В кругу семьи
методическая разработка по внеклассной работе (11 класс) по теме

Агаркова Неля Владимировна

Внеклассное мероприятие,посвященное году семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klas.chas-_god_semi.doc653.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Приморская   средняя  общеобразовательная  школа»

Урок знаний

11 класс

на тему:

«В кругу семьи»

Классный руководитель 11 класса

Н.В.Агаркова

2008г.

Тема: "В кругу семьи"

Дата проведения: 1 сентября2008г.

Цели:

1.Расширить представления детей о семье, ее обязанностях, традициях, реликвиях; о роли семьи для всей жизни человека.

2.Развивать внимание, мышление, воображение, речь.

3.Воспитание чувства уважения к старшему поколению, родным людям.

Оборудование:

1. Компьютерная презентация “В кругу семьи” (Приложение 1)

2.Внеклассные мероприятия в игровой форме 5-11 классы/ Н.Ф.Ромашина.- М.:Глобус, 2007г стр229-232.

3.Классный час играючи. Выпуск 4._М.:ТЦ Сфера,2003г.стр 10-15.

4.Эл.курс.Обществознание.8-9 класс. Подросток и закон./ авт.сост. С.Н.Степанько.- Волгоград .Учитель, 2007г. Тема № 13.стро 94-105.

Ход мероприятия:

(Звучит песня «Крыша дома твоего» Ю .Антонов)

Вступительное слово учителя:

Этот год объявлен в России годом семьи. Сегодня мы поговорим о семье.

Цели нашей беседы (1 слайд, Приложение 1)

Что такое семья?

Это дружный коллектив родственников, связанных кровавыми узами, это единомышленники, друзья, готовые всегда прийти на помощь. А знаете ли вы, как появилось слово семья?

Существует очень красивая легенда.

 Я хочу вам ее изложить в стихах:

Когда- то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

-Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я»

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева всё также ответила: «Я»

- Кто платье сошьет, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жилье?

«Я, я- тихо молвила Ева.- Я, я».

Сказала она знаменитых семь «Я»-

Вот так на Земле появилась семья.

Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь. Подчеркивая важность семьи, люди даже учредили Международный день семьи. Он отмечается ежегодно в мае. Какого числа, спросите вы? Отгадайте сами. Посмотрите на квадрат и скажите, какому числу не хватает пары?

 (2 слайд, Приложение 1)

14        16        11        13        14

12        18        17        10        18

15        11        *        17        13

19        *        20        19        *

*        20        10        16        12

Ответ: 15.

Учитель.

Итак, Международный день семьи отмечается 15 мая.

В семье все идет своим чередом: рождаются дети, которые, повзрослев, сами становятся сначала родителями, а потом стариками: дедушками, бабушками, прадедушками и прабабушками. Когда они были маленькими, то о них заботились их родители, а когда они сами стали родителями, то стали заботиться о своих детях и о своих пожилых родителях. И так повторяется из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества. (3 слайд, Приложение 1)

Запомните главную обязанность семьи: (слайд 4, Приложение 1)

ИЬМЕС ИМ АН

ЕЛЧ ИМЫРАТСИ ИМ

ЫНЬЛОБ A3 ДОХУ И

ЙЕТЕД ЕИНАТИПСОВ

Ответ: воспитание детей и уход за больными и старыми членами семьи.

А что знаешь ты о своей родословной? Ну, например, как звали твоего прадедушку, и кто он был по профессии? Или какова девичья фамилия твоей бабушки? Может статься, тебя ждут любопытные открытия. Например, во времена великого русского поэта М. Ю. Лермонтова в России был очень популярен английский поэт Байрон; многие пытались подражать ему, в том числе и сам Лермонтов. Каково же было удивление ученых, когда они узнали, что Лермонтов – дальний родственник Байрона! (слайд 5, Приложение 1)

Учитель. Каждая семья имеет свою, родословную. Родословная – это перечень поколений одного рода. Этот перечень обычно изображается в виде дерева, ствол которого делится на две условные ветви (материнскую и отцовскую), каждая из которых также делится на две меньшие ветви и т. д. Чтобы составить полную родословную, нужно очень хорошо знать своих предков. К сожалению, мало кто из нас может назвать хотя бы своих прабабушек или прадедушек. На досуге расспросите своих родственников и попробуйте вместе с ними составить свою родословную хотя бы в пределах нескольких поколений.

(слайд 6, Приложение 1)

На доске: (в качестве  примера )Рисунок «Древа родословной» любого учащегося

Учитель. Во времена Средневековья зародилась традиция изображать герб своей семьи. Во многих английских семьях до сих пор чтят эту традицию.

(слайд 7, Приложение 1)

Послушайте описание герба, нарисованного вашим ровесником. (слайд 8, Приложение 1)

“Герб имеет форму щита. Это говорит о том, что наша семья всегда готова отразить нападение недоброжелателей, потому что мы все стоим горой друг за друга.

В нашей семье пять человек. Главными членами семьи являются мама и папа. О них рассказывают изображения в верхней части. Мама – учитель. Об этом свидетельствуют классная доска, журнал и указка. Папа – летчик ВВС, он капитан. Его увлечение – игра на гитаре.

Нижняя часть герба поделена на три части. Центральное место в этой части принадлежит бабушке. Большая кастрюля говорит о том, что готовит в семье в основном бабушка, она же занимается воспитанием внуков. Любимые занятия: бабушки – просмотр телесериалов и вязание.

Левая часть герба посвящена моей сестре, которая учится в первом классе и мечтает стать балериной. Правая часть герба рассказывает обо мне, ученике четвертого класса. Мой любимый школьный предмет – география, любимый вид спорта – хоккей.

Наша семья дружная и веселая, поэтому верхнюю часть герба украшает солнце – символ тепла и доброты”

Учитель: А как бы вы изобразили герб своей семьи? (Отклик детей.)

Почему дети похожи на своих родителей? (слайд 9, Приложение 1)

Дело в том, что каждая клетка, из которых состоит человек, содержит в себе крошечные образования – хромосомы, состоящие из еще более мелких участков – генов. Гены несут в себе всю информацию о человеке – от его пола до цвета глаз. При этом ребенок несет в себе как отцовские гены, так и материнские. Чьи гены более ярко выражены – на того ребенок и будет больше похож. А сочетание этих генов иногда может дать человеку совершенно новые свойства. Это явление получило название “наследственность”, а изучает его отдельная наука – генетика. (слайд 10, Приложение 1)

От своих родителей ребенок может наследовать и их особенности поведения, склонности, способности. Часто бывает так, что сын выбирает (наследует) ту же профессию, что и его отец (а иногда и более старшие родственники), потому что она ему нравится и подходит больше всего остального. Таким образом, складываются профессиональные династии – рабочих, инженеров, композиторов, врачей, писателей, бизнесменов, политиков, спортсменов, военных и так далее. (слайд 11, Приложение 1)

Прекрасно, если человек живет в семье, в которой царят мир и согласие. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту.

Разговор с дочкой

Мне не хватает теплоты, -

Она сказала дочке.

Дочь удивилась:

Мерзнешь ты

И в летние денечки?

Ты не поймешь, еще мала, -

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит:

Я поняла! -

И тащит одеяло.

 

Учитель. О какой теплоте говорила мама? (О душевной.) Каким образом можно проявить душевную теплоту по отношению к родственникам? (Отклик детей.)

(слайд 12, Приложение 1)

В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности. Можете ли вы привести примеры таких взаимоотношений в вашей семье? (Отклик детей.)

(слайд 13, Приложение 1)

О таких семьях народ сложил пословицы. Расшифруйте их.

1. ЯСТЮАРИБОС ЙЕН К ЕСВ, ОДНОЛОХ КАК: АКЧЕП – ЯЬМЕС

2. ТЕН ЫДЖУН И КАТ, ТЕВОС АД ЬВОБЮЛ ЕЬМЕС В

Ответы.

Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

(слайд 14, Приложение 1)

Учитель: А какие вы можете назвать поговорки о семье?

Ответы:

- На что и клад, коли в семье лад,

- Кумовство да свойство- ближнее родство

-Русский человек без родни не живет

-Добрая кума прибавит ума

-Кума да кум наставят на ум.

-У кого есть дед, у того и обед

-Была б моя бабуся- никого не бойся- бабушка щиток,кулак, молоток!

- Братская любовь пуще каменных стен

-Брат с братом на медведя ходят

- У тещи-света все для зятя приспето.

-Зять на двор -пироги на стол

Сейчас я прочту вам правила, существующие в некоей семье, скажем, Ивановых. Послушайте их и скажите, какие правила вы, будучи взрослыми и уважаемыми главами своих семейств, не сочли бы возможным ввести в обиход вашей семьи.

Родители контролируют школьные дела детей.

Каждый член семьи имеет свои обязанности.

Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы.

Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор.

При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи вносит свое посильное участие.

Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свое свободное от занятий время.

Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.

Учитель. В каждой семье справляют праздники. Наряду с традиционными, т.е. такими, которые празднует вся страна (слайд 15, 16, Приложение 1), у каждой семьи есть свои собственные. Давайте; поиграем. Назовите  семейные праздник, которые празднует ваша семья. (День рождения, день бракосочетания, проводы в армию, новоселье, вручение аттестата об окончании школы, день первой зарплаты, поступление в первый класс, прощание с детским садом, прощание с начальной школой, покупка дачи, автомобиля, победа в конкурсе...)

Учитель. В каждой семье есть свои реликвии, т.е. вещи, которые хранятся и передаются из поколения в поколение. Жил человек, пользовался какими-либо вещами, берег их. Но, вот человека уже нет, а вещи, принадлежавшие ему, остались. Мы продолжаем их беречь как напоминание о дорогом нам человеке. Бывают вещи ценные, и тогда они хранятся в квартире на видном месте, а бывают не ценные в денежном смысле, но дорогие как память о человеке или ушедшем времени, и тогда такие вещи можно найти на чердаке, в гараже, в кладовке, на даче.

Вспомните и расскажите хотя бы об одной из реликвий, хранящейся в вашей семье.

 (Фотография, письмо, похоронка, рушник, прялка, веретено, игрушка, кольцо, шкатулка, сундук, скатерть, икона, ордена.)

Учитель.

(слайд 17, Приложение 1) Иногда в семье случаются экстремальные ситуации, из которых дружная семья всегда найдет выход. Как бы вышла из данных ситуаций ваша семья?

За два часа до прихода гостей по случаю дня рождения одного из членов семьи в квартире отключили электричество.

Цветы, купленные маме по общей договоренности к 8 Марта, завяли, не дождавшись праздника. Денег на покупку другого букета нет.

Накануне Нового года сломался телевизор.

А теперь вообразите, что у вас, допустим, в Америке, объявилась дальняя родственница, которая прислала вам письмо и попросила рассказать о семье. Как вы оригинальным способом представите портрет своей семьи? (Отклик детей.)

Учитель. На этом наш урок закончен. И я бы хотела ,что бы вы для себя мысленно или можете озвучить это прямо сейчас, по вашему желанию.

-Ответьте  на один вопрос .(слайд 18, Приложение 1) Продолжите, пожалуйста, фразу: “Сегодня я узнал...”.

Учитель: (Подведение итогов):

Таким образом, сегодня на уроке вы усвоили истину, что семья –это самое главное, что есть у нас. Семья дает защиту. В семье мы чувствуем себя в безопасности.

Понятия «семья» мы можем рассматривать в двух смыслах- в узком, как сегодня на уроке, где семья-это маленькая ячейка общества, маленький островок. Это ведение совместного хозяйства, совместное проживание.

Но ведь понятие «семья», можно рассматривать и в широком смысле слова- это многочисленные  родственники, которые могут жить отдельно друг от друга.

Это  мы,  живущие  в отдельно взятом обществе, Например, то что  вы видите перед собой (показывает рисунок на доске :Изображение земного шара и вокруг него фотографии ребят класса.)

Таким образом, мы все с вами одна большая семья и должны заботиться  друг о друге и не забывать о том общем доме по имени ЗЕМЛЯ. Беречь и не допускать конфликтов и войн.

Звучит песня «Старое село» в исполнении Ал. Маршала.

14        16        11        13        14

12        18        17        10        18

15        11        *        17        13

19        *        20        19        *

*        20        10        16        12

ИЬМЕС ИМ АН

ЕЛЧ ИМЫРАТСИ ИМ

ЫНЬЛОБ A3 ДОХУ И

ЙЕТЕД ЕИНАТИПСОВ

ИЬМЕС ИМ АН

ЕЛЧ ИМЫРАТСИ ИМ

ЫНЬЛОБ A3 ДОХУ И

ЙЕТЕД ЕИНАТИПСОВ

1. ЯСТЮАРИБОС ЙЕН К ЕСВ, ОДНОЛОХ КАК: АКЧЕП – ЯЬМЕС

2. ТЕН ЫДЖУН И КАТ, ТЕВОС АД ЬВОБЮЛ ЕЬМЕС В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "В кругу семьи"

Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов "В кругу семьи"...

Классный час:"В кругу семьи"

Внеклассное мероприятие,посвященное году семьи(Приложение к классному часу,в  сокращенном варианте.)...

Внеклассное занятие "В кругу семьи"

Занятие проводится в 6 классе. Цели: образовательная: знакомство с семьёй как частицей рода, дать представление о христианском понимании семьи;воспитательная: воспитание интереса и любви к с...

Игротека в кругу семьи.

Подбор игр для родителей с детьми для обогащения словарного запаса....

Урок-викторина в 6 классе к Дню Знаний: «В кругу семьи».

Урок-викторина в 6 классе                к Дню Знаний:        «В кругу семьи». ...

Внеклассное мероприятие "В кругу семьи"

Цели: расширить представления детей о семье, ее обязанностях, традициях, реликвиях; развивать внимание, мышление, воображение, речь...

Методическая разработка Игровая конкурсная программа "В кругу семьи", посвященная Международному дню семьи

Игровая конкурсная программа разработана для учащихся 1-3 классов и их родителей. Данная программа может быть использована педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами образовател...


 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Интересное мероприятие!

Агаркова Неля Владимировна

спасибо!!