Система работы по формированию экологического воспитания младших школьников
методическая разработка по окружающему миру по теме

Титова Галина Петровна

Представлен опыт работы по зкологическому воспитанию на уроках и внеклассной деятельности в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Игоревская средняя общеобразовательная школа»

Холм-Жирковского района Смоленской области

Система работы

по теме:

" Формирование экологического воспитания младших школьников на уроках и во внеклассных занятиях"

Титовой Галины Петровны

учителя начальных классов

Мною выбрана тема  работы: " Формирование экологического воспитания младших школьников на уроках и во внеклассных занятиях"

Актуальность: 

     В современном сложном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире, проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают самые основы цивилизации и во многом переопределяют возможности выживания человечества, и если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Этим и обусловлена актуальность выбранной мной темы исследования. Ведь просто необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность всего общества. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения, которые  складываются в твёрдые стереотипы, изменить которые уже трудно. И я считаю, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. Ученики, получившие определённые экологические представления, будут бережнее относиться к природе, что в будущем может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

Экологическое образование и воспитание, которые, формируют экологическое сознание человека, осуществляется в нашей стране в системе государственных и общественных форм, охватывая все группы населения. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании.

Формирование основ экологической культуры младших школьников требует разработки системы экологического воспитания. Эта система включает  определённое содержание, методы и формы работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

Решение этой проблемы возможно только при наличии экологического сознания у взрослых, готовности как дошкольных так и школьных педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную работу, чем я и занимаюсь на уроках: окружающего мира, литературного чтения, математики, русского языка, технологи, музыки, а также на занятиях творческого объединения «Экология младших школьников». Ведь природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения, природа—могучий древний источник познания и воспитания человечества.

Экологическая проблема как одна из глобальных проблем

современности.

     Рассматривая экологические проблемы нельзя не обратиться к глобальным проблемам современности. Сегодня большинство людей получает большой поток информации об этих проблемах. Первые научные статьи, посвящённые глобальным проблемам, как совершенно новому явлению, стали периодически появляться у нас в различных журналах с начала 70-х годов. Сейчас для того, чтобы эффективно решать глобальные проблемы требуется разделение знаний, специализация и проведение исследований в рамках отдельных наук. На сегодня критерии глобальности не имеют достаточной разработки. В широком понимании к глобальным проблемам относятся все противоречия современного мира. Проблемы не только всей планеты, но и проблемы отдельных государств и проблемы наших предков. В узком смысле слова к глобальным проблемам относятся 2-3 главные, наиболее важные для настоящего и будущего человечества. Это—опасность термоядерной войны, рост численности населения и экологический кризиса. Следовательно, экологические проблемы относятся к числу глобальных проблем, требующих немедленного решения.

     Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле. Основное противоречие эпохи,  породившее эти проблемы, состоит в том, что человек всё больше преодолевает непосредственную зависимость от стихии природных сил и одновременно укрепляет свои связи с природой, так как всё больший круг веществ и энергии вовлекается в жизненность общества. Проявляется это в ускоренном темпе преобразования среды жизни и медленном темпе естественной эволюции.

     Современную экологическую ситуацию многие учёные характеризуют как «экологический кризис», «кризис» природной среды. Человечество и каждый человек должен осознать кризисную ситуацию и выдвинуть идеи, позволяющие сохранить жизнь на планете. Необходимо предпринимать меры по защите окружающей среды ради сохранения всего живого на планете. В природе дойти до роковой черты и в последний момент повернуть назад невозможно. Мы ещё не успеем дойти до края, а обратного пути уже не будет! Процесс разрушения биосферы станет необратимым, примет лавиноопасный характер… Четверть века, а может быть и меньше—вот сколько нам осталось на то, чтобы одуматься, затормозить на краю пропасти.

Как яблоко на блюде,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Всё вычерпать до дна.

Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Мы общей жизни зёрна, одной судьбы родня.

Нам пировать позорно в счёт будущего дня.

Поймите это люди, как собственный приказ,

Не то Земли не будет и каждого из нас.

                                                                                              М. Дудин.

    Американские биологи провели оценку состояния основных природных систем Земли по 100-бальной шкале качества, в которой начальная точка (100 баллов)—нормальное состояние, а конечная (0 баллов)—катастрофическое. Ими были получены следующие результаты: по почвам—80 баллов; по воде—40; по воздуху городов—35.

Водные системы.

Во всём мире отмечено истощение подземных вод, осушение верховых болот, гибель многих рек из-за уничтожения лесных массивов. Так же серьёзна проблема загрязнения подземных и поверхностных вод. В районах Сибири реки загрязняются из-за нефтепроводов. Ухудшилось качество воды в Волге, Днепре, Доне и других реках. Через несколько лет при таком отношении вода окажется непригодной для питья и поливов. Загрязняются озёра и моря. В Каспии загрязнение превышает норму в 10 раз, в Балтийском море в 5 раз.

Леса.

Нарастает  уничтожение лесов в последние десятилетия. К настоящему времени половина тропических лесов уже уничтожена. До конца века они могут исчезнуть полностью. В Европе и Северной Америке происходит гибель  лесов из-за заболачивания. Причина—загрязнение атмосферы, вод и почв. У нас в стране усыхает более 600 тысяч кв. га. леса. Промышленность выбрасывает  в атмосферу миллионы тонн двуокиси серы и окислов азота. В результате при соприкосновении с парами воды образуются кислотные дожди и туманы (последние более опасны). Они уничтожают всё живое в водоёмах, приводят к усыханию лесов, оказывают вредное воздействие на людей, животных, растительность. Наш лес значительно пострадал и от планов по лесозаготовке. В центральной России уничтожены хвойные леса, в западных регионах  исчерпан резерв промышленных лесов. Гибель вызывает координальные изменения климата, воздушного и водного режима, состояния почв.

Почвы.

Состояние почвенного покрова Земли также вызывает серьёзную тревогу. Если политика обработки почв не изменится то к концу столетия мы потеряем1/3 имеющихся сегодня земель. В нашей стране 22% всех почв подвержены эрозии.

Во многих странах нарушаются нормы выпаса скота, уничтожаются леса в водоохранительной зоне и лесозащитные полосы. Это приводит к эрозии почв.

Здоровье человека и среда обитания.

Быстрый рост населения Земли, урбанизация, увеличивающаяся миграция населения происходит в условиях всё большего загрязнения биосферы Земли. В результате возникает сложная проблема сохранения здоровья населения. Среда обитания людей сильно изменилась в худшую сторону. Во всём мире за год выбрасывается:

-более 30 млрд.куб.м. неочищенных вод;

-250 млн. тонн пыли;

-200 млн. тонн окиси углерода;

-150 млн. тонн двуокиси серы;

-53 млн. тонн окислов азота;

-70 млн. тонн неочищенных ядовитых газов.[1]

Значительная доля химикатов попадает в организм человека. Возможности приспособляемости организма к окружающей среде не беспредельны. В мире появляются новые болезни, известные болезни приобретают новый, неизвестный характер. Возрастает количество хронических заболеваний, что служит накоплению нарушений в генофонде человечества. Растёт зависимость человека от медицинской помощи.

В чём же причина сложившейся бедственной экологической ситуации? Первопричина заключается в том, что общество исчерпало резервы, на которых оно строилось. Но всё же оно продолжает давить на природные системы. И это приводит к необратимым последствиям, ставит перед лицом гибели цивилизации.

Какие же пути решения данных экологических проблем существуют?

«Цивилизация должна перейти на интенсивный путь развития». Интенсификация –это ускорение преимущественно качественной формы социального прогресса, это особый тип взаимодействия общества с природой. Людям необходим возврат к природе, для сохранения окружающей среды через систему новых технологий.

Для решения экологической проблемы необходимо: - изучение экологических закономерностей и их учёт в активно-преобразовательной деятельности;

-рациональное, экономное использование природных богатств;

-забота о восстановлении и возобновлении функционирования нарушенных производственной деятельностью экосистем;

-выработка и усвоение новы принципов и норм нравственного отношения человека, общества к природным объектам, к природе в целом.  [2]

Общество не выживет без экологического сознания. Это сознание должно  проникнуть  во все области науки, техники и производства и изменить их так, чтобы они способствовали выживанию человечества, а не его гибели. Сущность  экологического сознания является отражением реально-практических отношений общества. Обществу необходимо знать экологические нормы, правила поведения, иметь высокий уровень экологической культуры. «Экологическая культура—это совокупность определённых качественных уровней общественных материально-технических отношений людей к природе и друг к другу по поводу природы». [3]

Процесс формирования экологической культуры рассматривается как единство трёх проблем: 1. широкое разъяснение гибельных последствий загрязнения среды обитания; 2. приобретение экологического подхода к организации экономики и другим сферам жизни и деятельности общества; 3. формирование экологического сознания.

Безумное отношение человека к природе в быту (на отдыхе, при потреблении «даров природы») ничуть не менее разрушительно и губительно, нежели целенаправленное производственное воздействие. Как правило, человек, которому с детских лет не привито нравственное отношение к природе, став субъектом производства, окажется глух к запоздалым усилиям привить ему нормы профессионально-экологической морали.

Отсюда можно сделать вывод: без обновления научно-технической, инвестиционной, производственной сферы, без переориентации духовной жизни невозможно обновление сложившихся экологических отношений, оздоровление обстановки на нашей планете в целом.  

Система работы по формированию экологического воспитания.

Работая по данной теме, я поставила перед собой следующую цель:  составить систему работы по формированию экологического воспитания младших школьников на уроках и внеклассных занятиях.

Для реализации данной цели выделила следующие задачи:

  1. Рассмотреть экологическую проблему, как глобальную проблему человечества
  2. Выяснить, какой природоведческий материал способствует экологическому воспитанию
  3. Рассмотреть вклад  отечественных и зарубежных педагогов в развитие проблемы экологического воспитания
  4. систематизировать и расширить представления детей о предметах и явлениях природы
  5. формировать бережное отношение и навыки правильного поведения в природной и социальной среде.
  6. Ознакомить с экологической обстановкой нашего края.
  7. Научить оценивать состояние окружающей среды
  8. Воспитывать экологическую и духовно-нравственную культуру, чувство патриотизма у детей, а также потребности  в общественно-полезной деятельности по охране природы
  9. Пропагандировать среди взрослых и сверстников нормы экологического поведения

Мною использовались следующие методы  исследования:

1.практическая деятельность (опыты, экскурсии, наблюдения, создание проектов)

2.анкетирование

3.изучение передового педагогического опыта

4. изучение литературы, СМИ

Свою работу я основывала на принципах экологического образования:

  1. Усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу в соответствии с её законами.
  2. Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека.
  3. Овладение определёнными прикладными знаниями и практическими умениями изучения и оценки состояния природы, принятия правильных решений по её охране и улучшению, способность предвидеть последствия своих действий и не допускать негативных воздействий на природу во всех видах деятельности.
  4. Развитие потребности общения с природой, восприятие её благотворного влияния в соответствии с моральными ценностями общества.
  5. Сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение ей вреда или ущерба, загрязнение или разрушение природной среды.
  6. Активизация деятельности по улучшению окружающей природной среды, участие в пропаганде современных идей охраны природы.

В результате работы я формирую у детей три вида умений:

  1. Вид—соблюдение культуры личного поведения в природе.
  2. Вид—направлен на предотвращение негативных последствий в природном окружении в результате поступков других людей.
  3. Вид— связан с выполнением посильных трудовых операций по ликвидации уже возникших негативных явлений.

В основе умений лежит правильно сформированное причинное мышление. Оно выражает активность познания, способствует уяснению экологических закономерностей и приводит учащихся  к убеждению в необходимости охраны природы, пониманию взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни.

Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:

- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);

- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в "зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу, разработка маршрута экологической тропы);

- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);

- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет);

- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).

     Вся деятельность детей носит развивающий характер. На занятиях дети выполняют практические работы, занимаются моделированием и сами показывают опыты, а также учатся читать диаграммы. Проводятся обобщающие уроки. В курсе формирования экологического воспитания предусмотрены экскурсии в лес, на водоём, на местные предприятия. Дети сами делают и демонстрируют знаки о правильном поведении в природе. Мною проводятся индивидуальные творческие занятия по темам: «Цепи питания», «Развитие растений из семени», «Изготовление гербариев» и д.р. Вся моя работа с детьми позволяет воспитывать любовь к окружающей среде, к животным и растениям, учит охранять свой родной «дом», свою Родину.

   Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности.

     Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем.

     На первых этапах формирования экологического воспитания я использую методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя опыт наблюдений детей и их природоохранительной деятельности, я в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений  стараюсь вызвать эмоциональную реакцию учащихся, сформировать у детей личное отношение к проблеме.

     На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на  выявление противоречий  во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и пути её решения. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

     На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы я обращаюсь к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учётом факторов глобального, регионального, локального уровней.

Познавательная деятельность стимулирует моделирование  экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.)

     Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры, которые я строю с учётом специфических целей предмета. Стремясь вызвать у детей эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, мною используются пример и поощрение.

Технологию опыта можно представить через алгоритм поэтапного формирования экологического воспитания у школьников:

Подготовительный этап.

  1. Определяются цели, обязательный минимум содержания экологического образования;
  2. Выбрана программа преподавания окружающего мира. (А.А. Плешаков, программа “Зеленый дом”);
  3. Урочные занятия дополняются занятиями творческого объединения.

Этап внедрения технологии.

  1. Разработана система работы по формированию экологической культуры у школьников. Основными видами урочных и кружковых занятий являются: учебные занятия, игры, занятия с использованием видеоматериалов, экскурсии (в природу, виртуальные) и др.;
  2. Создаются условия для вовлечения детей в совместную деятельность, путем применения разнообразных форм познавательной деятельности: фронтальной, групповой, коллективной, индивидуальной.

Этап совершенствования.

  1. Организация системной работы;
  2. Содержательное расширение практической деятельности. Презентация результатов на уроках, кружковых занятиях, экологических мероприятиях;
  3.  Сотрудничество с Игоревским заводом ДСП;
  4. Участие в экологических конкурсах различного уровня.

Мониторинг эффективности технологии.

Проведение мониторинга:

  1. Сформированности у учеников системы знаний;
  2. Осознанного ценностного отношения школьников к природе;
  3. Самоанализ.

Формы сохранения результатов учебной деятельности и практических работ учащихся.

Для сохранения результатов учебной и практической деятельности учащихся используются:

  1. Презентации (цифровые или в виде распечатанных материалов);
  2. Творческие работы (графические, живописные, литературные) в форме накопительных папок;
  3. В форме стенгазет, выполненных ребятами.

Из опыта работы по экологическому воспитанию младших школьников на уроках окружающего мира

Как известно, воспитание в широком смысле слова – это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. На уроках решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому урок даёт больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме.

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, стараюсь формировать у детей экологическое сознание, экологическую культуру. Ведь если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения станут убеждениями этого человека.

На уроках, на доступном учащимся уровне, рассматриваю связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Всё это способствует развитию мировоззрения, логического мышления, памяти, воображения, речи.

В курсе изучения материала я выделяю три уровня изучения природы.

Первый уровень: мы изучаем объекты природы в их отдельности, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого изучение последующих уровней будет затруднительно, но им нельзя ограничиваться.

Второй уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. Например, изучается, чем питаются различные животные, строятся цепи питания. На практических занятиях учащиеся сами моделируют и составляют цепи питания. Они находят взаимосвязь между растениями и животными. Делают выводы о том, что даже «вредный» организм для человека является необходимым звеном цепи питания.

Третий уровень: рассматриваются уже  не просто предметы природы, а процессы. На предыдущих уровнях изучались предметы, а на этом изменения, которые с ними происходят. Это и сезонные изменения природы, в основе которых лежит действие природных факторов, изменения вызванные действием человека.

Получая определённую систему знаний на уроках окружающего мира, дети усваивают нормы и правила экологического поведения в природе, таким образом, формируется ответственное отношение к природе. Ведь, как известно, сложились определённые правила вежливости, которые мы справедливо считаем необходимыми: спасибо, пожалуйста, разрешите и тому подобное. Поэтому я привожу детей к выводу, что каждый должен знать элементарные правила, запреты. Но тут встаёт вопрос: хороши ли эти правила, если они носят в основном запрещающий характер. Ответ на этот вопрос с моей точки зрения состоит из двух пунктов.

  1. Определённые экологические запреты абсолютно необходимы. Сомневаться в этом – значит делать, пусть и не осознанную, но уступку потребительскому отношению к природе, от которого ничего, кроме беды быть не может.
  2. «Обрушивать» эти запреты на ребёнка «сверху» нельзя. Нужна целенаправленная, кропотливая работа, сориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были осознанны, прочувствованы, а многие открыты детьми самостоятельно, чтобы стали их собственными убеждениями, а основные правила перешли бы в простую и естественную привычку, подобно привычке говорить «спасибо» или мыть руки перед едой.

Хочу привести некоторые правила изученные детьми моего класса. Объяснения, которым дети старались давать сами.

  1. Не ломай ветви деревьев и кустарников. (Это живое существо, а ветви и листья нужны ему для жизни. Бараненков Сергей).
  2. Не повреждай кору деревьев. (Через ранку вытекает сок, могут попасть микробы, дерево заболеет и погибнет. Козюкова Таня).
  3. Не рви в лесу, на лугов цветов. (Если мы будем рвать цветы, то они скоро исчезнут. А насекомым нечем будет питаться, значит и на растениях не появятся плоды и семена. Семёнов Сергей).
  4. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых  в нашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. (Чтобы если мы заболеем можно было найти это растение. Оробец  Никита).
  5. Не сбивай грибов, даже ядовитых. (Грибы – это санитары леса. И их грибницы питают корни деревьев. Фомина Маша).
  6. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков. (Пауки – это часть природы. Они уничтожают комаров, мух, которые вредят человеку. Двойнишникова Юля).
  7. Не убивай насекомых. (Они опыляют растения. Они служат кормом другим животным. Кондратенко Марина).
  8. Не убивай змей, даже ядовитых. (Из яда можно сделать лекарство. Петрова Арина).
  9. Не разоряй птичьи гнёзда.
  10. Не лови диких животных и не уноси их домой. (Они привыкли жить в лесу и в неволе погибнут. Это не домашние животные. Титов Валера).
  11. Не шуми в лесу. (Можно испугать животных или птиц. Мальцева Настя).
  12. Не оставляй в лесу, на лугу, у реки мусор. (В природе становится сразу некрасиво. От него гибнут растения и животные. Семёнов Сергей).

Это неполный список тех правил, которые мы изучаем с детьми, также дети выполняли творческую работу «Запрещающие знаки». Где каждый ребёнок нарисовал запрещающий знак к тому или иному правилу, после чего у нас прошла выставка по работам детей, которую с интересом рассматривали не только учащиеся школы, но и родители. Ведь усвоив эти правила, ребята не будут наносить вред природе.

Важным условием экологического воспитания я выделяю воспитание в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учётом преемственности, постепенного усложнения от 1 к 4 классу. А также активно вовлекая младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц и тому подобное. Большинство экологической работы приходится на экскурсии и занятиях в творческом объединении «Экология младших школьников» (См. Приложение)

Экскурсии в природу; непосредственные наблюдения за её явлениями; упражнения в ориентировании на местности способствуют формированию знаний экологической культуры школьников.

На экскурсиях я провожу и наблюдения за погодой. При наличии у детей метеорологических знаний и опыта организуя небольшие игры-задачи; например такие: «Ты огородник». Поверхность твоего огорода неровная, чётко различаются северный и южный склоны. На каком склоне ты посеешь огурцы, а на каком морковь и лук? Где весной быстрее стает снег и почему?

Как только земля освободится от снега, совершаю первую весеннюю прогулку на луг. Предлагаю детям поискать первую травку. С большим интересом знакомятся дети с первым цветком весны: мать-и-мачехой, рассматривают сам цветок, листья появляются позже. Дети слушают рассказ В.Берестова «Мать-и-мачеха».  Осторожно срезав лист и приложив его к щеке одной, а затем другой стороной, дети убеждаются в достоверности сказанных слов. Я сообщаю детям о том, что мать-мачеха лекарственное растение и люди с древних времён использовали его как средство от кашля. Мы с детьми также поводили сбор этого лекарственного растения. Во время экскурсии, прогулок разрешаю детям побегать, поиграть, полюбоваться лугом. Но и при этом напоминаю, что нельзя без надобности рвать цветы и траву, ловить жуков и бабочек.

До экскурсии на луг мы читаем тематическую и художественную литературу. По рассказу М. Пришвина «Золотой луг» отвечаем на вопрос: почему луг назван золотым? Я рассказываю, что одуванчик – лекарственное растение, а молодые листья пригодны для салата. Здесь же мы вспоминаем  стихотворение  Е. Сергеевой «Одуванчик». Одновременно на занятиях провожу дидактическую игру «Одуванчик». Узнаю у детей чем похожи  и чем отличаются одуванчик и мать-и-мачеха.

Во время целевой экскурсии на луг знакомлю и с другими лекарственными растениями: подорожником, ромашкой, тысячелистником. Все эти экскурсии строятся эмоционально, в виде живой непосредственной беседы, с элементами поисковой познавательной деятельности.

Наблюдая за цветущими весной растениями, знакомлю и с опылителями, в том числе со шмелями. Знакомя детей со шмелями, отмечаю, что их нужно беречь всегда, но в особенности весной, когда летают только самочки, которые зимой спали, а с наступлением тепла начинают собирать нектар необходимый для поддержания сил во время устройства гнезда, откладки яиц, кормления вылупившихся из яиц личинок. Шмели приносят огромную пользу опыляя многие растения, которые не могут опылять другие насекомые. Рассказываю о том, что у шмелей есть враг – полевая мышь, которая разоряет гнёзда шмелей находящиеся в земле. При знакомстве с другими насекомыми с другими насекомыми я останавливаюсь на самых привлекательных, первых кто бросается в глаза при посещении луга, это бабочки. Вспоминаем изученный материал на творческом объединении о развитии бабочки. Выделяем такие бабочки как лимонницу, белянку, медведицу. Отмечаем то, что все бабочки нужны, хотя бы как украшение природы. На лугу мы также проводим наблюдение и за божьей коровкой. Эти маленькие проворные жучки, спасают сады, поля от тлей.

Показывая взаимосвязь всех живых существ, населяющих луг, знакомлю детей с птицами, в частности, с жаворонком. Так как эта птица приносит большую пользу, уничтожая вредных насекомых и семена сорняков. Разъясняю детям, что выпаливание сухой травы весной, очень вредит этим птичкам.

Таким образом мы видим, что на примере биоценоза луга прослеживаются цепи питания, взаимодействие компонентов природы, а также возникает необходимость охраны окружающей нас среды[4].

С интересом ребята идут на экскурсию к реке. Они сами могут выявить источники загрязнения реки. Чтобы заинтересовать их подобной работой я предварительно провожу беседу, примерная тема которой «Загрязнение – враг живого». В беседе стараюсь подчеркнуть необходимость борьбы с загрязнением, показать значение охраны малых рек, рассказать о конкретных примерах очистки рек и водоёмов в нашей стране. Мы даже сочиняем вместе с детьми частушки на негативные стороны загрязнения рек. Например:

«В наших реках – всё что надо:

И кастрюли, и помада

Холодильник и буфет

Только рыбы больше нет!»

Но не следует останавливаться только на негативной стороне. На предприятиях нашего посёлка есть и очистные сооружения, которые оказывают положительное действие на природу.

Также мы с учащимися занимаемся сборами поражённых насекомыми-вредителями листьев, древесины, садовых культур. Здесь даже при самых минимальных знаниях энтомологии можно показать сложную цепь зависимостей, объяснить в доступной и обязательно увлекательной для них форме связь: климат – погода – вредитель – наш труд – урожай. В этой цепи я показываю детям большую роль наших помощников – птиц. Например: всем известно презрительное отношение к воробью. А верно ли это? Воробей – один из лучших помощников в парке, саде, на поле, в огороде. Далеко не каждый школьник знает, что в период выращивания птенцов, взрослые воробьи приносят своим птенцам за день не менее 400-500 всевозможных насекомых  гусениц. А ведь у воробья бывает не один выводок за лето.

Также на экскурсиях я говорю о пользе всего живого, формируя бережное отношение к природе, чтобы каждый ученик запомнил важное правило: «Убивать живое нельзя – это недостойно настоящего человека, а вот стремиться помочь нашим «меньшим» братьям надо».

Во время экскурсий я часто провожу игры-викторины по охране природы. (См. Приложение)

Когда плохая погода и нельзя идти на экскурсию, а также во внеурочное время, я с детьми читаю стихи, рассказы, сочиняем сказки о животных и растениях, смотрим тематические фильмы и презентации. Также устраиваем конкурсы рисунков и плакатов на экологическую тему.

Из опыта работы по  воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка

Общение с природой побуждает поэтическое отношение к ней. Дети делают очень тонкие и точные описания времён года, отдельных явлений. Они начинают больше читать, лучше запоминают стихи о природе. На уроках литературного чтения больше интересуются произведениями таких писателей как: Б. Заходер, В. Бианки, К. Паустовский, Н.И. Сладков, К.И. Чуковский, М. Пришвин. Я полагаю, что именно эти авторы помогают ребятам объяснить экологические и биологические понятия. Так сказка Б. Заходера «Отшельник и Роза» помогает объяснить понятие «симбиоз». «Кит и кот» - даёт представление о разнообразии сред обитания и приспособленности к ним. В сказке «Серая звёздочка» говорится о необходимости охраны всех животных не зависимо от их привлекательности для человека. В младшем возрасте, легко воспринимаются детьми объекты природы на равных, ребята наделяют их чувствами, мышлениями, желаниями. Это очень важно с точки зрения эмоционального отношения к природе, умения ей сочувствовать, сопереживать. Так во время занятий я предлагаю детям представить, что они превратились в деревья, животных, птиц, капли воды и т.д., и прошу рассказать, как они чувствуют себя в том или иной ситуации, о чём могли бы попросить людей. Очень эффективно написании писем животным. Дети переписываются с животными по определённым правилам, воспринимая их равными себе, умеющими чувствовать. Ребёнок, написавший слова «Дорогой Ёжик!» или «Дорогой Червяк!», начинает более бережно относиться к миру животных. Во втором классе мои ученики пишут письма от имени животных и птиц, которые жалуются на жизнь в период трудного для них времени года – зимы. Некоторые из учеников сочиняют свои стихи. Так Сергей Семёнов написал стихотворение о воробье, которого он спас от холода.

«Как то утром рано слишком

Увидал я воробьишку.

Он нахохлившись лежал

Еле жив и чуть дышал.

Я согрел его в ладонях

И принёс к себе домой.

Посадил на подоконник,

Накормил его водой.

На другой день я заметил,

Что воробышек здоров.

«Чик-чирик» он мне ответил

И не нужно докторов!»

Объясняя детям тот или иной материал я в качестве иллюстраций привожу фрагменты некоторых сказок. Например, в сказках Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» и А.Н. Толстого «Золотой ключик» можно найти описание водных растений и среду их обитания. В сказке «Дюймовочка» раскрываются особенности внешнего вида и поведения крота, как подземного жителя (приспособленность к обитанию в почве).

Я полагаю, что большое значение для детей имеет и анализ сказок, с точки зрения различных героев («фантастический анализ»). Этот приём, предлагаемый Дж. Родари, хорошо зарекомендовал себя при изучении литературы, но может применяться и для экологического воспитания. Он даёт возможность ученику активизировать в процессе работы свои  знания по многим предметам. При обсуждении с детьми сказки о трёх поросятах, точка зрения ребят младшего возраста совпадает с точкой зрения автора. Ребята радуются победой над волком. Но попробуйте предложить ученикам третьего класса оценить сюжет с точки зрения волка, который по-своему (особенно с экологических позиций) тоже может быть прав. Я конечно понимаю, что смысл сказки в том, что дружба побеждает силу и коварство и что «фантастический анализ» условен. Волк – хищник, и вполне естественно, что он охотится за поросятами, выполняя свою функцию в пищевой цепи. Естественно также, что поросята пытаются противостоять этому. Однако Ниф-Ниф  и Нуф-Нуф имеют больше шансов быть съеденными волком, как слабые, ленивые к самозащите. По законам природы должен выжить сильнейший и успешный Наф-Наф – который трудится и умеет себя защищать. Волк не смог выполнить обязанности хищника, да к тому же пострадал от ожогов и стал инвалидом. Если в лесу, кроме трёх мальчиков-кабанчиков есть и другие поросята, а хищников кроме волка, нет. Может нарушиться экологическое равновесие: кабаны начнут быстро размножаться, поедая всё вокруг, что создаст угрозу заболевания леса. «Сказочные» вопросы тоже у меня присутствуют на уроках и внеклассных занятиях. Этот приём я используя в играх КВН и для закрепления материала. Приведу примеры таких вопросов. В известной сказке Алёнушка не разрешила Иванушке пить воду из лужи. По какой причине вода в ней могла быть опасной? Опишите условия обитания и приспособляемость к ним живых организмов в молочной реке с кисельными берегами. Назовите сказку, в которой описывается уничтожение, по прихоти девушки, уникального растения. («Аленький цветочек»). Конечно же нужно оговориться, что оправдание этого приёма как и ряда других юмор и условность.

В.А. Сухомлинский не представлял «обучение в школе не только без слушания, но и без создания сказки». Сказка по его словам – это радость мышления: создавая сказку, ребёнок утверждает свою способность к творческому мышлению. Создавая собственные экологические сказки, дети упражняют свою способность к экологическому мышлению, уясняют для себя природные взаимосвязи и связи человека с окружающей средой. Придумывая сказки. Дети часто выбирают в качестве персонажей экзотических животных, обитающих в далёких странах. Однако героями могут быть обычные, повседневно окружающие нас объекты. Сочинение сказок о живущем на соседнем дереве скворце или берёзе, растущей за окном, об обычной луже или одуванчике может изменить  отношение ребёнка к окружающему миру, побудить посмотреть на него новым взглядом. Поможет почувствовать взаимосвязь человека с окружающей средой.

Экологическое воспитание на уроках окружающего мира и литературного чтения переплетаются. В сказке Мамина-Сибиряка «Серая шейка» писатель подкупает своего читателя исключительной любовью к природе. Природа в этой сказке не имеет ничего общего с традиционными фольклорным пейзажем. Мамин-Сибиряк рисует полнокровную жизнь реальной природы с определёнными приметами места, времени, событий. Автор передаёт различное состояние природы в связи с изменением времени года. Птицы и звери в сказке наделены трудолюбием неиссякаемой жизненной силой в борьбе за существование. В скудной, однообразной на первый взгляд осенний и зимний природе раскрывается её напряжённая внутренняя жизнь. Вся история Серой-Шейки – это пример самоотверженного противостояния её враждебным силам: «Борьба шла не на жизнь, а на смерть». Драматизм обстоятельств усиливается ещё и потому, что не только лиса, но и вся не живая природа (речка, ночные морозы) враждебны к ней. Формирование интереса к изображению природы в литературном произведении обогащает маленького читателя не только эстетически. Чуткость ко всему живому, сочувствие, сострадание к неразумным, беззащитным слабым существам проявляется тем сильнее, чем ярче читательские образы. Мои ребята пишут небольшие сочинения по этим произведениям. Замечательная работа Бараненкова Сергея по произведению К. Паустовского «Заячьи лапы».

 

Из опыта работы по  воспитанию младших школьников на уроках истории и математики

На уроках истории в третьем классе при изучении летописей я знакомлю детей с записями, свидетельствующими о богатой природе и великом изобилии диких животных, обитающих в дремучих лесах Киевской Руси. В первом русском письменном законодательстве «Русской правде» имеются, строги статьи о сохранении животных.

Рассказываю и о том, что в период собирательства человек выступал только потребителем органического вещества, образующегося в экосистеме; «по мере развития производственных сил воздействие человека на природу усугублялось»[5]. Ещё в тринадцатом веке во Владимиро-Волынкском княжестве для сохранения ценных животных был создан самый древний государственный заповедник – Беловежская Пуща.

Акцентирую внимание детей на том, что в настоящее время наиболее активно воздействует на природу промышленность, транспорт, сельское хозяйство, рекреация, приводя к изменению окружающей среды, так как мощность средств воздействия на природную среду удваивается через 12-15 лет. Сжигается огромное количество органических веществ, скопившихся в недрах планеты за миллионы лет. Похолодание климата, начинается сменяться потеплением. Дети готовят доклады по темам. Приходят к выводу, что радиоактивное облучение представляет генетическую опасность для природы и конечно для самого человека.

Указываю я и на то, что за неразумное использование природных богатств, взимаются штрафы и порой людей привлекают к уголовной ответственности. Так в нашем районе налагаются штрафы за незаконную добычу бобра, введены правила регламентирующие промысел диких птиц – гусей, уток, тетеревов. Привожу сравнение с мероприятиями по сохранению природы и её объектов в «Петровские времена», когда за нарушение законов по охране природы, виновных клеймили железом, били кнутом и даже казнили. Пётр своим государственным умом ввёл много нового и ценного в улучшение состояния природы. Ряд лесов были объявлены заповедными. Обо всём этом мы узнаём из летописей и старинных документов.

На уроках математики я решаю задачи с детьми также на экологическую тематику, где ученики не только выполняют математические вычисления, но и узнают много нового о жизни животных и растений. Так при решении задач на развитие мышления могут быть такие:

  1. «Можжевельник в сутки выделяет 30 кг. ароматических веществ (фитонцидов), убивающих бактерии, а берёза 2 кг. Во сколько раз в сутки выделяет можжевельник больше фитонцидов, чем берёза?»
  2. «Ежегодно на планете исчезают лесные массивы на площади 120 тысяч квадратных км. (записать многозначное число).
  3. «Небольшой хвойный лес, отфильтровывает за год 35 т. пыли, а такой же лиственный за год 70 тонн. Во сколько раз меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес, чем лиственный? Какие деревья лучше сажать в городе?»
  4. «Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1см требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыто в половодье 10 см почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя?»
  5. «Один гектар леса выделяет ежегодно 28 т. кислорода, а вырубаются каждый год 12 млн. гектаров леса. Сколько тонн кислорода недополучает Земля в год?» и т.д.

Из опыта работы по экологическому воспитанию младших школьников на уроках труда и ОБЖ

На уроках труда мы часто выполняем поделки из природного материала. При работе с природным материалом я стараюсь закрепить знания детей, полученные на уроках окружающего мира. Интересные работы выполняют ученики из чешуек, шишек, иголок хвойных деревьев. Дети также выполняют творческие работы из бросового материала: пластмассовые баночки, стаканчики и т.п. Таким образом, ребята узнают, как можно вторично использовать отходы бытового мусора. Ученики изготавливают своих любимых сказочных героев. Некоторые поделки мы используем для кукольных спектаклей и сюжетно-ролевых игр в группе продлённого дня.

Совместно с родителями дети готовят кормушки для птиц из древесины, а на занятиях из картона делают их самостоятельно. Учащиеся используют сделанные кормушки не только на пришкольных участках, в саду, но и у себя дома, на балконе, чтобы их пернатые «друзья» не голодали зимой.

Родители помогают ребятам и в изготовлении скворечников, которые мы вместе с ними развешиваем весной в берёзовой роще около школы.

На уроках ОБЖ при изучении темы: «Огонь друг и враг человека», «Лесная аптека», «Ядовитые растения» ребята закрепляют ранее полученные знания. А выражение «Из одного дерева можно сделать миллионы спичек, а одной спичкой – сжечь миллионы деревьев»,[6]становится связующим звеном между уроками окружающего мира и основами безопасности жизнедеятельности.

Учащиеся составляют гербарии на тему: «Лекарственные растения моего края», где указывают местонахождение данного растения и состояние прилегающей территории.

Большой интерес у детей был вызван темой «Огонь в лесу». Учащиеся выполнили художественные работы на данную тему и составили выставку, лучшие работы были преданы в местное управление лесного хозяйства.

Изучая правила поведения в природе с детьми, я также готовила материал для родителей по темам: «Досуг с ребёнком на природе», «Оздоровление воздуха с помощью растений», данная информация носила познавательный характер.

Из опыта работы по экологическому воспитанию во внеклассной работе и творческом объединении

 «Экология младших школьников»

Особенно сильное эмоциональное воздействие на ребят оказывают внеклассные мероприятия на экологическую тему. К таким мероприятиям я готовлю детей заранее. Мы изучаем дополнительную литературу, сочиняем стихи, рисуем плакаты, разучиваем песни. ВО всей нашей работе отражается любовь детей к природе. Тематика плакатов и рисунков такова: «Куда девать мусор», «Сохраним растения и животных», «Что же с речкой приключилось», «Караул! – в последнее время кричит море…», «Земля – наша кормилица» и др.

Учащиеся очень активно принимают участие в этих мероприятиях. Они с удовольствием рассказывают о том, чем опасно загрязнение воды, воздуха и как они могут помочь в общем деле сохранения природы. Творческие работы детей, выполненные на кружке, были представлены на областном конкурсе, посвящённых проведению Дней защиты от экологической опасности в 2009 году.

Большой интерес у детей вызывают занятия связанные с Красной книгой. Дети составляют доклады о животных и растениях, находящихся на грани исчезновения, а также об уже исчезнувших. Также на занятиях творческого объединения ученики изготавливают дидактический материал с иллюстрациями, который используется и в сюжетно-ролевых играх.

На внеклассных занятиях я учу ребят читать и объяснять схемы «влияния окружающей среды на изменение численности видов животных и растений, а также воздействие человека на окружающую среду». К тому же схемы пригодятся моим ученикам в средней школе при изучении естественнонаучных дисциплин. Также я предлагаю детям готовые, составленные цепи питания, где они должны найти ошибки.

Многие из моих учеников, вместе с родителями, принимают участие в посадке саженцев ёлочек в Игоревском лесхозе. А весной, принимаем активное участие по озеленению пришкольного участка.

На внеклассных мероприятиях я демонстрирую телевизионные передачи о живой природе, тематические презентации, провожу познавательные викторины по увиденному материалу. Подобные мероприятия значительно повышают уровень знаний по экологическому воспитанию детей. Также мы подробно изучаем трагические события прошлого, повлекшие за собой значительные изменения в природе. К ним относится ядерный взрыв произошедший в городах Хиросима и Нагасаки. Мы рассуждаем о том, «к чему может привести невежественное использование могущества цивилизации, в случае атомной войны».[7]А также и о возможной ракетно-ядерной войне, которая может закончиться катастрофой для всего живого на Земле, «локальных» войнах. Как известно, безъядерные зоны – это сегодня настоящие экологические заповедники мира. На «ядерной тропе» у человечества нет будущего. Расчёты показывают, что сокращение военных расходов даже на 20% создаёт условие для решения всех глобальных проблем, в том числе экологических.

Я привожу своих учащихся к выводу: люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь.

Занятия по экологическому воспитанию, особенно в сельской местности – важное средство между глобальными проблемами и повседневной жизнью. А школа при этом, должна стать источником практических решений этой проблемы.[8]

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию младших школьников

Всю свою работу, как по экологическому воспитанию, так и деятельность вообще, я строю на тесном, дружеском контакте с родителями. Основной своего сотрудничества я выделяю индивидуальный подход к каждой семье. Даю определенные рекомендации по тем или иным вопросам, внимательно выслушивая при этом каждого родителя. Для более полноценного сотрудничества мною проводятся следующие мероприятия:

  1. Родительские собрания
  2. Индивидуальные и тематические консультации
  3. Анкетирование
  4. Выставки-передвижки по темам
  5. Совместные походы и экскурсии
  6. Общественно-трудовые мероприятия
  7. Творческие конкурсы, праздники

Для выявления необходимости формирования экологической культуры у детей своего класса, на уроках и на занятиях творческого объединения «Экология младших школьников», мною проводятся различные виды тестов и анкет среди родителей. Таким образом, я наглядно вижу отношение родителей к подобным вопросам. Вот пример одной из анкет.

  1. Как Вы относитесь к тому, что Ваш ребёнок изучает экологию не толь младших школьников»? (Все  родители дали положительный ответ)
  2. Считаете ли Вы, что этот курс играет важную роль в воспитании и образовании Вашего ребёнка? (Все родители ответили – да)
  3. Как Вы думаете, интересен ли этот курс Вашему ребёнку? (Все родители ответили положительно)
  4. Владеете ли Вы достаточной информацией по экологическому воспитанию школьников? (Большая часть родителей ответили, что в недостаточной форме).
  5. Какая информация по экологии более всего интересует Вас и Вашего ребёнка? (Большинство родителей выбрали из предложенных тем следующие: «Загрязнение окружающей среды», «Влияние на организм человека промышленных предприятий», «Какую пищу мы едим?», «Что будет с планетой завтра?».

Данное анкетирование позволяет выяснить, что родители положительно относятся к работе преподавателя по воспитанию экологической культуры школьников, что необходимы дополнительные внеклассные занятия по экологии, что их волнуют и интересуют проблемы экологического воспитания и просвещения. Я же в свою очередь, стараюсь полноценно информировать родителей по данным вопросам. Так как только во взаимной связи с родителями можно добиться значительных успехов в обучении и воспитании детей.

Одним из совместных мероприятием по экологическому воспитанию, была организована поездка в «Смоленский зооэкзотеррариум». Дети и родители наглядно увидели особенности обитания различных животных. Среди которых были животные брошенные людьми, случайно выжившие в результате браконьерства. Ребята с интересом слушали экскурсовода, сами делали фотоснимки и затем вместе с родителями организовали «свою» фотовыставку в школе, подкрепив комментариями экологического характера. Название выставки «Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее от человека».

Родители очень активно участвуют в субботниках по уборке пришкольной территории. Наглядно показывая детям необходимость бережного отношения к окружающей среде.  

Результаты диагностики

Чтобы узнать, как происходит процесс формирования экологического воспитания младших школьников, я использую различные формы и методы диагностики: анкетирование, тестирование, наблюдение, проверочные и практические работы. Я провожу диагностику для выявления интереса учащихся по темам окружающего мира, экологии. Определяю уровень обученности по предметам, способствующих повышению знаний экологического характера, применяя дифференцированный и индивидуальный подходы, тем самым активирую познавательную деятельность учащихся.

Результаты диагностики я показываю на примере детей начальных классов Игоревкой средней школы за 2010-2013 г.г. По их итогам, у всех детей наблюдается значительное улучшение в развитии представлений по вопросам экологического воспитания. У многих детей появился интерес к понятию – экология, при изучении предмета окружающий мир и внеклассных занятий творческого объединения «Экология младших школьников».

У детей также наблюдалось развитие творческих способностей, наблюдательности, умения сравнивать природные объекты.

Формирование экологического воспитания оценивалось мною по следующим критериям:

  1. Высокий уровень: любознательность, умение логически мыслить, самостоятельность в выполнении заданий.
  2. Средний уровень: активен, стремится к выполнению заданий, обращаться за помощью при возникновении затруднений.
  3. Низкий уровень: менее активен, не может выполнить задания без посторонней помощи, кратковременная память, неусидчивость.

Приведённые результаты убедительно доказывают тот факт, что интегрированное, комплексное формирование экологических знаний, совместная работа с родителями, дают положительные результаты по развитию экологического воспитания младших школьников.

Подведя итоги, я считаю, что методы и формы работы, выбранные мною, оказались верными, на что указывают результаты диагностики.

Вывод:

Мой опыт работы над данной темой составляет 10 лет. На всех своих уроках, стараюсь показать учащимся значение экологии, привожу примеры. Так как знания и практические умения, приобретённые учащимися, могут быть использованы ими во всех сферах будущей деятельности. Особенно в таком важном направлении, как осуществление контроля за качеством окружающей среды и создания нормальных условий для существования будущего поколения на Земле. Я стараюсь находить такие методы, формы, приёмы обучения, чтобы развивать познавательные потребности каждого ученика, вызывать интерес к процессу деятельности, увлекая учеников содержанием и способом выполнения работы. Использование активных методов и современных технологий приводит к активности учащихся. Проведение уроков с экологической тематикой, один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, осознание при этом потребности в приобретении знаний. Ребятам экология нравится и многие из них посещают творческое объединение «Экология младших школьников». Где учащиеся повышают уровень знаний по экологической культуре. Учащиеся научились: наблюдать, читать диаграммы, бережно относиться к природе. Мои ребята хорошо учатся дальше по биологии и географии, участвуют в разных конкурсах, олимпиадах и занимают призовые места. Много моих учеников закончили уже школу, но до сих пор с любовью вспоминают годы учёбы в начальной школе.  

Используемая литература

  1. Абдуллаев З. Экологическое отношение и экологическое сознание. // Филосовские науки. – 1991 г. №2
  2. Аквилёва Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М.: «Владос» 2001 г.
  3. Бойко Н.Я., Гагина Т.Н. Природоохранительное просвещение в школе. – Новосибирск, 1989 г.
  4. Грехова Л.И. В союзе с природой. – М.: «Илекса»; 1999 г.
  5. Егоренков Л.И.  Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М.: «Аркти»; 2001 г.
  6. Клепинина З.А. Природа и люди. – Смоленск: 2001 г.
  7. Лось В.А. Человек и природа. – М.: «Политиздат»,1993 г.
  8. Лучич М.В Детям о природе. – М.: 2003 г.
  9. Мамедов Н.М. Проблемы экологии. – М.: «Просвещение», 1996 г.
  10.  Олдан П.Г. Колокол тревоги. – М.: «Политиздат», 1990 г.
  11. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Программа и тематическое планирование для начальной школы. – М.: «Просвещение», 2003 г.


[1]  Мамедов Н.М. «Проблемы экологии»; стр.43

[2] Олдан П.Г. «Колокол тревоги»; стр.74

[3] Абдуллаев З. «Экологическое отношение и экологическое сознание»; стр.186

[4] Лучич М.В. «Детям о природе»; стр.18

[5] Клепинина З.А. «Природа и люди»; стр. 36

[6] Бойко Н.Я., Гагина Т.Н., «Природоохранительное просвещение в школе»; стр. 97

[7] Лось В.А. «Человек и природа»; стр. 24

[8] Аквилёва Г.Н. «Методика преподавания естествознания в начальной школе»; стр.5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию орфографической зоркости младших школьников

Орфографическая зоркость – способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы – одно из важнейших умений, которыми должны овладеть учащиеся начальных классов....

Система работы по формированию читательских умений младших школьников в рамках реализации ФГОС

Опыт работы учителя начальных классов по формированию читательских навыков. Система заданий, упражнений....

Экскурсия- особая форма работы по формированию экологической культуры младших школьников.

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее.Л юбить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть её....

Особенности знаниевого и компетентностного подходов к педагогическому проектированию системы работы учителя по экономическому воспитанию младших школьников

О необходимости экономического образования и воспитания начиная с начальной школы. Варианты заданий экономического характера в разных УМК и во всероссийских проверочных работах. Характеристика и сравн...

Реферат "Система работы по формированию экологической культуры младших школьников"

Систематическая работа с младшими школьниками по экологическому воспитанию способствует формированию экологической и общей культуры учащихся начальных классов; повышению уровня знаний младших школьник...