Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»
методическая разработка по чтению

Барышева Наталия Георгиевна

Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение – это слово автора плюс музыка, которую не слышно но можно услышать и картина которую не видно, но можно представить и нарисовать (причем каждый слышит свою музыку и рисует свою картину), а вот слово остается для всех словом. Наша задача научить детей слышать музыку, рисовать картины и понимать смысл прочитанного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx121.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большекабанская средняя общеобразовательная школа»

имени академика В.И.Андреева

Лаишевского  муниципального  района  Республики Татарстан

Педагогический проект:

«Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе.

Работа над художественным произведением в начальных классах»

Барышева Наталия Георгиевна

Учитель начальных классов

2024 год

1. Вступление

- Почему именно художественное произведение используется в предмете литературное чтение?

-Почему по результат PIRLS российские школьники по читательской грамотности показали высокие результаты?

- Почему в нашей стране такое огромное число талантливых и уникальных поэтов и писателей?

Я думаю, потому что художественное слово, русское слово — это наше богатство, традиции, достояние и величие нации. Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение – это слово автора плюс музыка, которую не слышно но можно услышать и картина которую не видно, но можно представить и нарисовать (причем каждый слышит свою музыку и рисует свою картину), а вот слово остается для всех словом. Наша задача научить детей слышать музыку, рисовать картины и понимать смысл прочитанного.

1.1. Современный урок литературного чтения в начальной школе

Предмет «литературное чтение» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника, он формирует функциональную грамотность, общеучебный навык чтения и умения работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

В курсе литературного чтения также развивается информационная компетентность — умение работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебников, находить информацию в словарях, справочниках.

Но прежде всего на уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель владеет техникой чтения и приемами работы с текстом. Понимает прочитанное и прослушанное произведение.

1.2. Понятие читательская грамотность и смысловое чтение

Сегодня в образовательном пространстве фигурирует 2 понятия: читательская грамотность и смысловое чтение.

Рис.1 Понятия

Часто эти понятия смешивают, говорят смысловое чтение подразумевает читательскую грамотность. Сейчас мы разберемся и посмотрим откуда эти понятия пришли и научимся их различать. (слайд 2)

Смысловое чтение пришло из концепции УУД А.Г. Асмолова, затем оно перекочевало в ФГОС. Дальше это понятие фигурирует ФОП НОО.

Рассмотрим понятие смысловое чтение. Впервые оно было сформировано А.А. Леонтьевым (перевести на простой язык, преобразование текста в устную форму).

 Что касается нашего основного документа ФГОС, то смысловое чтение фигурирует в разделе Метапредметных результатов.

Далее в разделе Предметных результатов. Литературное чтение (здесь выделены жирным шрифтом). А затем эта тема получает свое развитие в Федеральной образовательной программе в Планируемых результатах.

 Исходя из всего сказанного в целом, что проверяется в читательской грамотности и все, что заложено ФГОС и ФОП НОО они более-менее совпадают, при этом стандарт предъявляет более широкий спектр требований к ученикам начальной школы. Но если не учитывать некоторые акценты, то можно сказать, что они частично схожи.

Итог –понятия

1.3 Учебники

Конечно, не могу оставить без внимания и учебники, по которым мы занимаемся, выполняя стандарт. В 2010 году учебники УМК «Школа России» были переработаны в соответствии с ФГОС и появились задания, фигурирующие в стандартах и в  PIRLS (слайд 3)

В современных учебниках по литературному чтению («Литературное чтение», авторы — Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина) отражаются идеи ФГОС НОО: формирование системы духовно-нравственных ценностей средствами литературы и искусства, формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД.

Содержание литературного материала позволяет развивать креативные способности учащихся, используя такие методы работы с текстом, как чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). В учебниках так же представлен материал по организации самостоятельной работы учащихся с текстом.

  В то же время урок чтения не может быть изолирован от общей системы школьного образования и воспитания. Он должен взаимодействовать с русским языком, окружающим миром, музыкой, изобразительного искусства.

Непременное требование к организации урока – учет видо-жанровой специфики литературного произведения и его художественного своеобразия. Учитель по-разному организует урок в зависимости от жанра произведения. Например, пересказ сказки обязателен, но он противопоказан для лирических стихотворений.

Использование разнообразных методических приемов на уроке чтения не должно становиться самоцелью, а должно увязываться с этапами работы над произведением, его литературными особенностями, с обучающими целями урока и его развивающими задачами. Тогда работа с текстом художественного или научно-познавательного произведения будет активизировать умственную деятельность детей.

2.ПООП НОО раздел Содержание НОО

2.1. Работа с текстом художественного произведения (цитаты)

Особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками.

Младшие школьники – наивные реалисты. Они воспринимают художественное произведение как реальную действительность, не замечают форму произведения, замысел писателя, художественные особенности произведения. Дети проявляют два типа отношений к художественному миру произведений (эмоционально-образное – непосредственная эмоциональная реакция, интеллектуально-оценочное, в котором присутствуют элементы анализа).

Задачи учителя: помочь сохранить непосредственность. Яркость восприятия и при этом научить понимать глубокий смысл произведения.

Литературное произведение представляет собой сложное целое, в котором все его компоненты (идейно-тематическая основа, композиция, сюжет, изобразительные средства) взаимодействуют между собой. В произведении образ не статичен, он дан в развитии. По мере развития раскрывается перед читателем все новыми сторонами. Данная особенность требует начинать работу над произведением с целостного его восприятия, т.е. с синтеза (с чтения произведения целиком). Анализ художественного произведения следует за синтезом и делает возможным переход к синтезу более высокого качества.

В обобщенной формулировке этапы работы над произведением выглядят следующим образом (выделяются три этапа работы):

2.2 Основные этапы работы над художественным произведением в начальных классах.

Выделяют три этапа работы над художественным произведением (слайд…)

1. Первичный синтез.

2. Анализ.

3. Вторичный синтез.

Предлагаю рассмотреть все этапы работы с художественным текстом на примере произведения К.И. Чуковского «Федорино горе».

Разберем подробно все возможные приемы работы с текстом в совокупности с теоретическим материалом.

Основные этапы(слайд)

Задачи вы видите на экране.

3. Организация работы на этапе первичного синтеза

  • Подготовка к первичному восприятию произведения

Задачи работы:

  1. Оживить уже имеющиеся у детей представления о тех объектах и явлениях, о которых пойдет речь в тексте или сообщить новые сведения.
  2. Вызвать у детей соответствующий характеру текста эмоциональный настрой.
  3. Объяснить или уточнить значение важных для понимания произведения слов.

  1.  Рассказ учителя. Биография автора

Планируя рассказ об авторе или беседу о его жизни и творчестве, следует помнить о том, что этот прием целесообразен лишь в тех случаях, когда такие сведения имеют отношение к описываемым событиям. Не надо засорять урок излишней информацией о женах, детях, любовницах автора. При подготовке к урокам часто использую ресурсы готовых презентаций и такую информацию очень часто вижу в презентациях   коллег.

Что можно рассказать из  биографии К.Чуковского при изучении «Федорино горе», можно рассказать о известном факте, о идеи ,которая пришла автору на основании которой возникла эта сказка,(слайд  ) также можно здесь отметит годы жизни автора, которые были в непростое время, в период когда медицина была на низком уровне, а инфекционных болезней было много, также я связала эту проблему и с нашей создавшейся ситуацией- пандемией, когда гигиена имеет важное место в жизни каждого человека.

  1. Предугадывание предстоящего чтения. Работа с заголовком, со словом «горе».

На этом этапе я предлагаю учащимся сопоставить свое мнение с заголовком сказки, в некотором роде происходит прогнозирование основной темы произведения. А в конце урока сопоставить идею автора с мнением детей.

  1. Прослушивание музыка

Слушание музыки является хорошим средством подготовки к восприятию произведений большой эмоциональной наполненности. И прослушивание музыкального отрывка именно перед изучением произведения дают большие возможности для понимания самого текста.

На этом этапе я не просто даю прослушать музыку, а детям надо выбрать то произведение, которое соответствует именно названию произведения. А на этапе синтеза мы еще раз прослушаем и сравним наше предположение.

  1. Словарная работа

Видов словарной работы очень много.

Словарная работа складывается из следующих компонентов:

- работа по предупреждению ошибочного чтения (чтение трудночитаемых слов);

- работа над изобразительно-выразительными средствами.

Для объяснения значений слов могут быть использованы следующие приемы:

- подбор синонимов,

- подбор антонимов,

- развернутое описание,

- показ предмета или его изображения,

- через словообразовательный анализ,

- по сноске в книге для чтения или по словарю.

И тот вид работы, который использую я

-  лексическая работа (объяснение значений незнакомых или устаревших, или авторских детям слов);

 Нужно объяснить значение слов, незнание которых может привести к непониманию общего смысла текста, лексическое значение большинства слов можно уточнить через контекст.

Сделать это можно различными способами это зависит от уровня подготовки детей. Первый вариант - дать словарь, хотя в учебниках он есть, и учащиеся при организации работе в паре сами выписывают в таблицу значение слов. Второй вариант вы видите на слайде перепутать лексическое значение слова с самим словом и учащиеся самостоятельно найдут их соответствие

  1. Демонстрация фильмов

Позволяет наблюдать те явления, которые далеко не всегда есть возможность увидеть в натуре. На данном этапе фильм используется для уточнения и систематизации имеющихся у детей представлений. Фильм содержат богатый познавательный материал и способствуют как осознанному чтению, так и яркому эмоциональному восприятию содержания произведений.

Также можно использовать такие приемы:

Экскурсия организуется перед чтением произведений о природе для углубления конкретных знаний учащихся и формирования умения наблюдать и точно описывать явления природы.

В лесу, в поле, на реке можно не только увидеть изображенное автором в произведении, но и услышать то, о чем он пишет. Не научить детей слышать звуки леса, реки, неба — значит не научить их видеть природу во всей ее красоте. Если в ребенке не развито это умение, то восприятие художественного произведения о природе будет затруднено.

Беседа возможна при условии, если у детей имеются знания, личный опыт, представления о том, что им предстоит читать.

Вопросы для беседы подбираются так, чтобы все учащиеся могли принять в ней участие. При этом одни вопросы предполагают одинаковые ответы, другие — различные, третьи рассчитаны на сообразительность. Но необходимо, чтобы в беседе присутствовал вопрос, на который большинство детей ответа не знают.

  • Установка к первичному восприятию произведения

Важным моментом в подготовке детей к первичному восприятию текста является установка, позволяющая организовать целенаправленное слушание или чтение художественного произведение; Установка дается в форме вопроса или задания, например: «Подумайте, почему рассказ так назван», «Подумайте, какое настроение испытывал поэт при написании этого стихотворения», и т.п.

  • Первичное восприятие содержание произведения.

Первичное восприятие текста — это чтение художественного произведения полностью либо учителем, либо самостоятельно детьми. Если учитель читает сам, он должен помнить рекомендации методиста прошлого века Б. Шереметьевского, который советовал читать так, как читает детям мать. Ее чтение обращено к ребенку, она следит за его реакцией, делает паузы, чтобы дать ему возможность осмыслить, пережить услышанное. Попутно она поясняет не понятные слова и выражения, иногда при этом перечитывая фразыпоказывая картинки. Если пояснение сделать уместно и умело, целостность восприятия при этом не нарушится. Остановка для разъяснения этих слов после чтения целой части не принесет ущерба восприятию сказки и даже усилит его.

Лирические произведения можно читать на фоне музыки, что дает эмоциональность восприятия. А сказку учитель должен рассказывать, при этом можно демонстрировать персонажей с помощью картинок или кукол.

Приемы первичного чтения вы видите на слайде

При работе с данным произведением я использовала прием чтение по цепочке, также можно использовать «Немое кино» поясню. Включаю этот же фильм, но без звука и учащиеся должны читая озвучить действия

  • Проверка первичного восприятия. Эмоционально-оценочная беседа

Вслед за первичным восприятием проводится эмоционально-оценочная беседа, вопросы которой должны быть прежде всего направлены на выявление эмоционального отклика на прочитанное, на проверку понимания детьми общего смысла произведения. Такая беседа помогает выяснить, какое впечатление произвело произведение на детей, и заинтересовать их в анализе текста. Это создает условия для активности работы на уроке. В связи с этим учитель ставит перед учащимися вопросы, побуждающие высказать свое общее впечатление.

Вопросы могут быть разными(слайд)

Подведем итоги 1 этапа

Для этого обратимся к ПООП НОО, в частности к содержанию программы по предмету «Литературное чтение» в разделе Работа с текстом художественного произведения и выделим те умения, которыми овладели учащиеся на данном этапе

  1. Прогнозирование содержания по заглавию,
  2. Лексическая работа

4. Организация работы на этапе анализа

Анализ художественного произведения.

Способность к образному анализу художественного текста сама собою не формируется. А если она отсутствует, то читатель воспринимает лишь основные поступки героев, следит за ходом сюжета и пропускает в произведении все, что ему неинтересно, поэтому надо учить детей вдумчивому восприятию, умению размышлять над книгой, а значит, о человеке и о жизни в целом. Анализ произведения должен быть совместным (учителя и учеников) раздумьем вслух, что со временем приведет к развитию у ребенка естественной потребности самому разобраться в прочитанном.

В начальных классах чаще всего используется анализ развития действия и художественных образов.

Но я ввожу элементы и стилистического анализа.

  • Стилистический анализ

Стилистический (языковой) анализ– это анализ изобразительных средств языка используемых автором в данном произведении.

Цель анализа: помочь детям уяснить мысли и чувства автора, выраженные прежде всего в образных словах, развитие воображения, выразительное чтение

Научить ребенка понимать художественное слово - это значит научить понимать не только его прямое значение, известное ребенку из повседневной жизни, но и тот скрытый смысл (подтекст), который вложил в него автор и понимание которого дается не сразу.
К частным приемам стилистического анализа можно отнести следующие:

1) Выделение изобразительных средств языка в тексте и осознание (оправдание) их роли в тексте.
Поскольку сами дети редко замечают авторские слова и выражения, необходимо привлечь к ним внимание соответствующими вопросами, т.к. «умение читать - это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, его тончайшим оттенкам» (В.А.Сухомлинский):
в этом произведении много олицетворений и дети могут поработать с текстом , их найти и проговорить

2)Стилистический эксперимент
Стилистический эксперимент - это намеренная “порча” авторского слова, имеющая целью привлечь внимание детей к авторскому слову, показать его незаменимость в тексте. Это может быть пропуск или замена отдельных слов и выражений, изменение конструкции предложения.
Примеры:
3) Использование живой наглядности 
З.И. Романовская полагает, что живая наглядность представляет собой сближение восприятия текста с жизнью ребенка, с его эмоционально-непосредственным опытом. Актуализация ярких наглядных впечатлений ребенка с помощью реальных наблюдений, демонстрации конкретных действий делает художественное слово более понятным.
Пример:
4) Сравнение первоначального и окончательного вариантов одного текста
Данным приемом можно воспользоваться, если учителю известны черновые редакции произведения.

  • Анализ развития действия

Анализ развития действия - в его основе лежит работа над сюжетом и его элементами (эпизодами, главами), а также композицией текста (вступление, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение) с учетом жанровых особенностей композиции (например, в сказке).
В этом произведении очень четко можно выделить все элементы композиции

Последовательность работы:

  1. Композиция
  2. Работа над сюжетом

Выборочное чтение — это чтение части текста в соответствии с заданием или вопросом. Задания могут быть направлены на выяснение конкретного содержания, на установление различных связей, на раскрытие художественных особенностей, собственного отношения учащихся к прочитанному.

  1. Анализ эпизодов
  2. Определение последовательности событий

  • Анализ художественных образов

В центре анализа образы героев или пейзаж. Анализ художественных образов. Герой в эпическом произведении — одно из важнейших средств выражения художественной идеи.

это работа не столько над словом, сколько над образами в их взаимодействии.

В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа.

  1. Эмоциональное восприятие героев

В первую очередь проводится работа над характером героя с опорой на сюжет, так как характер проявляется только в действии.

2. Составление плана рассказа о герое

Анализ образа героя учит разбираться в том, как писатель изображает действующих лиц: мысли и чувства персонажей, черты их актера. Нужно приучить детей судить об основных качествах персонажей, оценивать героя не только по поступкам, но и по мотивам, их вызвавшим.

  1. Чтение по ролям
  2. Здесь важный этап составление кластера

Проблемный анализ – во главу анализа поставлен проблемный вопрос в ходе поиска ответа на него могут возникнуть разные точки зрения, которые подтверждаются вчитываемся в текст. Чтобы превратить проблемный вопрос в проблемную ситуацию, надо обострить противоречия, сопоставить разные варианты ответов. Постановка вопросов проблемного характера целесообразна при чтении тех произведений, где есть ситуации, предполагающие различное понимание героев, их действий, поступков, этических проблем, затронутых писателем. С помощью проблемных вопросов вскрываются различные точки зрения в оценке событий, характера героя.

Важно выявить с помощью подобных вопросов различное понимание характера героев, их действий, поступков и доказать правильность-неправильность оценке героев, вовлечь учащихся в рассуждение и доказательство с помощью проблемных вопросов:

Прав ли? Почему? Как ты думаешь?..

Выскажи своё отношение…

Мнения детей были разные

Федора долго болела и у нее не было сил мыть посуду

Она одинока и ей некому помочь

Она неприспособленная, жила всю жизнь с родителями, а родители умерли

У нее просто не было настроения

Подведем итоги 2 этапа

Для этого обратимся к ПООП НОО, в частности к содержанию программы по предмету «Литературное чтение» в разделе Работа с текстом художественного произведения и выделим те умения, которыми овладели учащиеся на данном этапе:

1.Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

2. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов.

3. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

4. Анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

5.Нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме

5. Организация работы на этапе вторичного синтеза

У детей младшего школьного возраста в силу их наивного реализма, недостаточной сформированности абстрактного мышления снижена потребность в анализе прочитанного.

Поэтому нужно постоянно использовать разные виды работ синтетического характера

Вы их видите на экране

Работа на этапе вторичного синтеза.

Это обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного.

На данном уроке много читали, отвечали на вопросы, рассуждали.

  1. Работа с таблицей.

И для того что бы подвести итог, я решила, чтобы дети поработали письменно. Высказали свои мысли. Не прислушиваясь к чужому мнению, а лично свое.

  1. Повторное прослушивание музыки.
  2. Пересказ

Несколько слов хочу сказать о пересказе. Сейчас очень много детей и пересказ не всегда можно выслушать всех, так вот после дистанционного обучения, я продолжаю использовать домашнее задание в виде видео. И очень популярный вид письменный пересказ, в стандарте о нем тоже говорится

  1. Творческие работы по следам прочитанного. В них должно отразиться отношение детей к прочитанному. Творческая деятельность организуется как на уроке, так и вне его.

Интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному: - самостоятельное выделение основной мысли

6. Заключение

Таким образом, основной целью урока литературного чтения является совершенствование умения работать с текстом. На каждом этапе урока выделяются формируемые универсальные учебные действия, позволяющие достигнуть планируемые результаты, определенные ФГОС. В результате освоения предметного содержания этой школьной дисциплины, учащиеся приобретают общеучебное умение — осознанно читать тексты. На уроках чтения решаются основные проблемы начального обучения – совершенствование навыка чтения и работа над пониманием прочитанного. Учебным материалом в этом случае является текст литературного произведения. В процессе работы над художественным произведением младший школьник, осваивая основные нравственно-этические ценности, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, что способствует формированию нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника, пониманию духовной сущности произведений. Умение работать с различными видами текстов будет способствовать освоению младшими школьниками речевой, письменной, коммуникативной культуры, привьет эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе, а также в живописи, театре, кино, музыке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение приемов и средств художественной выразительности на уроках литературного чтения в начальной школе.

Известно, что младшие школьники воспринимают художественное произведение в первую очередь эмоционально, через призму своего жизненного опыта. Только планомерная работа на уроках по сочетанию эмоционал...

Методы, приемы, формы работы при формирование УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.

В данном файле представлена разработка выступления на педагогическом совете, посвященном теме формирования УУД в урочное и внеурочное время. Презентация содержит как теоретический материал, так и прак...

Приёмы понимания смысла художественного текста на уроках литературного чтения в начальных классах

В статье рассматривается опыт, который показывает, что необходимы новые технологии обучения. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знан...

Формы, методы и приемы работы с одаренными детьми на уроках английского языка в начальной школе.

Одаренный ребенок – это ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к...

Тема выступления: Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе

Тема выступления: Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе...

Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе

Организация работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе...