Технологическая карта урока по литературному чтению по теме «А.С. Пушкин» Класс: 3 УМК «Школа России». Литературное чтение Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецкий .
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Коробова Марина Анатольевна

Технодогическая карта урока  литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" по теме "А.С.Пушкин"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tku_literaturnoe_chtenie_3_klass.docx322.2 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок литературного чтения

По теме «А.С. Пушкин»

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3

Базовый УМК: УМК «Школа России». Литературное чтение Климанова Л.Ф. Горецкий В.Г.

Тема урока: А.С. Пушкин

Цель урока:

  • познакомить с биографией А.С. Пушкина;
  • продолжить знакомство с произведениями поэта.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Задачи урока:

Образовательные:

  • развивать навык беглого, выразительного чтения;
  • умение воспринимать учебный материал и отвечать на вопросы – чётко и развёрнуто формулировать ответ;

Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение, речь учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать положительную учебную мотивацию;
  • умение работать в парах, коллективе;
  • воспитывать чувства взаимопомощи, сплоченность и хорошое отношения друг к другу.

Необходимое оборудование:

Для учителя: ноутбук, интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями.

Для ученика: учебник, принадлежности для письма.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Все ли готовы к уроку?

- Раз, два, три, четыре, пять – наш урок пора начать,

Не лениться, а трудиться,

Чтобы умным становиться.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, воспринимают речь учителя.

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».

II. Актуализация знаний. (Первичный синтез)

Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с замечательным русским писателем и поэтом…

- посмотрите внимательно на его портрет и назовите мне его имя…

(Александр Сергеевич Пушкин)

Открываем учебники на стр.84. Работа с текстом.

- Читаем по 2 абзаца, а потом отвечаем на вопросы по прочитанному тексту.

1 – 4 абзац

- что писал Александр Блок в своем дневнике о Пушкине? Прочитайте ещё раз.

- когда родился А.С.Пушкин?

(6 июня 1799 года)

-как вошёл в жизнь Пушкин?

(Пушкин вошёл в жизнь празднично – под звон колоколов).

- на каком языке говорили в семье Александра?

(на французском языке)

5 – 8 абзац

- что любил отец Пушкина?

(отец Александра Сергеевича любил французскую литературу, собрал большую библиотеку – т.е. покупал много книг, а книги в те годы были очень дорогие; писал стихи).

- кем был дядя Александра?

(дядя Пушкина – Василий Львович был поэтом)

- что любил и умел делать Пушкин?

(Пушкин любил читать)

- когда Пушкин начал сочинять стихи? (Пушкин начал сочинять стихи, когда был ещё совсем маленьким)

- на каком языке было написано первое стихотворение поэта?

(первое стихотворение Александр Сергеевич написал на французском языке)

- что поразило воображение будущего поэта в имении бабушки?

(в имении бабушки Александра Сергеевича поразила красота полей, лугов и леса)

9 – 12 абзац

- что вспоминали биографы Пушкина?

Прочитайте ещё раз…

- кто учил Сашу писать по-русски? (бабушка учила маленького Сашу читать по-русски).

- кто такой «дядька», не «дядя», а именно «дядька»?

- это не злой дядя, а так называли в дворянских семьях воспитателя для мальчиков, у каждого мальчика был свой воспитатель.

- как звали няню и дядьку Александра Сергеевича Пушкина?

(няню Пушкина звали Арина Родионовна, а его воспитателя – дядьку – Никита).

- что они рассказывали ему? (няня и дядька рассказывали мальчику сказки).

-Ребята, а кто уже знаком со стихами А.С.Пушкина и уже может рассказать любое стихотворение?

Слушают учителя.

Работают с учебником.

Читают произведения А.С. Пушкина.

Отвечают на вопросы.

Рассказывают стихотворения

Личностные:

Самоанализ и самоконтроль результата;

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Личностные:

Самоанализ и самоконтроль результата;

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

владеть рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

формулировать собственное мнение и позицию;

использовать речь для регуляции своего действия;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

III. Анализ произведения

На странице 85 есть отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Цыгане»

- А что такое «поэма»?

(Поэма это литературный жанр, большое стихотворение с сюжетом).

- давайте выразительно прочитаем этот отрывок.

Послушайте, сначала я прочитаю вам…

- Теперь прочитайте ещё раз самостоятельно.

«знойное» - зной, сильная жара.

Обратите внимание: в слове «страны» ударение стоит на последнем слоге. Это сделано для рифмовки – «страны - весны»

- А теперь прочитаем стихотворение ещё раз выразительно…

(Дети читают отрывок. 2-3 раза вслух)

Стр. 86

Следующий отрывок из целого романа в стихах.

- Как вы думаете, роман, это большое по объёму произведение. С романом Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» вы познакомитесь в старших классах.

- А сегодня мы прочитаем отрывок из романа «Евгений Онегин»…

(Учитель выразительно читает)

– Ваши впечатления? (Когда я читал стихотворение, мне стало грустно, ведь наступила осень)

– О каком периоде осени говорится в стихотворении? Докажите. (Здесь говорится о поздней осени, т. к. день становится короче, «ложился на поля туман» – ноябрь самый туманный месяц, гуси улетают.)

Как понимаете слово «караван»?

(Караван движущаяся вереница – друг за другом).

Найдите значение слова «сень» в словаре учебника (с. 218).

СЕНЬ – то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь.

– Как можно озаглавить этот отрывок?

Личностные:

Самоанализ и самоконтроль результата;

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Личностные:

Самоанализ и самоконтроль результата;

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

владеть рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

формулировать собственное мнение и позицию;

использовать речь для регуляции своего действия;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

IV. Физкультминутка

Все выходят по порядку - (ходьба на месте)
Раз-два-три-четыре!
Дружно делают зарядку -
Раз-два-три-четыре!
Руки выше, ноги шире!
Влево, вправо, поворот,
Наклон назад,
Наклон вперёд.

А теперь мы дружно сели, на урок наш полетели.

Дети повторяют за учителем движения

V. Вторичный синтез

– Приготовьтесь читать выразительно.

(Выразительное чтение учащихся)

– Ребята, посмотрите внимательно, откуда следующий отрывок? (Этот отрывок тоже из романа «Евгении Онегин»).

– Сейчас мы прочитаем еще два отрывка из этого романа.

– Прочитайте следующий отрывок: «В тот год осенняя погода...» самостоятельно.

– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

(Сначала было грустно, оттого, что зима очень долго не наступала. А потом, когда говорится о выпавшем снеге, о том, как стало вокруг красиво и светло, то и на душе стало светло и радостно)

Докажите, что зима долго не наступала. Что говорит автор, найдите в тексте?

(Автор говорит:

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа...

Слово «ждала» даже повторяется два раза!)

Прочитайте, что увидела Татьяна, выглянув в окно.

(Дети зачитывают строчки)

– Какие слова и выражения вам непонятны?

НА ТРЕТЬЕ В НОЧЬ – ночью на 3 января;

КУРТИНЫ – цветочные грядки, клумбы.

– О чем говорит поэт: «Деревья в зимнем серебре»? Что это за серебро на деревьях?

(Он говорит об инее)

– А «Зимы блистательный ковер»? Это о чём?

(Здесь говорится о снеге)

Как называется такой поэтический прием?

(Он называется метафорой)

Метафора оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства. Ровный снег похож на ковёр…)

– Приготовьтесь читать выразительно.

(Выразительное чтение учащихся.)

– Чье чтение было особенно удачным? (Дети анализируют чтение учащихся

Работа с текстом

Отвечают на вопросы

Коллективная работа

Ребята оценивают чтение друг друга

Личностные:

Самоанализ и самоконтроль результата;

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Личностные:

Самоанализ и самоконтроль результата;

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

владеть рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

формулировать собственное мнение и позицию;

использовать речь для регуляции своего действия;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

VI. Рефлексия

– Какой раздел мы начали изучать?

– Что нового узнали на уроке?

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

У вас на партах лежат белые кружочки. Разукрасьте кружочек красным, если вам не понравился урок и было скучно, разукрасьте оранжевым, если вам не очень понравилось на уроке, и жёлтым, если понравилось на уроке.

Подводят итоги урока.

Высказывают свою точку зрения.

Отвечают на вопросы.

Оценивают урок.

Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 1 классе. Тема: "Откуда в снежках грязь?" УМК Школа России

Технологическая карта по окружающему миру для первого класса по теме "Откуда в снежках грязь?...

Технологическая карта урока математики (3 класс). Тема: Единица площади. Квадратный сантиметр. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление с единицей измерения площади – квадратный сантиметр; формирование навыка нахождения площади фигур, используя новую единицу измерения; совершенствова...

Технологическая карта урока математики (3 класс). Тема: "Алгоритм вычитания трёхзначных чисел" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление с алгоритмом письменного приёма вычитания трёхзначных чисел; закрепление вычислительных навыков и умений решать задачи изученных видов.Планируемые результатыПре...

Технологическая карта урока математики (2 класс). Тема: Название чисел при делении. УМК "Школа России"

Тема: «Название чисел при делении»Цели деятельности учителя: знакомство с названиями компонентов, результата и выражения при делении; закрепление умения решать задачи на деление; совершенс...

Технологическая карта урока математики (2 класс). Тема: Что узнали. Чему научились. УМК "Школа России"

Тема: «Что узнали. Чему научились»Цели деятельности учителя: закрепление умения вычислительных навыков; формирование умения решать задачи; совершенствование техники  счета.Планируемые...

Технологическая карта урока по математике на тему "Площадь прямоугольника", 3 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта  выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока - открытие новых знаний....