Рабочая программа курса "Мир звуков и слов" для 1 класса
рабочая программа по логопедии (1 класс)

            Рабочая программа по развитию и коррекцииписьменной речи учащихся 1 классов с нарушением чтения и письма, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи, направлена на создание условий для успешногоосвоения учащимися основной образовательной программы начального общегообразования и расчитана на своевременное выявление, предупреждение и устраниение имеющихся у некоторых из детей недостатков письменной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_2021_20221kl.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №248 Кировского района Санкт-Петербурга

«СОГЛАСОВАНА» «ПРИНЯТА»

на заседании предметного решением Педагогического Совета

методического объединения ГБОУ Гимназии №248

протокол №5 Санкт-Петербурга

от 01 июня 2021 года протокол № 6

17 июня 2021 года.

«УТВЕРЖДЕНА»

приказом по ГБОУ Гимназии №248

Санкт-Петебурга

От 17 июня 2021 года № 90-Д

Директор ГБОУ Гимназии №248

Санкт-Петербурга

_______________ Антипичева Н.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Мир звуков и слов»

для 1 класса

на 2021-2022 учебный год

учителя Полозовой И.В.

Санкт-Петербург

2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Рабочая программа по развитию и коррекции письменной речи учащихся 1-х классов с нарушениями чтения и письма, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи, направлена на создание условий для успешного освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования и рассчитана на своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из детей недостатков письменной речи.

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Мир звуков и слов» разработана на основании следующих нормативных документов:

  1. Федерального закона от г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
  4. Основные общеобразовательные программы начального общего образования.

Разработчиком рабочей программы является учитель ГБОУ Гимназия №248 Полозова И.В.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА

Цель – коррекция дефектов письменной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по родному языку.

В связи с этим огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы своевременного выявления детей с нарушениями речи, установление причин этих нарушений и разработка программы их устранения.

На занятиях данного курса уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств, определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок активной учебной деятельности, произвольной деятельности и общения.

Задачи данной программы:

1. Восполнение пробелов в развитии фонематического и лексико-грамматического строя речи.

2. Коррекция устной и письменной речи обучающихся.

3. Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения и степенью его выраженности.

4. Отслеживание динамики формирования навыков устной и письменной речи.

5. Формирование, развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, учебных умений и навыков.

3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы обучающимися.

Предметные результаты:

  • сформированность фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов речевой системы;
  • сформированность навыков правильного и грамотного чтения и письма при выполнении разного уровня сложности продуктивных заданий;
  • актуализация уже имеющихся речеязыковых знаний, умения их использовать в устном общении, при восприятии и создании письменного текста.

Личностные результаты обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся:

  • формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:
  • общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;
  • важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового;
  • важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;
  • важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»;
  • важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества;
  • учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.

Метапредметными результатами обучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Планируемые метапредметные результаты освоения обучающимися коррекционной программы.

Регулятивные УУД:

1. самостоятельно организовывать свое рабочее место;

2. следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности;

3. определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

4. определять план выполнения заданий на уроках;

5. соотносить выполненное задание с образцом;

6. корректировать выполнение задания в дальнейшем;

7. оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология урока, построенная в деятельностном подходе, технология рефлексивного обучения и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

1. отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы;

2. сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

3. подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план;

4. наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования познавательных УУД служат технология критического мышления и продуктивные задания, требующие целенаправленного использования анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии, умения добывать новые знания.

Коммуникативные УУД:

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

3. Читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология, технология коммуникативного обучения, личностно - ориентированная технология.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО КУРСА

На изучение курса «Логопедия» в 1 классе отводится 1 час в неделю.

Курс рассчитан на 33 часа – 33 учебные недели.

Образовательный процесс организован в формах:

- занятия;

- работа в малых группах.

Учебные занятия проводятся с группой учащихся.

В образовательном процессе используются следующие методы и технологии обучения:

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- обучение в сотрудничестве (групповая работа);

- технология проблемного обучения;

- игровые технологии;

- коммуникативные технологии.

Текущий контроль осуществляется с использованием формирующего контроля.

Формирующий контроль осуществляется в формах: опросы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

пп

Разделы

Количество

учебных часов

1.

Формирование представлений о звуках.

1 ч.

2.

Знакомство со словом.

1 ч.

3.

Слова - предметы.

1 ч.

4.

Слова - действия.

1 ч.

5.

Слова - признаки.

1 ч.

6.

Знакомство с предложением.

1 ч.

7.

Работа с предложением.

1 ч.

8.

Гласные звуки. Звук и буква А.

1 ч.

9.

Звук и буква О.

1 ч.

10.

Звук и буква У.

1 ч.

11.

Звук и буква Э.

1 ч.

12.

Звук и буква Ы.

1 ч.

13.

Звук и буква И.

1 ч.

14.

Звуки А, О, У, Э, Ы, И.

1 ч.

15.

Согласные звуки.

1 ч.

16.

Парные звонкие и глухие согласные.

1 ч.

17.

Парные Б-П, В-Ф, Г-К.

1 ч.

18.

Парные Д-Т, Ж-Ш, З-С.

1 ч.

19.

Непарные звонкие согласные.

1 ч.

20.

Непарные глухие согласные.

1 ч.

21.

Гласные второго ряда.

1 ч.

22.

Ь - показатель мягкости.

1 ч.

23.

Твердые и мягкие согласные.

2 ч.

24.

Ударение в словах.

2 ч.

25.

Слог. Деление слов на слоги.

2 ч.

26.

Правила переноса слов.

1 ч.

27.

Фонематический анализ слов.

2 ч.

28.

Итоговое занятие.

1 ч.

29.

Итого

33 ч.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

2. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  • Барковская Н.Ф. Русский язык. Комплексный тренажёр. 1 класс. – Минск: ООО Кузьма, 2015.
  • Голицына Е.Б. Рабочая тетрадь по развитию речи. 1-2 классы. – Москва: Аркти, 2001.
  • Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2003.
  • Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2003.
  • Крутецкая В.А. 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2016.
  • Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 30000 учебных примеров и заданий по русскому языку. 1 класс. – Москва: ООО Издательсво АСТ, 2015.
  • Ульянова Н.С. Русский язык. Разноуровневые задания. 1 класс. – М.: ВАКО, 2017.
  • Чистякова О.В. Исправляем дисграфию. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2016.
  • Яворская О.Н. Занимательные занятия логопеда для школьников. – СПб.: КАРО, 2015.

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  • Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях. – СПб.: КАРО, 2013.
  • Бурина Е.Д. Преодоление нарушений письма у школьников (1-5 классы): Традиционные подходы и нестандартные приёмы. – СПб.: КАРО, 2016.
  • Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб: СОЮЗ, 2003.
  • Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль: Академия развития, 2002.
  • Логинова Е.А. Нарушения письма. – СПб: Детство-Пресс, 2004.
  • Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. – Москва: Гном, 2014.
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – Москва: АРКТИ, 2016.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...