«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
статья по окружающему миру (2 класс) по теме

1.    Актуальность опыта.
Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопользования. Чтобы эти требования превратились в норму для каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будет воспитание в школьнике чувства бережного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение детьми  определёнными знаниями, но умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности и, в частности, обучения. Однако наблюдения показывают, что дети младшего школьного возраста не всегда умеют вести себя на природе. Они ломают деревья, рвут раннецветущие растения, забирают птенцов домой, относятся потребительски.
Чтобы научить их понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно прививать им эти чувства с самого раннего детства, когда их интерес к окружающему миру велик. Поэтому с 1 класса необходимо пробудить в детях интерес к окружающей природе, к наблюдениям за растениями и животными. Эффективность экологического воспитания при широком использовании различных форм активизации познавательной деятельности детей, как на уроке, так и во внеклассной работе, ведь изучение естественных наук обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы экологического воспитания. Тем более что у выпускника начальной школы должно быть сформировано ответственное отношение к окружающей природной среде, положено начало формированию экологического сознания. Под экологическим сознанием мы понимаем такой набор психологических функций, которые формируют природосообразное поведение, позволяющее личности включить взаимодействие с природой в систему социально-значимых отношений «я и природа - одно целое ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volgogradskaya_gosudarstvennaya_akademiya1.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Волгоградская государственная академия

повышения квалификации  и переподготовки работников образования

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

                                                                 Работу  выполнила: Слепышева

                                                                 Галина Валентиновна, учитель  

                                                                 начальных классов МБОУ СОШ № 3

                                                                 г. Михайловка

                                                                       

Волгоград, 2012год.

Информационно- справочные сведения об опыте.

Тема опыта:  Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности.

Автор опыта: Слепышева Галина Валентиновна, учитель начальных      классов МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 3                         г. Михайловки, Волгоградской области»

Место функционирования опыта : 403343 г. Михайловка, Волгоградской области,  улица Мичурина 26а. т. 2-24-76

Опыт функционирует: с 2009 года.                                

II. Технологические сведения об опыте.

Актуальность опыта.

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопользования. Чтобы эти требования превратились в норму для каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будет воспитание в школьнике чувства бережного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение детьми  определёнными знаниями, но умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности и, в частности, обучения. Однако наблюдения показывают, что дети младшего школьного возраста не всегда умеют вести себя на природе. Они ломают деревья, рвут раннецветущие растения, забирают птенцов домой, относятся потребительски.

Чтобы научить их понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно прививать им эти чувства с самого раннего детства, когда их интерес к окружающему миру велик. Поэтому с 1 класса необходимо пробудить в детях интерес к окружающей природе, к наблюдениям за растениями и животными. Эффективность экологического воспитания при широком использовании различных форм активизации познавательной деятельности детей, как на уроке, так и во внеклассной работе, ведь изучение естественных наук обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы экологического воспитания. Тем более что у выпускника начальной школы должно быть сформировано ответственное отношение к окружающей природной среде, положено начало формированию экологического сознания.

2. Задачи, решаемые в опыте:

- разработать и описать технологию работы по формированию экологической культуры младших школьников в рамках учебных предметов начальной школы и внеурочной  деятельности;

разработать серию уроков русского языка и математики с экологической направленностью,

способствовать формированию положительной мотивации младших школьников к овладению экологическими знаниями и умениями;

    В данном опыте решены следующие проблемы:

-разработана система работы по формированию экологической культуры в рамках

различных предметов начальной школы;

основы экологической культуры младших школьников формируются на положительном опыте с учётом психофизических особенностей детей данного возраста;

3.        Педагогические средства, представленные в опыте:

- Интеграция уроков окружающего мира;

- Система упражнений, связанных с экологией  на разных уроках: на русском языке; математические задания экологического направления; на уроках литературного чтения;

4.        Технология опыта.

Интеграция уроков окружающего мира.

Школьное экологическое образование призвано решать одну из важнейших задач – заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения – экологическим. В рамках этой задачи необходимо ознакомить учащихся с конституцией и их правами, с тем, чтобы дети были готовы принять участия в защите окружающей среды. Учащиеся должны понять, что многообразие живых организмов и ландшафта необходимо для сохранения естественных ресурсов не только для сегодняшнего поколения, но и для будущего; что вопрос защиты окружающей среды – международная проблема и необходимы ответственные действия отдельных лиц и общества в целом, чтобы сохранить природу. Основной подход при решении этих задач – интеграция окружающего мира и экологии в начальной школе.

Но говорить об экологических связях и проблемах невозможно, если ученик не понимает, что каждое животное занимает свою нишу и по-своему приспособилось к жизни в определённых условиях. Поэтому в процессе  учебной деятельности предо мной стояла задача – обеспечить  определённый уровень экологических знаний, получаемых учащимися на уроках окружающего мира. Интеграция- основной принцип построения уроков.

Мною накоплено большое количество материала, с помощью которого на уроках окружающего мира актуализируется экологическая проблема  

 Такие интегрированные уроки дают конкретный результат в обучении:

- повышают уровень знаний по предмету, что проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;

- увеличивается познавательный интерес школьников, что проявляется в желании активной и вспомогательной работы на уроке и во внеурочное время;

При разработки программы экологического образования на основе интегрированных уроков по окружающему миру пришлось решить такой вопрос: как совместить работу по формированию правильного эколого-окружающего мышления, которое базируется на системе знаний по биологии, химии, географии и т д. В процессе подобной эколого-окружающей работы происходит духовное обогащение детей посредством общения с природой; раскрываются личностные качества ребёнка, его внутренний мир, отношение к одноклассникам. Эта работа также даёт богатый материал для размышлений над проблемами «учитель – ученик», «взрослый человек – ребёнок». Наблюдения за межличностными отношениями в природной среде создают благотворную почву для познания каждого ребёнка.

Система упражнений, связанных с экологией  на разных уроках в начальной школе.

Межпредметный подход в экологическом образовании побуждает к поиску методов и форм обучения, требующих взаимодействия содержания различных учебных предметов. Хорошие результаты в экологическом образовании и воспитании младших школьников на межпредметной основе были получены в процессе использования в практике обучения таких приёмов и методов, как межпредметные задания и задачи, текстовые задачи по математике, выявление связей и пищевых цепей в природе, составление схем этих связей, беседы с элементами прогнозирования, решение проблемных задач и т. д.

 Межпредметными могут быть задачи и задания, которые требуют подключения знаний из различных предметов, или те, которые составлены на материале одного предмета, но используются с определённой познавательной целью в преподавании другого предмета.

На уроках математики используются задания, содержащие экологическую информацию.

Решить пример и определить, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим « пылесосом»:

15х8-(48+49)=?

Берёза – 28

Сосна – 17

Тополь – 23

Выясняем, почему тополь является лучшим « пылесосом», какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов на улицах города.

Или экологические задачи, используемые во время устного счета.

«Внимание! Экологическая задача. Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик нашего класса сорвал 5 штук? А если бы не 5, а 10 штук?

Какой вывод из этого можно сделать?

Если я сорву цветок,

 Если ты сорвёшь цветок,

Если все - и я, и ты,

Если мы сорвём цветы –

Опустеют все поляны –

                       И не будет красоты.

В результате бесед на уроках математики дети  приходят к выводу о том, что в природе существует тесная взаимосвязь между сезонными изменениями в неживой природе, в жизни растений и животных, взаимосвязь живой и неживой природы.

  Таким образом, задача математических задач экологического направления – способствовать целенаправленному восприятию ребёнком  окружающего мира и нравственному воспитанию младшего школьника.

        Физкультурные минутки.

- Встаньте, поглядите  вверх. Высоко вверху шумят листочками деревья (верхний ярус). Потрясите  ладошками. А теперь присядьте  и станьте средним ярусом - кустиками. Встаньте, опустите  голову вниз и внимательно посмотрите себе под ноги.   Мы   идём   по   нижнему  ярусу  -  траве,   где  прячутся  грибы  и  ягоды.

Посмотрите влево, прямо, прямо, вправо. А вон по полянке скачет зайчик. Поскачем  и мы вместе с ним. Зайка убегает от лисы, путает следы. Вот он прыгнул влево, назад, вправо, вперёд, делает петлю, бежит назад по своему следу и - прыг в кусты, притаился, сидит тихо-тихо. Садитесь, и мы продолжаем  урок.

        Минутки релаксации.

-Закройте глаза. Представьте, что вы не человек, а дерево. Ваши руки-ветви греют солнечные лучи, омывает тёплый ласковый дождик. Нежный ветерок просушил ваши молоденькие листочки. Но пришёл злой человек и сломал веточку. А вот чьи-то добрые руки забинтовали веточку. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу и самому себе. Пусть на вашем пути встречаются только добрые люди. Дарите добро всему, что вас окружает. Берегите себя, свою Землю и все. Что на ней живёт и растёт.

  Уроки русского языка служат благодатной почвой для формирования ответственного отношения учащихся к природе, так как они обеспечивают сочетание эмоционального и интеллектуального начал. Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе урока. Откуда пришла книга? Кто придумал чудо из чудес? Жизнь книги берёт начало в лесу. От дерева до книги длинный путь. Люди срубили деревья, отвезли на фабрику. Рабочие распилили их. Сварили бумажное тесто. Потом массу раскатали в тонкие полосы и свернули в рулоны. Готовую бумагу отправляют на книжную фабрику.

Там есть наборный, печатный и переплётный цеха. Отсюда книга идёт в библиотеку, магазин, а потом к читателю.

 Организация словарной работы может проходить в форме рассказа о том  или ином представителе природы; установить природные связи между объектами, обозначенными словарными словами.(медведь, ворона, растение, воробей, жёлудь и т.д.) На этапе развития речи, учащиеся могут выполнять задания экологического содержания, например, объяснить значение пословиц (Лес и вода – брат и сестра. Много леса – береги, мало леса – посади. Много снега – много хлеба.) Написать сочинение на определённую экологическую тему « От зерна до каравая», описать картину природы.

Все эти задания помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, о мерах её охраны, развивают у учащегося способность воспринимать красоту природы, радоваться и удивляться в процессе общения с природой и передавать эти впечатления с помощью слова, то есть формируют экологическую культуру.

  Большими возможностями для осуществления экологического образования

обладают уроки чтения и учебники по чтению. В этих учебниках  содержится большое количество произведений писателей – натуралистов Е.Чарушина, В.Пришвина, И.Соколова-Микитова, В.Бианки и других. Эти произведения позволяют формировать у учащихся знания об объектах природы, их разнообразии, о связях между ними. Учитель может использовать на уроке не только готовый материал учебника, но и акцентировать внимание детей на экологических понятиях, предлагая им устанавливать зависимость явлений  в природе, определять мотивы охраны, делать выводы, опираясь на текст учебника, то есть использовать экологический материал. Так постепенно с помощью художественных текстов учитель ведёт детей к усвоению понятия о равновесии в природе, о нарушении его человеком и последствиях этого нарушения. Через беседы о возможности правильного, экологически грамотного взаимодействия с природой у детей формируется экологическое  мировоззрение, бережного отношения к природе, которое затем переносится на социальную среду, общество, на близких людей и своё здоровье.

Экологические экскурсии.

Наиболее интересной и доступной формой работы по экологическому воспитанию являются экологические экскурсии или экскурсии в природу.  Довольно частое посещение природных объектов позволяет младшим                                      школьникам визуально, без предварительных разъяснений  со стороны учителя,         зарегистрировать те нежелательные преобразования, которые происходят в результате загрязнения. Ученики понимают, что наиболее сильно на окружающую среду влияют три вида загрязнения, связанные с добычей и переработкой сырья, производством пищи и развитием транспорта. Накопление загрязнений, обусловленное промышленной, транспортной и сельскохозяйственной деятельностью человека, усиливается в связи с ростом численности городского населения (урбанизацией), которые сопровождаются  разрастанием территорий  пригородных свалок. Все названные причины приводят естественные компоненты среды к  деградации и разрушению.

  Сведения об экологическом неблагополучии в крае должны доводиться до сведения школьников и особенно учащихся, занимающихся туристско-краеведческой работой и экологическими экскурсиями. Таким образом, определились образовательные и воспитательные задачи, которые сводятся к следующему:

- углубление и расширение эколого-краеведческих знаний;

- привитие навыков исследовательской работы;

- развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в ходе экологической деятельности;

- формирование  чувства бережного отношения к природе родного края.

- воспитание активной жизненной позиции в природоохранной работе.

  В стандарте начального общего образования по окружающему миру записано, что учащиеся к окончанию начальной школы должны понимать связи живой природы, называть явления природы, особенности времён года. Кроме того, они должны уметь наблюдать природу, сравнивать свойства наблюдаемых объектов; узнавать в природе основные формы поверхности, водоёмы, полезные ископаемые, узнавать и сравнивать растения, грибы, животных ближайшего окружения, природные сообщества родного края. Исходя из данных требований, особое внимание - я уделяла приобретению учащимися различных специальных навыков и умений: наблюдать природу, фиксировать и обрабатывать наблюдения, самостоятельно изучать, объяснять и предсказывать явление живой и неживой природы, ориентироваться на местности, читать план местности, карту.

  Никакой урок в стенах кабинета не может заменить живого общения с природой. Непосредственное восприятие природного окружения развивает у младших школьников интерес к его изучению, воспитывает любовь к родному краю. Во время экскурсий учащиеся любуются красотами природы, прислушиваются к её звукам, видят разнообразие природного окружения, узнают много интересного и поучительного о законах природы.

5. Результативность опыта.

В данном опыте решены следующие задачи:

- определены основные задачи экологического воспитания с учетом требований ГОСТа и регионального компонента;

- спланирована система работы по данному вопросу с младшими школьниками по годам обучения;

- апробирована система интегрированных уроков по окружающему миру, формирующих экологическое сознание;

- разработана серия уроков русского языка и математики с экологической направленностью.

- сняты максимальные трудности в проведении экскурсий, путём разработки специальных упражнений, заданий;

-отработаны методы, приемы и упражнения, которые повысили качество и интенсивность работы в процессе экскурсий;

- систематическое ежедневное воспитание чувства хозяина к природе, ценностное восприятие среды, желание сохранить и  приумножить природные богатства родного края.

III. Эффективность функционирования опыта.

Условия функционирования опыта.

Опыт функционирует в МБОУ СОШ № 3. В классе 20 учащихся. Учатся в 1 смену. Специального отбора при поступлении не проходили. В классе обучаются дети с разных микрорайонов. Проводилось собеседование с родителями, с будущими первоклассниками у психолога с целью выявления психологической готовности ребёнка к школе. В кабинете имеется все необходимые учебные пособия для работы учителя и учащихся. Подобрана научно-методическая литература по данной проблеме, задания с повышенным уровнем.

2.        Рекомендации последователям опыта.

Огромное значение при организации работы играет эмоциональный настрой. Каждое занятие должно быть ярким, запоминающимся. Важно создать атмосферу творческую - поощрять инициативу и выдумку ребят, доверять им самостоятельные наблюдения. Создавать ситуации, когда требуется взаимопомощь.

Перед детьми надо ставить достижимые цели, ясно и коротко сформулированные. В конце каждого занятия обсуждать с детьми результаты проведенной работы, достигнуты ли цели.

3.        Научно-практическое обоснование опыта.

В данном опыте использовались идеи следующих учёных:

В.А. Сухомлинский. Воспитание человека через переживание радости от встречи с природой, собственной деятельностью, направленной на улучшение окружающей действительности.

К.А. Абульханова-Славская. Диалоговое общение.

А. Плешаков  Ознакомление с окружающим миром.

М. Моро. Математика.2класс

И.Белавина, Н.Найдёнская «Планета – наш дом» – методика проведения занятий по основам экологии для младших школьников. Москва.1995 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этическая беседа – одно из средств нравственного воспитания младших школьников.

В статье раскрывается роль этической беседы в начальной школе. Автором дается подробная разработка классного часа в форме этической беседы, которую можно реализовать в воспитательной работе с учащимис...

Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания

Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе....