Статья "Военный хлеб или что значит жить по законам военного времени"
статья

Статья в газету

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Февраль 2020.  Для редакции «Маяк дельты». Статья «Военный хлеб или что значит жить по законам военного времени»

  2020 год  объявлен годом  образования. Это повод привлечь внимание общественности к вопросам школы как целого государственного организма. Давайте и мы узнаем некоторые подробности организации системно – деятельностного подхода в вопросах формирования и развития личности современного школьники,  исходя из возможностей МКОУ «Никольская СОШ имени Героя Советского Союза Кошманова М.М»

    В любой школе есть ученики, которым интересно учиться, а  их родители с большим вниманием относятся к вопросам современности и школьным инициативам. В 8 и 10  классах моей  школы имени Героя Советского Союза Кошманова Михаила Михайловича с таких семей много. В преддверии 75 летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне память старшего поколения возвращает нас к тем горьким годам. Все меньше в нашем почетном строю живых ветеранов, но остались их дети - «Дети войны»- свидетели тех страшных лет. Прежде, чем обратиться к ним к ним просьбой, рассказать нам, поколению, не знающему голода, каким же он был «Военный хлеб», мы набрали поисковик в интернете «Военный хлеб».  --Каким же был сухой паек советских солдат времен Великой Отечественной войны?

     Наши исследования во многом подтверждают данные, размещенные в интернете,  но особенно ценными они становятся потому, что основаны на семейных архивах и рассказах живых людей.

   Гончарова Виктория, ученица 8 класса,  на урок английского  принесла целое сочинение. Вместо анализа учебных данных о меню современного школьника по учебнику «Форвард», она выбрала домашнее задание - эссе «Военный хлеб». Выполнено семейное исследование.  Ее бабушка – Кренделева  Анна Степановна помнит, что в войну ели «все, что растет, ползает, летает.  Люди  собирали ягоды, чилим, ставили сети под рыбу, варили щи из крапивы».

Бабушка Зинченко Аркадия  -  Никифорова Екатерина Сергеевна рассказала внуку про то, как ее сверстники во время войны не только хорошо и отлично  учились в школе, но и успевали помогать по хозяйству - ухаживали за скотом, выполняли всю работу по дому, часто заменяя ушедших на фронт старших братьев и отцов.

«…Питались плохо, ели корни солодки, соленую и вяленую рыбу, лук, в пищу употребляли корни чакона».  

Используя принесенные на урок данные, ученики составили  таблицу – историческую справку «Меню школьника во время Великой Отечественной войны 1941- 1945», обозначая нужными словами - определителями количество продуктов.

Меню школьника во время Великой Отечественной войны 1941- 1945

Исчисляемые существительные

Неисчисляемые существительные

1.Много (Many)

чилим,  корни чакана, ягоды

1.Много (Much)

рыба, уха

2.Мало, но достаточно (Few)

лук

3.Чуть- чуть(A few)

сладкие корни солодки, т.к. можно навредить здоровью

2. Мало, но достаточно (Little)

каша, отрубной хлеб

3.Чуть- чуть(А little)

Мясо

сахар

    В ранних архивах школьного музея, выполняя проект «Камызякский словарь», мы нашли документ формата вики - поиск и толкование, что в муку добавляли и корневища молотого лотоса. Из многих трав и растений делали растворы для лечения раненых солдат в госпиталях нашего города.

  Свои исследования провели Лебедев Антон, Павлова Даша. Сестры Мамишовы - Хадиджа и Бика. Из воспоминаний своих родителей они рассказывают, что в Азербайджане тоже не сладко было. В специальных печах, которые назывались «сечи» пекли кукурузные лепешки, мешки кукурузы отправлялись на мельницы, а полученное сырье использовали на хлебозаводах.  

Многие очевидцы вспоминают, что дома часто было так голодно, «что писку мышиного не было слышно».

   Используя рассказы очевидцев и сопоставляя их с данными учебника истории, мы пришли к выводу, что на военный стол солдату труженики тыла ценой невероятных усилий и лишений доставляли 1.Хлеб, 2.Тушенку, 3.Рыбные консервы, 4.Рыбу вяленую, 5.Сахар, 6.Сухари.7.Овощи для борща.

  Хлеб в военном пайке фронтовика мог быть из муки ржи, пшеницы, кукурузы, риса, редко гречки. А еще, выполняя проектные исследования  к 70- летию Великой Победы ученики 5 класса - ныне десятиклассники  посетили Зал Боевой Славы в Астрахани в 2014 году. Внимание  детей привлек стенд военного пайка в одном из залов музея. Там мы увидели в стеклянной колбочке рыбную муку. Заваривая рыбную муку кипятком  в зимних окопах Сталинграда, солдаты спасались от голода, когда запаздывала полевая кухня, потому что фашисты бомбили днем и по ночам, прорываясь к Волге. Иногда засушенную рыбу вместо дровишек подкладывали в печки – буржуйки, чтобы отогреться от 30 градусного мороза, это было редко, но свидетельства в музее сохранились.

   Нам рассказал экскурсовод, что «…ещё одним важным источником питания наших солдат стала и богатая природными дарами страна. Сама природа и близость к ней наших солдат помогали выживать бойцам в тяжелых условиях фронтовых будней на разных фронтах.  Грибы, ягоды, дикий мёд, рыбалка, брошенные поля с зерновыми или картошкой, регулярно пополняли солдатские котелки. Нельзя исключать и возможности «бабушкиного аттестата». Гражданское население, хоть и само недоедало, всеми силами поддерживало армию, а солдаты старались помочь мирным жителям, чем могли: вскопать огород, подправить забор, подкормить стариков и сирот из полковой кухни. А взамен была возможность получить свежих деревенских яиц, молока или дымящейся вареной картошки».  Это военная правда Центрального и Юго-Западного фронтов.

   Природная смекалка наших бойцов, по свидетельству историков, породила множество военных хитростей, которые используются и сейчас. Положить во время марша за щеку мелкий гладкий камушек или кусок сухаря, чтобы не хотелось пить. Сосать горсть хвойных колючек от цинги, что было особенно актуально под Ленинградом, в условиях недостатка витаминов. Ходить в бой натощак, чтобы избежать тяжелых последствий при ранениях в брюшную полость. Спрятать в сапог или за ремень ложку, с нацарапанным именем, чтобы можно было опознать тело. Всё это и многое другое придумывали наши бойцы, чтобы облегчить свой фронтовой быт.

   Возвращаясь к Астрахани, скажем, что в 1941- 1942 наш город было прифронтовым.  Немцы подошли к городу на 30 км. Вся Астраханская область жила по законам военного времени. На многие вопросы жизни и быта того сложного времени моим воспитанникам помогает ответить уникальный материал книги «Корабелы Золотого затона», изданной в 1984 году. Моя мама, Заичкина Елена Степановна, 45 лет проработала на легендарном заводе имени Сталина. Она бережно сохранила книгу и передала ее своим внукам. С помощью моего старшего сына Николая мы озвучили все страницы этого документа. Теперь стало понятно, что фронт и тыл - все ковали победу.

Из проекта школьного музея «Что значит жить по законам военного времени»:

«   …Мои сверстники  в далекие военные годы развивали волонтерское движение. Отработав по 11 часов у станка, подростки работали сверхурочно, выходили на субботники по сбору бесхозного металла. Летом добровольно работали на заводском огороде и выращивали капусту, картошку, морковь, лук и свеклу для заводской столовой. Прежде отправляли урожай на фронт, затем в детские ясли, садик и школу при заводе. Собирали добровольные пожертвования из личных сбережений граждан, теплые льняные вещи. На собранные средства снарядили самолет в составе авиаэскадрильи, которая дислоцировалась в Ахтубинске» (из эссе Григорьева А. и Аджигитова Д). Данное высказывание получилось после прослушивания текста по страницам книги и осмысливания задания по  рабочему листу на уроке в 11 классе.

    Один из таких гидросамолетов регулярно патрулировал фарватер Старой  Волги,  над селом Никольское, контролируя выполняемый населением режим светомаскировки. Во время выполнения одного из заданий, самолет разбился в степи, недалеко от домов. Летчик Ковалев Вениамин Феоктистович  погиб при выполнении боевого задания. Захоронение летчика - героя находится в центре села Николо - Комаровка.

---Фото Ковалев1

Каждый год 9 Мая население приходит к памятникам  Героев в нашем селе. Ученики читают стихи, фронтовики в свое время говорили пламенные слова. В 2015 году во время сельского праздника совместно с воинской частью администрация поселения организовала работу полевой кухни. Такой вкусной гречневой каши мы не пробовали раньше.

---Фото Каша2

   Все из вышеперечисленных и многие другие оцифрованные документы хранятся в фондах нашего школьного интеллектуального музея, который  действует в нашей школе с 2013 года. Наш музей  не имеет географической и возрастной привязки и объединяет мыслящих людей. Экспонаты  и проекты открыты и мобильны,  не требуют дополнительного бюджета. Этим он отличен от традиционных музеев наш музей. Называется он интеллектуальным, потому что ученик, просмотревший  документ из архива, может создать подобный сам или со своими друзьями и родителями. Для этого ему потребуется желание, помноженное на творчество. Полученный продукт будет авторским, потому что похожего аналога не существует, как и не бывает двух одинаковых учеников. Этим принципом и я руководствуюсь при составлении авторских программ, проведении семинаров, диссимиционных педагогических десантов в рамках обучающих программ межрегиональных школ. Часть материалов размещена на моем сайте nsportal  Ермилова Светлана Валерьевна

Ежегодно творческие разновозрастные группы участвуют в районных, областных, Всероссийских акциях, встречах, семинарах.

   Новизна проектных исследований 2014-15 в том, что по крупицам собранная история последнего года Великой Отечественной войны была восстановлена, записана и переведена на английский язык  на основе современных хроник и собрана в единый документ «Календарь Победы». Часть работы размещена на сайте. Исследование было  представлено на оценку учителям истории и английского языка Астраханской области и экспертам -  преподавателям кафедры ГОД АИПКП.  Проводя исследования по авторской программе интегрированного внеурочного курса, участники студии – проекта «Две стороны одной медали»  посетили Зал Боевой Славы Астрахани, изучили Книгу Памяти, сравнили фонды Зала Боевой Славы на Поклонной горе, свидетельства работающих в школе учителей,  местных жителей. Жители села  бережно сохранили истинную дату рождения Героя Советского Союза Кошманова М.М - 29 ноября 1923 года, а не 18 декабря, по сведению архива Министерства Обороны и данным Наградного листа героя. Ноябрьскую дату называла мать Кошманова, посещавшая пионерские сборы в школе, т.к. она после войны проживала в нашем селе.

   Появившиеся на сайте «Мемориал» данные наградных листов, рассказали новые факты о подвиге нашего земляка. Теперь они переведены на английский язык и уже на 2 языках представлены в уголке Героя в кабинете иностранного языка. Многие семьи наших учеников  изучили наградные листы своих родных, работая на сайте «Мемориал»  Министерства Обороны.

---Фото 3

   Кроме исторических хроник, в школьном интеллектуальном музее много других электронных документов – об открытии новой футбольной площадки в школе в 2014 г, садика в посёлке Моряков, о продукции скита - подворья в селе Комаровка, о школьном урожае и выставке к августовской конференции работников образования.

Календари, визитки, подарочные кружки с реальными фото, брелки, открытки – вот далеко не полный перечень материализованных экспонатов.

   В 2015 – 16 г. мы продолжили пополнение фондов проектом  импортозамещения.  Ученики 2-11 классов голосовали за самых популярный магнит о Камызякском крае. Совместно составили и перевели на английский Камызякский словарь из 150 слов, очень полезный для туристов.

   Данную работу мы продолжили в 2016-17, когда  любители английского языка осваивали  филологию в 2 направлениях - глоссарий и википедия на примере локального словаря.

   Идем в ногу со временем. 2018- год Чемпионата мира по футболу. Мы на обсуждение мудрого учёного жюри в 2017-18 в рамках районной научно – практической конференции предложили  работу интегрированного  с мини - футболом кинопроекта  «Футбольный глоссарий в  Никольское кино».

Участники этого проекта рассказали и показали «финты», вратарское мастерство, нападающие и защитники продемонстрируют корректную скоростную игру. Многие из участников – артисты- футболисты теперь наши выпускники. Но в школе учатся их родственники, а то, что просматривается на уроке, опять возвращается в семьи. Так укрепляются связи в актуальной цепочке «Учебник - Школа – Ученик», только в нашем случае отношения выстраиваются «Ученик- учитель – учебник», где с учеником вместе семья, что и требуется по ФГОС.

   Опять  с удовольствием пишем эссе «Мое хобби», просматривая наш видеоролик о спортивных тренировках. Учитель физкультуры Пузанкова Т.В. предложила показать позиции «пас, угловой, финт, гол» своим воспитанникам, а потом они сделали клип, ввели в программу, обеспечили закадровой строкой с названиями по - английски. Так родился «Футбольный глоссарий в Никольском кино», в котором есть свой зачин, кульминация и развязка в виде «Небесного фото игроков». Выставленные галоши на краю футбольной площадки – это напоминание тем взрослым людям, которые подарили нам нужную площадку, но без ограждения, что вызывает некоторое непонимание со стороны соседей.         Многие из артистов этого клипа – «дипломированные специалисты», т.к. Глава администрации МО Камызякский район лично на сцене ДК Камызяка вручил ребятам именные грамоты и ценные подарки «За развитие дворового футбола». Такой солидный опыт нужно популяризировать, чем и занимается педагогический коллектив совместно с родителями и юными спортсменами школы. Наша футбольная площадка с первых дней ее открытия работает без выходных.

  Любовь к спорту, помноженная на увлечение английским, стали  хороший подарком  для родителей, всех сотрудников и общественности МБОУ «Никольская СОШ имени Героя Советского Союза Кошманова М.М» накануне Чемпионата Мира по футболу в 2018 году.

                    О себе могу сказать кратко

    Работаю в МКОУ «Никольская СОШ имени Героя Советского Союза Кошманова М.М» с 1984 года учителем английского языка. Являюсь  обладатель Президентского гранта «ПНПО Национальный проект - Образование- 2007», учитель - тьютор по УМК «Форвард», постоянным участником  межрегиональных метапредметных  школ, проходящих во Владикавказе, Ростове, Астрахани.  Автор  программ  внеурочной и урочной деятельности, в том числе разноуровневого обучения старшеклассников. Являюсь организатором и консультантом многих социальных проектов, выполняемых моими  учениками, наиболее значимыми из которых стали «Забытая история про село и школу»,  «Камызякский словарь», «Что нужно туристам в Астраханском крае» и вышеперечисленных в статье.

   Мои воспитанники  - призеры 5,6,7, победители 8,9,10 районных научно - практических конференций, регионального конкурса «Отечество- 2006» , регионального конкурса исследовательских программ  70- летию Великой Победы, участники регионального слета творческой молодежи  «Мы славной Победы внуки». Поддерживая концепцию преемственности в обучении, являюсь организатором школьного интеллектуального музея, 5 летний опыт работы которого обобщен на всероссийском уровне в Ростове, 2018 год.

Сейчас готовлюсь к участию в районном этапе конкурса «Учитель года-2020» и обязательно буду использовать фонды школьного музея на своем уроке с незнакомыми мне учениками, методическом семинаре и во время заседания круглого стола по вопросам современного образования. Конечно,  волнуюсь, но очень рассчитываю на поддержку коллег,   детского коллектива, родителей. Прошу поддержать меня, просмотрев часть материалов из опыта моей работы на сайте нспорталЕрмилова Светлана Валерьевна.

   Во многом своими успехами и успехами моих воспитанников я обязана прежде всего своей семье - мужу Ермилову О.В, ныне - директору нашей школы, родителям со стороны мужа- Ермилову Виктору Ивановичу, проработавшему в школе более 30 лет, Валентине Ивановне, самому строгому и требовательному учителю с 40- летним стажем работы, старшему сыну- Николаю, который впитал в себя всю мудрость семейных реликвий и является техническим директором всех наших современных проектов и исследований, младшей дочери - Татьяне со своей семьей.

Моральная  поддержки семьи  во многом усиливается влиянием учительского коллектива школы. Хочу сказать слова большой признательности и благодарности всему настоящему коллективу  и многим талантливым учителям, без которых не сохранилась бы наша школьная летопись, из которой можно постоянно черпать темы для развития предметных, метапредметных и универсальных учебных действий.

    Низкий поклон директорам  школы Василенко И.Г, Чаднову А.П. и Бычкову П.И- учителям- фронтовикам, нашим орденоносцам, Ермиловой А.М- старшей вожатой школы, много лет возглавлявшей поисковое движение пионеров, Игнатьевой М.Ф- библиотекарю с огромным стажем работы, учителям Никифоровой Н.А, Медведевой М.И, Ермиловой В.И, Маркеловой Л.С, Ермилову С.И, Ивановой Т.С, Калашниковой А.А, Сумбуловой Л.К, Бережной Л.И, Никитиной Л.М, Чадновой Р.К, Мартыновой Т.Н, Дубининой Н.А, Чернышевой Т.П, Данилевской В.В, семье Грачевых В.П. и Н.П, Игнатьевой О.Г, Кренделеву Ф.В.

 Многие годы эти педагоги  честно трудились у школьной доски, в школьной мастерской, в составе растениеводческих бригад, выполняя заказ страны - воспитание патриотов, интернационалистов.  21 век внес свои коррективы, но по-прежнему учитель решает все те же задачи - выполняет социальный заказ, теперь уже  сопровождая и приоткрывая своим воспитанникам двери в страну не только знаний, но и человеческой мудрости. Чем больше на учительском пути родителей, которые с желание прокладывают жизненный маршрут своих детей вместе со школой, тем легче новому поколению жить, созидать.  

Уважаемые жители Камызякского района, если вы хотите разыскать сведения о своих родных или занести данные ваших близких в Банк героев, обращайтесь к сайтам

1.https://obd-memorial.ru/html/

2.http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome

3.Открыт новый портал документов Второй мировой войны «Память народа»

ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК ДОКУМЕНТОВ «ПОДВИГ НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ.»

при поддержке Министерства обороны Российской Федерации.  И сейчас есть необходимость соединить все сведения, которые свято хранятся в каждом уголке нашей Родины, с материалами этих архивов.

Уважаемые жители нашего района!
Приглашаем Вас стать участниками проекта

"Вахта памяти - 2020"

 Военный хлеб- паек солдата.(По материалам интервью детей войны- семей учеников и экспозициям Зала Боевой Славы г. Астрахани)

1.Хлеб,

2.Тушенка,

 3.Рыбные консервы,

4.Рыба вяленая

5.Сахар,

 6.Сухари,

7.Каша, борщ

Заваривая рыбную муку кипятком  в зимних окопах Сталинграда, солдаты спасались от голода, когда запаздывала полевая кухня, потому что фашисты бомбили днем и по ночам, прорываясь к Волге. Иногда засушенную рыбу вместо дровишек подкладывали в печки – буржуйки, чтобы отогреться от 30 градусного мороза, это было редко, но свидетельства в музее сохранились.  

Military bread - rations of a soldier. (Based on materials from an interview with children of war, families of students and expositions of the Battle Glory Hall of Astrakhan)

 War table

1. Bread

2. stew

3. Canned food

4. dried fish

5.Sugar

6.Cookies

7. Porridge, borsch


The bread in the military ration of the front-line soldier could be from rye, wheat, corn, rice flour.

The bread in the military ration of the front-line soldier could be from rye, wheat, corn, rice flour.

Brewing fishmeal with boiling water in the winter trenches of Stalingrad, the soldiers escaped from hunger when the field kitchen was late, because the Nazis bombed day and night, breaking through to the Volga. Sometimes dried fish instead of wood was put in stoves - potbelly stoves to warm themselves from a 30 degree frost, this was rare, but evidence in the museum was preserved.

                      Видеообращение к стране накануне 75-летия Победы

Дорогие россияне, граждане великой страны всех возрастов и поколений!

К Вам обращаюсь я, Савельева Виктория, ученица 10 класса Никольской

средней школы имени героя Советского Союза Кошманова Михаила

Михайловича!

Накануне всенародного праздника все мы с почтением склоняем головы

перед подвигом советских солдат, которые до конца боролись с

ненавистными фашистами.

Больно признать, что сегодня у молодого поколения угасает интерес к

военной истории, многие уже не помнят, что солдаты в 1941 – 1945 году

спасли наш народ от фашистского рабства.

Появились желающие приписать победу Советского Союза в Великой

Отечественной войне армиям других стран. Кто – то утверждает что,

Советский Союз виноват в этой войне не менее Германии.

Это не правда! Мы должны сохранить историческую истину. Чтобы

подобные войны не повторились.

Наши деды и прадеды оставили нам богатое наследство- сильную и

независимую страну, счастливое детство и мирное небо.

Поэтому я считаю. Что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности

обязаны

1.Изучть и помнить историю своей страны,

2.Бережно хранить и передавать из поколения в поколение имена тех, кто не

вернулся из фашистского ада, и тех, кто отстоял и завоевал мир на Земле.

3.Пока существует Россия, пока жива Русская Земля,

Берегите мир,

Берегите Землю,

Любите Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что значит жить по законам чести. А. Дюма "Три мушкетера"

Что значит жить по законам чести. А. Дюма "Три мушкетера" Урок литературы в 5 классе по программе Школа - 2100...

Быть здоровым - значит жить в радости

Быть здоровым - значит жить в радости...

Методическая разработка урока обществознания в 7классе с использованием здоровьесберегающих технологиий на тему "Что значит жить по правилам"

Методическая разработка урока обществознания в 7классе с использованием здоровьесберегающих технологиий на тему "Что значит жить по правилам" .ЦЕЛЬ УРОКА:  ...

Что значит жить по правилам

Презентация к уроку обществознания (учебник Боголюбова Л.Н.) в 7 классе...

Что значит жить по правилам

Технологическая карта урока обществознания в 7 классе...

Урок обществознания в 7 классе "Что значит жить по правилам". Презентация.

Презентация к учебнику  "Обществознания" автора Боголюбова....

С.А.Диденко. Программа «Помнить - значит жить, а жить - значит помнить».

Трудно представить себе лучший метод воспитания,чем тот, который открыт и проверен опытом веков;он может быть выражен в двух положениях:гимнастика для тела и музыка для души...ПлатонПриоритетной целью...