Кейс по решению задач на сцепленное с полом наследование
методическая разработка по биологии (11 класс)

Ялбакова Татьяна Андреевна

Кейс по решению задач на сцепленное с полом наследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_po_stseplennomu_nasledovaniyu.docx155.01 КБ

Предварительный просмотр:

Биология 10-11 класс

Кейс «Наследование признаков,  сцепленных с полом»

Кейс построен на основе материала, предложенного для изучения предмета биология в 10-11 классе при изучении темы «Наследование признаков, сцепленных с полом».

     Действия учащихся: данный кейс может быть использован для самостоятельного получения знаний по теме Сцепленное наследование генов, или для контроля знаний по данной теме, что предполагает применение ранее полученных знаний учащимися.

   Кейс ориентирован на преодоление дефицитов, таких как:

* находить точную информацию в тексте;

* вычленять и использовать информацию необходимую для решения конкретного задания;

* анализировать массивный блок информации;

* выстраивать причинно-следственные связи, делать логичные выводы;

  1. Проблемная ситуация.

Ребята, у меня сложилась такая ситуация, скоро у моего сына будет день рождения, очень давно он просит кота, окраской, как на рисунке.  

https://haski-mana.ru/wp-content/uploads/2/4/2/242cbaad3a552a071a8ed7fbda3cd3ba.jpeg

Как вы думаете, могу ли я ему его подарить?

Попытайтесь ответить на вопрос, если известно, что наследование данного признака сцеплено с полом.

Черная окраска кошек определяется геном В , рыжая – геном b . Эти гены расположены в Х-хромосоме .В Y-хромосоме они отсутствуют. 

        Используя алгоритм, решите задачу.

       Алгоритм решения задач на сцепленное с полом наследование

  1. Определить количество признаков.
  2. Определить наследуется данный признак сцеплено с Х- хромосомой или У – хромосомой.
  3. Составить схему родословной.
  4. Выделить цветом или штриховкой особь с исследуемым признаком.
  5. Подписать        известные        по        условию        задачи        генотипы,        а        искомые обозначьте «?»
  6. Определите,        какой        ген        контролирует        развитие        доминантного(Н) признака, а какой – рецессивного(h)
  7. Записать схему скрещивания в генном выражении
  8. Определить вероятность появления в потомстве данного признака.
  9. Записать ответ в соответствии с условиями задачи

Решите задачи:

Задача 1.

От черепаховой кошки  и чёрного кота родились два чёрных котёнка. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, а также пол чёрных котят.

Задача 2.

От чёрного кота и черепаховой кошки получили  пять котят, две из них кошки. Напишите схему решения задачи. Ответьте на вопросы: Сколько котят имели рыжую масть? Сколько кошечек были рыжей масти? Сколько кошечек были черепаховыми? Сколько котят были чёрными? Сколько котиков имели чёрную  масть?

Задача 3.

Гены окраски кошек расположены в Х - хромосоме. Черная окраска определяется геном Хb, рыжая Хᴮ, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.  

Задача 4.

Доминантный ген B и рецессивный ген b участвуют в определении окраски у кошек и расположены в Х-хромосоме. Ген B обусловливает черную окраску, ген b -рыжую, гетерозиготы Bb имеют черепаховую окраску. У черепаховой кошки от черного кота родились 4 котенка, какой они масти?

 

Задача 5.

Ген короткой шерсти (А) у кошек доминирует над геном длинной шерсти (а) и наследуется аутосомно. Ген окраски кошек сцеплен с Х-хромосомой. Чёрная окраска определяется геном ХВ, рыжая – геном Хb. Гетерозиготы имеют черепаховую окраску. Длинношёрстная кошка черепаховой окраски была скрещена с рыжим короткошёрстным (Аа) котом. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства, а также вероятность рождения чёрной кошки. Объясните результат скрещивания. Какие законы наследования проявляются в этих скрещиваниях?

Вопрос на засыпку?

А может все таки коты черепаховой окраски в природе бывают?

Найдите в интернете  дополнительную информацию, отрицающую или подтверждающую данный факт

2. Дальтонизм, цветовая слепота, — наследственная, реже приобретённая, особенность зрения человека и приматов, выражающаяся в сниженной способности или полной неспособности видеть или различать все или некоторые цвета. Названа в честь Джона Дальтона, который впервые описал один из видов цветовой слепоты на основании собственных ощущений в 1794 году.

     Для страдающих дальтонизмом могут быть сложными такие простые задачи, как выбор спелых фруктов, выбор одежды и различение сигналов светофора. Тем не менее, проблемы дальтоников, как правило, незначительны, и большинство людей считают, что они могут адаптироваться. Люди с полным дальтонизмом (ахроматопсией) могут также иметь снижение остроты зрения и чувствовать себя некомфортно в условиях избыточной освещённости.

     Наиболее распространенной причиной дальтонизма является унаследованная проблема при развитии одного или нескольких из трёх наборов колбочек в глазу. Мужчины чаще страдают дальтонизмом, чем женщины, поскольку гены, ответственные за наиболее распространенные формы дальтонизма, находятся в Х-хромосоме.

  Задача

     У человека цветовая слепота обусловлена рецессивным геном (d), а нормальное умение различать цвета – доминантным геном (D).

     Женщина с нормальным зрением, гетерозиготная по этому признаку, вышла замуж за человека, страдающего цветовой слепотой. У них было шесть детей.

Выполните задания:

Задание 1.

Сколько типов гамет может образовать женщина?

Задание 2.

Сколько детей, родившихся от этого брака, могли иметь нормальное зрение?

Задание 3.

Сколько девочек могли иметь нормальное зрение?

Задание 4.

Сколько мальчиков могли иметь цветовую слепоту?

Задание 5.

Сколько мальчиков из четырех, родившихся от второго брака этой женщины с мужчиной, имеющим нормальное зрение, могли страдать цветовой слепотой?

Виды деятельности:

Задание 1.

Деятельность: Актуализировать знания, использовать их для принятия решения.

Задание 2.

Деятельность: Решение задач на сцепленное с полом наследование. Решать задачу на основе межпредметного подхода с использованием комплексных

подходов

Задание 3 и 4 .

Деятельность: Высказать предположение и обосновать его.

Задание 5.

Деятельность: Удерживать взаимосвязь отдельных заданий задачи, использовать полученную информацию в одном задании для решения другого.

Повторение

1Дайте определение следующим терминам: кариотип, аутосомы, половые хромосомы, гетерозиготный пол, гомозиготный пол, сцепленные с полом признаки

2Сколько типов гамет образуют следующие зиготы:

 а)XH XH        б) XH Xh        в) Xh Xh        г) XH Y        д)Xh Y

Дано

Следовательно

1.Гемофилия        –        рецессивный, сцепленный с полом признак

Доминантный признак…….., а гемофилия        ……..        Ген        гемофилии

находится в ….. хромосоме

2.Мужчина больной

гемофилией

Генотип        больного

мужчины…….

3.Женщина        и        ее        предки здоровы по гену гемофилии

Доминирует ген……., а генотип женщины………

4.У здоровых супругов родился  больной гемофилией сын

Доминирует   ген..,   а   ген

…….рецессивен.

Хромосому с геном гемофилии мальчик получил от ….. Генотип больного ребенка……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум по решению задач на сцепленное наследование генов и наследование, сцепленное с полом

Цель урока: формирование умений решать генетические задачи, применять теоретические знания на практикеРассматриваются задачи на сцепленное наследование генов и сцепленное с полом наследование...

Тест по генетике "Сцепленное наследование" и 5 задач на дигибридное скрещивание - независимое, аутосомно - сцепленное и сцепленное с полом наследование

В тест  по генетике для 11 класса на сцепленное наследование включены 5 задач различной сложности на дигибридное скрещивание - независимое, аутосомно - сцепленное и сцепленное с полом наслед...

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

Разработка предназначена для изучения данной темы на уроках биологии в старших классах общеобразовательной школы. При соответствующей доработке может быть использована и для девятиклассников, и для пр...

"Генетика пола. Сцепленное с полом наследование".

Учебная презентация "Генетика пола. Сцепленное с полом наследование" разработана к уроку биологии в 9 классе по аналогичной теме по учебнику Введение в общую биологию и экологию. А.А.Каменский, Е.А.Кр...

Подготовка к ЕГЭ по биологии. Необычные задачи на сцепленное с полом наследование

Подборка задач на наследование двух признаков,сцепленных с Х-хромосомой, и на наследование признаков, сцепленных с У-хромосомой....

Презентация на тему "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач на сцепленное с полом наследование". Урок биологии 9 и 10 класс.

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 9 и 10 классах, при изучении темы "Генетика".В данной презентации даются определения понятий аутосомы и половые хромосомы.На примере муш...

Урок биологии в 9 классе по теме "Генетика пола. Сцепленное с полом наследование"

Изучение особенностей генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков,  сцепленных с полом....