Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе "Путешествие бутерброда. Гигиена питания"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Булгакова Ольга Валерьевна

Данный урок был представлен на  муниципальном  этапе  VI Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России - 2015».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_bulgakova_o.v.docx43.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира

УМК «Школа 2100»

Класс: 4

Учитель: Булгакова Ольга  Валерьевна

Школа: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского городского округа «Падунская  средняя                                                                                                                                                    общеобразовательная школа  имени Заслуженного учителя школы РСФСР И.Е.Хребтова»

Тема: Путешествие бутерброда. Гигиена питания (Урок 2). 
Планируемые результаты:

Предметные:

  • объяснять роль основных органов и системы  органов  пищеварения, питательных веществ  в организме человека;
  • применять знания о своём организме в жизни (для составления правил гигиены питания);
  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

Личностные:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей) в предложенных ситуациях.

Метапредметные:

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев ( регулятивные УУД),
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе и паре, сотрудничать в совместном решении проблемы,  учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться ( коммуникативные УУД),
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний  (познавательные УУД).

Ход урока

Этапы урока

Работа учителя

Работа учащихся

Оборудование

I. Организационный момент. Психологический настрой  ( 2   минуты).

II. Знакомство с темой и  целями  урока  (7   минут)

Беседа с классом

Проговаривание критериев успеха.

III. Проверка домашнего задания.  6 минут.

Устный опрос.

Работа в парах: Перепутанные логические цепочки

IV. Работа над новой темой.

             (22 минут)

Работа в группах по изучению нового материала.

Защита проектов

Взаимооценивание и самооценивание.

V. Первичное закрепление ( 4 мин)

VI.  Итог урока . Рефлексия

(3 мин.) 

 

 

VII. Домашнее задание ( 1 мин).

ТРЕНИНГ «Разговор руками».

-Здравствуйте, ребята. Давайте начнем наш урок с тренинга Встаньте в два круга  по парам, я буду говорить задания, а вы  будете выполнять их только с помощью рук: поздоровайтесь, похвалите друг друга,  поддержите в трудную минуту,  поборитесь, порадуйтесь, успокойте, поздравьте. Молодцы!

Учитель: Одного мудреца однажды спросили: «Что же является

 для человека наиболее важным и ценным в его жизни – богатство или же слава?»

-А как бы вы ответили на этот вопрос?

 Подумав, мудрец ответил: ни богатство, ни слава не делают ещё человека счастливым. Только здоровье позволяет по-настоящему познать радость жизни».

- Согласны ли вы с мудрецом? Почему?

- Конечно, наверное, все хотят сохранять здоровье подольше. Сохранить здоровье легче,  если знаешь свой организм. И поэтому мы продолжаем изучать раздел: «Как работает организм человека».

Учитель: - Сегодня на уроке мы с вами продолжаем говорить о том, что необходимо организму для того, чтобы быть здоровым.

Посмотрите на картинку и скажите,  как она связана с темой.

                

Вывод: Человеку нужна пища - как бензин машине.

Беседа по вопросам:

-Может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени?

-Приходилось ли вам голодать? Сколько времени? Расскажите

о ваших ощущениях.

-Сколько раз в день должен есть человек?

-Какую пищу должен употреблять человек?

Познакомить учащихся с темой урока  и  результатами, которые мы должны достичь в конце урока для успешного освоения этой темы.

- Ребята, в  конце урока вы должны  будете оценить, смогли ли вы достичь этих критериев, Прочитайте, пожалуйста, на своих листочках критерии успеха.

Учитель: Начнём урок с повторения.

1. Проверка выполнения домашнего задания:

- Кто какое домашнее задание выбрал?  Спросить у  учащихся, проверить выполнение.

2. Восстановление логической цепочки

-У вас разрезанный текст о пищеварении человека. Вы должны составить логически правильную цепь пищеварения человека.

Пищеварение

Пища попадает в ротовую полость. Здесь зубы пережёвывают пищу, слюнные железы смачивают её слюной, а язык проталкивает в глотку.

Дальше измельченная пища движется по пищеводу.

Потом  пища попадает в желудок, где основная её часть переваривается с помощью желудочного сока.

Переваривание пищи продолжается в кишечнике, из которого питательные вещества поступают в кровь и разносятся по всему организму.

Остатки непереваренной  пищи через прямую кишку выводятся наружу.

-Ребята, давайте проверим ваши цепочки. Сверьте с образцом.

Учитель: Сегодня  я предлагаю нам создать новые  группы. А чтобы поделиться на группы я предлагаю вам собрать из элементов картинку.

На эти вопросы вы будете отвечать в группах

  1. Какие питательные вещества необходимы организму?
  2. Какие из продуктов питания наиболее полезны для человека и почему?
  3. Какие правила гигиены питания  необходимо соблюдать, чтобы сохранить здоровье?

Мы будем оценивать работу групп по следующим  критериям:

Критерии для оценивания проекта

гр.

гр.

1

Рассказали о значении белков  

2

Рассказали о значении жиров

3

Рассказали о значении углеводов

4

Назвали продукты, содержащие  белки

5

Назвали продукты, содержащие  жиры

6

Назвали продукты, содержащие  углеводы

7

Рассказали о витаминах

8

Сформулировали основные  правила гигиены питания

9

Оформление работы

10

Выступление спикера

Всего баллов

Оценка

- Ребята, распределите роли в группе, изучите текст, оформите свой проект, приготовьте его  к защите.

-Ребята, время истекло, прошу свои работы разместить на доске или стене (где вам удобно) и приготовиться к защите.

.

- Давайте оценим нашу работу. Ставьте 1 балл за каждый выполненный критерий. Подсчитайте количество баллов, выставите оценку по шкале:

10-9 – «5»           8-7 – «4»         6-5 –«3»        4-0 – «2»

Учитель заносит результаты в сводную таблицу и сам участвует в оценивании, выводится средняя оценка каждой группе.

-Я предлагаю вам поработать в парах, убрать ненужное  и оставить правила здорового питания. Устно объяснить, почему надо делать так, а не иначе.

Правила гигиены питания

  1. Нужно стараться есть разнообразную пищу.
  2. Если хочешь - ешь макароны хоть целый месяц.
  3. В твоем рационе должно быть как можно больше  булочек  и сладостей.
  4. Мучного и сладкого надо есть поменьше.
  5. Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого.
  6. Нужно стараться есть в одно и то же время.
  7. Жареная, копченая, соленая, острая пища может быть вкусной. Ешь её побольше.
  8. Кушать надо тогда, когда проголодался.
  9. Утром перед школой надо обязательно завтракать.
  10. Перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.
  11. Ужинать надо не позже, чем за 2 часа до сна.
  12. Перед сном покушай плотно.

 - Наш урок подошел к концу. Какие цели вы ставили 

перед собой? 

 - С какими из них вы справились? 

-  Так, что же нужно делать, чтобы сохранить своё здоровье? 

Ребята, подумайте, смогли ли вы достичь критериев успеха  сегодня на уроке? Что у вас хорошо получилось, а над чем еще надо поработать? (Светофор)

Я предлагаю вам дома выполнить задания по выбору:

  1. Составить полезное меню для школьника.
  2. Выполнить задание № 4 на стр. 27  в учебнике.

Дорогие друзья, я благодарю вас за урок. До свидания!

Стоя в  кругу, выполняют задания.

Выслушать варианты детей.

Выслушать рассуждения учеников, попросить прокомментировать свою точку зрения.

Высказывают свое мнение о том, как  картинка связана с темой урока.

Выслушать идеи детей, попросить обосновать ответ.

Читают самостоятельно критерии.

Рассказывают,  какое задание они выбрали и как его выполнили (фронтально).

В  парах  составляют логическую цепь пищеварения человека, обсуждают  с одноклассником, приходят  к единому мнению.  

Проверяют свою работу, комментируют.

Собирают картинку, делятся на  группы, рассаживаются для совместной  работы

Читают вопросы на листочках.

Знакомятся с критериями  для оценивания работы в группе.

Распределяют  роли, изучают материал, на ватманах оформляют проект.

Ребята, выбирают место для своей работы, вешают, спикеры  групп защищают свой проект.

После выступления спикеров, каждая группа оценивает свое выступление и выступление другой группы по критериям в таблице, подсчитывают количество баллов, оценивают по шкале.

Обсуждают в парах, вычеркивают ненужные правила, устно комментируют (фронтальный опрос)

Закрашивают зеленым, желтым или красным цветом окошки соответствующих критериев.

Записывают в дневники домашнее задание, получают оценку в дневник.

Картинка автомобиля

Листочки с критериями  для каждого ученика (Приложение 1)

Разрезанный текст для каждой пары, образец для проверки на доску (Приложение 2 и 3).

Пять картинок, разрезанные на 4 части, ватманы, маркеры, обучающий текст для каждого ученика.

Листы  с вопросами для групп и критериями оценивания работы в группе.

Сводная таблица для оценивания групповой работы.

Листы с правилами гигиены  по количеству пар.

Приложение 1 . Критерии успеха для учеников

Я знаю  необходимые  организму питательные  вещества.

Я могу определить  наиболее  полезные продукты.

Я знаю  правила правильного  питания.

Приложение 2. Раздаточный материал для пар (разрезной)

Переваривание пищи продолжается в кишечнике, из которого питательные вещества поступают в кровь и разносятся по всему организму.

Пища попадает в ротовую полость.

Дальше измельченная пища движется по пищеводу.

Остатки непереваренной пищи через прямую кишку выводятся наружу.

Потом  пища попадает в желудок, где основная её часть переваривается с помощью желудочного сока.

 Здесь зубы пережёвывают пищу, слюнные железы смачивают её слюной, а язык проталкивает в глотку.

Пищеварение

Приложение 3.  Образец для самопроверки (выносится на доску или слайд)

Пищеварение

Пища попадает в ротовую полость.

 Здесь зубы пережёвывают пищу, слюнные железы смачивают её слюной, а язык проталкивает в глотку.

Дальше измельченная пища движется по пищеводу.

Потом  пища попадает в желудок, где основная её часть переваривается с помощью желудочного сока.

Переваривание пищи продолжается в кишечнике, из которого питательные вещества поступают в кровь и разносятся по всему организму.

Остатки непереваренной пищи через прямую кишку выводятся наружу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира в 3-м классе по теме " Наше питание. Пищеварительная система

Тип урока: : изучение новых знаний. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: Познакомить учащихся  с необходимыми организму питательными веществами.Да...

Технологическая карта урока, Окружающий мир, 3 класс.Тема: Наше питание.Проект " Школа кулинаров".

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Наше питание. Проект: " Школа кулинаров"....

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Технологическая карта урока окружающего мира "Наше питание", 4 класс (УМК "Школа России, А. А. Плешаков)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока «Наше питание»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления о правильном питании, о питатель...

Технологическая карта урока окружающего мира «Страны мира. Проект страны мира» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока:  введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию.Задачи урокаДидактиче...

Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое гигиена» (УМК «Перспектива», 3 класс).

Цель урока: создание условий для знакомства с основными гигиеническими правилами (выработка хорошей осанки, уход за зубами, правильное питание); продолжение работы по воспитанию здорового образа жизни...

Технологическая карта урока окружающего мира "Здоровый образ жизни. Гигиена", 3 класс. (УМК "Система развивающего обучения" Эльконин Д.Б, Давыдов В.В)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока:формирование умений у обучающихся следить за свои здоровьем и соблюдать правила гигиены. Задачи урока :Дидактические :1.Познакомить обуча...