"Использование ИКТ в развитии коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития"
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)
XXI век называют веком компьютерных технологий. Это вполне справедливо и для образовательного процесса, где без компьютера не обойтись.
Что же такое информационные технологии? В современной науке существует много различных подходов к определению термина «Информационные технологии». Согласно «Словарю методологических терминов» (авторы Э.Г. Азимов, А.И. Щукин) «информационные технологии» - это система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров.
Педагоги отмечают, что применение ИКТ способствует укреплению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки.
Использование ИКТ позволяет перейти:
- от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;
- от статистической модели знаний к динамической системе умственных действий;
- от ориентировки на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
- от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции.
Актуальным является вопрос развития коммуникативных навыков у детей с ТМНР для полной их социализации и интеграции в общество.
Информационные технологии не способны избавить ребенка с ТМНР от его особенностей развития и снять все возникшие с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становиться доступны новые знания, умения, формы общения, игры дает ребенку веру в свои силы.
Формирование и совершенствование коммуникативной компетентности детей с ТМНР складывается из следующих компонентов:
1. Речевая компетенция (формирование таких коммуникативных умений как говорение, аудирование, чтение и письмо);
2. Языковая компетенция (фонетика, лексика, грамматика);
3. Социальнокультурная компетенция (знания о социальнкультурной специфике родной страны);
4. Компенсаторная компетенция умение использовать невербальные средства общения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи информации);
5. Учебно-позновательная компетенция (развитие общих и специальных учебных умений).
Общие задачи педагогической работы по формированию коммуникативных навыков с использованием ИКТ:
1. Обучение адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей;
2. Обучение использованию доступных знаковых систем (говорящие кнопки, планшет с карточками, озвученные жесты, собственная речь) для их реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своем состоянии, выражении просьб;
3. Воспитание элементарных социальных умений в общении: приветствие, прощание, благодарность.
В большинстве случаев дети с ТМНР не владеют речью. В более благоприятных случаях примерно к 5-7 годам возможно говорить о ее зарождении: появлении звукоподражательных или «лепетных» слов.
Для неговорящих детей с ТМНР необходимо создать ситуацию, стимулирующую их к общению, поощрять любую их речь. В том числе и лепетную. У таких детей не нужно требовать называть свою фамилию, имя, отчество родителей. Они должны уметь произносить слово «папа», «мама», указывать на родителей, по произнесённому имени показывать друзей; показывать по просьбе части тела и лица, а так же предметы, находящиеся в комнате.
Дети с нарушением интеллекта, особенно дети с ТМНР, визуалы и им понятнее и интереснее воспринимать информацию, глядя на «картинку». Поэтому активно применяются технологические устройства, которые позволяют преобразовать введенные данные в изображение или озвучить их.
Среди информационно-коммуникативных технологий можно выделить самые оптимальные при работе с детьми с ТМНР. Такие как:
• Мультимедийный проектор
• Коммуникативные кнопки
• Интерактивная доска
• Планшет
Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:
• Фотографии;
• Видеоролики;
• Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);
• Мультимедийные презентации;
• Детские развивающие компьютерные игры;
•Возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов.
Использование ИКТ при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности. Кроме этого, задания должны удовлетворять возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивать их способности.
Информационно-коммуникационные технологии являются одним из основных ресурсов развития образования в настоящее время, позволяющих обеспечить доступность качественного образования и повысить эффективность управления. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.
Коммуникативные электронные устройства с функцией записи речи удобно применять, если правильно подобрать с учетом двигательных, зрительных нарушений ребенка. Они служат дополнительной опорой ребенка при работе с раздаточным материалом, и помогают озвучить ответ на заданный педагогом вопрос.
Планшетный компьютер - это самое любимое техническое средство среди детей. Большая часть детей проявляют интерес к планшету с первого знакомства и первой выбирают карточку с изображением планшета для игры. Не мало интереса и азарта доставляют игры «Найди такой же» - на разные лексические темы: животные, фрукты, овощи и т.д.
Активно в развитии коммуникативных навыков детей с ТМНР используется пособие «Мерсибо». Это приложение в котором собраны дидактические игры на различные темы. Например: узнавание и различение букв и звуков русского языка, составление слова из слогов, последовательность времен года и месяцев, правила вежливости и многие другие.
Интерактивная доска может быть представлена как автономным компьютером с большим сенсорным экраном, так и подключаемым к ноутбуку устройством, объединяющим проектор и сенсорную панель.
Использование интерактивной доски для ребенка
• повышение мотивации к урокам,
• создание благоприятного эмоционального фона для ускорения коррекционного процесса и улучшения его результативности;
• преодолевается речевой негативизм, т.к. формируется мотивация к речевой коммуникации;
• ускоряется процесс автоматизации звуков в речи;
• повышается уровень развития лексико-грамматического строя речи;
• появляются значительные возможности в развитии высших психических функций;
• осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память;
• развиваются такие коммуникативные компетенции как сотрудничество, высказывание своих суждений и т.д.;
• развивается мелкая моторика рук;
• совершенствуется познавательная и творческая активность детей, любознательность, воображение, образное мышление.
В своей работе я использую различные методы работы с доской.
1 метод «Работа с маркером».
С помощью него можно вписывать слова, буквы, выделять ключевые слова, картинки. Этот метод широко используется на каждом занятии по исправлению дисграфии школьников.
2 метод «Перемещение».
С помощью данного метода составляются такие задания, которые направлены на развитие мышления, внимания. Основными приемами данного метода являются: классификация объектов, конструирование, выделение ключевых объектов смайликами.
3 метод «Скрытие»
Основными приемами являются закрытие «Отодвинь и узнаешь», затемнение «Шторка», расположение ответов или ключевых слов за пределами слайда «Рояль в кустах», закрашивание «Сотри и узнаешь». С помощью данных приемов создается много игр и заданий, направленных на развитие и обогащение словаря.
4 метод «Гиперссылка», который можно использовать при заданиях такого типа, как «Выбери верное», «Найди лишнее».
Требования по использованию видеопродукции и информационно-коммуникационных технологии в воспитании.
Педагог должен помнить о ряде требований, игнорирование которых может свести на нет все педагогические усилия.
1. ИКТ должны занимать строго определенное место в воспитательном мероприятии, выступать одной из его органичных частей.
2. ИКТ должны логично укладываться в тему, которую хочет донести педагог до своих слушателей.
3. ИКТ не призваны излагать ту или иную тему целиком, а ограничивается раскрытием в динамике определенных явлений, теоретическая интерпретация которых становится предметом разговора после просмотра/прослушивания/прочтения/поиска.
4. Информация, предназначенная для демонстрации, должна соответствовать уровню знаний ребенка, его общему восприятию картины мира.
5. Отобранная информация, переданная при помощи применения информационно-коммуникационных технологий, должна быть дидактически обработана.
Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, позволяют оптимизировать процесс коррекционной работы, повысить мотивацию школьников к обучению, повышая тем самым эффективность логопедической помощи ребенку.
Подводя итог, можно сказать, что благодаря использованию на уроках компьютерных развивающих игр осуществляется индивидуальный подход к обучению каждого конкретного ученика с ОВЗ, учёт его реальных возможностей и зоны ближайшего развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaychikova-viktoriya_compressed.pdf | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях полифункциональной интерактивной среды
Проблема определения путей, методов и средств оказания комплексной психолого- педагогической помощи детям с выраженной умственной отсталостью является чрезвычайно актуальной задачей....
Развитие механизмов творческого восприятия и мышления у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
В презентации представлены творческие механизмы воздействия на восприятие и мышление у детей с ТМНР. Восприятие окружающего мира через чувственный опыт; научные исследования в об...
Развитие коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Использование дидактических средств для развития коммуникативной функции у детей с ТМНР ...
Самообразование Тема: Использование дистанционных образовательных технологий в обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития предмету «Окружающий социальный мир»
Повышение профессионального мастерства на основе освоения и внедрения инноваций и использования дистанционных образовательных технологий...
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Коррекция деструктивного поведения детей с ТМНР...
Особенности обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
В статье рассматриваются вопросы обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях школы. Выделяются особенности данной категории детей. Раскрываются цель, задачи и специальные ...
Использование инновационных технологий в коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития. (презентация к выступлению на конференции)
Ребенок, в силу тяжести двигательных, интеллектуальных и сенсорных нарушений, не имеет возможности получать сенсорные стимулы извне. И задачей педагога является создать специальные оптимальные условия...