Эссе «Чему научила меня исследовательская работа моих учащихся»
статья (11 класс)

 Поломошнова Наталья Анатольевна

Эссе  «Чему научила меня исследовательская работа моих учащихся» 

Конкурс педагогов «Траектория педагогического мастерства»

Номинация: Личность и профессиональные компетенции педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Поломошнова Н.А.14.74 КБ

Предварительный просмотр:

Чему научила меня исследовательская работа моих учащихся

 Эссе

Автор: Поломошнова Н.А., учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ№61 п. Персиановский Ростовской области

И в самом деле, чему же научила меня исследовательская работа моих учащихся?  Вы не поверите, но учитель - это исследователь по жизни. И что же он исследует?- спросите вы. - Он исследует жизнь, самого себя, он в постоянном поиске. В поиске найти новое или  потерянное, забытое, утраченное. Можно сказать, что исследование -это своего рода блуждание по лабиринту, когда ты находишь новые повороты, новые траектории движения, порой заходишь в тупик и снова возвращаешься , чтобы понять правильный путь к цели, к выходу. Это очень интересная и забавная игра.  И вдвойне интереснее становится эта затея, когда ты идешь не один, а вдвоем с учеником. С одной стороны, ты учитель, многое знаешь, многое уже тебе  известно и порой неинтересно, ты достаточно уверенный в себе человек. Если сравнивать тебя с учеником, неуверенным, полным сомнений,  а иногда и не желающим отправиться в путь исследования.  И чем сложнее задача, стоящая перед учителем, тем сильнее  разгорается азарт  исследователя.

Ведь тема, которая стала интересна учителю, должна не в меньшей, а может даже в большей мере увлечь ученика. Как это сделать?

Вот тут и начинается квест - руководство исследовательской работой.

Обычно все свои идеи я черпаю из уроков литературы, которые очень люблю за способность пробуждать в учениках мысли, сомнения, вопросы, желание спорить с автором, убеждать своих одноклассников и учителя в том, что еще недавно тебя ничуть не интересовало.

Каждый автор открывается всякий раз  по-новому. В этом году десятиклассникам очень «зашел» Достоевский, так внимательно они погружались в темы, так жарко спорили, так глубоко проникали в характеры персонажей «Преступления и наказания».  

На уроке мы очень серьезно погружаемся в текст - это основа нашего пути изучения, исследования. В принципе  любой урок может превратиться в исследование, было бы желание. Но урока, конечно, мало, нужно время, для раздумий, для работы с источниками. Однако уже  на уроке видно, кто из ребят особенно увлечен произведением, кому оно действительно нравится, кто в большей степени исследователь текста.

Без сомнения, важен человеческий, личностный фактор. Ученик должен быть хотя бы в небольшой степени заинтересован автором, темой исследования. Роль учителя - распалить этот интерес, пробудить желание узнать больше, основательней, попытаться найти что-то свое, новое, изучив мнения критиков, взгляды литературоведов,  серьезных исследователей.  

Как происходит этот щелчок, это возгорание - небольшой секрет, который кроется в личности учителя и ученика. Конечно, должны быть понимание, симпатия, доверие. Необходимое условие - увидеть первичный интерес к материалу у ученика, найти точки соприкосновения, понять, что еще кроме текста интересно ему. Какие сферы, области знания. Потому что, как правило,  тема исследования, проблема располагается на стыке наук, например, литературоведение -психология, или литературоведение-живопись.   Учитель должен быть здесь и психологом и литературоведом и тренером-коучем и мотиватором.

Чему же учит эта деятельность?

Во-первых, ты повышаешь свой статус литературоведа-исследователя,  не только учишь своего подопечного проникать в лабораторию писателя, но сам поддерживаешь себя в форме, а порой  делаешь для себя открытия.

Во-вторых, ты,  как  тренер-коуч, учишься  мотивировать своего ученика, опираясь на его же интерес, наращивая его, помогая находить интересный материал, острые вопросы, требующие ответа.

В-третьих, ты как психолог,  проникаешь в тонкости душевной организации  своего подопечного, который  испытывает скачки интереса и равнодушия к теме, и настраиваешь его на успех, укрепляешь веру в себя.

В-четвертых, ты как аналитик, как писатель,  учишься быть наблюдательным и видеть нюансы в поведении и отношениях между людьми, пробуждая подобное желание у своего юного исследователя.

В-пятых, ты еще раз убеждаешься в том, что учиться новому - это всегда интересно, что творчество - это основа радостной и полноценной жизни.

И это, поверьте, очень много! Потому что  дает мощный заряд бодрости,  желание работать дальше, пробуждает неугасающий интерес к жизни. А чем еще жив учитель?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательские работы моих учеников

Работа, в которой исследуется   история имён и показывается значимость имени Анастасия...

Из опыта работы «Организация научно-исследовательской работы с учащимися МБОУ «СОШ № 21»

Обобщение опыта работы с учащимися по научно-исследовательскому направлению....

Организация исследовательской работы с учащимися (система работы МАН).

В настоящее время  история нашего государства подверглась жесточайшей  ревизии: многие факты были пересмотрены и по-иному трактованы. Некоторые современные  ученые предлагают свою верси...

Исследовательская работа «Лексикон учащихся 6-8 классов моей школы»

Актуальность исследования:  утрата понимания ценностей родного языка среди учащихся; необходимость формирование культуры речи учащихся для адаптации в современном мире....

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

Научно-исследовательская работа моей ученицы.

Тема работы "Избыточный вес, как следствие неправильного питания". С этой работой  мы выступали на Научно-практической конференции "Шаг в будущее"....