"Использование ИКТ в развитии коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития"
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)

Зайчикова Виктория Алексеевна

XXI век называют веком компьютерных технологий. Это вполне справедливо и для образовательного процесса, где без компьютера не обойтись.

Что же такое информационные технологии? В современной науке существует много различных подходов к определению термина «Информационные технологии». Согласно «Словарю методологических терминов» (авторы Э.Г. Азимов, А.И. Щукин) «информационные технологии» - это система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров.

Педагоги отмечают, что применение ИКТ способствует укреплению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки.

Использование ИКТ позволяет перейти:

- от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;

- от статистической модели знаний к динамической системе умственных действий;

- от ориентировки на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;

- от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции.

Актуальным является вопрос развития коммуникативных навыков у детей с ТМНР для полной их социализации и интеграции в общество.

Информационные технологии не способны избавить ребенка с ТМНР от его особенностей развития и снять все возникшие с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становиться доступны новые знания, умения, формы общения, игры дает ребенку веру в свои силы.  

Формирование и совершенствование коммуникативной компетентности детей с ТМНР складывается из следующих компонентов:

1. Речевая компетенция (формирование таких коммуникативных умений как говорение, аудирование, чтение и письмо);

2. Языковая компетенция (фонетика, лексика, грамматика);

3. Социальнокультурная компетенция (знания о социальнкультурной специфике родной страны);

4. Компенсаторная компетенция умение использовать невербальные средства общения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи информации);

5. Учебно-позновательная компетенция (развитие общих и специальных учебных умений).

Общие задачи педагогической работы по формированию коммуникативных навыков с использованием ИКТ:

1. Обучение адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей;

2. Обучение использованию доступных знаковых систем (говорящие кнопки, планшет с карточками, озвученные жесты, собственная речь) для их реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своем состоянии, выражении просьб;

3. Воспитание элементарных социальных умений в общении: приветствие, прощание, благодарность.

В большинстве случаев дети с ТМНР не владеют речью. В более благоприятных случаях примерно к 5-7 годам возможно говорить о ее зарождении: появлении звукоподражательных или «лепетных» слов.

Для неговорящих детей с ТМНР необходимо создать ситуацию, стимулирующую их к общению, поощрять любую их речь. В том числе и лепетную. У таких детей не нужно требовать называть свою фамилию, имя, отчество родителей. Они должны уметь произносить слово «папа», «мама», указывать на родителей, по произнесённому имени показывать друзей; показывать по просьбе части тела и лица, а так же предметы, находящиеся в комнате.

Дети с нарушением интеллекта, особенно дети с ТМНР, визуалы и им понятнее и интереснее воспринимать информацию, глядя на «картинку». Поэтому активно применяются технологические устройства, которые позволяют преобразовать введенные данные в изображение или озвучить их.  

Среди информационно-коммуникативных технологий можно выделить самые оптимальные при работе с детьми с ТМНР. Такие как:

• Мультимедийный проектор
• Коммуникативные кнопки
• Интерактивная доска
• Планшет
Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:
• Фотографии;
• Видеоролики;
• Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);
• Мультимедийные презентации;
• Детские развивающие компьютерные игры;
•Возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов.

Использование ИКТ при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности. Кроме этого, задания должны удовлетворять возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивать их способности.

Информационно-коммуникационные технологии являются одним из основных ресурсов развития образования в настоящее время, позволяющих обеспечить доступность качественного образования и повысить эффективность управления.  Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.

Коммуникативные электронные устройства с функцией записи речи удобно применять, если правильно подобрать с учетом двигательных, зрительных нарушений ребенка. Они служат дополнительной опорой ребенка при работе с раздаточным материалом, и помогают озвучить ответ на заданный педагогом вопрос.

Планшетный компьютер - это самое любимое техническое средство среди детей. Большая часть детей проявляют интерес к планшету с первого знакомства и первой выбирают карточку с изображением планшета для игры. Не мало интереса и азарта доставляют игры «Найди такой же» - на разные лексические темы: животные, фрукты, овощи и т.д.

Активно в развитии коммуникативных навыков детей с ТМНР используется пособие «Мерсибо». Это приложение в котором собраны дидактические игры на различные темы. Например: узнавание и различение букв и звуков русского языка, составление слова из слогов, последовательность времен года и месяцев, правила вежливости и многие другие.

Интерактивная доска может быть представлена как автономным компьютером с большим сенсорным экраном, так и подключаемым к ноутбуку устройством, объединяющим проектор и сенсорную панель.

Использование интерактивной доски для ребенка

• повышение мотивации к урокам,

• создание благоприятного эмоционального фона для ускорения коррекционного процесса и улучшения его результативности;

• преодолевается речевой негативизм, т.к. формируется мотивация к речевой коммуникации;

• ускоряется процесс автоматизации звуков в речи;

• повышается уровень развития лексико-грамматического строя речи;

• появляются значительные возможности в развитии высших психических функций;

• осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память;

• развиваются такие коммуникативные компетенции как сотрудничество, высказывание своих суждений и т.д.;

• развивается мелкая моторика рук;

• совершенствуется познавательная и творческая активность детей, любознательность, воображение, образное мышление.

В своей  работе я использую различные  методы работы с доской.

1 метод «Работа с маркером».

С помощью него можно вписывать слова, буквы, выделять ключевые слова, картинки. Этот метод широко используется на каждом занятии по исправлению дисграфии школьников.

2 метод «Перемещение».

С помощью данного метода составляются такие задания, которые направлены на развитие мышления, внимания. Основными приемами данного метода являются: классификация объектов, конструирование, выделение ключевых объектов смайликами.

3 метод «Скрытие»

Основными приемами являются закрытие «Отодвинь и узнаешь», затемнение «Шторка», расположение ответов или ключевых слов за пределами слайда «Рояль в кустах», закрашивание «Сотри и узнаешь». С помощью данных приемов создается много игр и заданий, направленных на развитие и обогащение словаря.

4 метод «Гиперссылка», который можно использовать при заданиях такого типа, как «Выбери верное», «Найди лишнее».

 

Требования по использованию видеопродукции и  информационно-коммуникационных технологии в  воспитании.

Педагог должен помнить о ряде требований, игнорирование которых может свести на нет все педагогические усилия.

1. ИКТ должны занимать строго определенное место в воспитательном мероприятии, выступать одной из его органичных частей.

2. ИКТ должны логично укладываться в тему, которую хочет донести педагог до своих слушателей.

3. ИКТ не призваны излагать ту или иную тему целиком, а ограничивается раскрытием в динамике определенных явлений, теоретическая интерпретация которых становится предметом разговора после просмотра/прослушивания/прочтения/поиска.

4. Информация, предназначенная для демонстрации, должна соответствовать уровню знаний ребенка, его общему восприятию картины мира.

5. Отобранная информация, переданная при помощи применения информационно-коммуникационных технологий, должна быть дидактически обработана.

Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, позволяют оптимизировать процесс коррекционной работы, повысить мотивацию школьников к обучению, повышая тем самым эффективность логопедической помощи ребенку.

Подводя итог, можно сказать, что благодаря использованию на уроках компьютерных развивающих игр осуществляется индивидуальный подход к обучению каждого конкретного ученика с ОВЗ, учёт его реальных возможностей и зоны ближайшего развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon zaychikova-viktoriya_compressed.pdf1.76 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях полифункциональной интерактивной среды

Проблема определения путей, методов и средств оказания комплексной психолого- педагогической помощи детям с выраженной умственной отсталостью является чрезвычайно актуальной задачей....

Развитие механизмов творческого восприятия и мышления у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

В презентации представлены творческие механизмы воздействия на восприятие и мышление  у детей с ТМНР.  Восприятие окружающего мира через чувственный опыт; научные исследования в об...

Развитие коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Использование дидактических средств для развития коммуникативной функции у детей с ТМНР ...

Самообразование Тема: Использование дистанционных образовательных технологий в обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития предмету «Окружающий социальный мир»

Повышение профессионального мастерства на основе освоения и внедрения инноваций и использования дистанционных образовательных технологий...

Особенности обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

В статье рассматриваются вопросы обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях школы. Выделяются особенности данной категории детей. Раскрываются цель, задачи и специальные ...

Использование инновационных технологий в коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития. (презентация к выступлению на конференции)

Ребенок, в силу тяжести двигательных, интеллектуальных и сенсорных нарушений, не имеет возможности получать сенсорные стимулы извне. И задачей педагога является создать специальные оптимальные условия...