Урок литературного чтения по теме "Шарль Перро – собиратель народных сюжетов. Сказки"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Шевякова Светлана Олеговна

Знать:

-отличие  авторской и литературной сказки

Уметь:

-различать положительных и отрицательных героев сказки

- анализировать произведение

- определять главную мысль

-владеть техникой чтения вслух и про себя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sh.perro-_sobiratel_syuzhetov._skazki.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема   :    Шарль Перро – собиратель народных сюжетов. Сказки.                                                                                                                                              Дата_______________

                     

                                                                                 

Личностные умения:

-проявлять бережное отношение  к художественной книге

Познавательные умения:

--размышлять о нравственных ценностях (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских и зарубежных писателей.

- оперирование понятиями : литературная сказка, авторская сказка, текст повествовательного характера.

Регулятивные умения:

-- формулировать учебную задачу урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные умения:

 - отвечать на вопросы на основе художественного текста , обсуждение в паре ответов на вопросы учителя , доказательство своей точки зрения.

Знать:

-отличие  авторской и литературной сказки

Уметь:

-различать положительных и отрицательных героев сказки

- анализировать произведение

- определять главную мысль

-владеть техникой чтения вслух и про себя

                                                                                      Ход урока.

I    Орг.момент

II  Речевая разминка

1) Прочитайте стихотворение самостоятельно

Книгу для чтения взять –наслаждение.

На полках, в тишине библиотек.

То радость вдруг охватит , то волнение,

Ведь книга каждая, как будто человек:

Одна стара,  мудра , зачитана до дыр,

В другой всё необычно , странно, ново.

Мне книги открывают целый мир,

За шагом шаг иду от слова к слову.

На Севере могу я побывать

И в тропиках, там., где растут бананы.

Какая радость - открывать, читать

Рассказы , сказки, повести , романы !

Могу узнать, что было век назад

И то ,что, может быть, ёще когда-то будет.

О многом книги людям говорят ,

Во многом книги помогают людям.

Как вы относитесь к чтению?

     

2) Что хотел сказать нам автор?(В книгах хранятся знания, опыт, идеи человечества. Читая книги, человек постепенно формирует свои убеждения , он углубляет понимание жизни и

расширяет    взгляд на неё. Чтение помогает найти ответы на вопросы. )

III Работа по теме урока.

1) Постановка учебной задачи.

Прочитайте тему сегодняшнего урока.

2) Знакомство с текстом с 20 (биография Ш.Перро)

3) Рассказ учителя. Биография.

Так вот, давным-давно, в одной стране (она называется Францией) жили-были пятеро братьев. Они были так похожи друг на друга, что даже писали одинаковым почерком. Старшего брата звали Жан Перро, и он стал адвокатом. Пьер Перро стал главным сборщиком налогов. Клод выучился на врача. Никола Перро стал учёным богословом и математиком. А младший– Шарль Перро – посвятил себя делам государственным. Член французской Академии, физик, анатом, языковед… 
Но государственные заслуги Шарля Перро скоро забылись, потому что запомнилось совершенно другое – сказки господина генерального секретаря. И запомнились они так крепко, что спустя много лет люди любят, ценят и снова и снова с удовольствием читают эти сказки.Шарль Перро придумал необыкновенные истории и невероятные приключения, в которых участвовали и добрые феи, и злые ведьмы, и прекрасные принцессы, и простые добродушные девушки. И вот уже многие– многие годы эти героини знакомы людям всего мира. Люди ценят и любят сказки этого доброго и вдохновенного художника. Да и как не любить, как не ценить их, если в них, простых и ясных по сюжету, чувствуется душа великого мастера слова. Его сказки учат ценить подлинную красоту жизни, любить труд, добро, мужество, справедливость.

4) Творчество Шарля Перро.

Давайте вспомним какие сказки написал Шарль Перро:

1. Волшебница (Подарки феи).

2. Золушка.

3. Кот в сапогах.

4. Красная шапочка.

5. Мальчик-с-пальчик.

6. Ослиная шкура.

7. Пряничный домик.

8. Синяя борода.

9. Спящая красавица.

10. Хохлик (Рике с хохолком).

IV. Путешествие по сказкам.

Сказка “Красная Шапочка”

  1. Что собирала по пути к бабушке Красная Шапочка? (цветы)
  2. Что лежало у нее в корзинке? (пирожок и горшочек с маслом)
  3. Где стоял дом бабушки Красной Шапочки? (за лесом, за мельницей)
  4. Кто покушался на жизнь бабушки? (волк)
  5. Кто спас бабушку и Красную Шапочку? (дровосеки)
  6. Сколько вопросов задавала Красная Шапочка переодетому волку? (4)

Сказка “Золушка”

  1. Из какого материала сделана туфелька Золушки? (из хрусталя)
  2. В кого превратилась крыса в сказке “Золушка”? (в кучера)
  3. За что Золушку прозвали Золушкой? (сидела в углу на ящике с золой)
  4. На чём золушка отправилась во дворец на бал? (на карете)
  5. Сколько мышей понадобилось для кареты? (5)
  6. Во что превратилось старое платье Золушки? (в бальное платье)

Сказка “Кот в сапогах”

1.Какое наследство оставил мельник своим сыновьям? (мельницу, осла, кота)
2. Как называл своего хозяина кот в сапогах? (
Маркиз де Карабас)
3. Какой первый подарок принес кот в дар королю от имени своего хозяина? 
(кролика)
4. Сколько раз людоед совершал свои превращения? 
(2)
5. Кому на самом деле принадлежали луга, поля, мельница, сад? 
(людоеду)
6. Каким образом кот съел великана-людоеда? 
(попросил его превратиться в мышку)

Сказка “Спящая красавица”

  1. Что предсказала старая фея принцессе? (смерть от веретена)
  2. Что сделала фея, чтобы через 100 лет принцесса не чувствовала себя одинокой? (фея усыпила всех во дворце, но кроме короля и королевы)
  3. Сколько лет было принцессе, когда она уснула? (16)
  4. Кто проснулся сразу после принцессы? (собачка Пуфф)
  5. Почему замок казался неприступным? (вокруг вырос густой лес)
  6. Какой указ издал король для своих подданных?(запретить под страхом смертной казни прясть и хранить в доме веретена и прялки)

Сказка “Мальчик-с-пальчик”

  1. Почему родители Мальчика-с пальчика решили избавиться от детей? (случился страшный голод, их нечем было кормить)
  2. Сколько детей было у дровосека? (7)
  3. Как дети сумели вернуться домой в первый paз? (они нашли дорогу по камешкам, которые бросал на дорогу мальчик-с-пальчик)
  4. При помощи чего Мальчик с пальчик хотел вывести своих братьев во второй раз? (при помощи крошек хлеба)
  5. На чей дом набрели Мальчик с пальчик и его братья? (дом Людоеда)
  6. Что Мальчик-с-пальчик забрал у Людоеда? (сапоги скороходы, мешок с золотом)

 сказка “Подарки феи” 

  1. Чем отличалась младшая сестра от старшей? (она была добрая и красивая)
  2. Куда должна была ходить младшая сестра 2 раза в день? (к источнику за водой)
  3. Кого встретила добрая девушка? (фею)
  4. Что сыпалось из уст младшей дочери, когда та начинала говорить? (цветок или драгоценный камень)
  5. Что сыпалось из уст старшей дочери? (змея или жаба)
  6. Кто встретил в чаще прекрасную девушку? (молодой принц)

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТАНЦИЯМ

Станция Угадайка.

1.Знайте, этого плутишку
Никому не обхитрить:
Людоеда, словно мышку, 
Умудрился проглотить.
(Кот в сапогах)

2.Эта сказка не нова,
В ней принцесса всё спала,
Феи злобной то вина
И укол веретена.
(Спящая красавица)

3.Жизнь красотой его не наделила,
Зато умом сверх меры наградила.
Ум и помог ему счастливым стать.
Кто может его имя отгадать?
(Рике с хохолком)

4.Всех жен его постигла злая участь –
Лишил он жизни их…
Какой злодей! Кто ж он?
Назовите имя скорей!
(Синяя борода)

Бюро находок. Из каких сказок потеряны предметы?

  1. Золушка
  2. Спящая красавица
  3. Мальчик-с-пальчик
  4. Подарки феи
  5. Кот в сапогах

Наборщик

  • Жемчуг, розы, колодец, вежливость, грубость, жабы, лягушки (Подарки феи)
  • Глупая красавица, умный принц, фея, портрет (Рике с хохолком)
  • Колечко, сундук, шкура, король, пирог, осёл (Ослиная шкура)
  • Братья, лес, людоед, белые камешки, золотые веночки (Мальчик-с пальчик)

Станция Музыкальная

Песенка Красной Шапочки из кинофильма “Красная Шапочка”.
Сергей Прокофьев Вальс из балета “Золушка”.
П.И. Чайковский музыка к балету “Спящая красавица”

IV  Рефлексия

- сегодня на уроке я узнал..

- после урока мне захотелось…..

- сегодня я сумел….

V Д.задание читать сказки Ш.Перро « Подарки феи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Тема семьи в русской народной сказке "Белая уточка"

Представлен конспект урока чтения во 2 классе по программе «Начальная школа ХХIвека». Целью урока является анализ сказки, раскрытие темы семьи, добра и зла, воспитание нравственных качеств: дружбы, чу...

Урок литературного чтения во 2 классе.Русская народная сказка "Два Мороза"

Задачи урока: •ознакомить с русской народной  сказкой “Два мороза”;       •отрабатывать навыки выразительного чтения;       •закреплять...

Урок литературного чтения во 2 классе: Украинская народная сказка "Колосок".

На данном уроке формируются УУД:  смысловое чтение; использование знаково-символические средств:  моделей обложек; осуществление  фиксации  выборочной информации по тексту произвед...

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "Японская народная сказка "Журавлиные перья"

Презентация служит сопровождением урока литературного чтения  во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

Урок литературного чтения во 2м классе "Русская народная сказка "Снегурочка"

Тип урока: комбинированный Цели и задачи урока: • средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах, уважение и любовь к устному народному творчеству; • учить самостоятельно искать ...

Урок литературного чтения "Шарль Перро – собиратель народных сюжетов. Сказки". 4 класс. УМК "Перспектива".

Цели урока:Знать:-отличие  авторской и литературной сказкиУметь:-различать положительных и отрицательных героев сказки- анализировать произведение- определять главную мысль-владеть техникой чтени...

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...