План-конспект урока в 6 классе по теме:"Римская нумерация"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Покидышева Ирина Ивановна

Данный урок составлен по программе специальной (коррекционной ) школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. Тип урока: урок открытия новых знаний.  На уроке создаются условия для прочного усвоения детьми понятий римская нумерация, римские цифры, обозначение чисел I-XII; XII-XX.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema2.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Римская нумерация»        6 класс                   (урок №38)

Цель: Формировать прочное усвоения детьми понятий римская нумерация, римские цифры, обозначение чисел I – XII, XII- XX;

Задачи: образовательные – создать условия для прочного усвоения детьми понятий римская нумерация, римские цифры, обозначение чисел I – XII, XII- XX 

развивающие – способствовать развитию мышления, произвольного внимания, предусмотреть обогащение словарного запаса;

  • воспитательные – прививать коммуникативные навыки общения в процессе учебной деятельности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I.Организационный момент

Контроль посещаемости, эмоциональный настрой, сообщение темы и целей урока

Готовятся к уроку

II.Активизация знаний, умений, навыков.

На устном счёте мы работали с однозначными и двузначными числами.

– Какие ещё знаете числа? (Трёхзначные.)

– Почему их так называют? (Они состоят из трёх знаков – цифр.)

– С помощью чего записываем любое число? (С помощью цифр.)

– Перечислите цифры, которые используем для записи чисел. (слайд 2)

– Данные цифры – цифры арабской нумерации. (слайд 2)

Цифры арабской нумерации

– Назовите однозначное число; двузначное число; трёхзначное число.

– Итак, подведём итог. (слайд 3)

Цифры – это знаки, с помощью которых записываем числа.
Число – это мера количества. Разными числами можно записать количество разных предметов.

Объясняют до какого разряда округлены числа

III.Устный счет

Работа с таблицей разрядов.

Прочти числа , записанные в таблице.

-Разложить на сумму разрядных слагаемых

-учащихся выполняют задание

 

IV.Сообщение темы урока

 Работа по теме урока

- число и арифметика возникли из практической деятельности человека.

– Как вы это понимаете? (Выслушиваются высказывания учащихся.)

– Самым первым инструментом счёта у древнего пещерного человека были пальцы рук. Сама природа предоставила человеку сей универсальный счётный инструмент. Сначала люди просто различали – один предмет перед ними или нет. Если предмет был не один, говорили много. (слайды 4-5)

– Пальцевой счёт, унаследованный от далёких предков, сохранился до настоящего времени и активно используется, например, судьёй на боксёрском ринге, при отсчитывании секунд во время нокаута. Ди и в быту он не забыт. Сегодня мы сгибаем (а американцы разгибают) пальцы в споре, показывая оппоненту ради большей убедительности количество аргументов в свою пользу.

– А где вы используете пальцевой счёт?

– У первобытных людей не было даже чисел, они количество предметов отображали равным количеством каких – либо значков. Такими значками были: зарубки, чёрточки, узелки на верёвках, ракушки и т.д. (слайд 6)

– Некоторые народы планеты Земли до сих пор пользуются такими значками, например, перуанцы. Иногда такой системой счисления пользуются и современные люди, например, отмечая чёрточками количество прошедших дней в календаре. И уже совсем не обойтись без такой системы при обучении маленьких детей.

– Но стада становились многочисленнее, урожаи богаче, и людям стало неудобно пользоваться такими значками, стали появляться числа. Так как многие народы в древности не общались друг с другом, то у разных народов возникли разные системы счисления (или нумерация).

– Сегодня мы познакомимся с самой известной системой счёта, после арабской, она возникла более 2,5 тысяч лет назад в Древнем Риме.

– Как вы думаете, как она называется? (Ответы учащихся.)

(На доску вывешивается тема урока «Римская нумерация».)

– Итак, тема нашего урока «Римская нумерация». Мы познакомимся с числами римской нумерации, их образованием, записью, чтением.

– Числа в этой системе, так же как и у нас, записываются слева направо, от меньшего к большему. Числа состоят из цифр. Если в арабской нумерации 10 цифр, то в римской – 7. Сегодня мы познакомимся с тремя из них. (слайд 7)

Римские цифры

Цифры

  I  

  V  

  X  

– Рассмотрите римские цифры.

– Кто сможет их назвать?

– Цифры легко запомнить. Положите перед собой ладонь и посмотрите, где прячется пятёрка. Десять – это две пятёрки, одна из них перевёрнута.

– Данные цифры обозначают следующие числа. (слайд 7)

Числа, которые они обозначают

  1  

  5  

 10 

– Это узловые числа, т.е. главные. Остальные числа получаются путём прибавления или вычитания одних узловых чисел из других.

– Как вы думаете, как получим числа: 2, 3, 4, 6? (По ходу рассуждений учащихся на экране появляются числа.) (слайд 7)

(Учитель делает дополнения к рассуждениям учащихся. Долгое время число четыре записывали четырьмя палочками, но потом поняли, что это неудобно. Удобнее писать так: IV. Т.е. Четыре – это пять без одного. Шесть – это пять и один, поэтому запись числа выглядит следующим образом: VI.)

– Рассмотрите остальные числа римской нумерации.

– Какое правило чтения и записи римских чисел можно вывести? (слайд 9)

Числа записываются при помощи повторения цифр:
1. Если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются: VI = V + I
2. Если меньшая цифра стоит перед большей, то меньшая вычитается из большей: IV = V – I

– Итак, с первой задачей нашего урока – знакомство с образованием и чтением римских чисел от 1 до 12 – мы справились.

V. Коррекция и первичное закрепление знаний.

 Прочитайте число (учитель указывает на число). Как оно получилось? (Берутся два-три числа.)

Чаще всего римские числа используем при записи даты: число пишем цифрами арабской нумерации, а месяц – римскими. Сегодня 19.10, по-другому можно записать так: 19.X.

– Очень часто предметы, окружающие нас в жизни, напоминают форму цифр римской нумерации. Подумайте, где мы с ними встречаемся? (Если учащиеся затрудняются ответить на поставленный вопрос, нужно подсказать: галочка, ветка дерева, горы, лучи солнца, др.)

Самостоятельная работа.

  1. Запишите римскими цифрами следующие числа: 8, 10, 3, 6. (слайд 14)
  2. Запишите арабскими цифрами числа: VII, XII, IV, IX. (слайд 15)
  3. Запишите числа от 5 до 11 римскими цифрами. (слайд 16)

– Как вы думаете, нужно ли современному человеку знать римские числа? Зачем?

Задание на дом.

Стр. 46 № 191

Напишите римские цифры по порядку: VII, X, IX, I, IV, V, XII, II, VIII, III, VI, XI.

Записывают тему урока в тетрадь

 выполняют задание под рук учителя. Делают вывод

Выполняют задание с комментированием под рук учителя. Делают вывод

V.Итог урока

VII. Итог урока.

(Рефлексия урока организуется посредством «Методики неоконченных предложений». Учащиеся должны продолжить неоконченные предложения, используя таблички.)– Наш урок подошёл к концу и

  • «Я хочу сказать, мне больше всего удалось…»
  • «Я хочу сказать, от этого урока я получил …»
  • «Я хочу сказать, что я приобрела …»
  • «Я хочу сказать, что меня удивило …»

Ответы учащихся

 Самооценка своей деятельности

Запись д/з в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."

План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...

План-конспект открытого урока по английскому языку Тема: "Говорим о родственниках. Активизация лексики по теме «Семья»" по УМК «Enjoy English»: М. З. Биболетова, 6 класс

Данный план-конспект урока может помочь учителю при подготовке к уроку по теме "Семья" по УМК  "Enjoy English": М. З. Биболетова, 6 класс...

План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».

План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...

Конспект открытого урока для 8 класса на тему: "Римская нумерация"

В учебниках для специальных /коррекционных/ оразовательных учреждений VIII вида дается очень мало объяснений по теме.  Но уже найденный материал можно использовать во всех классах, т.к. каждый го...

План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6

План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...

План-конспект открытого урока в7 классе по теме "Первое знакомство с Австрией и Швейцарией"

Учить чтению с пониманием основного содержания прочитанного текста, обмен информацией. Познакомить с крупнейшими городами Германии, Швейцарии и Австрии, с их достопримечательностями....