МОДЕЛИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по чтению (2 класс) по теме

 

В процессе овладения читательской деятельностью школьники часто испытывают трудности, которые затрудняют осознанное освоение текста.  К ним относится неумение обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста; проблемы с точностью восприятия информации при чтении художественной и научно-популярных текстов; трудности в работе с информацией, представленной в виде графиков, диаграмм, схем.

Как показывает анализ методической литературы и практический опыт преподавания, одним из возможных путей решения данной проблемы является поиск и изобретение вместе с детьми наиболее удобных схем, опор и других способов обобщения, анализа, сравнения, классификации информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Телекоммуникационный практико-ориентированный проект для педагогов

Реализация междисциплинарной программы

«Стратегии смыслового чтения и работы с текстом»

в условиях введения ФГОС

 

Методическая разработка урока литературного чтения

во втором классе по теме:

«Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

        

                                                                                            Выполнила:

                                                                                            Зюзина  Наталья Олеговна,

                                                                                            учитель начальных классов

                                                                                           БОУ г. Омска «СОШ № 132»

Омск, 2013

УМК «Школа России»

Предмет: литературное чтение.                                                           Класс: 2.

Тема раздела: Русские писатели.

Тема урока: Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого.

Цели урока: создавать условия для развития у обучающихся ключевых компетенций: общекультурной (умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения, оценивать результаты деятельности; умение разрешать учебные ситуации); учебно-познавательной (нахождение, переработка, использование информации для решения учебных ситуаций и задач; выделение и фиксация в модели «семейные взаимоотношения» наиболее общие отношения между членами семьи для анализа взаимоотношений в семье с целью коррекции поведения ребенка в семье); личностной (умение анализировать взаимоотношения в семье, давать оценку поступкам героев литературного произведения, корректировать собственное поведение в семье на основе сравнения собственных поступков с поступками героев литературных произведений).

обучающая – учить анализировать семейные взаимоотношения на основе прочитанных произведений Л.Н. Толстого и давать оценку поведению людей по отношению к близким; определить правила поведения в семье; на основе данных правил решать практические задачи (корректировать собственное поведение в семье);

развивающая – учить анализировать учебную задачу, правильно выбирать способы решения учебных задач и ситуаций;

воспитательная – дать нравственную оценку поступкам героев литературных произведений; определить собственную позицию по отношению к их поступкам.

Задачи урока:

  1. анализировать поступки героев литературных произведений;
  2. соотносить пословицы и смысл прозаического произведения;
  3. сформулировать правила семейных взаимоотношений как основы нравственных поступков младших школьников по отношению к близким;
  4. создавать устные сочинения на заданную тему на основе прочитанных произведений.

Представление о результате:

Личностные (ЛР): обсуждать и оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к близким в семье, сформировать собственную позицию к поведению ребенка в семье;

Метапредметные (МПР):

- регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; 

- познавательные: сформировать правила бесконфликтных взаимоотношений;

- коммуникативные: работать в паре: обсуждать, сравнивать прочитанное произведение,  моделировать семейные взаимоотношения; осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

Предметные (ПР): соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения в семье.

Тип урока: урок моделирования и преобразования модели.

Применяемые методы, педтехнологии: педтехнология: проблемно-диалоговое обучение с использованием стратегий смыслового чтения; методы: построение модели семейных взаимоотношений, метод сравнения, метод конструирования правил поведения, метод направленного чтения, метод чтения в парах.

Используемые средства обучения: компьютерная техника, слайдовая презентация урока (приложение 2), тексты для самостоятельной и коллективной работы по теме урока (приложение 1а), бланк ответа на самостоятельные задания с текстом (приложение 2а).

Структура урока:

№ п/п

Название этапа

Время

1.

Создание ситуации успеха

3 мин.

2.

Формулирование учебной задачи учащимися и учителем

3 мин.

3.

Моделирование на основе прочитанных текстов.

15 мин.

4.

Самостоятельная и творческая деятельность учащихся. Использование, дополнение, уточнение модели «семейные взаимоотношения»

15 мин.

5.

Рефлексия

7 мин.

6.

Домашнее задание

2 мин.

Ход урока.

Этап урока

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Создание ситуации успеха

1. Включить детей в учебную деятельность.

2. Организовать самооценку предстоящей деятельности.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности к учебной деятельности.

3. Мотивация учебной деятельности:

- Что такое семья?

- Составьте рассказ о своей семье: кто живет в вашей семье, есть ли у вас братья и сестры, бабашки и дедушки, как вы к ним относитесь, как к ним относятся другие члены семьи?

- Как складываются взаимоотношения в семье? Хотелось бы вам что-то изменить во взаимоотношениях в семье? Что именно? Почему?


Выполняют самооценку готовности.

Настраиваются на предстоящую работу.


Составляют устный рассказ о своей семье.


Анализируют взаимоотношения в своей семье.

2. Формулирование учебной задачи учащимися и учителем

1. Актуализировать знания по теме урока.

2. Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.

Учитель предлагает прочитать на слайде 1 тему урока: О чем пойдет речь на уроке? Назовите ключевые слова темы урока.

- Про кого идет речь в этих загадках? (Приложение 1 к уроку) Учитель читает загадки о бабушке, дедушке, маме, папе.

- Что объединяет всех этих людей?

- Как и кто между собой связан? Кто еще может быть в семье?


- Что связывает всех людей в семье?

Учитель формулирует задачи урока:

- Сегодня мы будем говорить о том, какие взаимоотношения могут складываться между людьми в семье; будем оценивать поступки членов семьи по отношению друг к другу в произведениях, написанных Львом Николаевичем Толстым; будем приводить примеры из жизни о взаимоотношениях между людьми в семье.

Дети читают название темы. Определяют ключевые слова темы: семья, взаимоотношения.

Дети отгадывают загадки.


- Родство, отношения.

Строят с помощью учителя граф, на котором показывают родственные связи (слайд 2).

- Взаимоотношения, взаимопо-мощь.

Обучающиеся принимают задачи урока, готовы к их решению.

3. Моделирование на основе прочитанных текстов.

1. 1.

1. Включить детей в ситуацию выбора метода решения учебной проблемы.

2. Решать учебную проблему с помощью выбранного метода.

1. Работа над рассказом Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»:

1) Первичное чтение рассказа, словарная работа:

- Прочитайте название рассказа, рассмотрите иллюстрацию к нему. О ком пойдет речь в рассказе?

Учитель читает вслух первые три предложения. Каким может быть продолжение рассказа?

2) Обмен впечатлениями от прочитанного:

- Понравился ли рассказ? В чем смысл рассказа? Объясните его название.

3) Повторное чтение: выборочное чтение, ответы на вопросы по содержанию:

- Прочитайте, как вели себя дети по отношению к дедушке. Что вы можете сказать об их отношении к старику?

- Прочитайте продолжение рассказа. Как вы думаете, какой урок получил внук, наблюдая отношение к дедушке? Почему заплакали родители?

- Сравните, как изменилось отношение к дедушке после того, как родители поняли свою ошибку. Каким оно было сначала? Как изменилось в конце рассказа?

- Представьте, что история, которую рассказал Л.Н. Толстой, произошла в вашей семье. Как бы повел себя каждый из вас в этой ситуации? За что вы любите своих бабушек и дедушек?

4)  Соотнесение содержания рассказа с пословицей:

- В чем смысл пословицы? Что объединяет пословицу и рассказ? Как вы понимаете выражение «почитать старших»?



5) Обобщение изученного:

- Покажем взаимоотношения, которые рассматриваются в рассказе на схеме. Какие взаимоотношения показаны в рассказе? (взаимоотношения между старшим и младшим поколениями) Покажем их с помощью стрелочек.

- Над черной стрелочкой напишем недопустимое отношение к старшим. Приведите примеры. (бранить, обижать, не заботиться, не уважать)

- Каким должно быть отношение к старшим членам семьи? (заботиться, любить, уважать, быть внимательными, помогать) Напишем это над зеленой стрелочкой.

4. Работа над басней «Отец и сыновья»:

1) Чтение басни.

2) Повторное чтение басни:

- Автор назвал свое произведение басней. Чем оно похоже на басню? Прочитайте произведение про себя, найдите в нем мораль.

3) Работа над пословицами:

- Прочитайте пословицы: (Слайд 4). Как вы их понимаете? Приведите примеры. Что общего между двумя пословицами и басней Л.Н. Толстого?


4) Обобщение изученного:

- Покажем взаимоотношения, которые рассматриваются в рассказе на схеме. Какие взаимоотношения показаны в рассказе? (взаимоотношения между братьями) Покажем их с помощью стрелочек.

- Над черной стрелочкой напишем недопустимые отношения между братьями. Приведите примеры.

- Каким должно быть отношение между братьями? Напишем это над зеленой стрелочкой.




Предполагают тему и содержание рассказа.


Самостоятельно читают рассказ; с помощью учителя объясняют значения устаревших слов.



Высказывают свое впечатление от прочитанного, объясняют название рассказа.

Читают предложения, являющиеся подтверждением ответа на вопрос.










Оценивают ситуацию, высказывают оценочное суждение, формулируют правило поведения в семье по отношению к старшим.






Соотносят содержание рассказа с пословицей, на основе пословицы выявляют смысл рассказа; объясняют смысл пословицы; приводят свои примеры.


Моделируют с помощью учителя показанные в рассказе взаимоотношения в семье в виде схемы (слайд 3)












Самостоятельно читают в учебнике басню.

Повторно читают басню, находят мораль басни.



Соотносят содержание рассказа с пословицей, на основе пословицы выявляют смысл рассказа; объясняют смысл пословиц; приводят свои примеры.


Моделируют с помощью учителя показанные в рассказе взаимоотношения в семье в виде схемы (слайд 5)

4. Самостоятельная и творческая деятельность учащихся. Использование, дополнение, уточнение модели «семейные взаимоотношения»

1. Самостоятельно решать типовые задачи.

2. Уметь проверить результат работы.

Самостоятельная и творческая деятельность школьников:

1) Самостоятельная работа над рассказами Л.Н. Толстого. 

Учитель организует работу в парах, раздает тексты для самостоятельного чтения и бланки ответа

Задания: прочитать один по выбору учащихся рассказ Л.Н. Толстого; определить его жанр и основную идею; назвать главных героев произведения; оценить поступки каждого героя по отношению друг к другу; показать взаимоотношения героев на схеме. 

Коллективное обсуждение прочитанных рассказов (обобщающие вопросы учителя по содержанию самостоятельной работы):

- Назовите тему прочитанного вами рассказа.

- В каких рассказах говорилось об отношении младших к старшим? В каких рассказах показано не правильное отношение младших к старшим? Почему вы так считаете? В каком рассказе показан пример правильного отношения к старым людям? Чем вам понравилось отношение внучки к бабушке?

- В каком рассказе говорится об отношении старших к младшим? Как маме удалось успокоить сына? Какой урок от мамы получил Митька?

- В каких рассказах говорится об отношениях братьев? Чему учат эти рассказы?

2) Работа с пословицами о семейных взаимоотношениях.

Учитель организует работу над пословицами в парах: представляет слайд с пословицами (слайд 6), дает задание для самостоятельной работы.

Задания: соберите пословицы; объясните их смысл; определите, о каких взаимоотношениях в семье в них говорится; классифицируйте их по одному из признаков.

Проверка выполненной работы. Учитель представляет слайд 7.

Обобщающие вопросы учителя по содержанию самостоятельной работы:

- Прочитайте пословицы. В чем смысл каждой пословицы?

- Назовите причины, по которым может разрушиться семья. Что укрепляет семью?

- В каких пословицах говорится об отношении к родителям? к братьям?

- Что укрепляет отношения с братом? (дружба) Что укрепляет силы человека?



Работа в парах

Выбирают один из предложенных рассказов из списка (Приложение 1). Читают текст. Заполняют бланк ответа (Приложение 2а)



Обсуждают содержание прочитанных произведений, делают обобщающие выводы, заканчивают составление схемы.











Составляют пословицы, записывают их тетрадь, объясняют друг другу их смысл, определяют способ классификации пословиц.




Обучающиеся сопоставляют выполненное задание с образцом, объясняют смысл пословиц, классифицируют их по одному из выбранных в ходе коллективного обсуждения признаку.

5. Рефлексия.

1. Организовать рефлексию деятельности на уроке.

2. Организовать процесс самооценки учениками  собственной деятельности на уроке.

1. Устное рассуждение на тему «Что такое хорошая семья?»

Учитель дает задание для обсуждения в паре, обобщает и систематизирует высказывания во время коллективного обсуждения (слайд 8)

2. Презентация детских рисунков.

- Кого, что изобразили на рисунке? Почему?



3. Обобщающая беседа по теме урока:

- Чему научили нас рассказы и басни Л.Н. Толстого? Как вы думаете, зачем он их написал? Как прочитанное на уроке изменило ваше отношение к близким?

- Чтобы вы изменили в своем поведении в семье и почему?

Дети в свободной форме высказываются на тему: «Хорошая семья – это …». Обсуждение в паре.


Дети представляют рисунки, определяют его содержание и идею.

Высказывают свое отношение к прочитанному на уроке, дают оценку своему поведению в семье.

6. Домашнее задание.

1. Организовать самостоятельную домашнюю работу обучающихся.

Учитель предлагает на выбор несколько заданий для выполнения дома:

Задания:

  1. подобрать и классифицировать загадки на тему «Семья»;
  2. найти и прочитать рассказ по теме урока, подготовить его пересказ;
  3. Написать сочинение-миниатюру на одну из тем:

- сочинение по пословице «Семье, где помогают друг другу, беды не страшны»;

- «За что я люблю бабушку (дедушку)?»;

- «Что я хотел бы сказать маме (бабушке)».

Фиксируют домашнее задание в дневнике, делают первичный выбор задания на основе личных предпочтений.

Самоанализ урока

1. Особенности и характер класса. В классе 25 учеников. Из них 13 девочек и 12 мальчиков. Возрастной состав – 7 – 8 лет. Изменений в составе класса в течение года не происходило. Дети из неблагополучных семей отсутствуют.

Успеваемость 100 %, качество знаний по данному предмету 96 %. Уровень интеллектуального развития детей класса имеет средние или немного выше среднего значения, уровень работоспособности – средний. Систематического контроля за успеваемостью требуют 24 % учащихся из-за недостаточного уровня развития учебной мотивации, частых пропусков по причине болезни и др. причинам.

Дети эпизодически оказывают помощь одноклассникам, способны к оказанию поддержки. Дисциплину на уроках не нарушают, если достаточно мотивированы на выполнению учебных действий. Отрицательными моментами в учебной деятельности являются следующие: недостаточное внимание к деталям учебного задания, низкий уровень развития навыков самоконтроля у некоторых учащихся.

2. Место урока в системе других уроков. Урок относится к учебному разделу курса литературного чтения во 2 классе: «Русские писатели» На данный раздел в учебной программе отведено 14 часов. Данный урок является 12 уроком в разделе. Для проведения урока выбран тип «урок моделирования и преобразования модели».

3. Целью урока является создавать условия для развития у обучающихся ключевых компетенций: общекультурной (умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения, оценивать результаты деятельности; умение разрешать учебные ситуации); учебно-познавательной (нахождение, переработка, использование информации для решения учебных ситуаций и задач; выделение и фиксация в модели «семейные взаимоотношения» наиболее общие отношения между членами семьи для анализа взаимоотношений в семье с целью коррекции поведения ребенка в семье); личностной (умение анализировать взаимоотношения в семье, давать оценку поступкам героев литературного произведения, корректировать собственное поведение в семье на основе сравнения собственных поступков с поступками героев литературных произведений).

обучающая – учить анализировать семейные взаимоотношения на основе прочитанных произведений Л.Н. Толстого и давать оценку поведению людей по отношению к близким; определить правила поведения в семье; на основе данных правил решать практические задачи (корректировать собственное поведение в семье);

развивающая – учить анализировать учебную задачу, правильно выбирать способы решения учебных задач и ситуаций;

воспитательная – дать нравственную оценку поступкам героев литературных произведений; определить собственную позицию по отношению к их поступкам.

Ученики в результате научились анализировать поведение других людей и свое собственное, моделировать ситуации, в которых показали умение строить общение между люди, направленное на урегулирование конфликтных ситуаций, связанных с семейными отношениями. Таким образом, урок достиг поставленной цели.

4. Цель урока - сформировать у обучающихся умение анализировать и давать оценку поведению людей; определить правила обращения в семье – деятельность – участие в проблемном диалоге, практическая работа по решению учебных практических задач; цель урока - умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения, оценивать результаты деятельности – учебно-познавательная компетенция; умение разрешать учебные проблемные ситуации – деятельность – целеполагание, рефлексия в конце урока и на каждом этапе, участие в самостоятельной практической деятельности – общекультурная компетенция; цель урока - анализировать взаимоотношения в семье, давать оценку поступкам героев литературного произведения, корректировать собственное поведение в семье на основе сравнения собственных поступков с поступками героев литературных произведений – деятельность – обсуждение литературных произведений в паре, построение модели взаимоотношений в семье, участие в проблемном диалоге, самостоятельная творческая деятельность – личностная компетенция.

5. Формы формирования и оценивание компетенций на уроке – самостоятельная практическая и творческая работа, проблемный анализ учебных текстов с моделированием и оценкой взаимоотношений в семье.

6. Учащиеся на уроке проявляли достаточную активность при решении учебных ситуаций, работая в группе, паре и индивидуально. Удалось сформулировать общие правила поведения в семье. Результативность урока – хорошая.

7. На уроке удалось организовать деятельность, которая стимулировала активность учащихся, урок достиг запланированной цели, ученики могли определить цели деятельности и пути решения учебных задач, большинство учеников оценили свою деятельность на уроке на «удовлетворительно» и «хорошо».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Введение нового образовательного стандарта для начальной школы ставит перед учителем новые образовательные цели. В условиях начальной школы педагог должен научить ребёнка не только читать, писать и сч...

графическое моделирование на уроках литературного чтения как средство формирования знаково-символической компетенции

Педагогический проект ·Моделирование – это действие,  которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды деятельности человека и выходит на новый уровень своего развития....

методический семинар "Графическое моделирование на уроках литературного чтения как средство формирования знаково-символической компетенции"

Методический семинар "Графическое моделирование на уроках литературного чтения как средство  формирования знаково-символической компетенции"  из опыта работы Бургановой И.В. С...

Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО

Цель работы: описать  систему работы по формированию читательской компетентности младших школьников в 1-4 классах....

Современные подходы к формированию УУД на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО

Актуальность выбранной темы. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каж...

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС».

laquo;Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».К. Д. УшинскийПроблема:- дети имеют низкую скорость чтения;- зачастую они не по...

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»

Выступление на педсовете по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС"...


 

Комментарии

Жирнова Елена Михайловна

Голосую за вашу работу.Буду благодарна, если посмотрите и оцените мою.Желаю удачи.Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/592872