условиях введения ФГОС ДО

Развивающая предметно- пространственная среда  не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять, стимулировать творческую активность детей, побуждать к до...

Условия психолого-педагогической поддержки детской инициативы в игровой деятельности

В данной статье описывается организация предметно-пространственной, предметно-игровой и предметно-развивающей среды....

Доклад по теме: "Условия для развития детской инициативы через игровую деятельность"

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.Инициативно...

Семинар-практикум на тему «Развитие детской инициативы в игровой деятельности дошкольника»

Задачи:  1.Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.2.Повышать методический уровень педагогов по организации  сюжетно-ролевой игры.3.Составить памятку по теоретическим ос...

«Поддержка детской инициативы в игровой деятельности»

Перспективный план по развитию самостоятельности и инициативности у детей среднего возраста в творческой деятельности.Тема: «Скоро лето»...

СТАТЬЯ «Развитие детской инициативы в игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».

Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива — (от. франц. initiative,...

«Развитие детской инициативы в игровой деятельности дошкольников»

laquo;Развитие детской инициативы в игровой деятельности дошкольников» Консультация....