«Гендерный подход в организации игровой деятельности дошкольников».
статья ( группа) на тему

«Гендерный подход в организации игровой  деятельности дошкольников».

Основная роль в гендерной социализации дошкольников принадлежит сюжетно-ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре дети   воспроизводят взаимоотношения взрослых людей – мужчин и женщин. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их  фантазию,   учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определённую роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможностей в будущем. В игре дети учатся идти на  компромисс,  избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружественную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение,  стремление к самореализации.  Играя роль, ребёнок выполняет определённую социальную функцию, дифференцированную по  полу  Таких игр много например Салон красоты», « Дочки матери», «Ателье», «Скорая помощь» .Это игры, которые предпочитают девочки. «Строители», «Военные»,  «Космонавты»,  «Пожарные» - в эти игры активнее играют мальчики. Но большая часть игр, включая перечисленные, в играх детей объединяются одним сюжетом. Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды. В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков  нужно  уделять особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей,  надо обратить внимание на следующее:

  • На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре   образов женского и мужского поведения;
  • На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят   поведения женщины – матери;
  • На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую   роль.

Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими   смысла этого действия, и если вначале ребёнок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я мама, Я – папа» .Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать,   и. т. д. . Отражая в игре   образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам –девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие .Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход,  и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д. Для организации игр мальчиков необходимо наличие свободного обширного пространства, так как они, прежде всего, «исследователи, первопроходцы, осваивающие территорию и преодолевающие трудности». В большом пространстве мальчики выстраивают свою деятельность,  возможности , своё влияние, осознают свою значимость внутри этого пространства и коллектива сверстников, в деятельности, определённой правилами.  При наличии мужского сообщества сверстников и при выше описанных условиях организации игрового пространства у мальчиков закладываются и развиваются базовые алгоритмы мужского поведения. Для девочек значимо ближнее пространство, в котором тренируется предназначение, данное природой: хранительницы семейного очага, создание комфорта, прежде всего для самых близких и родных. С целью формирования женского начала, для девочек необходимо общение более устойчивое в небольшом коллективе  сверстниц , тогда они могут настраиваться на реакции друг друга в соответствии с   женским поведением. Девочкам важно иметь возможность территориально отделиться ширмой или другими предметами . Именно при таких условиях формируются нормы, стили женского поведения. Важно грамотно подбирать и включать в игры дошкольников, сообразно гендерной данности, содержательный компонент игровой деятельности дошкольников (темы, сюжеты игр, игрушки,   и т.п.), так как с помощью игрушек у детей формируются на уровне символики жизненно важные ценности поведения характерные мужскому и женскому психотипу. Недопустимо в организации игровой деятельности предлагать детям выполнение ролей противоположного пола, переодевание мальчиков в девичью одежду и наоборот, девочек в мальчишескую. Особенно разрушительным является выполнение детьми, например, «шуточных» сценок на праздниках, с использованием мимики и жестов, движений и пластики тела, характерных детям противоположного пола . При подкреплении умилением и восхищением взрослых, особенно родителями, происходит интенсивное разрушение  поведения и собственно гендерной идентификации (отождествление индивида сообразно полу данного природой), с быстрым формированием чужеродных программ поведения противоположного пола. Грамотно организованная игровая деятельность и предметно -развивающее  пространство, обусловленное дифференцированным подходом, формирует у детей тонкости общения, жизненные стили   психического поведения, адекватного своему полу. «Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций и т. д.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Гендерный подход в организации игровой  деятельности дошкольников».

Основная роль в гендерной социализации дошкольников принадлежит сюжетно-ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре дети   воспроизводят взаимоотношения взрослых людей – мужчин и женщин. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их  фантазию,   учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определённую роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможностей в будущем. В игре дети учатся идти на  компромисс,  избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружественную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение,  стремление к самореализации.  Играя роль, ребёнок выполняет определённую социальную функцию, дифференцированную по  полу  Таких игр много например Салон красоты», « Дочки матери», «Ателье», «Скорая помощь» .Это игры, которые предпочитают девочки. «Строители», «Военные»,  «Космонавты»,  «Пожарные» - в эти игры активнее играют мальчики. Но большая часть игр, включая перечисленные, в играх детей объединяются одним сюжетом. Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды. В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков  нужно  уделять особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей,  надо обратить внимание на следующее:

  • На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре   образов женского и мужского поведения;
  • На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят   поведения женщины – матери;
  • На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую   роль.

Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими   смысла этого действия, и если вначале ребёнок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я мама, Я – папа» .Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать,   и. т. д. . Отражая в игре   образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам –девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие .Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход,  и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д. Для организации игр мальчиков необходимо наличие свободного обширного пространства, так как они, прежде всего, «исследователи, первопроходцы, осваивающие территорию и преодолевающие трудности». В большом пространстве мальчики выстраивают свою деятельность,  возможности , своё влияние, осознают свою значимость внутри этого пространства и коллектива сверстников, в деятельности, определённой правилами.  При наличии мужского сообщества сверстников и при выше описанных условиях организации игрового пространства у мальчиков закладываются и развиваются базовые алгоритмы мужского поведения. Для девочек значимо ближнее пространство, в котором тренируется предназначение, данное природой: хранительницы семейного очага, создание комфорта, прежде всего для самых близких и родных. С целью формирования женского начала, для девочек необходимо общение более устойчивое в небольшом коллективе  сверстниц , тогда они могут настраиваться на реакции друг друга в соответствии с   женским поведением. Девочкам важно иметь возможность территориально отделиться ширмой или другими предметами . Именно при таких условиях формируются нормы, стили женского поведения. Важно грамотно подбирать и включать в игры дошкольников, сообразно гендерной данности, содержательный компонент игровой деятельности дошкольников (темы, сюжеты игр, игрушки,   и т.п.), так как с помощью игрушек у детей формируются на уровне символики жизненно важные ценности поведения характерные мужскому и женскому психотипу. Недопустимо в организации игровой деятельности предлагать детям выполнение ролей противоположного пола, переодевание мальчиков в девичью одежду и наоборот, девочек в мальчишескую. Особенно разрушительным является выполнение детьми, например, «шуточных» сценок на праздниках, с использованием мимики и жестов, движений и пластики тела, характерных детям противоположного пола . При подкреплении умилением и восхищением взрослых, особенно родителями, происходит интенсивное разрушение  поведения и собственно гендерной идентификации (отождествление индивида сообразно полу данного природой), с быстрым формированием чужеродных программ поведения противоположного пола. Грамотно организованная игровая деятельность и предметно -развивающее  пространство, обусловленное дифференцированным подходом, формирует у детей тонкости общения, жизненные стили   психического поведения, адекватного своему полу. «Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гендерный подход в организации игровой деятельности дошкольников".

Методическая разработка о  необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников.Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной ...

"Гендерный подход в организации игровой деятельности дошкольников"

Презентация о проблеме гендерного воспитания в организации игровой деятельности дошкольников....

Реализация гендерного подхода при организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольника.

Мальчик и девочка - это два разных мира. Очень часто взрослые неправильно понимают, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируют. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя вос...

Гендерный подход в организации игровой деятельности дошкольников

Как  педагогу организовать гендерное воспитание в игровой деятельности дошкольника...

Проект "Реализация гендерного подхода в воспитании младших дошкольников через организацию предметно-развивающей среды"

Социальные трансформации в современном обществе привели к разрушению традиционных стереотипов женского и мужского поведения. Эти изменения повлияли и на сознание детей: девочки всё чаще проявляют агре...

Презентация "Гендерный подход в организации двигательной активности дошкольников"

1слайд.ТЕМА: "Гендерный подход в организации двигательной активности дошкольников"2 слайд.Что такое гендер?Понятие гендера затрагивает психические, культурные и социальные различия, а п...