Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения и речи в старшем дошкольном возрасте.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

ГБДОУ детский сад № 13 компенсирующего вида

Кировского района Санкт-Петербурга.

 

 

 

 

 

 

 

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения и речи  (подготовительная к школе группа)

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Автор-составитель

                                                                   учитель-логопед

                                                             высшей квалификационной категории

Мазынская Светлана Юрьевна

 

 

 

 

Санкт Петербург

2022

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Используемые технологии:

  • здоровьесберегающие  (зрительная и пальчиковая гимнастики);
  • игровые (игры-соревнования, дидактические настольные);
  • информационно-коммуникативные (мультимедийная презентация);
  • личностно-ориентированого взаимодейстия (оказание индивидуальной помощи детям  по необходимости, работа в парах).

Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа)

Место проведения:  групповая комната

Задачи:

Познавательные:

  1. Совершенствовать развитие фонетико-фонематических представлений детей.
  2. Закрепить умение детей давать характеристику звуков.
  3. Корригировать навыки аналитико-синтетической деятельности: упражнять в звуко-слоговом анализе слов, определении позиции заданного звука в слове, в умении заменять первый звук в слове, следить за изменением смысла слова с изменением в нем одного звука.
  4. Упражнять в слухо-произносительной дифференциации звуков Л и Ль.
  5. Продолжать формировать умение составлять простое предложение.

Коррекционно-развивающие:

  1. Продолжать развивать чувство ритма и языковое чутье.
  2. Развивать слуховое и зрительное внимание.
  3. Развивать зрительное восприятие и узнавание, прослеживающую функцию глаз.
  4. Развивать умение работать по словесной инструкции.
  5. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  6. Развивать воображение.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение работать в подгруппе, парами.
  2. Воспитывать самоконтроль, взаимоконтроль.

Оборудование:

  • экран, ноутбук, лазерная указка (дл зрительной гимнастики);
  • большие и индивидуальные фоны;
  • цветные карандаши;
  • мяч;
  • «камушки-следы» (напольное плоскостное изображение).

Материалы к занятию:

  • символы твердости-мягкости согласных;
  • схемы позиции звука в слове;
  • слоговые таблички;
  • предметные картинки (на звуки Л и Ль);
  • фишки для звукового анализа слов;
  • листы с зашумленным изображением букв (2 размера);
  • индивидуальные предметные картинки (2 размера);
  • презентация (для зрительной гимнастики).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l-l_2.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 13 компенсирующего вида

Кировского района Санкт-Петербурга.

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения и речи  (подготовительная к школе группа)

                                                                                 Автор-составитель

                                                                   учитель-логопед

                                                             высшей квалификационной категории

Мазынская Светлана Юрьевна

Санкт Петербург

2022

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Используемые технологии:

  • здоровьесберегающие  (зрительная и пальчиковая гимнастики);
  • игровые (игры-соревнования, дидактические настольные);
  • информационно-коммуникативные (мультимедийная презентация);
  • личностно-ориентированого взаимодейстия (оказание индивидуальной помощи детям  по необходимости, работа в парах).

Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа)

Место проведения:  групповая комната

Задачи:

Познавательные:

  1. Совершенствовать развитие фонетико-фонематических представлений детей.
  2. Закрепить умение детей давать характеристику звуков.
  3. Корригировать навыки аналитико-синтетической деятельности: упражнять в звуко-слоговом анализе слов, определении позиции заданного звука в слове, в умении заменять первый звук в слове, следить за изменением смысла слова с изменением в нем одного звука.
  4. Упражнять в слухо-произносительной дифференциации звуков Л и Ль.
  5. Продолжать формировать умение составлять простое предложение.

Коррекционно-развивающие:

  1. Продолжать развивать чувство ритма и языковое чутье.
  2. Развивать слуховое и зрительное внимание.
  3. Развивать зрительное восприятие и узнавание, прослеживающую функцию глаз.
  4. Развивать умение работать по словесной инструкции.
  5. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  6. Развивать воображение.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение работать в подгруппе, парами.
  2. Воспитывать самоконтроль, взаимоконтроль.

Оборудование:

  • экран, ноутбук, лазерная указка (дл зрительной гимнастики);
  • большие и индивидуальные фоны;
  • цветные карандаши;
  • мяч;
  • «камушки-следы» (напольное плоскостное изображение).

Материалы к занятию:

  • символы твердости-мягкости согласных;
  • схемы позиции звука в слове;
  • слоговые таблички;
  • предметные картинки (на звуки Л и Ль);
  • фишки для звукового анализа слов;
  • листы с зашумленным изображением букв (2 размера);
  • индивидуальные предметные картинки (2 размера);
  • презентация (для зрительной гимнастики).

Ход  КРЗ:

Входим, здороваемся с гостями, дети представляются.

-Назовите свое имя гостям и с какого звука начинается ваше имя.

  1. –Поиграем в игру «Подскажи словечко»:
  • Уронили мишку на пол, оторвали мишке…(лапу)
  • Тихо-тихо снег идет, белый снег, мохнатый. Мы расчистим снег и лед во дворе…(лопатой)
  • Заставил плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а…(лук)
  • Лейся, дождь веселый, мы с тобою дружим. Хорошо нам бегать босиком по (лужам)
  • Сшил себе котенок тапки, чтоб зимой не мерзли….(лапки)
  • Два березовых коня по снегам везут меня, кони эти рыжи, а зовут их…(лыжи)

- Повторите, какие слова вы называли? Чем они похожи? С какого звука

  начинаются все эти слова? Что вы можете рассказать о звуке Л?

  1. Определение наличия и позиции звука Л в словах.

«Подбери картинки к схеме» (работа 3 парами).

-Делимся на пары, каждая подбирает картинки к своей схеме. Меняемся местами, проверяем друг друга.

  1. Придумывание предложений.

-Выберите картинку, которая вам нравится и возвращайтесь с ней к стульчикам. Составьте с ней предложение.

  1. Придумывание слов на начальные слоги ЛА,ЛО,ЛУ,ЛИ.

-Какой у нас первый слог? Придумайте слова, которые начинаются на ЛА.

  1. «Лабиринт»

-А теперь гимнастика для глаз-лабиринт. Нашли первую картинку со звездочкой-дальше следим глазками за указкой и называем картинки.

-С какого звука начинаются все названные вами слова? (ЛЬ)

  1. Игра по командам (делимся заранее в группе) – определяем твердость-мягкость звуков в словах.

-Лариса и Лида-подружки, какие у них игрушки? Поможем девочкам разобрать игрушки. Лариса-первый звук в имени Л, твердый, ей отдадим предметы, которые начинаются на Л. Лида-ЛЬ.

–Девочкам помогли, а теперь давайте поиграем с мячом.

  1. Игра с мячом «Поменяй первый звук  слове на звук Л, назови новое слово»

Лук-люк, угол-….пыл-…….дал-…….галка-……..жук-…….ел-………полка-…….павка-…….

  1. –Проходим к столам.

-Давайте вспомним-то, что мы сейчас часто называли, слышали в словах-что это?

(звуки) А как называется то, что мы можем увидеть и написать? (буквы).

-Давайте «напишем» букву Л в воздухе. А как можно ее показать с помощью рук, пальцев, нашего тела?

-А теперь давайте найдем букву Л среди других букв (зашумленные буквы)

  1. Пальчиковая гимнастика:

-Из дальних стран спеша домой («колечки» пальцами)

               Летят, курлыча, журавли.              

               Их крик несется над землей, («птичка» двумя ладонями)

               Весну приветствуют они («колечки» пальцами)

  1. «Загадка» (в парах)

-Возьмите конверты. Разложите картинки из них по номерам. С каждого слова берем первый звук- составляем из них слово. Вслух громко его не произносим. Выкладываем звуковую схему своего слова (лук, луна, лампа).

По очереди подходим к каждой схеме, дети задают наводящие вопросы паре, которая составила схему, можно озвучить первый звук слова. Отгадывают слово. Составители схемы делают полный звукослоговой анализ своего слова.

  1. Подведение итогов занятия.

-Что мы сегодня делали? Что вам понравилось? Какие игры?

  1. Упражнение «Мы по камушкам пойдем»

–Давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдем в группу. Но не просто так, а через полосу препятствий: чтобы уйти – идем по камушкам и называем слово на звук Л или Ль.

Список  литературы:

  1. Комарова Л. А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. М, 2017.
  2. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду (5-6 лет). М, 2015.
  3. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. М, 2019.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"

В данной презентации обобщен опыт работы по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения через использование дидактических игр и наглядного материала в условиях группы ДОУ, работающей по пр...

Статья из опыта работы «Использование занимательных игр и упражнений при подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями зрения»

Вопрос об особенностях подготовки к обучению грамоте детей с патологией зрения (амблиопией и косоглазием) освещен в специальной литературе недостаточно. Поэтому важной коррекционной задачей при работе...

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...

Конспект подгруппового занятия учителя-логопеда Булатовой Э.Ю. по обучению грамоте детей с ТНР подготовительной группы по теме: "Звук [щ], буква Щ"

Знакомство со звуком [щ] и буквой Щ. Закрепление навыков звуко-слогового анализа слов и языкового анализа и синтеза....

Мастер – класс на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения и речи посредством использования дидактических игр и наглядного материала»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения и речи посредством использования дидактических игр и ...

Конспект по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения по теме: «Транспорт» (старший дошкольный возраст)

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения по теме: "Транспорт"....