ФГОС НОО. Мастер-класс на тему: Система заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий.
статья по теме

Салихова Раиля Асгатовна

Материал содержит задания для групповой работы учителей в ходе стажировочных мероприятий по опережающему внедрению ФГОС НОО. Выполнение заданий сопровождается с анализом на формирование каких УУД они направлены. В помощь молодым специалистам и педагогам,  начинающим изучение ФГОС..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_fgos_formirovanie_uud.rar613.75 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

Система заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий

К окружному семинару по внедрению ФГОС

Салихова Р.А., учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №6» имени А.И.Гордиенко,

г.Нягань Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Планируемые результаты неразрывно связаны с процессом их формирования. Уровень освоения учебных действий с изучаемым материалом зависит от спектра выполняемых учащимися заданий.

Мы с вами сейчас выполним несколько заданий и рассмотрим, на формирование каких именно УУД они направлены.

Первое задание для групповой работы.

На столах лежат карточки со словами «предмет», «действие предмета», «признак предмета», «кто?», «что?», «какой? какая? какое?», «часть речи», «часть слова» и т.д. Вам нужно составить опорную схему для обобщения по теме «Глагол». Посоветуйтесь в группах и выложите слова в нужном для вас порядке. (2 мин.)

А для проверки работ нужны 3 помощника. Группы по мере готовности дайте сигнал проверяющим. Ваш вердикт. Какой рассказ  по теме получится?

Именно работа в группе формирует (слайды с УУД)

  • коммуникативные универсальные учебные действия (договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, задавать вопросы и т.д.),
  • познавательные универсальные учебные действия (использовать знаково – символические средства, в том числе и модели и схемы для решения поставленной задачи, строить сообщения в устной и письменной форме и т.д.),
  • регулятивные универсальные учебные действия (умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане и т.д.).

Второе задание для групповой работы.

Ситуация: представьте, что в школе можно выбирать и изучать только один учебный предмет. Выберите такой учебный предмет, приготовьте его рекламу.

Ваша задача: склонить аудиторию к выбору именно этого предмета для изучения.

Реклама может быть

а) в разных форматах:

- рекламный ролик,

- листовка в почтовый ящик,

- рекламная статья в газету,

- слоган и т.д.

б) ориентирована на разную аудиторию:

- учащихся,

- родителей,

- учителей.

Подручный материал (бумага, маркеры) на столах, обсудите, распределите обязанности, роли и ждем ваши рекламы! Время – 3 минуты!

Именно работа в группе или в паре  формирует

  • регулятивные универсальные учебные действия (умение принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем или членами своей группы; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане и т.д.);
  • познавательные универсальные учебные действия (использовать знаково – символические средства, в том числе и модели и схемы для решения поставленной задачи, строить сообщения в устной и письменной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей и т.д.);
  • коммуникативные универсальные учебные действия (формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, задавать вопросы и т.д.).

(Это было проектное задание второго тура интеллектуально-личностного марафона «Твои возможности - 2011» для детей, обучающихся по ОС «Школа 2100» )

Время завершения обучения в начальной школе считается временем, когда у школьников происходит переход от обучения  чтению к чтению для обучения. Поэтому для оценки достижения результатов обучения используются новые формы проверки: комплексные проверочные работы на предметной и межпредметной основе, отправной точкой которых являются тексты разного содержания.

 Чтобы было что проверять, мы должны детей научить выполнять такие задания.

Третье  задание.  

Дается любой литературный текст. Например:

В книге ты прочитал интересный рассказ: «В годы Великой Отечественной войны над городом, временно оккупированном фашистами, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Они медленно опускались на землю, и люди узнавали из листовок правду. Три дня фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить там самолет, но безуспешно. Самолета не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом выяснилось, один мальчик, по имени Саша, очень захотел помочь партизанам в борьбе с ненавистными гитлеровцами. Он пришел к ним и предложил свою помощь, рассказал, что он придумал, как можно распространять листовки. Партизаны дали добро! И вот Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы. А она имела высоту 30 метров. Воздух устремляется снизу вверх и уносит с собой листовки».

На базе этого литературного текста составим фрагмент комплексной работы на межпредметной основе из 3-5 заданий, ориентированных на формирование метапредметных результатов.

Мои заготовки.

Задание 1. Определи тему рассказа. Выбери правильный вариант ответа.

В рассказе говорится о том, что

а) люди из листовок узнавали правду,

б) мальчик Саша придумал безопасный способ распространения листовок в оккупированном фашистами городе,

в) фашисты думали, что листовки разбрасывают с самолета,

г) заводская труба имела высоту 30 метров.

(Задание направлено на формирование познавательных УУД: основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь, текстов)).

Задание 2. Твой сосед по парте неуверен, что точно знает значение двух слов из текста (партизан, листовка). Помоги ему развеять сомнения с помощью толкового словаря. Чтобы запомнить, запишите информацию.

(Направлено на  формирование навыков работы с текстом. [Чтение и работа с информацией/ Понимание и преобразование информации]: использовать такие виды чтения, как поисковое; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях).

Задание 3. За сутки воздух уносил 175 листовок. Сколько листовок опускалось на землю за 3 дня? Сколько людей узнавали правду, если в среднем одну листовку читали 10 человек?

(Направлено на формирование регулятивных УУД: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане).

Задание 4. Найди и запиши необходимую информацию, объясняющую причину подъема листовок вверх по заводской трубе. Используй рисунок к тексту, справочники, Интернет.

(Направлено на формирование познавательных УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета).

Задание 5. На оккупированных фашистами территориях устанавливались очень жестокие порядки. Если бы фашисты узнали, кто и как распространяет листовки, они могли расстрелять не только Сашу, но и его родителей, соседей. Представь, что ты встретился с Сашей – Александром Владимировичем накануне Дня Победы. Какой вопрос ты бы ему задал? Запиши.

(Направлено на формирование личностных УУД: основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за общее благополучие).

        Благодарю за слаженную групповую работу. Как много общего оказалось в составленных вами заданиях!  

Я с 1994 года работаю в развивающем обучении, из них 14 лет в системе «Школа 2100». Такие комплексные работы заложены у нас в литературном чтении, в заданиях интеллектуально-личностного марафона «Твои возможности», дистанционных олимпиадах «ЭМУ». Сквозные герои присутствуют и в чтении (заяц Пус в первом классе, второклассник Саша и маленький домовой Афанасий во втором, третьеклассница Настя и ее семья, профессор Николай Рождественский и близнецы – четвероклассники Игорь и Оля), в русском языке – Афанасий,  его дедушка старый домовой Федор, герои детских произведений в курсе математики и т.д. В учебниках заложены механизмы формирования УУД: это и внешняя интрига, и разные точки зрения на любые изучаемые явления, и механизм удержания целостной картины мира (термин именно этой системы), и работа со схемами, со словарями, с Интернетом. Вся наша с вами работа направлена на формирование общеучебных умений и навыков, по – новому универсальных учебных действий. Вся развивающая система работала и работает над формированием компонентов учебной деятельности. Д.Б.Эльконин - В.В.Давыдов говорили о системе взаимосвязанных учебных задач, о том, что «важно научить выпускника учиться». Принцип минимакса в «Школе 2100» это - то же самое, что «выпускник научится», «выпускник может научиться». То есть все это мы делаем, только сейчас оно называется по-новому…

Успехов Вам всем, в какой бы Вы системе не работали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС...

«Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС»

«Методическая разработка учебных заданий,направленных на формирование универсальных учебных действийв соответствии с требованиями ФГОС»Задания для закрепления пройденного и оценки деятельности себя и ...

Конструирование заданий , направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и уроках русского языка во 2-м классе.

Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС НОО - это формирование у учащихся универсальных учебных действий, которое в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных уче...

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС

Согласно приказу Министерства науки и образования РФ№ 373 от 6 октября 2009 г в школах России введен в действие новый образовательный стандарт – ФГОС.  Ориентация ФГОС на реализацию деятель...

Мастер-класс "Знание – сокровищница, но ключ к ней – практика. Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе деятельностного подхода."

1. Представление опыта работы с обоснованием2. Определение основных приёмов3. Имитационная игра с конкретным содержанием предмета4. Моделирование5. Рефлексия...