«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников в контексте ФГОС»
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс) на тему

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей, находится  в области познавательных интересов ребёнка и  зоне ближайшего развития.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у  обучающихся, а именно учить:

ü     проблематизации  (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

ü     целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

ü     самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

ü     представлению результатов своей деятельности и хода работы;

ü     презентации в различных формах, с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

ü     поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

ü     практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

ü     выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

ü     проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tishina_e.a.talant_2014_k_prezentatsii.docx58.62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №6 г. ГЕОРГИЕВСКА

«Организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников

в контексте ФГОС»

(обобщение опыта работы)

Ставропольском краевом открытом педагогическом фестивале «Талант – 2014»

Тишина Елена Анатольевна,
учитель начальных классов

высшей категории

2014 год

 «Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников в контексте ФГОС»

В 2009  -2010 учебном году городским методическим объединением было запланировано проведение первой научно практической конференции младших школьников «Почему?», на которой каждая школа города должна была представить лучшую проектно-исследовательскую работу по теме «Животные».  Мне, как руководителю ШМО, пришлось вплотную заняться подготовкой аналогичного мероприятия на школьном, а затем и на городском уровне. Я заинтересовала учащихся наиболее способных к исследовательской деятельности. В ходе этой работы мне стало ясно, что обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске, а также методам обработки полученных материалов, непросто. Эти вопросы на тот момент  практически не рассматривались в специальной педагогической литературе. Сейчас ведутся поиски и активно развиваются современные образовательные технологии исследовательского обучения (Поддъяков А.Н., Леонтович А.В., Шумакова Н.Б., Обухов А.С. и др.).  

С введением ФГОС НОО необходимо в проектно-исследовательскую деятельность включать каждого ребёнка.

-Почему же возникла  необходимость формирования проектно-исследовательской культуры  младших школьников и что представляет собой учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося и учителя?

Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В свою очередь, исследовательское поведение делает младших школьников творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.  Поэтому и назрела необходимость в новых стандартах образования, включающая в себя компетентностный подход в обучении с его ключевыми  компетенциями -  информационной,  коммуникативной, кооперативной и проблемной.

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей, находится  в области познавательных интересов ребёнка и  зоне ближайшего развития.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у  обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации  (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представлению результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

     Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника включает в себя следующие элементы:

мыследеятельностные - выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

презентационные - построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

коммуникативные – умение слушать и понимать других, выражать свои мысли, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

поисковые - находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

информационные - структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

В основе исследовательской  и проектной деятельности лежат:

- развитие познавательных умений и навыков учащихся;

- умение ориентироваться в информационном пространстве;

- умение самостоятельно конструировать свои знания;

- умение интегрировать знания из различных областей наук;

- умение критически мыслить.

Но при этом, на мой взгляд, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:   цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.д.  Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). 

Направляя исследовательскую деятельность своих учащихся, я стараюсь на доступном возрастном уровне понимания познакомить их с этапами работы, которые способствуют реализации данных задач.

№ этапа

Название

Цель

1этап

Актуализация проблемы

выявить проблему и определить направление будущего исследования.

2 этап

Определение сферы исследования

сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти

3 этап

Выбор темы исследования.

обозначить границы исследования

4 этап

Выработка гипотезы

разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи

5 этап

Выявление и систематизация подходов к решению.

выбрать методы исследования

6 этап

Определение последовательности проведения

исследование

7 этап

Сбор и обработка информации

зафиксировать полученные знания

8 этап

Анализ и обобщение полученных материалов

структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы

9 этап

Подготовка отчета

дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования

10 этап

Доклад

защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы

11 этап

Итоги

Обсуждение итогов завершенной работы

В эту схему, я бы добавила пункт – работа с родителями, с целью приобщения их к данной деятельности ребёнка и создания ситуации успеха для него.

Заинтересованность родителей  - важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности учеников при работе над проектом

На первоначальном этапе было проведено анкетирование родителей с целью определения значимости развития исследовательского поведения и готовности родителей к сотрудничеству. В 1 классе  только 50% родителей разделяли мнение о развитии проектно-исследовательских способностей учащихся и выступали «за апробацию занятий  исследовательской деятельностью»,  32% родителей – придерживались мнения «мне всё равно»,  18% родителей– отстранились от анкетирования. Фактор успешности детей, после проведённой и представленной работы (мастер-класс на родительском собрании),  привёл к изменению отношений родителей к нововведению, что можно представить в  виде диаграммы.

 (диагностика заинтересованности родителей)

Многим учителям мысль о том, что ребёнок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но все страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми. Так же как и я,  впервые приступая к исследовательской деятельности с детьми, учителя задают себе вопрос, с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения. (Нет ленивых детей, есть ленивые родители и учителя)

Педагог – это организатор исследовательской  деятельности,  который выступает в роли руководителя, консультанта, помощника, внимательного наблюдателя.

 Я рекомендую оборудовать стенд в классе, где следует разместить материалы, помогающие осуществить учебное исследование: это может быть примерная тематика исследований, различные памятки: "Как составить план?", "Как провести анкетирование?", "Как провести наблюдение?" и др. Правильно организованная подготовка должна превратиться в интересную игру. Мною разработана памятка «Начинающему исследователю». 

  • Выбери тему исследования.
  • Подумай, на какие вопросы ты хотел бы найти ответы.
  • Продумай варианты своих ответов.
  • Реши, где ты будешь искать ответы.
  • Поработай с источниками информации, найди ответы.
  • Сделай выводы.
  • Оформи результаты своей работы.
  • Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования

Памятка

Методический паспорт проекта:

  • По содержанию  
  • По форме организации
  • По срокам выполнения
  • По результатам выполнения
  • Проект  составлен  в рамках темы:
  •  Учебник
  • Авторы учебника:
  • УМК
  • Проблема: 
  • Гипотеза:
  • Цель проекта: 
  • Задачи  проекта:
  • Объект  исследования:    
  • Предмет  исследования:    
  • План  выполнения  проекта  и  ход  исследования  
  • Результаты  проекта
  •  Вывод 

Формы представления результатов проектов:

  • папки – раскладки,
  • книжки-раскладушки;
  • тематические стенды;
  • макеты;
  • компьютерные презентации;
  • сценарии праздников, викторин и т.д.

(У детей с 1 класса сформирована папка-консультант по работе с исследовательскими проектами)

(демонстрация  проекта «Литературный проект посвящённый 100-летию, со дня рождения С.В.Михалкова»)1группа -  исслед. жизнь и творчество С.В. Михалкова+Р.К., 2 группа – театрализация, 3 гр. - сценическое представление)

Поскольку  проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта, то доля  самостоятельной  работы  ребёнка  над  проектом должна  последовательно увеличиваться  от 1  класса  к  4.

 Одним  из  достоинств УМК «Гармония» (работаю 3 год) как  раз  и является  то, что он  предусматривает  поэтапное  вхождение  школьников  в  данный  вид  деятельности.  В содержании каждого предмета представлены возможные варианты проектных работ. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира. Авторами выпущены тетради для самостоятельных работ, которые можно использовать как на уроке, так и при домашней подготовке к урокам.

В 1 и 2-м классах школьники учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира Учатся находить внешние отличительные признаки предметов и явлений, выделять среди них существенные и по ним объединять предметы в группы. Развивается их интуитивное, ассоциативное, эмоциально-образное мышление, речь, произвольное внимание, наблюдательность, эстетические чувства, умения оценивать поступки человека с позиций добра и зла. ((демонстрация проектов обучающихся, их анализ)

3 класс –  составление  письменного  образца  проекта; выявление  логическое  единства между  темой, целями, задачами, результатом проекта и его продуктом.

4  класс – это целостная  самостоятельная работа  ребёнка  над  проектом, его  оформление  и  защита, т. е. получение  конечного  результата, безусловно, под       руководством учителя.

Организация  исследовательской  деятельности младших школьников

во внеурочное время.

Ежегодное проведение научно-практической конференции младших школьников «Почему?» в нашей школе стало традицией. В этом году она пройдёт уже 6 раз в декабре  в рамках Недели науки. Школьная конференция является важным этапом  в организации исследовательской деятельности учащихся. Именно здесь пригодится весь опыт, накопленный ранее на уроках. Юные исследователи представят свои проектные и исследовательские работы. Разработан оценочный лист.  Подготовка проектов проходит на кружках во внеурочное время («Юный  эрудит», «Риторика»)

Могу сделать вывод о том, что в ходе целенаправленной систематической работы мои ученики овладевают основными организационными, интеллектуальными, оценочными, коммуникативными умениями. А развитие общеучебных умений, - путь к функционально грамотной личности. Подтверждением моего мнения являются многочисленные дипломы, грамоты и сертификаты, полученные за представление исследовательских работ на конференциях разного уровня. Победителями и призёрами стали Кудряшов Камиль («Почему саламандра в огне не горит , в воде не тонет» ,«Загадки осени»),Пригодин Артём («Зачем слону хобот?»,), Прошкин Денис («Плавающий доктор»), Щебуняев Даниил («Почему лису назвали хитрой плутовкой?»), Тоцкий Ростислав («Сказка про домики»)

Вся проектно-исследовательская работа детей отражается в Портфолио.

 Делая  общий  вывод,  можно  отметить, что  проектная  и  исследовательская  деятельность младших школьников способствует повышению  уровня  предметных, личностных  и  метапредметных  результатов   развития  каждого  ребёнка, позволяет наиболее успешно реализовать важнейшие задачи образования в начальной школе, способствует формированию информационной, коммуникативной, социальной компетенций. Каждый ученик становится исследователем, в результате чего открывает для себя новые знания, учится анализировать и сравнивать. Об этом свидетельствует мониторинг освоения проектно-исследовательской деятельностью за 2 учебных года.

Проекты детей находят практическое применение в урочной и внеурочной деятельности. (Окружающий мир. Тема «Осень в природе» - ЦОР «Загадки осени»)

Проектная и исследовательская деятельность несёт в себе большой развивающий потенциал и позволяет  реализовать 2 важных  принципа в  образовании -

  • принцип  непрерывного  развития   каждого  ребёнка
  • принцип прочности  знаний


Оценка уровня освоения проектно-исследовательской деятельности

 младших школьников

 

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Понимание проблемы

Правильно понимает проблему и выбирает пути ее решения. Формулирует тему

Понимает проблему, но затрудняется в формулировке темы

Не понимает проблему и не предлагает варианты путей ее решения. Тему не формулирует

Постановка цели проекта или исследования

Правильно и четко сформулирована цель, которая удерживается на протяжении всего проекта

Правильно сформулирована цель, но не удерживается на протяжении всего проекта

Цель не сформулирована или сформулирована неправильно

Формулировка задач, необходимых для достижения цели

Все задачи сформулированы, так, что цель будет достигнута

 Задачи сформулированы, так, что цель будет достигнута, но названы не все задачи

Задачи отсутствуют или сформулированы, но не соответствуют цели

Определение продукта проекта

Продукт проекта выбран или предложен оригинальный в соответствии с целью проекта

Продукт проекта выбран в соответствии с целью

Не определен продукт проекта или продукт не соответствует цели

Разработка плана достижения цели

Предложен план действий, который действительно поможет достичь цели

Предложен план действий, для достижения цели, но допущены ошибки

Отсутствует план действий

Работа с информацией

Перечислена информация, которую необходимо найти для выполнения данного проекта

Перечислена не вся информация, которую необходимо найти для выполнения данного проекта

Не определено, какая информация понадобится для реализации проекта

Презентация проделанной работы

Логически излагает проделанную работу, представляет ее результаты. Аргументированно отвечает на вопросы

Излагает проделанную работу, отвечает на вопросы

Не может логически рассказать о проделанной работе, затрудняется в ответах на вопросы

Самоанализ

и самооценка проделанной работы

Адекватно оценена проделанная работа, и оценка объективно обоснована.

Адекватно оценена проделанная работа, но оценка не обоснована

Отсутствует оценка и ее обоснование

Оценка уровня освоения проектно - исследовательской деятельности

 младших школьников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

 В  современной педагогике используются  два очень близких по содержанию понятия– «проектное обучение» и «исследовательское обучение».В образовательном обиходе они часто со...

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

В презентации представлен опыт работы по проектной и исследовательской деятельности учителя с детьми по пяти напрвлениям внеурочной деятельности...

«Организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников в контексте ФГОС»

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на...

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики

Актуальность темы. Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчив...

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

Материалы помогут учителю в организации проектной и исследовательской деятельности школьников...

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

ФГОС большое внимание уделяет именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавате...

Выступление "Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников"

В данной работе представлены этапы работы над проектом во время урока...