Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода.
статья на тему

Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа имени адмирала П. С. Нахимова

г. Вязьмы Смоленской области

Выступление на ШМО начальных классов

Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода

Учитель начальных классов

Шемякина Ж.И.

2016- 2017 учебный  год

 «Если вы хотите воспитать – организуйте           деятельность»   

   А.С. Макаренко                             

В стандарте ФГОС уделяется большое внимание вопросам организации воспитательного процесса в школе и системности в его реализации. Системообразующие направления воспитания (гражданское, патриотическое, нравственное, экологическое и др.) должны «пронизывать» учебный процесс, выходя во внеурочную и внешкольную деятельность и создавая тем самым воспитательное пространство, в котором гармонично развивается личность ребенка.

Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.

       Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит  совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с учащимися. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Мои методы работы с классом строятся на основании нескольких основополагающих принципов, таких, как системно-деятельностный подход, сотрудничество, открытость и системность. В основе всего этого лежит взаимное уважение, которое строится на основе возрастных особенностей каждого участника воспитательного процесса, при этом я обязательно выделяю у каждого ученика его личную «зону успеха».
             При организации  воспитания и социализации школьника системно - деятельностный подход имеет свои особенности.

       Первая заключена в том, что воспитание как деятельность принципиально не может быть сведено к какому-то одному виду. Оно должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др.

      Вторая особенность в том, что на ребенка оказывают мощное воспитательное и социализирующее влияние (не всегда позитивное) СМИ, Интернет, телевидение, иные источники информации, молодежные сообщества и др.  Уже в младшем школьном возрасте растущий человек тем или иным образом включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности. В  содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принципы деятельностного подхода.

Принцип субъектности воспитания

Все занятия с детьми помимо уроков строятся так, чтобы личность духовно развивалась, а в творческие дела,  всегда вовлечен весь класс. Организую всевозможные праздники и конкурсы, викторины и интересные проекты. Во всем этом дети принимают самое активное участие.  Ребята выполняют различные роли в зависимости от своих способностей и наклонностей. В конце меорприятия или соревновательного дня делаю  фотогалерею, дети с удовольствием вспоминают яркие моменты, пережитые ранее. В таких условиях формируется единый, полноценный коллектив.

Прежде всего, стараюсь создавать благоприятные условия для каждого ученика, чтобы он мог гармонично развиваться как личность. Поощряю познавательный интерес ребенка, чтобы он стремился получить дополнительные знания, расширял свой кругозор и эрудицию. Стремлюсь создавать условия, при которых творческий потенциал каждого ученика может быть раскрыт.

В коллективных творческих делах  участвуют все ученики,  многие родители, выпускники прошлых лет. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю своего участия и ответственности. Главной структурной единицей коллективного творческого дела является класс как первичный коллектив. Но в процессе общей работы происходит взаимодействие возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старшеклассников. В результате коллективные творческие дела становятся для всех желанными, понятными, личностно значимыми.

Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности.

Моя воспитательная работа направлена на поощрение творчества, самореализации в нем любого учащегося. Участие в творческих конкурсах помогает ребёнку проявить себя и получить заслуженную похвалу от одноклассников и взрослых, даже если не получилось стать победителем. И поэтому появляется ещё большее желание поучаствовать в тех или иных мероприятиях.

Принцип обогащения, усиления, углубления детского развития.

Провожу классные часы с организацией бесед на темы нравственности, при этом  учитываю актуальные проблемы класса и отдельных учеников, здесь и целевые прогулки, и экскурсионные мероприятия.
Очень важно, чтобы каждый ученик чувствовал сопричастность к проводимому мероприятию, чтобы мог получить опыт, свой собственный, от взаимодействия с социумом. В таких условиях лучше раскрывается потенциал ученика. Именно поэтому любая деятельность класса должны быть содержательной и разнообразной. Дети не любят обтекаемых и пустых занятий, им важно чувствовать результат, и после всего необходимо поощрение. Перед детским коллективом лучше всего ставить увлекательную цель, чтобы она манила их и тянула за собой, подвигая к деятельности.

Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых.

В современном мире дети большую часть времени проводят перед монитором, играют в планшетах и телефонах в разные игры, и живое общение и подвижные игры на улице в явном дефиците. Именно поэтому экскурсии и совместные прогулки вызывают бурную радость. Дети хотят быть полезными для окружающих, и их нужно вовлекать в такие занятия. Хотя бы даже провести уборку класса, где они все вместе и рядом, у них будет интересное общение, и темы для разговоров найдутся. Мы с ребятами с удовольствием побывали на экскурсиях в Хмелите в  «Усадьбе Грибоедовых» и в историко-краеведческом музее. Вместе с нами экскурсии с удовольствием посещают и родители. После этих поездок бывает море впечатлений и позитива.

Принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности.

Деятельность должна быть социально-значимой и общественно-полезной.  

Несмотря на среднее интеллектуальное развитие моего класса, учащиеся с удовольствием участвуют во всех концертных, праздничных и развлекательных программах.

Деятельностный подход предполагает открытие перед ребёнком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства её достижения. Помогать ребёнку, сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Золотые правила деятельностного подхода:

  • Подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса.
  • Веди ребёнка от собственного опыта к общественному.
  • Будь не «над», а «рядом».
  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.
  • Учи анализировать каждый этап работы.
  • Критикуя, стимулируй активность ребёнка.

 Пытаюсь приучать детей  к самоуправлению.  В моём классе дети самостоятельно выполняют свои обязанности,  у каждого своя должность в коллективе: организация дежурства в классе и столовой, игр на перемене и прогулках, помощь учителю в организации праздника и оформлении к нему классной комнаты и др. посильная работа.

Системный подход нацеливает классных руководителей организовывать воспитательный процесс не посредством отдельных и часто разрозненных мероприятий, а путем моделирования и создания гуманистической, целостной, упорядоченной системы воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Деятельностный подход в воспитательной работе группы продленного дня."

доклад поможет построить внеклассные занятия в соответствии с требованиями ФГОС...

Реализация системно-деятельностного подхода через исследовательскую работу на уроках математики в начальной школе

Современное общество через систему образования, где школа является основным звеном, выдвигает всё новые требования к личности. Одним из таких требований является способность мыслить и действовать твор...

Системно-деятельностный подход в воспитательной работе

Выступление на педагогическом совете...

Реализация системно-деятельностного подхода в воспитательном пространстве

При общем осознании необходимости внедрения активных деятельностных форм образования и воспитания, обучение в современной школе построено на основах традиционной классно-урочной системы, которая значи...

Групповая работа как средство реализации системно -деятельностного подхода ( из опыта работы)

Групповая работа как средство системно-деятельностного подхода( из опыта работы)...

Групповая работа как средство реализации системно -деятельностного подхода ( из опыта работы)

Групповая работа как средство реализации системно-деятельностного подхода  (из опыта работы)...