Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников.
статья по зож

Убашеева Оксана Бадмажаповна

Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников.

         Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников, особенно младших классов. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние “полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.

         Одна из задач, которую я поставила перед собой в этом учебном году  звучит так: “Формирование потребностей личности в сохранении и укреплении здоровья”.  В последние годы в нашей стране возросла престижность образования. В ответ на социальный запрос появились многочисленные инновационные заведения, значительно расширился спектр образовательных услуг. Многие родители получили возможность дать ребёнку разностороннее образование. Однако зачастую эти желания оказываются неосуществимыми, т. к. ребёнок неожиданно для родителей сталкивается с неопределимыми трудностями при усвоении школьной программы, из-за того, что ребёнок часто болеет. Для себя я решила так построить учебный процесс, чтобы можно было предупредить эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное казенное учреждение

Закаменское районное управление образования

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Закаменск»

Выступление на тему:

Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников.

Убашеева Оксана Бадмажаповна

учитель начальных классов

Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников.

         Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников, особенно младших классов. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние “полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.

         Одна из задач, которую я поставила перед собой в этом учебном году  звучит так: “Формирование потребностей личности в сохранении и укреплении здоровья”.  В последние годы в нашей стране возросла престижность образования. В ответ на социальный запрос появились многочисленные инновационные заведения, значительно расширился спектр образовательных услуг. Многие родители получили возможность дать ребёнку разностороннее образование. Однако зачастую эти желания оказываются неосуществимыми, т. к. ребёнок неожиданно для родителей сталкивается с неопределимыми трудностями при усвоении школьной программы, из-за того, что ребёнок часто болеет. Для себя я решила так построить учебный процесс, чтобы можно было предупредить эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.

       

Комплекс оздоровительных физкультурных мероприятий.

Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности. Считаю очень важными уроки физической культуры. Регулярные занятия физической культурой и спортом благотворно влияют не только на физическое развитие, но и на психику ребёнка. Уроки физической культуры я веду сама. Я занимаюсь спортом, физкультурой, являюсь членом спортивной команды школы, участвую на различных соревнованиях, спартакиадах учителей, сдала ГТО по своей возрастной категории. Мои дети достигают больших успехов на соревнованиях по легкой атлетике, футболу, в беге на коньках и на лыжах, скалолазанию не только в муниципальном уровне, но и в республиканском. В нашей школе есть все необходимые условия для физического развития ребенка: большой уютный спортзал, гимнастические снаряды, мячи. Дети могут играть в волейбол, баскетбол.

Как и все учителя во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз. Все упражнения я провожу по специальной оздоровительной методике

М. Норбекова, которая существует более 35 лет. Посещала курсы специальной оздоровительной методики М. Норбекова «Инновационная здоровьесберегащая технология в области образования», семинар по организации физкультурно-оздоровительной организации в образовании.

Основной целью оздоровительной методики является максимально восстановить своё здоровье, управлять эмоциями, навыки самовосстановления.

Виды физкультминуток:

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • Упражнения для кистей рук;
  • Гимнастика для глаз;
  • Гимнастика для слуха;
  • Упражнения, корректирующие осанку;
  • Дыхательная гимнастика.

Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке.

Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.

В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем “телом”. Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому рекомендуются упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук:

Массаж биологически-активных точек. (МБАТ.)

МБАТ :  пальминг (согреваем ладони), пальцы соединяем, локоточки в сторону.

1 точка – межбровье (стимулирует память, отвечает за все эндокринные органы): в одну сторону  4 раза  и в другую.

2 точка – крылья носа с обеих сторон (улучшается обоняние): в одну сторону 4 раза  и в другую.

3 точка – на подбородке, под нижней губой (профилактика кариеса, стоматита): 4 раза в од. и в др, ст.

4 точка – височная точка (отвечает за слух детей): в одну сторону 4 раза  и в другую.

5 точка – козелок, передняя часть ушной раковины (стимулируется весь организм): 4 раза в од. и в др,

6 точка – затылочные бугры, каналы зрительного нерва (улучшает зрение): 4 раза в од. и в др, ст.

7 точка   находится между затылочными буграми: правой рукой в правую сторону – 4 раза, левой рукой в левую сторону – 4 раза.

Суставная гимнастика для рук.

  1. Гимнастика для пальцев
  • Движение хватательной: 8 раз.
  • Разбрасывание: 8 раз.
  • Волна – от мизинца к большому: 4 раза
  • Волна – от указательной к большому: 4 раза
  • Упражнение на координацию: по 2 пальчика соединяем вместе между ними дырочка, соединяем 2 средних, а остальные врозь и меняем: 4 раза.
  • Соединяем большой палец и указательный и перешагиваем. Точно также большой и средний пальцы, большой и безымянный, большой и мизинец: 4 раза
  • Правой рукой рисуем квадрат, затем параллельно левой рисуем круг.
  1. Кисти тянем вниз (счёт до 8), вверх (счёт до 8), в стороны (счёт до 8), круговые движения –  в одну сторону 4 раза  и в другую.
  2. Локтевые суставы: плечи параллельны к полу, предплечье висят (похож на Арлекино). Круговые движения вправо и влево: 8 раз.

Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока и использовать гимнастику для глаз:

Глазодвигательная гимнастика

  1. Вверх и вниз – 8 раз.
  2. Вправо и влево – 8 раз.
  3. Вправо – центр – влево – центр – 8 раз.
  4. Бантик –  4 раза в одну сторону и в другую.
  5. Восьмерка ( ∝, 8) – 4 раза в одну сторону и в другую.
  6. Круг – 4 раза в одну сторону и в другую.
  7. Глазками моргаем.

Эти упражнения выполняем с закрытыми глазами.

Упражнения для развития бокового зрения. Противопоказания: косоглазие.

  1. Пальчики сходятся и расходятся.
  2. Глазки зажмурили и открыли (с напряжением).

Массаж мимических мышц. («корчить рожи»).

Отдых: пальминг и греем глаза: ладони к себе, основание перекрещается, накрыты глазки центром ладони, локоточки в стороны, спина прямая, глазки закрыты – состояние темноты.

Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.

Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют гимнастику для слуха или массаж ушных раковин (МУР):

МУР :  пальминг, большой палец за ушкой, а остальными – ушную раковину.

  1. вперёд –  счёт до 4                      3.   в сторону – счёт до 4
  2. назад –   счёт до 4                       4.   вверх –  счёт до 4, вниз  
  1. накрываем уши ладонями и вращение вперёд, назад - счёт до 4
  2. закрыть уши плотно и отвести руки – должен быть щелчок: 4 раза. Противопоказания: болезнь барабанной перепонки.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого используют дыхательную гимнастику

И.п. – ноги на ширине плеч, носочки немного внутрь, оптимальная нагрузка на позвоночник, спина ровная, коленочки слегка согнуты.

  1. Вдох – носом: руки протягиваем к себе. Выдох – ртом: руки протягиваем вперед. 8 раз
  2. Вдох – дыхание задерживаем: считаем до 4, выдох через рот.
  3. Вдох – дыхание задерживаем: считаем до 8, выдох через рот.
  4. Вдох – дыхание задерживаем: считаем до 12, выдох через рот. (мл. школ. возраст)
  5. Вдох – дыхание задерживаем: считаем до 16, выдох через рот. (ср. школ. возраст)
  6. Вдох – выдох дыхание задерживаем: считаем до 4.
  7. Вдох – выдох дыхание задерживаем: считаем до 8.
  8. Вдох – выдох дыхание задерживаем: считаем до 12.
  9. Вдох – выдох дыхание задерживаем: считаем до 16.
  10. Вдох и выдох через сжатое узкое горлышко.
  11. Вдох и выдох с выкриком: «Ха!»

        Иногда я предлагаю провести физкультминутку кому-нибудь из детей. Они выполняют поручение с большим удовольствием.

Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность. Ученые установили, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на уроке снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают эмоционально – положительное состояние.

Упражнения, корректирующие осанку.

        Чтобы развивать правильную осанку у детей я провожу уроки здоровья, используя книги из библиотеки доктора Норбекова. Одна из книг это «Правильная осанка, просто и весело», 12 упражнений на основе Цигун, Тай-цзи и Кун-фу, авторы Лиане Шефер-Гапп, Дитер Алльгайер. Необхоимо соблюдать рекомендации авторов этой книги: «Детям необходимо двигаться. Движение – это непосредственная реакция ребёнка на окружающий мир. Чем он разнообразнее и интереснее, тем более активен ребёнок. Для детей это также способ выразить свою радость, любопытство, тягу к экспериментам. К сожалению, сегодня жизненное пространство большинства детей ограничено. В результате дети чаще всего  лишаются возможности проявлять интерес к окружающему миру.  Это ведёт к дефициту движения, что, в свою очередь имеет серьёзные последствия. Как же всего этого избежать?    Невозможно исправить эти недостатки с помощью гимнастики,  ориентированной на устранение дефектов моторно-двигательной системы, путём тренировки отдельных функций. Поэтому нельзя забывать о том, насколько важна взаимосвязь между отдельными сферами развития ребёнка (двигательной, умственной и духовной).

      Наш курс подвижной гимнастики ориентирован на детей. Малыши любят завоёвывать внимание и одобрение взрослых, и им нравятся уроки в шутливой форме. Мы хотели бы дать им возможность экспериментировать с их собственными двигательными навыками. Отождествляя себя с разными животными и птицами, ребёнок начнёт подражать их повадкам. Забавные истории откроют перед ним увлекательный мир приключений. Все сюжеты имеют одну цель – выработать у детей желание и способность правильно двигаться. Кроме того, в этих историях рассказывается о повседневных детских проблемах и даются советы на разные случаи жизни. При выборе отдельных упражнений мы учитывали, прежде всего, легкость в усвоении и последние достижения техники укрепления позвоночника. Наша гимнастика направлена не только на то, чтобы сделать тело ребёнка более подвижным, но и на то, чтобы выработать у него естественную осанку и плавность движений. Мы не хотели бы давать какие-то жесткие инструкции, мы всего лишь предлагаем возможные варианты упражнений. Их всегда можно изменить с учётом индивидуальных потребностей ребёнка или группы детей, и пусть ребята дают волю фантазии.

      Мы не рекомендуем в строгом порядке разучивать упражнения, «дрессировать» детей; мы хотели бы у них развить способность чувствовать своё тело, пробудить желание двигаться и немного подготовить их  к занятиям спортом, танцами, балетом. Успех обучения зависит не только от того, насколько хорошо выработаны отдельные навыки, а, преже всего, от того, насколько бережно вы относились к детскому любопытству, и насколько сильным было у детей желание заниматься, а также от того, насколько большое удовольствие они получали от занятий.

Комплекс оздоровительных работ в классе, на уроках

          В моём классе, у детей наиболее распространённые простудные заболевания.  Для профилактики простудных заболеваний я использую “чесночницы” (коробочки из-под “киндер-сюрпризов”, внутри которой находятся лук или чеснок), в кабинете в нескольких местах на тарелках лежит разрезанный лук. В классе учащимся я даю витамины «Ревит». А также родителям я рекомендовала, чтобы дети употребляли витамины “Алфавит”, “Ревит”, “Аскорбиновая кислота”. Также рекомендовано упорядочить режим дня школьников, ограничить время, проводимое у телевизоров и компьютеров, больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, больше уделять внимание занятием спортом. Мои дети в классе очень активные и подвижные, поэтому двигательный режим имеет важное значение в жизни младших школьников. В этот период идёт бурный рост и становление организма ребёнка; двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие, уровень функциональных возможностей, физической подготовленности и работоспособности. Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Активный отдых на переменах должен носить произвольный характер. Дети сами, соответственно своим интересам, выбирают игры и упражнения. Для родителей я провожу различные лектории о здоровье детей.

        Основными задачами педагога являются: исследование и оценка состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни; проведение уроков с учётом здоровьесберегающих технологий. Каждый урок должен быть приятным для ребёнка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь “Не навреди”.

         Эта тема мне очень интересна, поэтому я занимаюсь подборкой материала по здоровьесбережению.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Здоровьесбережение-как условие формирования образовательной среды младших школьников в аспекте ФГОС второго поколения"

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в обстановке сложного и неоднозначного развития рыночных отношений  в стране усилились негативные тенденции в воспитании детей. Широко расп...

Здоровьесбережение - необходимое условие формирования образовательной среды школьников.

      Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию э...

Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности

Статья поможет учителям начальных классов правильно выстроить свою работу по подготовке учащихся к освоению коммуникативной компетентностью. Материал собирался в процессе обобщения опыта работы....

Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младшего школьника.

В статье раскрыта возможность организации здоровьесберегающей среды в начальной школе с использованием "Дневника без двоек"...

Научная статья по теме: Здоровьесбережение - как условие формирования образовательной среды младших школьников в аспекте ФГОС второго поколения

Одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период ...

Здоровьесбережение - необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников

Здоровье ребёнка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни, прежде всего условиями жизни в школе....

Статья "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"

В статье обобщён опыт работы по реализации в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий разработанных Виктором Филлиповичем Базарным...