Архитектурная школа имени папы Карло "Игры - уроки по развитию у детей конструктивных способностей и качества творца архитектора"
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Олеся Сергеевна Рулева

Умственное воспитание дошкольников во все времена имеет большое значение. Развивая умственные способности у детей, мы даем им знания, развиваем конкретные навыки и умения. Но для развития способностей важны не столько сами по себе эти знания и умения, сколько то, каким образом они усваиваются детьми. Важно в этом возрасте ввести в обучение такие действия детей, которые в максимальной степени определят развитие их умственных способностей. Для детей дошкольного возраста это прежде всего действия по использованию и построению наглядных моделей различных типов и содержания.

Для этой цели детское конструирование может быть успешно использовано уже потому, что оно по своей природе является деятельностью практического моделирования как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов.

Основной формой работы являются занятия. В каждой возрастной группе они проводятся по 3-4 раза в месяц и включают 26-28 занятий в год. Наиболее эффективно осваивается материал программы на занятиях с небольшими группами детей из 10-12 человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_papy_karlo.docx127.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 51»

Архитектурная школа имени папы Карло

 «Игры - уроки по развитию у детей конструктивных способностей и качества творца-архитектора»

                                                Подготовила:

воспитатель первой кв. кат. Рулева О.С.

Оренбург, 2023 г.

Актуальность

Умственное воспитание дошкольников во все времена имеет большое значение. Развивая умственные способности у детей, мы даем им знания, развиваем конкретные навыки и умения. Но для развития способностей важны не столько сами по себе эти знания и умения, сколько то, каким образом они усваиваются детьми. Важно в этом возрасте ввести в обучение такие действия детей, которые в максимальной степени определят развитие их умственных способностей. Для детей дошкольного возраста это прежде всего действия по использованию и построению наглядных моделей различных типов и содержания.

Для этой цели детское конструирование может быть успешно использовано уже потому, что оно по своей природе является деятельностью практического моделирования как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов.

Центральной задачей программы по конструированию является развитие у детей общих познавательных и творческих способностей. Конструирование создает благоприятные условия для развития этих способностей, позволяет ставить перед детьми целый ряд развивающих конструктивных задач и определять в процессе их решения эффективные средства и способы осуществления познавательных и творческих действий. Другой важной задачей является расширение знаний и представлений детей о предметном мире, ознакомление со свойствами строительного материала и правилами его использования, формирование навыков практического конструирования.

Ребенок – «существо, играющее». Каждая игра представляет собой целый комплекс задач – житейских, интеллектуальных, нравственных и даже творческих. Ребенок ощущает себя в пространстве, пробует его границы на прочность, входит в круг интересов товарищей по игре и учится считаться с ними, испытывает свои возможности и права: здесь, в игре, незаметно выстраивается и мир духовных ценностей – и все это происходит с ребенком неосознанно. Помочь ему в постановке и решении этих задач, научить думать, тонко чувствовать, управлять собой и своими эмоциями и призвано это методическое пособие. Подчиненный единому замыслу цикл последовательно усложняющихся игр-уроков развивает у ребенка качества творца-архитектора, превращает обыкновенный строительный набор в материал для возведения по собственным проектам причудливых дворцов и замков.

Методологические и методические основы преподавания

Теорию развития общих познавательных, а в последствии и творческих способностей дошкольников разработал, великолепный ученый, обогативший и теорию, и практику жизни ребенка. С помощью сотрудников, аспирантов, учеников большим количеством экспериментов он подтвердил: для того, чтобы успешно решать познавательные и творческие задачи (кстати, и во взрослом возрасте тоже), необходимо целенаправленное руководство, нужно научить детей составлять и использовать план.

При обучении детей конструированию из строительного материала применяются разнообразные методы обучения. Выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании. Ведущим является наглядный метод. Среди наглядных методов и приемов, используемых при обучении детей конструированию, выделяют следующие: рассматривание или обследование предмета (постройки, чертежа, схемы, иллюстрации), образец (показ способов действия). Рассматривание используется для решения разнообразных учебных задач: для уточнения и обогащения представлений детей о предметах окружающей жизни; для формирования у детей наглядных образов тех объектов, восприятие которых непосредственно в жизни обеспечить невозможно, для обобщения и систематизации знаний детей и т. д. Образец – это то, чему дети должны следовать при выполнении различного рода заданий на занятиях. К образцу предъявляют ряд требований: грамотность, простота, использование доступных для детей элементов и технических приемов.

Наряду с наглядными методами обучения конструированию используются словесные методы (беседа, объяснение, вопросы, поощрение, худ. слово, совет). Объяснение помогает детям понять и усвоить, что и как они должны делать во время занятий и что должны получить в результате. Объяснение дается в простой, доступной форме и часто сочетается с показом способов и приемов выполнения работы. Совет используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в выполнении задания. Напоминание в виде кратких указаний – важный методический прием обучения. Обычно его используют перед началом выполнения детьми задания. Данный прием помогает детям вовремя начать выполнение задания, спланировать и организовать деятельность. Поощрение – прием, который следует чаще применять в работе с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание заниматься, ощущение успеха. Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность детей. Художественное слово вызывает интерес к теме, помогает привлечь внимание детей дошкольного возраста к занятию. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ.

Практический метод обязательно используется при обучении детей конструированию. К нему относятся упражнения, игровой прием, моделирование. Упражнения – это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания. В соответствии с учебными задачами можно использовать упражнения, требующие от детей разной степени активности и самостоятельности: подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие. Основные правила проведения упражнений: четкость и ясность постановки перед детьми учебной задачи, показ способов выполнения, постепенное усложнение упражнений с учетом меры посильности, дифференцированный анализ и оценка результатов упражнения, определение доступных детям критериев самоконтроля хода упражнения и самооценки его результатов, многократное повторение. Игровой прием предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, показом и т. д. Игровые методы обучения используются с целью закрепления знаний, их обобщения и систематизации, а также в целях развития и совершенствования познавательных процессов. Моделирование – процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов. В конструировании наиболее часто используется графическая модель. Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление.

Основное содержание

Основной формой работы являются занятия. В каждой возрастной группе они проводятся по 3-4 раза в месяц и включают 26-28 занятий в год. Наиболее эффективно осваивается материал программы на занятиях с небольшими группами детей из 10-12 человек.

В подготовительной группе все занятия по конструированию из строительного материала я предлагаю объединить в цикл под названием «Архитектурная школа имени папы Карло».

А как возникла архитектурная школа?

Однажды папа Карло услышал, как Буратино распевает песенку:

Был поленом – стал мальчишкой,

Обзавелся умной книжкой.

Это очень хорошо,

Даже очень хорошо.

«Да, - подумал папа Карло, это конечно очень хорошо, - и почесал в затылке. Но книжка, тем более букварь, дело школьное. А дошкольнику разве не надо быть умненьким и благоразумненьким? Сиди и жди, когда в школе всему научат?» Подумал так папа Карло и пригорюнился. Но потом решил, что утро вечера мудренее, лег спать и увидел во сне волшебный замок с башенками, арками, резными воротами и даже с колоннами – тот самый замок, в котором помещался кукольный театр. Наутро проснулся папа Карло и понял, что ему делать. Взял новое полено и вырезал из него строительные детали разной формы. Он решил открыть свою школу для дошкольников – архитектурную, такую, в которой сбываются все планы и воплощаются все проекты.

«А что такое архитектура?» - спросят вас дети. Слово — это древнегреческое, и означает оно «искусство проектировать и строить», а люди, которые владеют этим искусством, называются архитекторами.

Чтобы поступить в архитектурную школу имени папы Карло, детям надо пройти испытание. Нужно запомнить и назвать все детали строительного набора, которые вырезал папа Карло из нового полена.

Взрослые тоже не останутся без дела. Нужно приготовить шаблоны (лекала) с соответствующими прорезями в масштабе 1:1, 1:2.

Обучение начинается с класса плоскостного рисунка объемных геометрических тел. В этом классе дети будут учиться изображать геометрические тела (детали строительного набора) с трех сторон: спереди, сверху и сбоку. На каждом занятии-уроке дети изображают 1-2 детали.

Затем можно поиграть в игру «Угадай-ка». Детям предлагаются чертежи деталей в трех проекциях. Ведущий выбирает деталь, участники подбирают к ней чертеж и объясняют, почему он подходит. Кто угадал большее число раз, тот и выиграл.

Игра «Путаница» - детали и их чертежи перепутались. Надо вернуть каждую из деталей на свое место. Затем предлагается несколько занятий на сравнение деталей, нахождение сходства и различия, умение самостоятельно решать познавательную задачу и делать вывод. Темы занятий: «Квадратные родственники или одинаковая сторона», «Снова одинаковая фигура или как узнать правду», «Одинаковое и разное».

На этом обучение в классе плоскостного рисунка объемных геометрических тел заканчивается, и пора двигаться дальше в класс построения чертежей. В этом классе дети будут учиться делать чертежи своих построек, расчленять контурные схемы, самостоятельно изображать конструкцию в трех проекциях, последовательно анализировать схему.

В этом классе к материалам, которые нужны для занятий, добавится красный карандаш. Им мы будем отмечать ошибки и делать исправления в чертеже. Каждый, у кого в руке красный карандаш, уже не просто строитель, он контролер, и это специальная ролевая задача. Роль контролера важная и почетная, и каждый ученик, занимаясь в архитектурной школе, должен успеть им побыть.

И, наконец, дети переходят в класс архитектуры. Теперь на занятиях они не только строители и контролеры, но и архитекторы. Архитекторы – это такие творческие люди, которые сами придумывают свои постройки, делают их чертежи, а уже строители по этим чертежам строят здания, дворцы и крепости. Вот теперь и догадайтесь, зачем нам нужно было овладевать архитектурной грамотой? Правильно сказал тот, кто сказал: «Чтобы они, наши планы и замыслы, были понятны не только нам самим, сами-то мы и так знаем, что хотели бы построить».

Архитектура – искусство многих людей: одни придумывают, другие строят, третьи украшают, четвертые проверяют. А в центре всей работы лежит единый архитектурный замысел.

Итак, в классе архитектуры дети будут учиться задумывать и осуществлять разные постройки. На занятиях появляется новый тип архитектурных сооружений: крепости, башни и замки. Дети учатся заранее обдумывать замысел будущей постройки, при обдумывании использовать схематическое изображение предмета. На этом этапе возникает необходимость проверить устойчивость разных деталей. Например, можно ли положить цилиндр, а сверху поставить призму? Начертить это, разумеется, можно, а как в реальной постройке? Поэтому детям предлагается проверить все возможные сочетания деталей и найти неустойчивые или невозможные.

В этом классе дети знакомятся с профессией дизайнера, вводится понятие «наиболее информативный вид». На одном занятии роли детей меняются несколько раз.

После завершения обучения каждый ребенок получает диплом об успешном окончании архитектурной школы и проводится диагностика усвоения материала. Результаты заносятся в таблицу.

Перспективный план по конструированию в подготовительной группе «Архитектурная школа»

Тема

Развивающие задачи

№ занятий

Время проведения

«Поступаем в архитектурную школу»

Познакомить с понятиями архитектура, архитектор, узнавать и называть детали строителя.

1

Сентябрь

«Куб со всех сторон»

Изображать куб с трех сторон по образцу

2

Сентябрь

«Призма или крыша»

Изображать призму в трех проекциях, узнавать детали по чертежу.

3

Сентябрь

«Кирпичик»

Изображать кирпичик в трех проекциях, пользуясь пунктирными линиями.

4

Сентябрь

«Цилиндр – друг трубочиста»

Изображать цилиндр и полуцилиндр в трех проекциях, действуя по алгоритму.

5

Октябрь

«Конус – вершина башни»

Изображать конус в трех проекциях, узнавать детали по чертежу-развертке.

6

Октябрь

«Угадайка»

Узнавать детали по чертежу-развертке, расчленять с помощью графических действий схематическое изображение фигуры на части.

7

Октябрь

«Найди меня»

Проверить умение детей соотносить между собой три проекционных изображения, подбирать нужную деталь к чертежу.

9

Октябрь

«Квадратные родственники или одинаковая сторона»

Сравнивать изображения, находить сходство и различие, делать вывод.

10

Ноябрь

«Снова одинаковая фигура или как узнать правду»

Самостоятельно изображать детали с разных сторон, делать вывод.

11

Ноябрь

«Одинаковое и разное»

Сравнивать строительные детали между собой, находить у них одинаковые стороны, изображать их.

12

Ноябрь

Тема

Развивающие задачи

№ занятий

Время проведения

«1+1=домик»

Расчленять контурную схему, составлять чертеж конструкции из 2 деталей в трех проекциях.

13

Ноябрь

«Мы строим дом»

Читать чертежи простейших конструкций из 2-3 элементов, самостоятельно изображать одну из проекций (вид сбоку).

14

Декабрь

«Дом для друга»

Изображать конструкцию из 2-3 элементов в трех проекциях.

15

Декабрь

«Дом для Кузи»

Анализировать контурную схему, расчленять ее.

16

Декабрь

«Строим город»

Изображать фронтальнкю проекцию конструкции.

17

Январь

«Красивая стена»

Воспроизводить конструкцию предмета по схематическому изображению (вид спереди).

18

Январь

«Вокзал»

Анализировать схему постройки, сотрудничать с партнером в процессе создания общей постройки.

19

Январь

«Самая первая крепость»

Учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, используя изображение вид спереди.

20

Февраль

«Башни старого замка»

Использовать графическое моделирование при создании собственной постройки.

21

Февраль

«Башня для Принцессы и башня для Кощея»

Закреплять умение пользоваться графическим моделированием в процессе разработки замысла конструкции.

22

Февраль

«Замок старого короля»

Заранее обдумывать замысел будущей постройки, соотносить представление о ее конструкции с имеющимся материалом и возможностями его размещения в пространстве.

23

Февраль

Тема

Развивающие задачи

№ занятий

Время проведения

«Запрещенные приемы»

Проверить возможные сочетания деталей, выяснить их устойчивость, возможность использования в конструкции.

24

Март

«Триумфальная арка»

Использовать графическое моделирование в процессе разработки замысла конструкции.

25

Март

«Крепостные ворота»

Расчленять с помощью графических действий схематическое изображение на части, находить разные варианты расчленения контурной схемы.

26

Март

«Дворец Принцессы на горошине»

Создавать собственную постройку с помощью графического моделирования.

27

Март

«Замок Феи и избушка Бабы-Яги»

Создавать собственную постройку с помощью графического моделирования

28

Апрель

«Дворец Снежной королевы»

Проверить уровень умений детей.

29

Апрель

«Отгадай и построй»

Расчленять контурную схему, вносить в общую схему предмета дополнения.

30

Апрель

«Мы едем, едем, едем…»

Изображать конструкцию в трех видах, начиная с наиболее информативного (вид сбоку).

31

Апрель

«Волшебные средства передвижения»

Создавать собственный замысел конструкции по предложенной теме.

32

Май

«Быстрокрылых ведут капитаны»

Расчленять контурную схему, создавать собственную постройку.

33

Май

«Дипломный проект»

Проверить уровень достижений детей.

34

Май

Вывод

Таким образом, конструирование – важнейший для дошкольников вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов. Детское конструирование, традиционно считающееся творческой деятельностью, на самом деле таковой не является без специально организованного обучения. При организации действий пространственного моделирования к концу дошкольного детства дети свободно оперируют разными видами графических моделей: переводят одно схематическое изображение в другое, сделанное с другой условной позиции; удерживают схематизированный образ предмета в представлении, используют его при разработке собственного замысла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных и конструктивных способностей детей с использованием конструктора ЛЕГО.

В статье представлен обобщенный опыт работы по развитию интеллектуальных и конструктивных способностей у детей с использованием конструктора ЛЕГО.  Раскрыты задачи, особенности организации и форм...

Развитие интеллектуальных и конструктивных способностей детей с использованием конструктора Лего»

Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особеннос...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»».

Семинар-практикум для педагогов «Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»»....

Презентация к Семинару-практикуму для педагогов «Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»».

Презентация к Семинару-практикуму для педагогов «Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»»....

Материалы по использованию технологии Веры Брофман «Архитектурная школа имени Папы Карло»

Лекция по работе с технологией Веры Брофман «Архитектурная школа имени Папы Карло»...