Гендерный подход к организации игровой деятельности детей младшего возраста.
материал (младшая группа) по теме

Юшкина Наталья Юрьевна

Опыт работы по формированию первичных геендерных представлений у младших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гендерный подход к организации игровой деятельности

детей младшего возраста

         

       Формирование гендерной принадлежности и идентичности - одна из задач реализации образовательной области «Социализация» в детском саду , тесно связанная, в соответствии с федеральными государственными требованиями, с формированием семейной и гражданской идентичности, а не с вопросами полового и полоролевого воспитания, как это было раньше.

         Дошкольный возраст – это тот период, в процессе которого мы должны понять ребёнка и помочь ему раскрывать те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.

      Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является  младший  дошкольный  возраст. Решая  проблему гендерной идентификации в работе с детьми, наша задача  заключается не в формировании мужских и женских качеств, а в формировании качеств, свойственных обоим полам (справедливость, доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.)

         Для развития начал мужественности у мальчиков следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать.

         Для развития начал женственности у девочек особое внимание уделяем воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.

        В детском саду гендерное воспитание ведется в ходе режимных моментах( умывании, приеме пищи, подготовки к прогулке и ко сну), обращается внимание детей на правила поведения, учим мальчиков уступать девочкам, оказывать им посильную помощь, а девочек учим обращаться за помощью к мальчикам, принимать их помощь, благодарить за оказанную услугу. Также гендерное воспитание осуществляется через различные игры: сюжетно-ролевые, дидактические, настольные, подвижные, народные.

         В младшем дошкольном  возрасте игра – является основным видом деятельности, который вызывает качественные изменения  в психике  ребёнка. Для  детей  игра -  радость  (положительный  эмоциональный  фон),  увлечённость (положительная  мотивация),  ощущение  лёгкости  задания  -  даёт  всем  без  исключения  возможность  преодолеть  стеснительность,  активизирует  речевое  общение  и  действие.  Поэтому,  игра – это  не  только  оптимальный  метод  процесса  обучения  детей,  но  прежде  всего,  эффективный  приём   раскрепощения  образного  мышления,  активизации  воображения  и  творческой  деятельности.

         Уже  в младшем  возрасте дети  подражают  взрослым,  копируют их деятельность.    Исследования  в области   гендерных  взаимоотношений, формирующихся  в  процессе  игры,  рассматривается  как один  из важных факторов  в формировании половых стереотипов.  Именно  в  игровой деятельности   особенно заметны различия девочек  и  мальчиков.

          Девочкам достаточно маленького «уголка»,  так как они раскладывают свои  «богатства»  перед собой играют  в ограниченном  пространств. Мальчикам наоборот - необходимо более большее  пространство,

как  правило, неограниченное  и  незамкнутое, они бегают, бросают  предметы в  цель; разбирают,  собирают игрушки.
           При обучении детей младшего возраста на основе игры возникает трудность, связанная с тем, что дети данного возраста не могут действовать в воображаемом плане, и им необходим реальный объект для осуществления игровых действий. Поэтому  в   работе   по  гендерному  воспитанию мы предложили детям   персонажи:  зайчика  и  зайчиху- маму. С помощью персонажей зайчика – мальчика, зайчика-девочки возможно «удержать» внимание детей при выполнении учебной задачи. Будь-то режимные моменты или организационная деятельность, придумываем игровую мотивацию, которая стимулирует детей к выполнению задания.  

           Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, мы руководим содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек.

 Наши наблюдения за поведением детей в самостоятельных играх помогли наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Перед собой мы ставили следующие задачи:

* научить ребёнка играть;

* содействовать объединению детей в игре;

* тактично руководить выбором игры;

*  приучать детей соблюдать во время игры правила;

* воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

 Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществлялось в двух направлениях: создание необходимой игровой среды и непосредственное руководство играми детей. В группе нами было создано игровое пространство для сюжетно-ролевых игр как для мальчиков (игры с машинами, конструктором, морской тематикой), так и для девочек (семья, салон красоты, магазин).

Однако, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Особую роль отводим чтению художественных произведений с последующей этической беседой. 

В начале младшей группы большинство детей воспроизводили только предметные действия, многие из них просто манипулировали игрушками. С целью обогащения игровых действий мы проводили наблюдения с детьми за работой няни, повара, медсестры, организовывали целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника. 

          В первое время, когда некоторые дети не знали друг друга, они играли в одиночку.  Мы старались помочь им сплотиться в единый коллектив. К концу младшей группы дети научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций стало меньше. Дружно играть нам помогает Мишка, житель нашей группы. С его помощью дети запоминали некоторые правила игры, которые мы вместе с ними придумывали сами.

Когда приходит черед ролевых игр, у девочек на первый план выступает вечная игра в дочки-матери (куклы выступают в ней в роли детей). В таких играх иногда участвуют и мальчики в роли папы или друга. Игра дает им возможность проявить участие и заботу.

 Мужские роли могут быть и в других играх. Например, в игре в больницу: ребенок - врач, а кукла - пациент. При строительстве поезда или самолета куклы могут быть пассажирами. Малыш имеет возможность примерить к себе разные роли и приобретает соответствующий социальный опыт. Накопленный опыт помогает  малышам активней участвовать в игре.

Для более успешного закрепления полученных гендерных знаний также были изготовлены дидактические игры: «Одень Машу и Сашу», «Маленькая хозяйка», «Магазин игрушек», «Подбери одежду для детей», «Мир профессий», «Умные машины». Эти и другие игры помогают детям расширить знания, знакомят с нормами поведения мальчиков и девочек, принятых в обществе, прививают нравственные качества, развивают познавательно речевые способности.

Ребенок, будь то мальчик или девочка, нуждается в освоении и усвоении человеческих отношений. Мячи, машинки, конструкторы и другие игрушки, безусловно, нужны - они развивают интеллект и учат действовать с предметами. Но еще более важным в детстве является эмоциональное развитие. Уверенность в своих силах, доверие к миру, активность, воля, любознательность, способность понимать себя и других формируются именно в дошкольном возрасте и влияют на все развитие ребенка.

Влияние гендерного подхода на воспитание и развитие дошкольников очень велико. У детей формируются:

гендерно - ориентированное поведение;

навыки гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников;

нравственные качества, принятые в обществе;

развиваются коммуникативно-речевые навыки;

развиваются мышление, память, воображение.

          Главная цель нашей работы: способствовать подготовки к жизни счастливого, эмоционально благополучного ребёнка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологические индивидуальные особенности – мужские или женские.

Но на этом наша работа не заканчивается, наработанный опыт будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.



Предварительный просмотр:

Гендерный подход к организации игровой деятельности

детей младшего возраста

         

       Формирование гендерной принадлежности и идентичности - одна из задач реализации образовательной области «Социализация» в детском саду , тесно связанная, в соответствии с федеральными государственными требованиями, с формированием семейной и гражданской идентичности, а не с вопросами полового и полоролевого воспитания, как это было раньше.

         Дошкольный возраст – это тот период, в процессе которого мы должны понять ребёнка и помочь ему раскрывать те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.

      Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является  младший  дошкольный  возраст. Решая  проблему гендерной идентификации в работе с детьми, наша задача  заключается не в формировании мужских и женских качеств, а в формировании качеств, свойственных обоим полам (справедливость, доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.)

         Для развития начал мужественности у мальчиков следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать.

         Для развития начал женственности у девочек особое внимание уделяем воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.

        В детском саду гендерное воспитание ведется в ходе режимных моментах( умывании, приеме пищи, подготовки к прогулке и ко сну), обращается внимание детей на правила поведения, учим мальчиков уступать девочкам, оказывать им посильную помощь, а девочек учим обращаться за помощью к мальчикам, принимать их помощь, благодарить за оказанную услугу. Также гендерное воспитание осуществляется через различные игры: сюжетно-ролевые, дидактические, настольные, подвижные, народные.

         В младшем дошкольном  возрасте игра – является основным видом деятельности, который вызывает качественные изменения  в психике  ребёнка. Для  детей  игра -  радость  (положительный  эмоциональный  фон),  увлечённость (положительная  мотивация),  ощущение  лёгкости  задания  -  даёт  всем  без  исключения  возможность  преодолеть  стеснительность,  активизирует  речевое  общение  и  действие.  Поэтому,  игра – это  не  только  оптимальный  метод  процесса  обучения  детей,  но  прежде  всего,  эффективный  приём   раскрепощения  образного  мышления,  активизации  воображения  и  творческой  деятельности.

         Уже  в младшем  возрасте дети  подражают  взрослым,  копируют их деятельность.    Исследования  в области   гендерных  взаимоотношений, формирующихся  в  процессе  игры,  рассматривается  как один  из важных факторов  в формировании половых стереотипов.  Именно  в  игровой деятельности   особенно заметны различия девочек  и  мальчиков.

          Девочкам достаточно маленького «уголка»,  так как они раскладывают свои  «богатства»  перед собой играют  в ограниченном  пространств. Мальчикам наоборот - необходимо более большее  пространство,

как  правило, неограниченное  и  незамкнутое, они бегают, бросают  предметы в  цель; разбирают,  собирают игрушки.
           При обучении детей младшего возраста на основе игры возникает трудность, связанная с тем, что дети данного возраста не могут действовать в воображаемом плане, и им необходим реальный объект для осуществления игровых действий. Поэтому  в   работе   по  гендерному  воспитанию мы предложили детям   персонажи:  зайчика  и  зайчиху- маму. С помощью персонажей зайчика – мальчика, зайчика-девочки возможно «удержать» внимание детей при выполнении учебной задачи. Будь-то режимные моменты или организационная деятельность, придумываем игровую мотивацию, которая стимулирует детей к выполнению задания.  

           Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, мы руководим содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек.

 Наши наблюдения за поведением детей в самостоятельных играх помогли наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Перед собой мы ставили следующие задачи:

* научить ребёнка играть;

* содействовать объединению детей в игре;

* тактично руководить выбором игры;

*  приучать детей соблюдать во время игры правила;

* воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

 Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществлялось в двух направлениях: создание необходимой игровой среды и непосредственное руководство играми детей. В группе нами было создано игровое пространство для сюжетно-ролевых игр как для мальчиков (игры с машинами, конструктором, морской тематикой), так и для девочек (семья, салон красоты, магазин).

Однако, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Особую роль отводим чтению художественных произведений с последующей этической беседой. 

В начале младшей группы большинство детей воспроизводили только предметные действия, многие из них просто манипулировали игрушками. С целью обогащения игровых действий мы проводили наблюдения с детьми за работой няни, повара, медсестры, организовывали целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника. 

          В первое время, когда некоторые дети не знали друг друга, они играли в одиночку.  Мы старались помочь им сплотиться в единый коллектив. К концу младшей группы дети научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций стало меньше. Дружно играть нам помогает Мишка, житель нашей группы. С его помощью дети запоминали некоторые правила игры, которые мы вместе с ними придумывали сами.

Когда приходит черед ролевых игр, у девочек на первый план выступает вечная игра в дочки-матери (куклы выступают в ней в роли детей). В таких играх иногда участвуют и мальчики в роли папы или друга. Игра дает им возможность проявить участие и заботу.

 Мужские роли могут быть и в других играх. Например, в игре в больницу: ребенок - врач, а кукла - пациент. При строительстве поезда или самолета куклы могут быть пассажирами. Малыш имеет возможность примерить к себе разные роли и приобретает соответствующий социальный опыт. Накопленный опыт помогает  малышам активней участвовать в игре.

Для более успешного закрепления полученных гендерных знаний также были изготовлены дидактические игры: «Одень Машу и Сашу», «Маленькая хозяйка», «Магазин игрушек», «Подбери одежду для детей», «Мир профессий», «Умные машины». Эти и другие игры помогают детям расширить знания, знакомят с нормами поведения мальчиков и девочек, принятых в обществе, прививают нравственные качества, развивают познавательно речевые способности.

Ребенок, будь то мальчик или девочка, нуждается в освоении и усвоении человеческих отношений. Мячи, машинки, конструкторы и другие игрушки, безусловно, нужны - они развивают интеллект и учат действовать с предметами. Но еще более важным в детстве является эмоциональное развитие. Уверенность в своих силах, доверие к миру, активность, воля, любознательность, способность понимать себя и других формируются именно в дошкольном возрасте и влияют на все развитие ребенка.

Влияние гендерного подхода на воспитание и развитие дошкольников очень велико. У детей формируются:

гендерно - ориентированное поведение;

навыки гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников;

нравственные качества, принятые в обществе;

развиваются коммуникативно-речевые навыки;

развиваются мышление, память, воображение.

          Главная цель нашей работы: способствовать подготовки к жизни счастливого, эмоционально благополучного ребёнка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологические индивидуальные особенности – мужские или женские.

Но на этом наша работа не заканчивается, наработанный опыт будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Гендерный подход при организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста"

На личном опыте хочу поделиться, как применяется гендерный подход при организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста....

"Гендерный подход в организации игровой деятельности дошкольников".

Методическая разработка о  необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников.Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной ...

«Гендерный подход в организации игровой деятельности дошкольников».

«Гендерный подход в организации игровой  деятельности дошкольников».Основная роль в гендерной социализации дошкольников принадлежит сюжетно-ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре дети   в...

"Гендерный подход в организации игровой деятельности дошкольников"

Презентация о проблеме гендерного воспитания в организации игровой деятельности дошкольников....

консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»

Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...

Гендерный подход в организации игровой деятельности дошкольников

Как  педагогу организовать гендерное воспитание в игровой деятельности дошкольника...

Доклад на педсовет "Гендерный подход в организации игровой деятельности"

Социальные изменения происходящие в современном обществе, привели к разрушению стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние позиции детей из сознание. Все эт...