Урок по литературному чтению_Природа осени в стихотворениях А.С. Пушкина
план-конспект урока по чтению

Цыганова Галина Васильевна

Технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                 Цыганова Г.В

                                                                                                                                    учитель начальных классов

МКОУ Никольская СОШ

Урок литературного чтения, 3класс. Учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. и др. УМК «Школа России».

Тип урока: Урок  открытия нового знания

Тема: Природа осени в стихотворениях А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»,

«В тот год осенняя погода…»

Цели:создать условия для ознакомления со стихотворениями А. С. Пушкина об осени;

Задачи:

  • учить видеть в стихах выразительные средства языка;
  • определять настроение в стихотворении,  учитывать это при выразительном чтении;
  • развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову;
  • прививать любовь к русской поэзии,
  • воспитывать чувство прекрасного.

Планируемые результаты:

Предметные:

обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения читать стихотворения выразительно; представлять картины осенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины, объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Метапредметные:

регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; оценивать свою работу на уроке.

 Познавательные: анализировать  стихотворение, выделять в нём главную мысль, отвечать на вопросы  на основе  текста стихотворения.

Коммуникативные:  обсуждать в паре ответы на вопросы, соблюдая правила общения, уметь  доказывать свою точку зрения.

Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Методы обучения: продуктивный

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

-индивидуальная, парная, фронтальная

Средства обучения:

ПК, мультипроектор, портрет А. С. Пушкина; выставка книг,  учебник, мультимедийная презентация

2.Технологическая карта урока

Этап   урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивационно -  деятельностный момент

Настрой на работу

Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу,

Пожелайте мысленно удачи.

Литературное чтение – прекрасный урок,

много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ.

Вы учите их – они учат Вас.

Подготовка класса к работе.

Дети настраиваются на урок

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

На предыдущем  уроке мы начали изучать большой раздел, который называется « Великие русские писатели»

Слайд 2. Какому гениальному поэту посвящены эти строчки?

Молодцы, ребята, что догадались. Эти строки посвящены замечательному русскому поэту  А. С. Пушкину.

Слайд 3.-5

  • Рассмотрите его портрет. Что запомнили о поэте? Проверка домашнего задания-синквейк «Пушкин А. С.»

Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Еще при жизни его называли «солнцем русской поэзии».А.С.Пушкин рос, взрослел. Он видел, что Москва пестрела великолепными дворцами богатых людей, а рядом в покосившихся лачугах жил простой народ. Пушкин стал писать свободолюбивые стихи, в которых высмеивал ложь, лицемерие. И, конечно, молодой поэт почти три года писавший такие стихи, не мог остаться безнаказанным. И Александр Сергеевич был сослан в имени своей матери с. Михайловское.

         Это равносильно было убийству. Ссылка в глухую деревню не ограниченная даже сроком (на год? на 5 лет? навсегда?) Его оторвали от друзей, от родных – всё создавало у Пушкина тяжёлое, подавленное настроение:

      «Всё мрачную тоску на душу мне наводит».

Здесь, в селе Михайловском , он пишет свой роман «Евгений Онегин», отрывок из которого мы будем сейчас читать.

  • .

Ученики читают строки и определяют имя поэта

.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные:логические-анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Постановка учебной задачи

-         Сегодня   на уроке мы будем читать отрывоки из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», будем учиться выразительночитать

- А теперь послушайте сказку.

Жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она капризной. Часто меняла своё настроение. И была у нее волшебная палочка. Дотронется она до листьев и ... раз! Из зеленых они превращаются ... В какие?.. (ответы детей)

Правильно, в красные, коричневые, багряные, лимонные, желто-зелёные и даже лиловые и фиолетовые. Дотронется палочкой до неба, и начинает небо плакать долгими и тяжкими слезами. Покрутит палочкой над головой - налетит ветер порывистый, безжалостно сорвет с деревьев наряд и то ли унесет его далеко, до реки, то ли, того хуже, бросит в придорожную грязь. Как вы думаете, какое настроение может быть у Осени, когда она заставляет плакать небо?

(Ответы: грустное, печальное, тоскливое, плаксивое, слезливое, мрачное; гневное, вредное, озорное

Ответы детей

Дети разгадывают тему.

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков

4. Построение проекта выхода из затруднения

- А теперь послушайте сказку.

Жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она капризной. Часто меняла своё настроение. И была у нее волшебная палочка. Дотронется она до листьев и ... раз! Из зеленых они превращаются ... В какие?.. (ответы детей)

Правильно, в красные, коричневые, багряные, лимонные, желто-зелёные и даже лиловые и фиолетовые. Дотронется палочкой до неба, и начинает небо плакать долгими и тяжкими слезами. Покрутит палочкой над головой - налетит ветер порывистый, безжалостно сорвет с деревьев наряд и то ли унесет его далеко, до реки, то ли, того хуже, бросит в придорожную грязь. Как вы думаете, какое настроение может быть у Осени, когда она заставляет плакать небо?

(Ответы: грустное, печальное, тоскливое, плаксивое, слезливое, мрачное; гневное, вредное, озорное.) Слайды7-8.ихотворение

Ответы детей

Регулятивные: планирование, прогнозирование;            

Логические - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное знакомство

Физкультминутка

-          Прослушайте стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» (аудио)

       Проверка первичного восприятия произведения. Слайды 10-11.

-        Какой изобразил осень Пушкин в своём произведении?

-        Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему вы так считаете?

-        Созвучно ли оно с вашим настроением?

Словарная работа. Слайд 12.

- При чтении стихотворения нам встретились трудные слова. Давайте объясним их значение. Соединим стрелками

Караван         освобождалась от покровов (листвы

сень  покров, то, что покрывает,                      

укрывает кого-нибудь, что-нибудь

 обнажаласьгруппа следующих друг за другом объектов

Чтение произведения учащимися и анализ.Слайд 13.

- Прочитайте по строчке, выделяя главное слово

Уж небо осенью дышало,

- Как вы думаете, что значит небо дышало?

.

Уж реже солнышко блистало,

- Что значит реже?

- Как вы понимаете «солнышко блистало

- Подберите похожее слово к слову «блистало».

- Прочитаем следующую строчку.

Короче становился день,

- Что в этой строчке означает слово «короче»?

- Теперь рано темнеет и поздно светает.

- Прочитайте эти три строчки выразительно, соблюдая логическое ударение.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

(Послушать ученика.Дать оценку.)

- Молодец. Ты читал медленно, красиво, правильно выделил голосом главное слово.

- Прочитайте следующую строчку.

Лесов таинственная сень

- О чём говорит поэт? - Непонятно слово «сень».

- Поэт так называет осенние листья на деревьях в лесу.

- Как вы понимаете выражение «таинственная сень»? В нём скрыта какая-то тайна.

- Прочитайте следующую строчку.

С печальным шумом обнажалась,

- Все ли слова понятны? - Непонятно слово «обнажалась».

Ложился на поля туман,

- Какую картину вы представили?

- А если бы вы были художниками, то какие цвета красок бы выбрали?

- Прочитайте следующие строчки.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу;

- Что такое караван?

.

- Поэт нам нарисовал картину, изображающую перелёт птиц.чём кричат гуси, покидая родные края?

- Следующая картина…

приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

- Что хотел нам показать поэт этими строками?

- Почему ноябрь – пора скучная?

- Почему так спокойно говорит автор о приближении скучной поры?

- Найдите метафору в этих строчках. (стоял ноябрь)

- Замените это выражение близкими по смыслу словами. (скоро наступит)

- Я даю вам время. Вы читаете медленно, готовитесь к выразительному чтению стихотворения. И обратите внимание на правильную расстановку пауз.

- Кто хочет прочитать?

- Получилось ли чтение выразительным? Что получилось?

Работа над выразительностью

При чтении очень важно делать паузы в нужном месте и мы должны с вами составить рисунок или партитуру стихотворения. Паузы бывают разной длительности .

5. Продолжение работы по теме. Слайды 12-18

- Сейчас прочитаем второй отрывок. Проследим какое настроение в этом стихотворении

( Чтение учителем)

_ Что вы можете сказать о ваших чувствах Стихотворение можно разделить на две части.

Словарная работа Слайд 19.

-на третье в ночь

- куртины

- устланные горы

-Объясните выражения

« Зимы блистательный ковер»

« Деревья в зимнем серебре»

Метафоры- употребление слов и выражений в переносном смысле, на основе сходства.

- Итак в этом стихотворении тоска и грусть переходят в светлые радостные чувства. (Маска печали и радости), озаглавить части стихотворения. Слайд 20.

Значение непонятных слов смотрят в словаре

С. И. Ожегова

Ответы детей

Олицетворение(бегут ручьи, повеяло весною, лес оденется, пора миновала, солнце стало)

Чтение учениками. Работа над выразительностью

(Читают ученики по строчкам)

- Небо стало другим по сравнению с летом. Летом оно светло голубое, а осенью сероватое

Меньше

Солнце на небе меньше появляется, меньше светит.

Сияло

- Осенний день стал меньше. - Теперь рано темнеет и поздно светает.

- Я посмотрела в словаре (показ словаря): «Сень – укрытие, покров»

- Это слово означает стать голым. Что стало голым? (деревья)

Светло серый туман покрывает поле.

- Караван – здесь: летящие друг за другом гуси.

- Гусей - крикливых, потому что они, поднимаясь в небо, так созывают всех вместе

боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами, сейчас они будут оторваны

Наступает самое скучное время

Потому что «реже солнышко блистает», «короче становится день», улетают птицы.)

(Это неизбежно.Так всегда бывает в ноябре.)

1 часть – ожидание зимы, 2 часть первый снег. С одинаковой ли интонацией мы будем читать этот отрывок.

Чтение детьми.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция.

6. Закрепление изученного

-   Какие чувства затронул в вас урок?

- Что понравилось?

- Каждый, кто прочитал сегодня стихи Пушкина, стал счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. На последующих уроках мы с ними познакомимся. Имя Пушкина никогда не забудется

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование

7. Рефлексия деятельности

(итог урока)

.   Слайд 24. У вас у каждого на партах разноцветные осенние листья. Оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией,  возьмите зелёный листочек; если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый листочек;

если вы не разобрались в этом поэтическом произведении, возьмите красный листочек.

- Я очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев. И хочется закончить наш урок словами:

У природы нет плохой погоды
Каждая погода благодать,
Дождь ли снег,
Любое время года
Надо благодарно принимать.

Ответы детей

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование

8. Домашнее задание

( Задание на выбор)  Я предлагаю вам такие  задания. Они перед вами на карточке голубого цвета, прочтите, вдумайтесь.Слайд 24

1.        Придумать свою историю об осени.        .

2. Нарисовать иллюстрацию к прочитанным стихотворениям.

( Обязательное задание)

1.        Выразительно читать стихотворение.

2.        Выучить одно стихотворение наизусть (на выбор).

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные:смыслообразование

 Приложение № 1

Литературное чтение

Рабочая карта урока ________________________

Умения

умею-знаю

не совсем умею, знаю

не умею, не знаю

отметка за урок

актуализация знаний

домашняя работа

целеполагание

восприятие целостной картины стихотворения

самостоятельная работа

работа в паре

сведения о жизни Пушкина

синквейн

выдвигать цели и задачи урока

правильно отвечать на вопросы

выразительное чтение стихотворения

договориться с напарником;

внимательно выслушать его;

Условные обозначения: !  умею; +  не совсем; - не умею



Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Рабочая карта урока ________________________

Умения

умею-знаю

не совсем умею, знаю

не умею, не знаю

отметка за урок

актуализация знаний

домашняя работа

целеполагание

восприятие целостной картины стихотворения

самостоятельная работа

работа в паре

сведения о жизни Пушкина

синквейн

выдвигать цели и задачи урока

правильно отвечать на вопросы

выразительное чтение стихотворения

договориться с напарником;

внимательно выслушать его;

Условные обозначения: !  умею; +  не совсем; - не умею

Литературное чтение

Рабочая карта урока ________________________

Умения

умею-знаю

не совсем умею, знаю

не умею, не знаю

отметка

за урок

актуализация знаний

целеполагание

восприятие целостной картины стихотворения

самостоятельная работа

работа в паре

сведения о жизни Пушкина

выдвигать цели и задачи урока

правильно отвечать на вопросы

выразительное чтение стихотворения

договориться с напарником;

внимательно выслушать его;

Условные обозначения:  !  умею; +  не совсем; - не умею


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"

Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"...

Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"

Цель: Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.Задачи:1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.2. Развивать умение анализировать, сравниват...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимний вечер" 3 класс, Программа "Перспектива", авт. Климанова Л.Ф.

Урок посвящен более глубокому изучению творчества великого поэта. Цели урока: 1) способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения, расширить и углубить знания учащихся о творчестве...

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения"Природа и мы" 4 класс

Презентация подготовлена  к  обобщающему уроку литературного чтения"Природа и мы" 4 класс (УМК "Школа России"). Урок проводится в виде конкурса знатоков. Ребята пройдут 5  интересных эт...

Технологическая карта урока литературного чтения "Природа для поэта – любимая и живая". А. Екимцев «Осень», Ю. Коринец «Тишина» (УМК Перспективная Начальная Школа); 2 класс

Тип урока: “открытие” нового знанияЦель урока: создание условий для формирования читательской компетенции в процессе знакомства с произведениями А. Екимцева «Осень» и Ю. Коринц...