Развитие интеллектуальных и конструктивных способностей детей с использованием конструктора Лего»
консультация на тему

Cултанова Майра Айтжановна

Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов. Использование конструктора «Лего» в работе с детьми дошкольного возраста  способствует  совершенствованию остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, восприятия формы и габаритов объектов, пространства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_lego.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие интеллектуальных и конструктивных способностей детей  с использованием  конструктора Лего»

Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов. Использование конструктора «Лего» в работе с детьми дошкольного возраста  способствует  совершенствованию остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, восприятия формы и габаритов объектов, пространства.

Применение Лего способствует:

1) развитию у детей сенсорных представлений, /поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета/;

2) развитию и совершенствованию высших психических функций / памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение/

3) тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка  к письму;

4)сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Очень тесно конструктивная деятельность связана с развитием речи, так как вначале нужно подводить ребенка к проговариванию того,  что он хочет сделать, какие детали выберет, почему, необходимое их количество, размеры и т.д. Это совместное проговаривание в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы, уметь подбирать все необходимые детали и суметь объяснить, почему он сконструировал именно  так, а не иначе.

Можно использовать лего-конструктор не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и как часть занятия в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с детьми. Дети, из большого количества игр, чаще всего обращались именно к конструкторам, и зачастую это можно использовать это для того, чтобы проверить знание детьми основных цветов, форм, дети, играя рассказывают, на что похож предмет и чем он отличается от других, какой он ширины, длины, высоты. 

Дети 5-6 лет  уже пытаются решать конструктивные задачи « на глаз» , у них развивается образное мышление, они учатся  представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.

В работе можно использовать книгу Комаровой Л.Г. «Строим из Лего». В ней представлено  тематическое планирование по всем возрастам, определены на каждый месяц темы и представлены конспекты. Для младшей группы детского сада - более 20 тем, средней -27, старшей  -5, подготовительной - 11.

Освоение лего-конструктора должно вестись  последовательно от простого к сложному . Занятия  по развитию конструктивного мышления проводятся по 25-30 минут в старшей группе; по 30-35 минут в подготовительной группе. Занятия с конструктором лего можно поделить на 3 составных части.

Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического

мышления (длительность -10 минут)

Цель первой части – развитие элементов логического мышления.

Основными задачами являются:

  1. Совершенствование навыков классификации
  2. Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные  умозаключения на основе проведенного анализа.
  3. Активизация памяти и внимания.
  4. Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
  5. Развитие комбинаторных способностей.
  6.  Закрепление навыков ориентирования в пространстве

Вторая часть - собственно конструирование.

Цель второй части - развитие способностей к наглядному моделированию.      

Основные задачи:

  1. Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные  особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  2. Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
  3. Стимулирование конструктивного воображения при  создании постройки по собственному замыслу – по предложенной или свободно выбранной теме.
  4. Ознакомление с окружающей действительностью педагога
  5. Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО.
  6. Развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть -  обыгрывание построек.

В младшей группе сначала просто  нужно познакомить  с деталями конструктора, способам крепления двух кирпичиков, затем учить детей  соединять  много кирпичиков, учить работать в коллективе. ( «Сборка прямой змейки», « Сороконожка»)

В последующем уже вносить  образец постройки, учить анализировать образец и соотносить с ним свои действия («Ворота», «Заборы»). Далее  можно использовать  образец на карточке «Постройка домика по карточке». Дети делают  анализ образца, изображенного на карточке, подбирают  необходимые детали  и воспроизводят постройку.  

Можно выделить особенности организации  и проведения занятий и совместной деятельности в разных возрастных группах.

В младшей и средней группах применимы следующие виды организации совместной деятельности:

  • по образцу;
  • по карточкам с моделями, которые прилагаются к конструктору ЛЕГО;
  • по собственному замыслу.

Малыши с удовольствием строят простейшие конструкции: дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики.

Дети упражняются в распознании цвета, счете до 5, закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий». Используются конструкторы с деталями крупных размеров.

В средней группе основой  при организации работы с лего- конструктором является сказка. Это предварительное ознакомление с произведением, а затем конструирование его персонажей, создание моделей знакомых сказок, а также сочинение своих историй. В этом возрасте дети знакомятся с мелким конструктором ЛЕГО ДАСТА – конструирование по – замыслу.

Постройки носят условный характер, проблемы на начальном этапе связаны с недоразвитостью мелкой моторики и их слабой ориентировкой в пространстве.

Дети могут свободно экспериментировать  со строительным материалом. Образец может быть дан и в начале, а затем он убирается. Примерами тем занятий могут быть: «В леса – чудеса мы поедем с тобой», «Рассмеши царевну Несмеяну», «Моделирование Жар-птицы», «Моделирование персонажей по сказке Колобок».

В старшей и подготовительной группах добавляется конструирование части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу  и моделирование объектов по иллюстрациям и рисункам. Главные темы - «Транспорт», «Архитектура». Отличительная черта моделей транспорта, сооружаемых детьми этого возраста – размер и сложность. После предварительного занятия – конструирование по- замыслу –проводится занятие по условию. Например, конструирование двухэтажного дома с крыльцом и балконом.

При выполнении построек – по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложными поэтапными постройками.

Проблемные ситуации стараемся создавать такие, чтобы ребенок захотел сам построить что-то для решения поставленной задачи.

Во втором полугодии начинается работа с мелким конструктором. На первых  занятиях отрабатываются конструктивные навыки построения простейших форм и несложных объектов, прочного скрепления частей конструкции.

Формы организации занятий самые разные: конструирование по заданным условиям, по изображению, по замыслу. Затем уже следует конструирование по изображениям.

Для подготовительной группы характерна работа с мелким конструктором   и  усложнение  моделей. Основные формы организации занятий – работа по картинкам с  изображением объекта и по замыслу. Темы занятий:  «Конструирование по замыслу на тему летнего отдыха, «Моделирование бабочки по картинке», «Конструирование космических кораблей».

         Таким образом,  использованием конструктора у детей в средней группе развивается самостоятельность; в старшей группе - открываются широкие возможности для конструктивной деятельности, чему способствует прочное усвоение разнообразных технических основ и способов конструирования. В подготовительной группе занятия носят более сложный характер  экспериментирования. Причем  эти занятия не просто интересны ребятам, но и стимулируют их к дальнейшей работе. Конструктор - ЛЕГО позволяет в процессе игры пережить всю гамму настроений и положительных эмоции.

Конструктор дает возможность экспериментировать и создавать собственный безграничный мир, чувствовать себя, с одной стороны, неотъемлемой частью коллектива, а с другой - беспрекословным лидером в созданной ситуации.

Но главное – игра дает детям обретение уверенности в себе, дети учатся  анализировать, развивается  речь, творческое воображение, коммуникативные способности, улучшается  память, более устойчиво становится  внимание, дети учатся  логически мыслить.

Подготовила: воспитатель  Султанова М.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами конструктивной деятельности

Тематическое занятие с элементами конструктивной деятельности направлено на развитие у детей конструкторских и художественных способностей.В ходе работы решаются следующие задачи:формирование у дошкол...

Развитие интеллектуальных и конструктивных способностей детей с использованием конструктора ЛЕГО.

В статье представлен обобщенный опыт работы по развитию интеллектуальных и конструктивных способностей у детей с использованием конструктора ЛЕГО.  Раскрыты задачи, особенности организации и форм...

«Развитие интеллектуальных и математических способностей дошкольников посредством лего-конструирования» «Изучаем ЛЕГО математику»

     Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных инте...

«Развитие интеллектуальных и креативных способностей детей посредством лего-конструирования»

laquo;Развитие интеллектуальных и креативных способностей детей посредством лего-конструирования»Конструирование теснейшим образом связано с чувствительным и интеллектуальным развитие...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие интеллектуальных и конструктивных способностей детей с использованием конструктора ЛЕГО»

Конструирование – это интереснейшее и   увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с дошкольниками с учетом их во...

Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей детей старшего возраста через конструктивную деятельность

Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей детей старшего возраста через конструктивную деятельность...