Конспект занятия на тему: «Украшаем валенки мордовским орнаментом для Деда Мороза».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Чурбанова Татьяна Вячеславовна

Конспект занятия в старшей логопедической группе по аппликации (художественно-эстетическое развитие) на тему: «Украшаем валенки мордовским орнаментом для Деда Мороза».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valenki.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей логопедической группе по аппликации (художественно-эстетическое развитие) на тему: «Украшаем валенки мордовским орнаментом для Деда Мороза».

Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых образцов и оригинальность форм мордовских изделий.

Задачи:

Образовательные:

Учить вырезать узоры из геометрических форм ( из сложенного два раза квадрата «восьмиконечную звезду), приготовленных воспитателем; создавать мордовский орнамент,  продолжать учить детей работе с ножницами, клеем и кисточкой.

Развивающие:

 Развивать эстетический вкус детей, чувство цвета, формы; творческое воображение.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к культуре и искусству мордовского народа, к произведениям мордовского прикладного искусству, воспитывать интерес к аппликации.

Методические приемы:

Словесный: вводная беседа, повторение, напоминание.

 поисковые вопросы, напоминание, пояснение, опора на словесный образец.

Наглядный: показ, рассматривание, напоминание (алгоритм действия), анализ .

Практический: эвристический (активность, находчивость детей), выполнение задания детьми .

Словарная работа:  орнамент, «восьмиконечная звезда», панар.

Оборудование:

Демонстративный материал: салфетка с мордовским узором (образец), иллюстрации с национальными костюмами Мордовии, фланелеграф, Музыкальные инструменты (бубен, свистульки, трещотка и др.).

Раздаточный материал: заготовка силуэта валенка на каждого ребенка; квадрат с готовой разметкой для «восьмиконечной звезды»; подносы, баночка для клея, подставка под кисточку, кисточка, ножницы, салфетка.

Предварительная работа: экскурсия в мини-музей, просмотр альбома по мордовскому декоративно - прикладному искусству, моделирование узоров на фланеграфе, прослушивание мордовских народных песен " Минь листяно улицяв" и музыки, просмотр иллюстраций с национальными костюмами.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Ход НОД

Воспитатель:

Сегодня утром я нашла письмо на столе. Это письмо от Деда Мороза. Он пишет, что ему подарили валенки, но на валенках нет узора и из-за этого  у него нет настроения. Поднимем настроение Деду Морозу, сделаем узор на валенках?

Дети отвечают.

Воспитатель: Я предлагаю сделать мордовский орнамент.

Дети соглашаются.

 Ребята скажите в каком городе мы живем?

Дети: В Саранске.

Воспитатель: Правильно, мы живем с вами в городе Саранске. А Саранск – это столица Республики Мордовии.

Воспитатель: Правильно, ребята Саранск- это столица республики Мордовия. Мордовия – это наша малая родина. У мордовского народа, есть свои обычаи, свои традиции и своя национальная одежда. Давайте рассмотрим мордовскую рубаху-панар. Она украшена вышивкой. Какого цвета вышивка?

Дети: Красная и черная

 Воспитатель: Обратите внимание на орнамент вышивки. Орнамент – это узор, который состоит из повторяющих элементов и украшает различные изделия: одежду, посуду. Вышивка расположена на подоле, горловине и  на рукавах.

Воспитатель: А из каких геометрических фигур составлен мордовский орнамент

Дети: Из треугольников, квадратов, крестиков, ромбов, ступенек.

 Воспитатель: Какие цвета присутствуют в мордовском орнаменте? 

Дети: красный, черный, зеленый, желтый.

Красный цвет – символизирует любовь, красоту, здоровье.

Черный цвет – нейтральный цвет. Зеленый - символизирует молодость. Желтый – символизирует полезность.

Дети садятся за столы. вышивки

Воспитатель: Дети, сегодня будем вырезать новый элемент мордовского орнамента – «восьмиконечную звезду». У вас на подносах лежат заготовки, в основе которых геометрическая фигура – квадрат. Вы будете отрезать ту часть разметки, которая заштрихована. Вырезаем нужный нам узор. Из вырезанных элементов составляем узор на валенке и затем клеим его, аккуратно пользуясь клеем.

Воспитатель: Но перед, тем как начать вырезать, давайте вспомним правила работы с ножницами.

Дети:

1. Не брать ножницы без разрешения воспитателя.

2.Держать ножницы в правой руке

3.Не держать ножницы концами вверх

4.Не оставлять ножницы в открытом виде

5.Не поворачивать ножницы острием к себе

6.При работе с ножницами следить за пальцами левой руки

7.Нельзя  размахивать ножницами

8.Передавать ножницы в закрытом виде кольцами в сторону товарища

9.Подготовить свое рабочее место, аккуратно и удобно разложить материалы и инструменты.

 Воспитатель: Приготовим ваши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика:

«Ботинки»

Всюду, всюду мы вдвоем

Неразлучные идем.

(Средний и указательный пальчики «шагают» по столу)

Мы гуляем по лугам,

По зеленым берегам,

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали. После лезем под кровать,

(Дети загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Будем там тихонько спать.

(Укладывают ладони на стол)

 

Дети приступают к работе.

Воспитатель оказывает помощь, следит за осанкой, поощряет старание детей.

Звучит в записи песня «Моя Мордовия», музыка Н. Кошелевой, слова М. Прошкина; «Земля моя любимая», музыка А.Аверкина, слова Черняева.       

 Воспитатель: Какой чудесный орнамент у вас получился, очень красивые, яркие, оригинальные. Я надеюсь, Деду Морозу понравятся наши валенки. Молодцы ребята!

        А теперь давайте поиграем в нашу любимую подвижную мордовскую игру «В горшочки».

        Игра

        Итог занятия:

Воспитатель: Понравилось ли вам занятие?

Какой элемент мордовской вышивки мы сегодня научились вырезать?

К какую мордовскую игру играли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники "Портрет деда Мороза"

конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию на тему "Портрет деда Мороза"...

Конспект занятия с блоками Дьеныша для подготовительной группы "Поможем Деду Морозу"

Этот конспект поможет организовать занятие по ФЭМП в подготовительной группе с использованием блоков Дьеныша....

Конспект занятия по рисованию «Украсим салфетку мордовским орнаментом»

Конспект занятия по рисованию «Украсим салфетку мордовским орнаментом» Программное содержание:  формировать умение работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать к...

Конспект занятия в старшей группе по оригами «Письмо для Деда Мороза»

Цели и задачи:Обучающие:1. формировать умения следовать устным инструкциям;2. обучать различным приемам работы с бумагой;3. знакомить детей с основными геометрическими понятиями: , квадрат, треугольни...

Конспект занятия-игры по познавательному развитию "В поисках посоха Деда Мороза".

В конспекте представлен материал по формированию представлений о труде полицейского через игровую деятельность; умение соотносить инструменты к соответствующим профессиям; формирование познавательной ...

Конспект занятия для детей старшей группы «Будем здоровы с Дедом Морозом!»

АктуальностьВ дошкольном возрасте у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек.В этом возрасте отмечается более тес...