Сообщение из опыта работы "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Александрова Юлия Валерьевна

Доклад к презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ, ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ РЕЧИ, ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА.

Практически 80% детей старшего дошкольного возраста с проблемами зрения имеют нарушения речи. Работа логопеда с детьми с нарушениями зрения требует применения адаптированных средств наглядности. Нечеткость, узость восприятия затрудняет узнавание предметов, их форм, характерных внешних признаков. При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность.

К наглядному материалу предъявляются следующие требования:

- Использование крупной фронтальной наглядности (до 15-20 см) и дифференцированной индивидуальной (от 1 до 5 см);

-  преобладание пособий красного, оранжевого, желтого цвета;

- четкий контур объектов на рассматриваемой картине .

Условия для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта:

-  выбор адекватного фона ;

- использование подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении;

- размещение наглядного материала на расстоянии 25 см от детей так, чтобы картинки не сливались в единую линию или пятно, а выделялись и могли быть рассмотрены по отдельности;

 - постоянное использование указки для уточнения; 

-ребенок с окклюзией находится при показе у доски со стороны открытого глаза; 

- непрерывная зрительная нагрузка составляет не более 10 мин.

К основному виду деятельности дошкольников относится игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка. Рассмотрим более детально варианты использования игр и приемов, дающих наибольший эффект в работе по подготовке к обучению грамоте.

Учебной задачей проведения игр при подготовке к обучению грамоте является формирование фонематического слуха в различных его проявлениях. Подготовка к  обучению грамоте детей с нарушениями зрения проводится также звуковым аналитико-синтетическим методом и включает  работу с основными элементами языка (предложение – слово – слог – звук). Использование занимательного наглядного материала является одним из основных залогов успешного освоения детьми абстрактных понятий в  подготовке к обучению грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом.

Развитие фонематического восприятия начинается с умения различать неречевые звуки (шум машины, шуршание листьев, шум ветра). Такие игры, как «Шумящие коробочки», «Что как звучит?», «Где позвонили?» и другие  способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы.  Эти игры решают задачи на распознание:

•  звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);
•  звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);
•  действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта).

Проводятся игры на узнавание голосов товарищей, других людей, мелодий. В дальнейшем переходят  к анализу речи.

Знакомство со звуками речи следует начинать с рассматривания положения органов артикуляции во время произнесения того или иного звука, соотнесения собственных кинестетических ощущений с изображениями на речевых профилях (ИГРА «Сломанный телевизор», ребенок должен узнать гласный звук по артикуляции).

Затем детям предлагается дать характеристику изучаемого звука, отбирая необходимые символы. Чтобы максимально облегчить детям понимание и усвоение учебного материала, использую традиционные цветные символы для обозначения звуков: красный круг – гласный звук, синий круг – твёрдый согласный, зеленый – мягкий согласный. Молоточек - твердый согласный, перышко - мягкий. Ушко - глухой согласный, колокольчик - звонкий. 

Для успешного обучения грамоте слабовидящим детям нужно уметь производить слоговой анализ. Деление слов на слоги сопровождается отбиванием такта рукой; как варианты – слово «прошагивают», «пропрыгивают». Немаловажную роль при работе над слогоделением имеет использование наглядного материала. При членении слов на слоги использую приемы, направленные на совместную деятельность слухового, зрительного и кинестетического анализаторов. Например, в упражнении "Телега" дети называют слово, делят его на части, загружают в телегу столько мешков, сколько слогов в прочитанном слове. Таким же образом дети упражняются в делении слов на слоги, играя в «Магазин», где один слог в названии товара равен одной монетке. Любимыми у детей являются игры на определение количества слогов в словах разной сложности «Распредели пассажиров по вагончиками»,  «Делим слова на слоги», «Длинное или короткое слово» и другие. В игре «Морское путешествие» дети упражняются в делении слов на слоги, подборе слов с заданным количеством слогов.

Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза имеет определённую последовательность. Сначала дети упражняются в выделении в звуковом потоке, а затем и в слогах гласных и согласных звуков, определении первого  и последнего звука в слове. В игре «Звуковые часы» дети упражняются в выделении первого (гласного) звука в слове и подборе слова на заданный звук, а также решается задача развития зрительно-пространственной ориентировки, развития тактильных ощущений. Большое внимание уделяется работе по составлению слогов по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам (Т),(О), придумывают слова с данным слогом то-пор, то - варищ. Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от). Дети вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых - в начале слова, кот, пот - в конце.

В игре "Дин - Дон" дети стараются безошибочно выполнять задание по различению твердого или мягкого согласного. Формированию навыка определения первого и последнего звука в слове, подбора слова на заданный звук способствует игра «Соберем венок».

Затем учатся определять место, количество, последовательность звуков в слове. Пособия "Поезд", "Домик", «Звуковая дорожка»  используются с целью определения позиции звуков в слове. Используя макет поезда, дети размещают картинки в вагоны, соответствующие позиции заданного звука в слове. В 1-й вагон помещаются картинки, в названиях которых изучаемый звук стоит в начале слова, во 2-й - с изучаемым звуком в середине слова; в 3-й - с данным звуком в конце слова.

Далее проводится работа со словом. Предлагая данный вид работы, мы идем от простого к сложному. Детей знакомят с понятием "слово", упражняют в  звуковом анализе, а затем синтезе слов. Дети учатся соотносить слово и схему. На начальном этапе нужно выбрать, какая картинка подходит к схеме (игра «Сложи словечко»). В дальнейшем задача усложняется: добавляются картинки и схемы. Более успешному выполнению заданий способствует создание игровых ситуаций. Например, опираясь на схемы, изображенные на каждом пароходе, дети определяют, какие фрукты на них привезли; узнают, кого или что увидели на полянке цыплята; что перевозит в контейнере шофер; рассаживают на тумбы дрессированных животных в цирке и т.д.

Далее детям предлагаются игры «Составь слово по первым звуком», «Слово из звуков», где дети упражняются в составлении слов из 3 и 4 звуков по картинкам, выделяя первые, последние или вторые от начала слога звуки.

Таким же образом дети учатся составлять «Слова из слогов» - дети упражняются в составлении слов из 2 слогов по картинкам, выделяя первые, последние или вторые от начала слова  слоги.

Мною изготовлено пособие «Логопедический домик». С помощью этого пособия решается несколько целей:

  1. Учить детей правильно, четко произносить звуки, называть их акустические характеристики (гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий).
  2. Научить находить место звука в слове.
  3. Формировать умение соотносить слово и схему. 
  4. Формировать умение выполнять звуковой анализ слов.
  5. Закреплять понятие «гласные, согласные звуки»; 
  6. Тренировать детей давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам. 
  7. Тренировать детей в выделении и дифференцировки гласных и согласных звуков на слух. 
  8. Развивать фонематический слух и восприятие, общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать слуховое и зрительное восприятие. 

В окошко на крыше домика помещается предметная картинка, в названии которой есть изучаемый звук. Далее детям предлагается назвать характеристики звука (для согласного – твердый или мягкий, глухой или звонкий). Следующий этап – определение позиции звука в слове. Крышечки служат для звукового анализа слова.

Приемы работы над предложением разнообразны. На начальном этапе - это ответы на вопросы с опорой на картинки. В дальнейшем, использую игру "Фразовый конструктор", с помощью которой решаем разнообразные задачи.

Дети знакомятся с понятиями "слова-предметы", "слова-действия ", "слова-признаки", "предлоги". Каждое понятие обозначается определенным символом. Слова-предметы изображены на желтых карточках, слова-действия - в движении, слова-признаки – на голубых карточках. Каждая картинка может иметь несколько интерпретаций. Например, "девочка, сестра, дочка". Картинка со стаканом может обозначать "чай, сок, компот" и т.д.

В ходе игры дети составляют различные предложения сначала из двух слов, в дальнейшем добавляют слова-признаки, обозначающие цвет, форму, величину, эмоции, однородные дополнения, союзы и предлоги.

Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложениями необходимо проводить работу по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом сначала использую полоски-домики (на начальном этапе), позднее полоски для обозначения слов, делаем зарисовки схем в тетрадях. С огромным интересом дети строят предложения в игре "Живые предложения" и придумывают предложения с помощью кубика, на сторонах которого указывается количество слов в предложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения

Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений и предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников с нарушениями зрения.Данная разработка может быть использована на...

Презентация "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"

В данной презентации обобщен опыт работы по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения через использование дидактических игр и наглядного материала в условиях группы ДОУ, работающей по пр...

Статья из опыта работы «Использование занимательных игр и упражнений при подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями зрения»

Вопрос об особенностях подготовки к обучению грамоте детей с патологией зрения (амблиопией и косоглазием) освещен в специальной литературе недостаточно. Поэтому важной коррекционной задачей при работе...

Сообщение из опыта работы "Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения "Видим, слышим, узнаём- мир предметов познаём"

Сообщение из опыта работы "Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения "Видим, слышим, узнаём- мир предметов познаём"...

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения и речи в старшем дошкольном возрасте.

ГБДОУ детский сад № 13 компенсирующего видаКировского района Санкт-Петербурга.       Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда по подготовке к обуч...

Мастер – класс на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения и речи посредством использования дидактических игр и наглядного материала»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения и речи посредством использования дидактических игр и ...