конспект урока по теме "Кто во что верит"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Падерина Ольга Николаевна
Создать у учеников представление о том, что единое человечество состоит из людей религиозного и атеистического типов мировоззрения, о понятиях «вера», «атеизм»; учить анализировать ответы товарищей и высказывать свое мнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_orkse.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:


КТО ВО ЧТО ВЕРИТ

Цели: создать у учеников представление о том, что единое человечество состоит из людей религиозного и атеистического типов мировоззрения, о понятиях «вера», «атеизм»; учить анализировать ответы товарищей и высказывать свое мнение.

Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся.

Учащиеся понимают, что единое человечество состоит из людей религиозного и атеистического типов мировоззрения; имеют первичные представления о понятиях «вера», «атеизм», «обряд», «храм», «священнослужители», «язычество» (полученные знания ученики могут применить на практике, отвечая на репродуктивные вопросы в учебнике в конце параграфа и выполняя творческие задания в тетради).

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Учитель предлагает вспомнить основные понятия предыдущего урока и вписать их в подходящие по смыслу определения.

Варианты определений:

1. _________________ – это особая группа людей, которая отличается от других своей культурой, историей, языком.

2. _________________ – это особая группа людей, которая по внешним признакам, принадлежащим только ей, отличается от других.

3. _________________ – это особая группа людей, которая по чертам характера, по привычкам отличается от других.

Учащиеся, опираясь на ключевые признаки, данные в определениях, вставляют понятия: народ, раса, семья.

  • Учитель предлагает ответить на вопросы на с. 89 (по выбору учителя).
  • Класс может заслушать несколько сообщений учащихся об особенностях культуры народа, к которому принадлежит их семья.

II. Постановка проблемы.

Учитель. Рассмотрите рисунок-заставку урока на с. 90. Расскажите, что вы видите на нем.

Ученики делятся своими предположениями о содержании иллюстраций.

Учитель. Прочитайте тему урока: «Кто во что верит». Как бы вы ответили на вопрос, кто во что верит?

Учитель выслушивает предположения учеников и предлагает прочитать диалог Анюты и Илюши на с. 90 до слов: «…Бог у каждого в душе!»

Учитель. О чем спорят брат с сестрой?

Ученики, опираясь на текст, объясняют предмет спора.

Учитель (ставит проблему). Кто из ребят прав?

III. Актуализация имеющихся знаний и открытие нового знания.

Учитель. Как вы думаете, кто из ребят прав?

Ученики, опираясь на свой житейский опыт, будут доказывать то мнение, которое более всего соответствует их представлениям об окружающем мире. Скорее всего, они поддержат версию Илюши («научно-атеистическая» точка зрения). Учителю важно рассмотреть и противоположное мнение. Если оно не прозвучит, можно предложить учащимся посмотреть на данный вопрос с позиции верующего человека.

Ученики высказывают свое мнение, вспоминают, что очень часто в трудных ситуациях именно обращение к Богу со словами «Господи, помоги!» помогает человеку успокоиться и принять верное решение.

Учитель. Вспомним, что мы знаем об этой проблеме из курса «Мое Отечество» (3 класс).

Игра «Поймай вопрос».

Учитель бросает ученику мяч и предлагает вопрос. Ученик, поймав мяч, должен дать развернутый ответ и вернуть мяч учителю или обратиться за помощью к одноклассникам, бросив одному из них мяч. В результате игры учащиеся активизируют все необходимые знания, кроме того, учитель имеет возможность привлечь не самых активных учеников.

Возможные вопросы:

1. Что такое религия?

2. С какими религиями мы познакомились на уроках истории в 3 классе.

3. Все ли люди верят в Бога, богов?

Возможные ответы учеников:

1. Веру в Бога или богов люди называют религией.

2. На уроках истории в 3 классе мы узнали, что сначала люди поклонялись силам природы и называли их богами, а затем появились такие религии, как христианство и ислам.

3. Нет, есть люди, которые не верят в существование Бога. С развитием науки и техники таких людей стало больше.

Учитель (подводит итог). Следовательно, на какие две большие группы мы можем разделить человечество по отношению к религии?

Ученики. Всех людей мы можем разделить на верующих в Бога (богов) и не верующих.

Учитель. Тех, кто не верил ни в каких богов, стали называть атеистами. Это греческое слово переводится как «безбожник» или «отрицаю Бога». Эти люди считают, что мир и человек возникли и живут по законам природы, а не по воле богов.

Учитель предлагает зафиксировать новое знание в опорной схеме «Единое человечество».

Работа по смысловой иллюстрации учебника.

Учитель предлагает обратиться к учебнику, рассмотреть рисунки на с. 92 и, выполнив задание к ним, закрепить понятия «верующие» и «атеисты».

Учащиеся зачитывают реплики героев и указывают рисунки, на которых изображены верующие, а затем рисунки, где показаны атеисты.

Учитель. Как вы думаете, могут ли верующий человек и атеист переубедить друг друга? Нужно ли к этому стремиться?

Ученики (возможный вариант). Скорее всего, нет. Каждый из них будет стараться доказать, объяснить свою позицию. Эти споры ни к чему хорошему не приведут, каждый останется при своем мнении.

Учитель может предложить вспомнить Всеобщую декларацию прав человека и зачитать из нее статьи 18 и 19, в которых закреплено право на свободу мысли, религии, свободу убеждений.

Учитель. Каждый человек – личность, именно поэтому он вправе придерживаться тех убеждений, которые подсказывают ему его разум и совесть.

Учитель предлагает вернуться к спору Илюши и Анюты.

Учитель. Помогите ребятам разрешить спор так, чтобы избежать конфликта.

Ученики. Пусть каждый останется при своем мнении. Во что верить, а во что нет, каждый должен выбирать сам!

Учитель предлагает проверить выводы по тексту учебника.

Учащиеся читают первые два абзаца на с. 90–91 до основной мысли включительно.


«Танец пяти движений»

Задача: расслабление, снятие мышечных зажимов, образующихся в результате переживаний и эмоциональных проблем.

Учитель. Покажите, как течет вода. Движения текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое (звучит плавная музыка).

А теперь на пути густая чаща. Надо через нее перейти. Движения резкие, сильные, четкие, рубящие, бой барабанов (импульсивная музыка).

Мы устали пробираться через чащу и похожи на сломанную куклу. Движения самые разные, встряхивающие, незаконченные, ломаные (музыка).

К нам на помощь летят бабочки. Наши движения тонкие, изящные, нежные, плавные (лирическая музыка).

А теперь мы успокоились, стоим без движения. Все тело расслаблено. Слушаем свое тело.

Какое оно послушное, как ему хорошо после того, как каждая мышца подвигалась. Сколько положительных эмоций оно получило в танце. Теперь мы бодрые, веселые, отдохнувшие и можем продолжить работу.

IV. Расширение нового знания.

Учитель. Итак, каждый из вас должен сам решать – быть ему верующим или атеистом. Но, прежде чем принимать это серьезное решение, надо больше узнать о религиях, которые существуют в мире, чем они отличаются друг от друга, что такое религиозные обряды, храмы и кто такие священнослужители. На эти и другие вопросы нам предстоит найти ответы.

Работа со смысловой иллюстрацией учебника.

Учитель. Рассмотрите иллюстрации на с. 91. Попробуйте определить, какой период истории человечества показан на этих рисунках?

Ученики. Судя по одежде, занятиям людей и архитектурным постройкам, скорее всего, это эпохи Первобытного мира и Древнего мира.

Учитель. К кому обращают свои молитвы верующие люди этого времени?

Ученики. Они поклоняются предметам и силам природы (вода, растения, дождь, молния и т. д.). Именно их древние люди называют духами или богами.

Учитель. Какими способами верующие люди пытаются общаться с ними?

Ученики. В честь духов и богов устраивают праздники, им приносят жертвы (дары).

Учитель. Правильно, все эти действия называются религиозными обрядами и совершаются по строгим правилам, иначе можно прогневить духов. Люди верили, что в этом случае их ждут большие несчастья. Как вы думаете, каждый ли человек мог общаться с духами, богами?

Ученики. Скорее всего, нет. На третьем рисунке мы видим шамана – колдуна, который пытается изгнать духа болезни из человека. У него особая одежда, предметы, он совершает только ему известные действия.

Учитель. Действительно, для исполнения обрядов выбирались особые люди, которые должны были уметь проникать в тайны богов, использовать их силу. Таких людей называли сначала колдунами, жрецами и шаманами, а потом стали именовать священнослужителями. Они следили за тем, чтобы никто не нарушал религиозных запретов.

Можно предложить ученикам найти на картинках колдуна, жреца, шамана и священнослужителя.

Смысловой фрагмент «Язычество и религии, которые обращаются сразу ко всем людям мира».

Учитель. Начиная с Первобытной эпохи у каждого племени была своя, особая религия. Люди поклонялись тем богам, от которых зависело их существование. Сейчас такие религии называются язычество. Постепенно люди стали отказываться от веры в старых богов. Например, на Руси на смену язычеству славян пришло христианство. Рассмотрим, чем же отличаются эти религии?

Учитель предлагает сравнить язычество и христианство по плану:

1. Количество богов.

2. С помощью чего верующие обращались к богам (Богу)?

3. О чем просят богов (Бога) верующие?

Результатом этой работы может стать опорная схема:

1. Много богов.                           1. Один Бог.

2. Дары – жертвы.                           2. Молитвы Богу.

3. Просят дождя, богатый                            3. Просят Бога о спасении своей

урожай – помощь в земных                            души для вечной жизни на небесах

делах.                           после смерти на Земле.

Учитель. Религии, подобные христианству, обращались сразу ко всем людям мира. Сейчас их называют мировыми религиями. Переход от язычества к мировым религиям был важным шагом в развитии человечества. Стали строиться города, возводиться храмы, здания, в которых верующие собирались для богослужений, произнесения молитв, обращенных к Богу. Единая вера помогала объединять разрозненные племена. Распространялись письменность, образованность, развивалась культура (архитектура, живопись, музыка, литература). Это помогло первобытным племенам и народам подняться на ступень цивилизации.


«Минутка шалости»

Учитель. Давайте немного отдохнем. Как только зазвучит музыка, вы можете делать все, что хотите: встать и потянуться, походить по классу, попрыгать, посмотреть в окно и т. д. Но есть два условия: во-первых, нельзя мешать другим ученикам, а, во-вторых, как только музыка стихнет, вы все сразу должны сесть на свои места. (Учитель включает музыкальный фрагмент, и в течение нескольких минут учащиеся отдыхают.)

Смысловой фрагмент «Отношения верующих и атеистов».

Учитель. Обратившись к фактам всемирной истории, мы можем заметить, что священнослужители нетерпимо относились к другим вероисповеданиям и атеизму и часто вели беспощадную борьбу с теми, кто думал по-другому. За атеистические мысли многие люди платили своей свободой, а то и жизнью.

  • Учитель демонстрирует иллюстрации в книгах и предлагает учащимся найти пример нетерпимого отношения церкви к атеизму.
  • Учитель предлагает обратиться к иллюстрации на с. 93, может рассказать о трагедии Джордано Бруно или предложить ученикам выступить с небольшим сообщением о судьбе этого великого ученого. Учащиеся вместе с учителем заранее отбирают материал для данного выступления. (Можно использовать справочные сведения, данные в Приложении к уроку «Кто во что верит».)

Учитель. Но когда к власти приходили атеисты, они тоже устраивали гонения на церковь. У нас в России после революции 1917 года многие храмы были варварски разграблены и сожжены, священников бросали в тюрьмы, расстреливали. Примером может стать судьба патриарха Русской православной церкви Тихона.

Учитель обращается к иллюстрации на с. 93 учебника.

Учитель. Как вы думаете, могут ли подобные расправы быть признаны законными в наши дни? Какое право они нарушают?

Ученики (возможный вариант). Никто не имеет права насильно принуждать людей к какой-то вере или заставлять их отказываться от своих убеждений. Каждый человек – личность, именно поэтому он вправе придерживаться тех убеждений, которые подсказывают ему его разум и совесть. Во что верить, а во что нет, каждый должен выбирать сам!

Учитель. Это великое право каждого человека называется свободой совести.

V. Итог урока.

Учитель. Вспомните, на какие группы делится человечество по отношению к вере в Бога.

Ученики отвечают.

Учитель. Как вы думаете, в чем состоит разница между верующими и атеистами? Что такое свобода совести? Почему это право должно принадлежать каждому человеку?

Учащиеся отвечают.

Домашнее задание: прочитать текст учебника на с. 90–93, проверить свои знания, ответив на вопросы после текста. Найти новые понятия в словаре, уметь дать им определение.

Творческое задание.

1. Ответить на вопросы на с. 96 учебника.

2. Используя дополнительную литературу, подготовить небольшое сообщение о религиях мира. Каждый ученик, исходя из своих интересов, может выбрать как тему доклада одну из иллюстраций учебника на с. 94–95.


КТО ВО ЧТО ВЕРИТ
(
2 урок)

Цели: познакомить учащихся с различными религиями мира, каждая из которых внесла свой вклад в общемировую культуру и вне зависимости от религиозных воззрений важна для каждого человека; помочь осознать равноценность вклада каждой религии в культуру единого человечества; способствовать формированию уважительного отношения к верующим различных религий, терпимости к людям с другим мировоззрением.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний и определение задач урока.

Учитель. Расставьте буквы в нужной последовательности, и вы получите опорные понятия предыдущего урока.

Учитель. Напомните предмет обсуждения и основную мысль предыдущего урока.

Ученики (возможный сборный вариант ответа). В прошлый раз мы обсуждали, кто во что верит, и пришли  к  выводу, что  всех  людей  можно разделить  на   верующих  (исповедующих  разные  религии)  и  атеистов  (людей, которые не верят в Бога). Еще мы выяснили, что каждый человек может сам решать, во что верить, а во что нет. Это право каждого называется свободой совести.

Учитель. С какими религиями мы познакомились на уроках истории в 3 классе?

Ученики. Христианство и ислам.

Учитель. Как вы думаете, существует ли другие религии?

Ученики высказывают различные предположения, опираясь на знания, полученные ими из газет, книг и телепередач (средств массовой информации), и приходят к выводу, что в современном мире распространено много разных религий.

Учитель. Следовательно, верующих людей тоже можно разделить на группы? По какому признаку?

Ученики. На верующих разных религий.

Учитель предлагает открыть с. 94–95 учебника.

Учитель. Обратите внимание на иллюстрации. Они отражают основные идеи, храмы, священные предметы религий мира. Какие религии здесь представлены?

Ученики зачитывают названия основных мировых религий.

Учитель. Как вы думаете, отличаются ли представленные религии между собой?

Ученики. Конечно, у них разные основатели, разные символы, разные храмы и обряды.

Учитель (ставит проблему). Почему же религии, которые так сильно отличаются друг от друга, поставлены в один ряд в вашем учебнике и объединены одной таблицей?

II. Открытие нового знания.

Работа со смысловой иллюстрацией учебника (с. 94–95).

Ученики находят на иллюстрациях и описывают словами священные храмы, символы, обряды для каждой религии. Важно провести эту работу со всеми  представленными религиями мира.

Полезно заслушать сообщения учащихся о религиях мира. (Каждый ученик, исходя из своих интересов, представляет в виде небольшого доклада одну из иллюстраций учебника на с. 94–95.)

 Можно дополнить эту работу ответами учеников на вопрос 3 на с. 96 учебника (домашнее задание).

Важно, чтобы в результате данной работы у учащихся каждая религия ассоциировалась с каким-то конкретным образом: символом, именем основателя вероучения, священным храмом или обрядом.

Работа по учебнику.

Учитель. Откройте учебник на с. 97. Прочитайте мудрые мысли из священных книг религий мира. Как вы думаете, что общего в этих изречениях?

Ученики (возможный вариант). Все представленные «мудрые мысли» отражают мораль, правила поведения, принятые в обществе. Они учат, что хорошо, а что плохо. Несколько раз встречается «золотое правило» нравственности: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе!»

Учитель. Мы сделали первый шаг к знакомству с различными мировыми религиями. Несмотря на то что все вероучения такие разные, их последователи верят, что в религии заключена глубокая мудрость, испытанная жизнью многих поколений, что религия призвана поддерживать нравственность, предостерегая людей от пороков и преступлений и насаждая добрые нравы.

Учитель просит учащихся вновь обратиться к иллюстрациям на с. 94–95.

Учитель. Как вы думаете, что объединяет все представленные иллюстрации?

Ученики, выдвигая различные версии, под руководством учителя приходят к выводу, что все представленные на данных страницах предметы являются памятниками человеческой культуры, искусства.

Учитель. Вспомните из курса «Мое Отечество» (3 класс), что мы называем культурой?

Ученики (могут воспользоваться словарем, который они вели в 3 классе). Культура – это все достижения человечества, все то полезное или красивое, что было сделано человеком, а не природой.

  • Учитель предлагает вернуться к проблеме и решить ее, опираясь на полученные знания.

Ученики (возможный вариант решения проблемы). Каждая из представленных в учебнике религий внесла свой вклад в общемировую культуру (культуру единого человечества). Необязательно, чтобы любоваться памятниками культуры (искусства, архитектуры) какой-то религии, надо в нее верить. Эти памятники могут быть интересны для разных людей и  являются общим достоянием человечества, именно поэтому они поставлены в один ряд в нашем учебнике.

III. Самостоятельное применение и использование полученных знаний.

Учитель предлагает ученикам самостоятельно ответить на вопросы (по выбору, те, которые именно им помогут закрепить знания, полученные на уроке). Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы и делятся опытом решения задач из тетради.

Учитель может выборочно оценить ответы учеников и выставить отметки.

IV. Итог урока.

Учитель. Задача нашего урока – сделать первый шаг к знакомству с различными мировыми религиями, попытаться узнать, какой вклад внесла каждая из них в общемировую культуру. Как вы думаете, справились ли мы с этой задачей?

Учащиеся отвечают на вопрос учителя, вспоминая основные моменты урока.

Учитель. Религия появилась в самые отдаленные времена и с той поры прочно вошла в жизнь человечества. Вне зависимости от наших религиозных воззрений мы должны понимать, что каждая из религий мира – это бесценное сокровище, часть мировой духовной культуры. Без них невозможно представить историю и современность человечества.

Домашнее задание: подготовиться к проверочной работе по разделу «Человек и многоликое человечество». Вспомнить понятия данного раздела, подготовить 1-2 «хитрых» вопроса по изученным темам раздела 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Во что верили славяне"

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Во что верили славяне. Народные праздники"

Урок разработан в соответствии с содержанием программы по УМК "Школа 21 века" с использованим учебника Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир» в 3 б классе".Урок был  тесно связан с предыдущими, т.к....

Конспект урока окружающего мира «Кто во что верит?» 4 класс (ОС «Школа 2100»)

Конспект урока окружающего мира (ОС «Школа 2100») «Кто во что верит?» 4 класс...

Конспект урока по истокам .Тема "Город- труженик.Щит Отечества.Твердыня веры.Хранитель культуры."

Приобщение детей к истокам родного края, помощь в осознании понятия «Родной город», как неизменной ценности для человека....

Конспект урока по ОРКСЭ. История религий в России. Рассказ о выборе веры.

Модуль "Основы мировых религиозных культур. Урок 18....

Конспект урока по ОРКСЭ "Как князь Владимир веру выбирал"

Урок-путешествие, включающий в себя различные виды деятельности: работа с видео, работа с презентацией, творческая работа - инсценирование сценки про князя Владимира....