Работа с родителями

Дабаева Майя Владимировна

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по организации учебного процесса в домашних условиях.

Учитель-логопед

Дабаева М.В.

Рекомендации родителям по организации учебного процесса в домашних условиях.

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители - первые и самые важные его воспитатели.

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами.

1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятия. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!

2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Итак, успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!

Желаем успеха!



Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и цс и шш и ж и другие. Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.развитие фонематического слуха у детей

1. Выдели слово. Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

2. Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

3. Подумай, не торопись. Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. 
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...) 

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д. Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

4. Шутки - минутки. Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. 

Примеры:
развитие фонематического слуха у детей

Хвост с узорами, сапоги со шторами.

 Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану,Кит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный лук с длинными усами. развитие фонематического слуха у детей

Божья коробка, 
полети на небо,

Принеси мне хлеба.

5. Звуки по кругу. (развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и определения их места в названии предмета).

Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 - зеленых, 3 - синих. В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые - для мягких звуков, синие - для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: "н" - начало слова, "с" - середина слова, "к" - конец слова. Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку.
Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.

6. Начало, середина, конец. (развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).

Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками. Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.



Предварительный просмотр:

Почему ребенок неправильно произносит звуки?

Учитель-логопед

Дабаева М.В.

Почему ребенок неправильно произносит звуки?

Одной из самых распространенных причин нарушения произношения звуков является недостаточная сформированность артикуляционных движений, движений произносительных органов, прежде всего языка, губ, нижней челюсти. Движения выполняются недостаточно четко, объем их ограничен, из-за чего искажается и произносимый звук. Классический пример таких нарушений – картавость, – когда ребенок произносит звук [Р] не при помощи кончика языка, а вибрацией части мягкого неба – язычка. В таких случаях вместо нужного звука произносится звук, который в фонетической системе родного языка отсутствует.

        Бывает и так, что звук вообще не произносится, а просто отсутствует в речи, вместо слова рыба ребенок говорит ыба.

        И, наконец, если у малыша недостаточно развит фонематический слух (слух на звуки), то в его речи могут наблюдаться замены; так, например, произнося вместо слова шуба слово суба, ребенок не слышит разницы между этими двумя звуками.

        Иногда у ребенка присутствуют в речи и искаженное произношение, и замены звуков и их отсутствие. Это самые тяжелые нарушения, исправление которых требует длительной кропотливой работы.

        Очень часто причиной нарушения звукопроизношения становится какой-либо дефект строения артикуляционного аппарата, как активных органов, которые во время речи двигаются, так и пассивных, которые остаются неподвижными (твердое небо, зубы, носовая полость).

        Некоторые звуки могут произноситься неправильно из-за нарушения строения губ, например, если губа или обе губы слишком толстые, если есть укорочение или западение губы, ограничение их подвижности или недостаточное смыкание. Это касается звуков [п], [б], [в], [ф], [м] и их мягких пар.

        Если есть дефект в строении челюстей, то может наблюдаться нарушение прикуса, когда верхняя челюсть слишком выдается вперед или нижняя выступает впереди верхней. Это может привести к нарушению произношения различных звуков: и [с], и [ц], и [т’], и других. При таком нарушении, как открытый прикус, между передними и боковыми зубами обоих рядов остаются промежутки. Это влияет на точность артикуляционных движений. Вообще, нарушение посадки зубов, в частности слишком широкие промежутки между ним, и, часто приводит к нарушению произношения свистящих, шипящих звуков, звуков [р] и [л], так как в эти промежутки попадает движущийся кончик языка, и артикуляции звука искажается.

        Для исправления строения челюстей и роста зубов ортодонт назначает ношение специального ортодонтического аппарата или брекета, который также (особенно в первое время) может способствовать нарушению звукопроизношения благодаря присутствию инородного тела во рту, затруднению тактильных ощущений и контроля артикуляционных движений.

Часто встречаемый дефект – укорочение уздечки языка. Это обычно приводит к ограничению подвижности языка – главного артикулятора. Язык поднимается недостаточно высоко к небу, как это требуется для правильного  произношения таких звуков, как [ж], [ш], [р]. Иногда укорочение уздечки языка нарушает произношение звуков [т], [д], [с], [з], [ц], [ч]. Однако, короткая уздечка способствует также нарушению роста нижних зубов, тянет их кзади, вследствие чего зубы становятся углом.

        Иногда причиной нарушения произношения звуков является увеличение языка в объеме или, наоборот, слишком маленький его размер, а также неправильная форма языка, которая также отрицательно влияет на артикуляцию.

        Поскольку для произношения очень важен объем ротовой полости –резонатора, в котором происходит образование большинства звуков, то для правильного произношения важно, чтобы ребенок достаточно широко открывал рот, а также активно и полноценно двигал нижней челюстью. Если рот слишком маленький, а нижняя челюсть малоподвижна, то звуки ослабляются, звучат нечетко.

        На произношение звуков [н], [м] и их мягких пар влияет и состояние носовой полости, которая так же, как и ротовая полость, является резонатором. При нарушении строения носа, различных заболеваниях, вызывающих затруднения носового дыхания, нарушение проходимости носовых ходов, может быть нарушено произношение звуков, образующихся на носовой воздушной струе, они могут заменяться ротовыми.

        Вообще, если артикуляционные органы недостаточно подвижны, это приводит к различным нарушениям звукопроизношения.

        Нарушения звукопроизношения звуков может быть вызвано также и нарушением слуха. Даже небольшое снижение слуха затрудняет слуховой контроль за речью, а вследствие тугоухости нарушения звукопроизношения бывают самыми разными, особенно это касается свистящих, шипящих звуков, звонких и глухих, мягких и твердых звуков. Поэтому во всех случаях нарушения звукопроизношения нужно обязательно проверить слух ребенка, обратиться к врачу –сурдологу, сделать аудиометрическое исследование слуха, пройти лечение. Иначе работа по исправлению звукопроизношения может оказаться недостаточно эффективной.

При затруднении в распознавании и различении звуков, которые различаются тонкими акустическими признаками (звонкие и глухие), причиной является недостаточное развитие фонематического слуха. Но наличие в речи ребенка замен и смешений представляет опасность еще и тем, что в дальнейшем, при обучении грамоте, может отразиться на письме и привести к появлению ошибок.

К сожалению, иногда сами родители способствуют возникновению и закреплению нарушений произношения звуков. Сюсюканье, попытки подделаться под трогательную речь малыша приводят к стойким нарушениям, избавиться от которых оказывается не так просто.

Порой ребенок перенимает манеру неправильного произношения от своих младших братьев и сестер или от кого-то из взрослых, имеющих дефекты речи. Поэтому родители должны сделать свою речь образцом  и по произношению, и по темпу, и по содержанию. Ведь если вы сами говорите торопливо, нечетко, да еще и с дефектами произношения – чего же ждать от маленького человека, который вам подражает во всем? Кроме того, необходимо обращать внимание на то, как говорит ваш ребенок, чтобы нарушения произношения можно было вовремя исправить.

Опасным для правильного произношения может являться билингвизм - использование для общения в семье двух языков. Нормы произношения в разных языках могут быть различны, что затрудняет процесс овладением произношением и создает почву для возникновения нарушений, смешений, ошибок.



Предварительный просмотр:

Памятка правильной речи

для родителей

Учитель-логопед

Дабаева М.В.

ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ! ПОМНИТЕ!

  1. Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть причиной его неуспеваемости в школе.
  2. Речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих его людей. В связи с этим ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении.
  3. Первый образец речи для ребёнка— это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребёнка. Семья - первая школа.
  4. Без помощи родителей ребёнку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте, говорите и отвечайте на все его вопросы неторопливо, чётко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова - это поможет ребёнку скорее овладеть правильной речью.
  5. Не подражайте неправильной речи ребёнка, сами не навязывайте детям неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребёнком, используя слова - заменители типа ням - ням (кушать), мяу (кошка) и т.п., говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете задерживать правильное речевое развитие ребёнка.
  6. При появлении речи у ребёнка старайтесь говорить с ним простыми словами, короткими фразами, с соблюдением пауз между словами и предложениями, тогда ребёнок, подражая вашей речи, научится говорить правильно.
  7. Следите за появлением и развитием речи вашего ребёнка, начиная с лепета и появления первых слов. При задержке речевого развития у ребёнка обращайтесь к специалистам.
  8. Прививайте детям правильные речевые навыки, не допускайте быстрой речи у ребёнка. Неторопливая, чёткая, правильная, выразительная речь способствует правильному речевому развитию ребёнка.
  9. Не перегружайте ребёнка речевым материалом. При чтении объясняйте ребёнку значения слов и выражений. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребёнка и его особенности восприятия и эмоциональное состояние.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Разработала:

Учитель-логопед Дабаева М.В.

Ученые считают, что пластичность нервной системы у ребенка не беспредельна и с возрастом значительно снижается, поэтому работу по диагностике, профилактике, коррекции и развитию речи они рекомендуют проводить с учетом компенсаторных возможностей ребенка с самого раннего возраста (В.К. Орфинская, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Б. ЭЙдинова).

Учёные отмечают, что в последнее десятилетие заметно возрос процент детей с речевыми нарушениями. К сожалению, к логопеду такие дети попадают преимущественно только перед школой, в лучшем случае после пяти лет.

В результате упускается самый значимый для речевого развития ребенка возраст (сензитивный период), который длится до трёх-четырёх лет. Японские ученые диапазоп сензитивного периода сокращают. Они считают, что «после трех - уже поздно». Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем у ребёнка стремительно нарастает. Причём они затрагивают не только устную речь, но и отражаются на письменной, что особенно ярко проявляется в школе при обучении чтению (дислексия) и письму (дисграфия).

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ

Первый крик ребёнка при родовой деятельности уже говорит о сохранности центральной нервной системы, что чрезвычайно важно в речевом развитии ребенка. Если у него крик слабый, монотонный, немодулированный, то это должно насторожить взрослых; необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

Крик у здорового ребенка должен быть сильным, громким, модулированным.

По его окраске, интонированию можно определить причину плача. Прислушайтесь к своему ребенку: всегда ли вам удается по его плачу определить, чего он хочет? У нормально развивающегося ребенка имеются свои оттенки плача, которые специфичны при голоде, дефиците общения, болях, дискомфорте от мокрых пеленок и т. д.

Ранний отказ от грудного вскармливания - другой настораживающий фактор. Возможно, что у ребенка ослаблены паретичные мышцы, принимающие активное участие в сосательном акте. У таких детей часто при грудном вскармливании подтекает молоко. Причина заключается в одно- или двустороннем парезе губ.

При этом в покое рот у них будет приоткрыт из-за слабости круговой мышцы рта (парез лицевого нерва – VII пары), жевательной мускулатуры, а так же мышц, удерживающих нижнюю челюсть в сомкнутом состоянии (парез тройничного – V пары черепно –мозговых нервов).

Нельзя равнодушно относиться к тому, что многие дети в грудном возрасте часто захлебываются пищей, при этом для них характерны постоянные отрыжки. Причиной отрыжек может стать слабость небно –глоточного затвора (парез IX пары языко –глоточного черепно –мозгового нерва). Эта же причина может вызвать у ребенка назальный оттенок голоса (незначительную гнусавость, говорит в нос).

Затрудняет грудное вскармливание и укороченная подъязычная уздечка. Если  ребенок  при кормлении быстро устает, обязательно покажите хирургу.

Возможно, придется подрезать подъязычную связку. Решит и сделает это при необходимости хирург. Не расстраивайтесь, эта операция безболезненная, длится 1-2 минуты. Проводят ее в поликлинике, а через час-два ребенку уже можно есть. Отличным заживляющим средством является мед, который кладут ребенку под язычок.

Не спешите давать прикорм или воду из бутылочки. Это может спровоцировать ранний отказ ребенка от грудного вскармливания, так как оно требует со стороны малыша определенных мускульных усилий. Возможен парез XII пары черепно–мозгового нерва – подъязычного. Необходимо постараться найти причину нежелания ребенка сосать грудь, помочь устранить ее, используя массаж круговой мышцы рта, языка и конечного мягкого неба.

Признаками неврологической симптоматики являются: парез губ, ассиметрия рта, сглаженность носогубных складок, спастичность (напряженность) верхних конечностей, слабость глазодвигательных нервов, что проявляется в неумении следить за яркой движущейся игрушкой, косоглазие и т.д.

Родителям важно уделять ребенку как можно больше внимания: постоянно общаться с ним, играть, проводить массаж, артикуляционные упражнения.

Особое внимание в первый год жизни малыша нужно уделять развитию мелкой моторики его рук, потому что центры, ответственные за активную речь, движения рук, губ, языка, нижней челюсти, находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве.

Развивая мелкую моторику рук, мы тем самым подготавливаем почву для качественных артикуляторных движений. Опыт народной педагогики подтверждает это. Так наши предки, в том числе и бабушки, интуитивно чувствовали это и проводили с малышами всевозможные игры с пальчиками: «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Маленькие ножки шагают по дорожке», «Зайка серенький сидит и ушами шевелит» и др.

Помимо игр, развивающих ручной праксис, хорошо проводить массаж пальцев, особенно тщательно массируя их кончики, используя винтообразные движения то в одну сторону, то в другую сторону. Необходимо массировать каждый пальчик в отдельности до десяти раз.

В зимнее время года прекрасно оправдали себя растирания рук снегом: искусственная локальная гипотермия, которая улучшает кровообращение, нормализует мышечный тонус.

Родители должны внимательно относиться к общению с ребенком, особенно в доречевой период, много с ним разговаривать, играть. Хорошо, если ребенок узнает близких, различает их по голосу, поворачивает головку на зов, следит за губами говорящего, пытается подражать ему, проявляет комплекс оживления. Любовь к ребёнку, внимательное отношение, общение - всё способствует полноценному речевому развитию, воспитанию слухового восприятия, становлению и развитию фонематического слуха.

Задержка гуления, отсутствие интонированности, запаздывание фазы лепета (иногда он появляется к двум годам, а в норме - к четырем-шести месяцам), его необращенность к взрослому - все эти признаки должны насторожить взрослых, так как они зачастую являются убедительными симптомами будущих речевых нарушений. Лепет у таких детей обычно характеризуется фрагментарностью, бедностью звуковых комплексов. Согласные не дифференцируются по признакам: звонкие- глухие, твердые-мягкие. Бедность интонации иногда компенсируется выразительностью мимики, глаз. Словарь накапливается медленно, и первые слова могут появиться лишь к двум-трем годам. Фраза появляется еще позже. Она характеризуется невнятностью, скомканностью, свернутостью. Речь у ребенка неразборчивая, «говорит будто каша во рту», страдают многие элементы просодической стороны речи.

Если ребенок до 2-х-2,5 лет не говорит, это должно насторожить родителей. Нельзя ждать, пока ребенок «выговорится». Только ранняя диагностика, профилактика и своевременная коррекция речевых нарушений, в том числе и дефектного звукопроизношения, помогает достигнуть высоких, стабильных результатов в работе.

ЖИЗНЬ ДО РОЖДЕНИЯ

Женщина пришла к мудрецу просить совета о том, как воспитывать ребенка.

«Когда он родился?» - спросил старец.

«Вчера», - отвечала мать.

«Ты опоздала на девять месяцев», огорчился мудрец.

В настоящее время, в третьем тысячелетии, секретов в жизни ребенка до его рождения практически не осталось.

Большинство главных органов сердце, легкие, печень, почки, мочевой пузырь - формируются у малыша в первые три месяца беременности мамы.

Первые биения сердца, неровные и очень тихие, различают примерно на шестой неделе беременности.

К восьмой неделе появляются глаза, ноздри, губы. В это же время в мозгу ребенка ежеминутно образуется около 250 новых нервных клеток. Этот процесс практически завершается к седьмому месяцу беременности.

За два месяца до рождения ребенка уже сформировались все клетки мозга, с которыми ему предстоит жить. Теперь им остается расти, развиваться, формировать связи.

Девятая неделя беременности. Активно развиваются все внутренние органы, особенно печень: уже вырабатывается желчь. Малыш пробует шевелить ручками, ножками, головой, но его движения еще лишены координации.

К десятой неделе уже сформирован кишечный тракт, твердое нёбо, рот. Ребенок уже умеет глотать.

На одиннадцатой неделе у ребенка уже работают оба полушария головного мозга, развивается главный координатор движения - мозжечок. Образуются лимфоузлы, развиваются эндокринные железы.

К двенадцатой неделе беременности организм нового человека уже сформирован! Многие внутренние органы уже работают. Малыш может сопротивляться инфекциям. Он уже значительно меньше подвержен воздействию лекарств, которые могут потребоваться маме. Глазки начинают закрываться веками, появились мочки ушей. На пальчиках растут ноготки, развиваются мышцы. Малыш уже пытается резвиться, он все больше и больше двигается.

За три месяца своего внутреннего развития он заметно окреп и подрос (рост почти 7см, а вес около 20г). Малыш уже может морщить губки, открывать и закрывать рот, всасывать и глотать окружающую его жидкость, сгибать большие пальцы, сжимать кулачки и даже… мочиться.

С шестнадцати недель начинаются спонтанные движения глаз, головы, рук и ног. У ребенка формируются вкусовые рецепторы, он начинает узнавать свою маму «на вкус». Так, например, если мама наелась кислых яблок, малыш морщится, от сладостей –улыбается. Замечено, что до рождения детям нравятся запах ванили, клубники, банана.

А в последние три месяца беременности ребенок хорошо слышит то, что происходит вокруг мамы. Он различает мужские и женские голоса, безошибочно узнает голос матери, реагирует на освещение, вкус пищи, запахи. У него складывается свой цикл сна и бодрствования.

Малыш фиксирует в памяти язык, на котором говорят окружающие. В результате ребенок поразительно легко усваивает родной или иностранный язык приемных родителей. Если игнорируют общение с детьми, то они начинают говорить значительно позже своих сверстников.

 За полтора месяца до появления на свет малыш начинает «запоминать» короткие стихи и мелодии колыбельных.

Таким образом, беременность –это редкий, потрясающий шанс повлиять на интеллект и творческие способности малыша, стимулировать его познавательное и эмоциональное развитие. Дорогие родители, не упустите этот шанс. Чем раньше вы начнете общение с ребенком, тем радостнее будет ваша встреча с ним.



Предварительный просмотр:

Как пальцы помогают развивать речь

Учитель-логопед

Дабаева М.В.

Как пальцы помогают развивать речь

Известный физиолог М.М. Кольцова разработала для детей первых лет жизни интересный тест. Малыша просят: «Сделай вот так» – и показывают один пальчик, потом два пальчика, три. Если же ребенку больше трех лет, ему предлагают по образцу взрослого соединить указательный и средний пальцы в кольцо,  изобразить гуся (сложить все пальцы в щепоть которая - напоминает голову гуся), козу (все пальцы сжать в кулак, вперед выставить указательный и мизинец) или ножницы (указательным и средним пальцами выполнять стригущие движения).

А дальше, еще не услышав ни одного слова ребенка, можно сделать предположение, об уровне развития его речи. Говорящие дети - это те, которым удаются все или почти все задания теста, а изолированные движения пальцев не вызывают затруднений. Если же детские пальчики напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, наоборот, вялые, «ватные», то это – не говорящие или плохо говорящие дети. Какие же взаимосвязи демонстрирует этот тест и какие педагогические выводы из него следуют.

Во-первых, он показывает прямую связь развития речи и тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук человека. Исторически сложилось так, что развитие функций руки и речи шло параллельно, а первой формой общения людей друг с другом в далеком прошлом были жесты. Эта зависимость продолжает сохраняться и у маленьких детей: совершенствование их речи находится в  непосредственной зависимости от степени тренировки рук.

Во-вторых, тест подчеркивает, насколько тесно физиологически связаны в своем развитии зоны коры головного мозга ребенка. Проекция кисти руки и речевой моторной зоны расположены очень близко и на протяжении всего раннего детства четко прослеживается, как по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.

В-третьих, тест наталкивает на ценную мысль о том, что развивая пальцы рук ребенка, можно стимулировать его речевое развитие. К этому важному заключению давно интуитивно пришла народная педагогика Сегодня сходные по своему назначению игры для детских пальчиков есть в России, Японии, Германии и других странах.

Таким образом, чем раньше родители начнут следовать законам природы и детского развития, подтвержденным современными исследованиями тем успешнее будет развитие речи малыша.

Начинать тренировать детские пальчики рекомендуется уже в 6-7 мес. Аккуратно, без лишних усилий, можно проводить легкий массаж рук, включающий два вида упражнений: поглаживание кистей рук по направлению от кончиков пальцев к запястью; сгибание и разгибание пальчиков ребенка взрослым. Ежедневная продолжительность таких упражнении составляет 2-3 мин.

А вот с 10 мес. малышу можно предлагать совершать уже более активные, энергичные движения пальчиками. Для этого следует использовать пальчиковые игры - инсценировку каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук ребенка.

Русская игра «Cорока-белобока»

Сорока -белобока        

Кашу варила                        Взрослый слегка щекочет ладонь ребенка

Деток кормила.

Этому дала,                                Загибает мизинец ребенка.

Этому дала,                                Загибает безымянный палец.

Этому дала,                                Загибает средний палец.

Этому дала,                                Загибает указательный палец.

А этому не дала.                        Массирует большой палец.

«Ты дров не рубил,

По воду не ходил,

Тебе каши не дадим!»                Щекочет ребенка.

        Можно «перебирать» детские пальчики и легко массировать их в обратной последовательности, например, в немецкой игре с пальчиками.

Большой пальчик сливы трясет,

Второй –их собирает,

Третий –в дом несет.

Четвертый –высыпает.

Самый маленький –шалун –

Все, все, все съедает.

А вот какие игры можно предложить детям 3-4 лет.

«Моя семья»

Этот пальчик –мамочка,

Этот пальчик –папочка,

Этот пальчик –дедушка,

Этот пальчик –бабушка,

Этот пальчик –я.

Вот моя семья!

В начале игры все пальцы сжаты в кулак. Во время чтения каждой строчки ребенок с помощью взрослого или самостоятельно по одному разгибает пальчики. На последней строчке пальчики «радуются» - вся кисть руки поворачивается влево-вправо.

« Этот пальчик»

Этот пальчик хочет спать,

Тот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, тише, не шумите,

Братцев вы не разбудите…

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора!

В соответствии с текстом по очереди загибаются, начиная с мизинца, пальцы одной руки. На последних двух строчках все пальчики разгибаются, рука ритмично сжимается в кулак и разжимается.

Очень важно, чтобы ребенок научился выполнять движения, необходимые по сюжету игры, пальчиками сначала одной, а потом и другой руки. Для этого каждую игру можно повторить дважды.

 Для детей 4-5 лет в игры можно включить и более сложные движения. Кроме того, в них дети постепенно усваивают названия пальчиков.

«Дружные пальчики»

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну, а этот –средний, длинный,

Он как раз по середине.

Этот – указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец хоть не длинный,

Среди пальцев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

        В начале игры пальцы руки раскрыты, а дальше в соответствии со стихотворным текстом они по одному загибаются в кулак. На последние две строчки выполняется ритмичное сжимание и разжимание пальцев руки.

        Не требуйте заучивания стихотворного текста, сопровождающего игру. Не огорчайтесь, если вначале малыш будет путать названия пальчиков –не сразу, но постепенно он их обязательно запомнит.

Стихи для пальчиковых игр можно придумывать вместе с детьми. Вот, например, какую стихотворную игру для своих воспитанников 5-7 лет сочинила педагог Г.В. Селиванова.

«Ладошки»

У меня есть две ладошки:        Кисти рук находятся на уровне груди, пальцы

Поиграем-ка немножко!        ритмично сжимаются в кулак и разжимаются.

Хлопнем раз, хлопнем два,        Делаются два хлопка.

Можно хлопать до утра!                Делается четыре хлопка.

Делай раз –вот вам и стол,        Правая ладонь сжимается в кулак, на нее сверху кладется раскрытая ладонь левой руки.

Делай два –вот вам и пол,        Раскрытые ладони обеих рук сближаются, поворачиваются вниз и располагаются параллельно полу.

Вот и бочка,        Слегка сгибаются пальцы левой руки в кулак, оставляя сверху отверстие.

Вот и мяч        Кисти рук округляются, одноименные пальцы рук смыкаются.

Вот и тепленький калач.        Раскрытые ладони обеих рук сближаются и поворачиваются вверх, большие пальцы загибаются к середине.

А вот мост,        Руки поднимаются вверх ладонями друг к другу; пальцы сгибаются, кончики среднего и безымянного соприкасаются.

Вот –кошка.        Правая рука поднимается вверх, ее средний и безымянный пальцы прижимаются большим пальцем к ладони, указательный палец и мизинец слегка сгибаются.

Отдохни, ладошка!                Проводится ритмичное встряхивание рук.

Следует помнить, что проведение пальчиковых игр, должно нравиться ребенку, доставлять радость и удовольствие. Их продолжительность обычно не превышает 5 мин. в день.

Можно попробовать рассказать с помощью пальчиков ребенка любое понравившееся ему стихотворение. Подумайте, как можно «проиллюстрировать» вот такие стихи. Пофантазируйте вместе с ребенком над подбором движений.

Девочки и мальчики,

Разомнем-ка пальчики!

Чтоб скорее их размять,

Надо сказку показать.

Пусть покажут пальчики

Сказку нам про зайчика.

у зайки ушки - на макушке,

Он сидит в своей избушке.

Смотрит он в окно-

Не идет ли кто?

Под окном собачка лает

 И ушами шевелит,

Глазками она моргает,

Домик зайца сторожит.

Можно играть с пальчиками и без стихотворного сопровождения. Покажите ребенку, как пальчики одной руки умеют здороваться друг с другом: кончик большого пальца поочередно касается кончика указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

Потом предложите точно также научить здороваться пальчики другой руки. В завершение можно показать, как могут здороваться друг с другом пальцы обеих рук –большой с большим, указательный с указательным и т.д. С этой своеобразной пальчиковой гимнастики можно начинать каждое утро.

Очень полезно (и весело!) заниматься с ребенком «конструированием» из пальчиков. На первых порах инициатива здесь должна принадлежать взрослому. Именно он показывает, как сделать только с помощью рук лодочку (прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их), цветок (прижать запястья рук друг к другу, ладони развести в стороны, пальцы рук округлить), очки, улитку или зайчика. А дальше можно не только вместе с ребенком придумывать все новые и новые способы показа разных предметов, но и загадывать друг другу загадки: «Угадай, какой предмет я показываю?»

Стимуляция двигательной и речевой функции способствуют разнообразные практические действия:

–вкладывание друг в друга полых кубиков, призм, полycфep разной величины (игры с вкладышами) – с 1 года;

–перебор крупных деревянных бус – с 1-1,5 лет;

–сборка деревянных или  пластмассовых пирамидок – с 1,5 лет;

–выкладывание из крупной мозаики разноцветных или одноцветных дорожек –с 1,5 - 2 ,лет;

–шнуровка (плоские фигурки игрушек «прошиваются» шнуром по дырочкам) –с 2-3 лет;

–изготовление поделок из пластилина, конструктора, природных материалов – с 2,5-3 лет;

–обведение изображений предметов по контуру, их штриховка в разных направлениях – с 3-4 лет;

–наматывание толстых ниток в клубок – с 3-4 лет;

–завязывание и развязывание узелков на веревочках, тесьме, ленточках разной толщины – с 4-5 лет и т.д.

Когда после тренировок в соответствии с приведенными рекомендациями вы вновь предложите ребенку тест, его результат непременно будет выше. Регулярные игры и упражнения для пальчиков не только стимулируют развитие речевой функции, но и будят детское воображение, фантазию, а также незаметно готовят руку ребенка к предстоящему в школе овладению письмом.