Рабочая программа курса "Мир звуков и слов" для 1 класса
рабочая программа по логопедии (1 класс)
Рабочая программа по развитию и коррекцииписьменной речи учащихся 1 классов с нарушением чтения и письма, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи, направлена на создание условий для успешногоосвоения учащимися основной образовательной программы начального общегообразования и расчитана на своевременное выявление, предупреждение и устраниение имеющихся у некоторых из детей недостатков письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2021_20221kl.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №248 Кировского района Санкт-Петербурга
«СОГЛАСОВАНА» «ПРИНЯТА»
на заседании предметного решением Педагогического Совета
методического объединения ГБОУ Гимназии №248
протокол №5 Санкт-Петербурга
от 01 июня 2021 года протокол № 6
17 июня 2021 года.
«УТВЕРЖДЕНА»
приказом по ГБОУ Гимназии №248
Санкт-Петебурга
От 17 июня 2021 года № 90-Д
Директор ГБОУ Гимназии №248
Санкт-Петербурга
_______________ Антипичева Н.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Мир звуков и слов»
для 1 класса
на 2021-2022 учебный год
учителя Полозовой И.В.
Санкт-Петербург
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Рабочая программа по развитию и коррекции письменной речи учащихся 1-х классов с нарушениями чтения и письма, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи, направлена на создание условий для успешного освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования и рассчитана на своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из детей недостатков письменной речи.
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Мир звуков и слов» разработана на основании следующих нормативных документов:
- Федерального закона от г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
- Основные общеобразовательные программы начального общего образования.
Разработчиком рабочей программы является учитель ГБОУ Гимназия №248 Полозова И.В.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА
Цель – коррекция дефектов письменной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по родному языку.
В связи с этим огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы своевременного выявления детей с нарушениями речи, установление причин этих нарушений и разработка программы их устранения.
На занятиях данного курса уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств, определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок активной учебной деятельности, произвольной деятельности и общения.
Задачи данной программы:
1. Восполнение пробелов в развитии фонематического и лексико-грамматического строя речи.
2. Коррекция устной и письменной речи обучающихся.
3. Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения и степенью его выраженности.
4. Отслеживание динамики формирования навыков устной и письменной речи.
5. Формирование, развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, учебных умений и навыков.
3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы обучающимися.
Предметные результаты:
- сформированность фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов речевой системы;
- сформированность навыков правильного и грамотного чтения и письма при выполнении разного уровня сложности продуктивных заданий;
- актуализация уже имеющихся речеязыковых знаний, умения их использовать в устном общении, при восприятии и создании письменного текста.
Личностные результаты обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся:
- формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:
- общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;
- важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового;
- важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;
- важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»;
- важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества;
- учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.
Метапредметными результатами обучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Планируемые метапредметные результаты освоения обучающимися коррекционной программы.
Регулятивные УУД:
1. самостоятельно организовывать свое рабочее место;
2. следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности;
3. определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
4. определять план выполнения заданий на уроках;
5. соотносить выполненное задание с образцом;
6. корректировать выполнение задания в дальнейшем;
7. оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология урока, построенная в деятельностном подходе, технология рефлексивного обучения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
1. отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы;
2. сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу;
3. подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план;
4. наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования познавательных УУД служат технология критического мышления и продуктивные задания, требующие целенаправленного использования анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии, умения добывать новые знания.
Коммуникативные УУД:
1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
3. Читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология, технология коммуникативного обучения, личностно - ориентированная технология.
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО КУРСА
На изучение курса «Логопедия» в 1 классе отводится 1 час в неделю.
Курс рассчитан на 33 часа – 33 учебные недели.
Образовательный процесс организован в формах:
- занятия;
- работа в малых группах.
Учебные занятия проводятся с группой учащихся.
В образовательном процессе используются следующие методы и технологии обучения:
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- обучение в сотрудничестве (групповая работа);
- технология проблемного обучения;
- игровые технологии;
- коммуникативные технологии.
Текущий контроль осуществляется с использованием формирующего контроля.
Формирующий контроль осуществляется в формах: опросы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ пп | Разделы | Количество учебных часов |
1. | Формирование представлений о звуках. | 1 ч. |
2. | Знакомство со словом. | 1 ч. |
3. | Слова - предметы. | 1 ч. |
4. | Слова - действия. | 1 ч. |
5. | Слова - признаки. | 1 ч. |
6. | Знакомство с предложением. | 1 ч. |
7. | Работа с предложением. | 1 ч. |
8. | Гласные звуки. Звук и буква А. | 1 ч. |
9. | Звук и буква О. | 1 ч. |
10. | Звук и буква У. | 1 ч. |
11. | Звук и буква Э. | 1 ч. |
12. | Звук и буква Ы. | 1 ч. |
13. | Звук и буква И. | 1 ч. |
14. | Звуки А, О, У, Э, Ы, И. | 1 ч. |
15. | Согласные звуки. | 1 ч. |
16. | Парные звонкие и глухие согласные. | 1 ч. |
17. | Парные Б-П, В-Ф, Г-К. | 1 ч. |
18. | Парные Д-Т, Ж-Ш, З-С. | 1 ч. |
19. | Непарные звонкие согласные. | 1 ч. |
20. | Непарные глухие согласные. | 1 ч. |
21. | Гласные второго ряда. | 1 ч. |
22. | Ь - показатель мягкости. | 1 ч. |
23. | Твердые и мягкие согласные. | 2 ч. |
24. | Ударение в словах. | 2 ч. |
25. | Слог. Деление слов на слоги. | 2 ч. |
26. | Правила переноса слов. | 1 ч. |
27. | Фонематический анализ слов. | 2 ч. |
28. | Итоговое занятие. | 1 ч. |
29. | Итого | 33 ч. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
2. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Барковская Н.Ф. Русский язык. Комплексный тренажёр. 1 класс. – Минск: ООО Кузьма, 2015.
- Голицына Е.Б. Рабочая тетрадь по развитию речи. 1-2 классы. – Москва: Аркти, 2001.
- Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2003.
- Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2003.
- Крутецкая В.А. 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2016.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 30000 учебных примеров и заданий по русскому языку. 1 класс. – Москва: ООО Издательсво АСТ, 2015.
- Ульянова Н.С. Русский язык. Разноуровневые задания. 1 класс. – М.: ВАКО, 2017.
- Чистякова О.В. Исправляем дисграфию. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2016.
- Яворская О.Н. Занимательные занятия логопеда для школьников. – СПб.: КАРО, 2015.
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях. – СПб.: КАРО, 2013.
- Бурина Е.Д. Преодоление нарушений письма у школьников (1-5 классы): Традиционные подходы и нестандартные приёмы. – СПб.: КАРО, 2016.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб: СОЮЗ, 2003.
- Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль: Академия развития, 2002.
- Логинова Е.А. Нарушения письма. – СПб: Детство-Пресс, 2004.
- Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. – Москва: Гном, 2014.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – Москва: АРКТИ, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...