Взаимодействие логопеда с родителями в коррекционно-образовательном процессе.
консультация по логопедии

Борисова Ксения Владимировна

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности является работа с родителями, потому что первостепенное влияние на речевое и познавательное развитие оказывает семья (родители ребенка).

     Неоспорима важность привлечения родителей к активному участию в коррекционно-образовательном процессе, так как это во многом облегчает работу специалистов и ускоряет успехи ребенка. В работе с родителями разъясняется, как важно правильно формировать речь и познавательные процессы детей, объясняется, в чем состоит коррекционная работа, подчеркиваю полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого в детском саду.

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом состоянии и способности к восприятию информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_logopeda_s_roditelyami.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие логопеда с родителями в коррекционно-образовательном процессе.

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности является работа с родителями, потому что первостепенное влияние на речевое и познавательное развитие оказывает семья (родители ребенка).

     Неоспорима важность привлечения родителей к активному участию в коррекционно-образовательном процессе, так как это во многом облегчает работу специалистов и ускоряет успехи ребенка. В работе с родителями разъясняется, как важно правильно формировать речь и познавательные процессы детей, объясняется, в чем состоит коррекционная работа, подчеркиваю полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого в детском саду.

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом состоянии и способности к восприятию информации.

Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Но беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка.

       Поэтому успех в коррекции речевого развития детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно, это важно тем родителям, чьи дети посещают коррекционные группы, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми.

     Результаты этого взаимодействия будут положительны, если отношения между педагогами и родителями станут равноправными, партнёрскими, но родители, как правило,  активно содействовать и обеспечивать преемственность коррекционных мер дома не столько не хотят, сколько не считают важным.

В работе с родителями ставятся следующие задачи:

  • повысить педагогическую культуру родителей, для усиления их ответственности и формирования сознательного отношения к коррекции речевых и познавательных процессов у детей;
  • повысить мотивацию родителей посредством активного включения их в коррекционно-развивающий процесс.

Решение данных задач осуществляется с помощью различных форм работы :

     

 Родительские собрания. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада,  активно включиться в процесс коррекционно – развивающего обучения детей. На собраниях родителям разъясняется о необходимости усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию логопеда, дефектолога, о требованиях, предъявляемых для выполнения закрепляющих заданий. Важно убедить, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Также осуществляется педагогическое просвещение - знакомим родителей с элементарными знаниями, понятиями  в области коррекционной педагогики.  Если родители сами не в состоянии  оценить ситуацию и понять важность своей роли в  коррекции познавательного и речевого развития ребёнка, то мы помогаем им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. ……

         Немалую роль в совместной, комплексной работе играет анкетирование родителей, целью которого является выявление уровня удовлетворенности родителей  работой ДОУ, а также потребности и интересы родителей в вопросах сотрудничества с детским садом.            

          Индивидуальная работа  позволяет установить более тесный контакт с родителями. Особенности семейного воспитания, потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Вначале года, после обследования детей,  знакомим родителей с результатами обследования. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родные узнают о трудностях своих детей,  получают информацию о сроках коррекции,  об основных путях исправления нарушений, получают рекомендации по проведению занятий с ребёнком в домашних условиях, советы по подбору речевого и иллюстративного материала.

      Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики, восприятия, внимания, памяти, формирование звукопроизношения). Некоторые взрослые, которые не могли заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, приходят на просмотр индивидуальных занятий. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком, что позволяет облегчить работу родителей с детьми в домашних условиях.

     Домашняя библиотечка. Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранная библиотечка  пособий. Их мы используем в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком по заданиям специалистов. Применяя альбомы, рассчитанные на коррекцию речевых и познавательных процессов у детей, нет необходимости переписывать их для родителей, они в доступной форме объяснены в пособиях.

  Также используем материал с практическими советами и рекомендациями для родителей, который помещается в уголок «Советы логопеда».  

        Работу с родителями проводим в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы. Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовали им,  их необходимо вначале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий. С этой целью  были разработаны памятки, буклеты в помощь родителям, которые позволяют осуществлять эти действия последовательно и точно.

        При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы я хотела бы сделать акцент на обучении родителей практическим приёмам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей, который они приобрели благодаря поэтапной, вдумчивой работе педагогов. А показатель уровня их самосознания – это понимание важности и необходимости их знаний и умений, чтобы практически помочь своему ребёнку. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту “изюминку”, на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы.

          Эффективность работы во многом зависит от единства требований со стороны педагогов и родителей, а также  от того,  насколько активно родители участвуют в коррекционно-развивающем  процессе.

    Можно сделать вывод, повышение активности и заинтересованности родителей напрямую связано с динамикой речевого и познавательного развития детей.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика и сущность взаимодействия учителя –логопеда с другими участниками коррекционно - образовательного процесса

Специфика и сущность взаимодействия учителя –логопеда  с другими участниками коррекционно - образовательного процесса Коррекционные образовательные учреждения для дошкольников решают комплек...

Консультация для родителей "Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми"

Учебный год для логопеда группы начинается, когда ребенок поступил в группу детского сада. Встает задача поближе познакомиться с каждой семьей. Обследование семьи проводится комплексно: л...

Применение учителем-логопедом интерактивных игр в коррекционно-образовательном процессе

Применение учителем-логопедом интерактивных игр в коррекционно-образовательном процессе...

Статья: "Применение учителем-логопедом интерактивных игр в коррекционно-образовательном процессе."

"Применение учителем-логопедом интерактивных игр в коррекционно-образовательном процессе."...

Презентация: "Применение учителем-логопедом интерактивных игр в коррекционно-образовательном процессе."

Презентация: "Применение учителем-логопедом интерактивных игр вкоррекционно-образовательном процессе."...

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционно-образовательной работе с детьми старшего возраста.

Календарное планирование коррекционной работы с детьми ОНР III уровня, первый и второй год обучения....

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционно-образовательной работе с детьми логопедической группы

Планирование взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы, логопункта на учебный год по коррекции  речи...