Используемые технологии

Дабаева Майя Владимировна

Методы, формы организации деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_metody_raboty.docx36.41 КБ
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и формы  организации деятельности

учителя – логопеда в ДОУ

Учитель-логопед

Дабаева М.В.

Методы логопедического воздействия

В соответствии с Федеральными государственными стандартами дошкольного образования (ФГОС) и Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) содержание коррекционно-развивающей работы  в ДОУ, направлено на обеспечение коррекции различных речевых нарушений у  детей, оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы дошкольного образования, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации.   Коррекционно-развивающая работа  включает выбор оптимальных для развития воспитанников  методов в соответствии с  их индивидуальными образовательными потребностями.

В логопедической работе использую различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др.

Практические методы: дидактические игры, коммуникативные игры, словесные игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды,  подвижные игры.

Упражнения творческого характера предполагается использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале. Так, при формировании звукового анализа и синтеза определение последовательности звуков сначала дается с опорой на вспомогательные средства (фишки, модели), а в дальнейшем только в речевом плане, т.к. усвоение действия звукового анализа переносится в новые условия. Действие звукового анализа считается сформированным, если оно может выполнятся во внутреннем плане (ребёнок самостоятельно придумывает слова с определённым звуком, количеством звуков, отбираются картинки или предметы, в названии которых имеется данный звук и т.д.)

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами.

Согласно ФГОС  ДО ведущим  видом  деятельности является  игра.  Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных способностей. В процессе исправления речевых дефектов и воспитания личности ребенка в целом моделируются различные ситуации речевого общения, которые лучше всего и легче воспринимаются ребенком в ходе игры. Например, дидактические игры воспитывают у детей неторопливый темп речи, совершенствуется звукопроизношение, увеличивается словарный запас, отрабатываются грамматические категории, развивается связная речь, дети учатся фиксировать свое внимание на правильной речи (собственной и речи сверстников и педагогов). Дидактические игры разнообразны по форме и содержанию, но их общей задачей является организация и направление деятельности детей, обучение и развитие ребенка. Подвижные игры способствуют развитию у детей общей моторики, правильного дыхания и голоса, звукопроизношения, координации речи с движением. Игры на развитие фонематического восприятия развивают речевой слух. Игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.

Использование различных игр  определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психическими особенностями детей.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в логопедической работе. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей  позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.

В своей практике  я использую метод моделирования, например, при формировании звукового анализа и синтеза - графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова. Использование артикуляционных моделей способствует коррекции звуковой стороны речи, развитию мыслительных операций и более прочному запоминанию материала. В них заложена информация о характеристике звука. При работе над артикуляционной моторикой использую  наглядные модели – картинки- символы упражнений.
Метод наглядного моделирования  применяю в процессе разучивании стихотворений, чистоговорок, при обучении рассказыванию детей.  Использование моделей позволяют мне сформировать у детей способность видеть главные свойства и признаки предметов, связно высказываться, не пропуская основных деталей предметов, осознать построения текста, осмыслить его содержание, облегчить и ускорять процесс запоминания и усвоения материала.

Наглядные методы - формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.

Наблюдение - применение картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, с показом артикуляции звука, упражнений.

Наглядные средства должны:

  • быть хорошо видны всем;
  • подобраны с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;
  • соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции;
  • сопровождаться точной и конкретной речью;
  • словесное описание объекта должно способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, развитию речи.

Использование пособий помогает реализовать следующие цели:

  • коррекцию нарушений сенсорной сферы (представлений о цвете, форме, величине и т. д.),
  • развитие фонематического восприятия (на картине найти предметы, в названиях которых имеется отрабатываемый звук),
  • развитие звукового анализа и синтеза (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков),
  • закрепление правильного произношения звука,
  • развитие лексического запаса слов,
  • развитие грамматического строя,
  • развитие связной речи (составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).

Воспроизведение аудиозаписей. Аудиозаписи речи самих детей используются для анализа, для выявления характера нарушения, для сравнения речи на различных этапах коррекции, для воспитания уверенности в успехе работы. Аудиозаписи рассказов для  развития речевого слуха, внимания, памяти, формирования навыков связной речи в  процессе беседы, пересказа.

Словесные методы определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия. Чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, предварительная, обобщающая, итоговая беседы, рассказывание без опоры на наглядный материал.

Словесные приемыпоказ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы. Например, при постановке звука наряду с показом логопед использует объяснение правильной его артикуляции, обращает внимание на положение языка, губ, сопровождает показ пояснениями.

Метод мотивации и стимулирования, интегрированный, проблемно-поисковый (вопросы, ситуации, задачи).

Большое значение в логопедической работе имеет педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения. Она способствует совершенствованию качества коррекционного процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.

Средства  реализации коррекционно-развивающей работы:

 демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные

(используемые детьми);

 визуальные (для зрительного восприятия), аудийные (для слухового

восприятия), аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия);

 естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);

 реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но

возможные) и др.

 С точки зрения содержания дошкольного образования, имеющего, деятельностную основу, целесообразно использовать средства, направленные на развитие деятельности детей:

 игровой (игры, игрушки);

 коммуникативной (дидактический материал);

 чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского

чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);

 познавательно-исследовательской

(натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);

 трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);

 продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации,

рисования и конструирования, в том числе строительный мате риал,

конструкторы, природный и бросовый материал);

 музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты,

дидактический материал и др.).

 реализации программы применяются не только традиционные (книги, игрушки, картинки и др.), но и современные, а также перспективные дидактические средства, основанные на достижениях технологического прогресса (например, электронные образовательные ресурсы, такие как электронные презентации и обучающие компьютерные игры ). Также следует отметить, что они должны носить не рецептивный (простая передача информации с помощью ТСО), а интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребёнка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи повышает эффективность коррекционно-развивающего воздействия, оптимизирует формирования предпосылок учебной деятельности и обеспечивает равные стартовые возможности воспитанников на этапе перехода их к школьному обучению.

Основные формы совместной деятельности и проведения занятий с воспитанниками.

Коррекционно – развивающая работа в условиях логопедического пункта ДОУ  предусматривает: проведение индивидуальной и подгрупповой логопедической работы, обеспечивающей системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у дошкольников с  различными нарушениями речи), удовлетворение особых образовательных потребностей; достижение уровня речевого развития, оптимального для ребенка и обеспечивающего возможность использования освоенных умений и навыков в разных видах детской деятельности и в различных коммуникативных ситуациях; обеспечение коррекционной направленности при реализации содержания образовательных областей и воспитательных мероприятий.

Основными формами совместной деятельности  взрослого и детей в условиях логопункта являются индивидуальная и подгрупповая деятельность.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. Дети с ФНР и ФФНР занимаются с логопедом 2 раза в неделю, с ОНР – 2-3 раза в неделю. 

Основная цель  индивидуальной деятельности - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии. Логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю над качеством звучащей речи, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);

Задачи и содержание индивидуальных занятий:

- развитие артикуляционного праксиса;

- фонационные упражнения;

- уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-слоговых сочетаниях;

- вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;

первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

Подгрупповая деятельность направлена на формирование навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Число детей в подгруппе от 2 до 4 человек. Состав детей в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребёнка.

Задачи и содержание подгрупповых занятий:

- закрепление навыков произношения изученных звуков;

- отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;

- воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков; расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;

- закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учётом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

В соответствии с СанПин продолжительность подгрупповых занятий составляет: с детьми 6-го года жизни 20-25 минут; с детьми 7-го года жизни -  25-30 минут.

Занятия в подвижных микрогруппах представляют возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, как правило, объединяю детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков, возрастает возможность включать упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировывать детей с учетом всего объема речевой работы. Одновременно на занятия в подвижных микрогруппах происходит закрепление лексико – грамматических категорий, работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия. Работа в микрогруппах позволяет провести автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи, в различных ситуациях речевого общения, игровой деятельности, коммуникативной деятельности, познавательно- исследовательской  деятельности.

Как показывает опыт, только активное участие самого ребёнка в коррекционном процессе может создать оптимальные условия для речевого и личностного развития, дальнейшей социализации. В связи с этим на логопедических занятиях создаю различные ситуации общения, активизирующие не только речевую, но и речемыслительную деятельность детей. Использую различные игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, подвижные и т. д.)

Занятия провожу в игровой и занимательной форме, обеспечивая смену деятельности, используя различные методы и приёмы. Формирую у детей умений работать в подгруппе, в паре,  тройке, умение слушать и слышать товарища, проводить оценку и самооценку.  

Положительной практикой стало проведение таких занятий, в ходе которых детям не сообщается то, чем они будут заниматься, какие выполнять упражнения. На начальном этапе предлагаю выполнить задание, которое позволит ребёнку самостоятельно определить содержание и тему предстоящего занятия. Сотрудничество становиться тактикой общения.

Задания для каждого ребёнка подбираю с учётом их сложности, поэтапного формирования умственных действий и его речевых возможностей. Часто предлагаю ребёнку самому выбрать задания, которое хотелось бы выполнить. На занятиях использую продуктивную деятельность детей: рисунки, графические изображения, нарисованные детьми, позволяют им самостоятельно запомнить стихотворение, описать предмет, составит рассказ, соблюдая последовательность изложения.

Коррекционно-образовательная работа осуществляется в различных видах детской деятельности:

-игровой;

-коммуникативной (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками);

-познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними).

Особое внимание уделяется построению образовательных ситуаций. Вариативные формы организации деятельности детей учитывают их индивидуально-типологические особенности. Коррекционно-развивающая работа проводится в процессе занятий, экспериментирования, подвижных, дидактических, театрализованных игр и т. д.



Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Учитель-логопед

Дабаева М. В.

        Здоровьесберегающие технологии,  используемые в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение задачи - сохранения, поддержания и обогащения здоровья воспитанников в детском саду. Эти технологии занимают одно из важнейших направлений в психолого-педагогическом сопровождении педагогов в условиях реализации ФГОС ДО. Одной из основных целей работы дошкольных учреждений является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья: физического, психического, социального и духовно-нравственного.

В связи с увеличение  количества детей со стёртой дизартрией, поступающих на логопункт детского сада, как правило, часто болеющих  возникла необходимость использования таких технологий,  которые были бы направлены не только на коррекцию устной речи детей, а также на нормализацию  их  психического и физического состояния.  

Выраженная либо рассеянная неврологическая симптоматика у детей со стёртой дизартрией проявлялась, прежде всего, в двигательных расстройствах: изменениях мышечного тонуса, нарушении координации движений, нарушении равновесия, несформированности общей, мелкой и артикуляционной моторики. Возросло число эмоционально лабильных детей, даже незначительные затруднения вызывают у них смену настроения, раздражительность, плаксивость. С психологической точки зрения у многих  воспитанников отмечалась эмоционально-волевая незрелость, нарушения внимания, памяти, познавательной деятельности, коммуникативные трудности. Соматическая ослабленность детей, влекла за собой многочисленные пропуски  по болезни, которые значительно задерживали процесс коррекции нарушений речи ребенка. Для того чтобы решить эти проблемы  и оптимизировать работу в условиях логопункта я изучила и внедрила в свою  коррекционную деятельность здоровьесберегающие технологии.

 Включение инновационных здоровьесберегающих технологий в коррекционно логопедическую работу с детьми дошкольного возраста помогает более эффективно исправлять их речевые нарушения, а также делать занятия более интересными и необычными.

Решая проблему применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения речи, я поставила перед собой следующие задачи:

- обобщить и систематизировать рекомендации различных авторов по кинезиологии, психогимнастике, логоритмике, развитию артикуляционной, общей и  мелкой моторики;

- адаптировать  комплексы упражнений к условиям детского сада;

- проанализировать результативность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми имеющих нарушения речи.

Главным критерием результативности всех здоровьесберегающих технологий, применяемой в моей педагогической практике, считаю их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья и готовность ребенка  в дальнейшем лучше адаптироваться  к  школьной среде и окружающей жизни. Их можно  условно разделить на следующие виды:

Виды здоровьесберегающих технологий.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Технологии обучения здоровому образу жизни

Коррекционные технологии

 Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики

(Р.Г. Бушлякова)

Игротерапия

Логопедический массаж

Фонетическая и логопеди-ческая ритмика (Е.А. Алябьева, А.Е. Воронова)

Гимнастика: дыхательная,

пальчиковая,  для глаз

Коммуникативные игры

Сказкотерапия

Подвижные игры, динамические паузы,

игры с мячом

Самомассаж лица, языка,  ушей, кистей и пальцев рук

Психогимнастика  (М.И. Чистяковой; А.Л.Сиротюк)

Релаксация

Су-Джок терапия

Песочная терапия

Кинезиологические методы и приемы

Технологии музыкального воздействия

Практическое применение  данных технологии показало эффективность их воздействия на разных этапах коррекционно-речевой работы. Применение артикуляционной гимнастики с  функциональной нагрузкой, с элементами  биоэнергопластики  ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

     Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Логопед может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение, ориентируясь на индивидуальные возможности детей.

«Улыбка»- «Трубочка»- чередование движений – ладони развести в стороны, затем соединить.

“Качели” - движение ладоней обеих рук с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.

“Индюк ” – движение ладоней вперед - назад.

По мере усвоения детьми  одновременных движений языка и рук  для развития  общей моторной координации эффективно добавлять движения тела: шаги на месте,  шаги вперёд-назад, приставные шаги, «пружинки» -полуприседания , прыжки, наклоны туловища влево –вправо и т.д.

Например: «Лошадка»- цоконье языком, сопровождается прыжками и хлопками по коленям. В упражнение «Часики» добавляется движение рук влево – вправо с одновременными наклонами туловища.

Для создания эмоционального комфорта артикуляционная гимнастика  выполняется  под музыку.

Детей и родителей обучаю приёмам самомассажа лица, языка. Такой самомассаж делается с целью улучшить кровообращение и увеличить пластичность, гибкость  мышц языка, губ, щёк. Особенно необходим детям с дизартрией.  При систематическом выполнении артикуляционного самомассажа увеличивается эффективность коррекционной работы.

Рекомендации по проведению самомассажа:

  • Длительность самомассажа для дошкольников составляет 5-10 мин.
  • Каждое движение выполняется 5- 6 раз.
  • Перед проведением самомассажа ребёнок должен вымыть руки и лицо, согреть (растереть друг о друга) руки.

Родители могут дома повторить процедуру самомассажа, выполняя различные упражнения несколько раз в день.  Самомассаж  рекомендую проводить  в  игровой форме.

Самомассаж для лица и шеи

Цель массажа – научить детей расслаблению мышц лица и шеи при выполнении массажа перед зеркалом.

Представим, что мы индейцы, наносящие боевую раскраску.

  1. «Рисуем» линии от середины лба к ушам сильными движениями – повторяем 3 раза.
  2. «Рисуем» линии от носа к ушам, при этом широко расставляем пальцы – повторяем 3 раза.
  3. «Рисуем» линии от середины подбородка по направлению к ушам – повторяем 3 раза.
  4. «Рисуем» линии на шее по направлению от подбородка к груди – повторяем 3 раза.
  5. «Пошел дождик» - легонько постукиваем пальцами по лицу, как будто играя на пианино.
  6. «Вытираем с лица потекшую краску», легонько проводя по лицу ладонями, предварительно разогрев их, потерев друг об друга.
  7. «Стряхиваем с рук оставшиеся капельки воды», опустив руки вниз.

Самомассаж мышц языка.

Цель: нормализовать тонус, улучшить кровообрашение, подвижность мышц языка.

                       

                          Язычок погладим ласково губами,

                         А затем похлопаем бережно губами,

                          Язычок погладим ласково зубами,

                          А затем похлопаем бережно зубами.

                         Пожуём один бачок, пожуём второй бочок.

Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Дыхательная гимнастика.  Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, работа по преодолению нарушений речи носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Для этого использую статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох,  рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.

     Например, упражнения: «Задуй упрямую свечу» - в руке цветные полоски бумаги, левую ладонь положить на живот, вдохнуть ртом, надуть живот, затем длительно выдыхать- «гасить свечу». «Рыбки»- на уровне рта ребенка подвесить на ниточках разноцветные рыбки. Дети стоят напротив рыбок. Сделать вдох,  на выдохе подуть на рыбок, они «плывут».

    Можно использовать упражнения с мячом. Например: и.п.: стоя, мяч в опущенных руках. Поднять мяч над головой на вытянутых руках (вдох), наклонить туловище вправо (выдох). Выпрямиться (вдох), наклон влево (выдох). Выполнить по 2 раза в каждую сторону, руки опустить вниз. Темп средний.

Для развития длительности и силы речевого выдоха у детей использую компьютерную логопедическую программу «Игры для Тигры»  - упражнения модуля «Дыхание» позволяют отрабатывать плавный, длительный или короткий, резкий выдох, необходимые для формирования правильного звукопроизношения, отслеживать момент включения дыхательной или голосовой активности. Кроме того программа предоставляет возможность измерения длительности речевого выдоха и голосовой активности.  Наличие регулировки параметра чувствительности микрофона позволяет учитывать актуальное состояние просодичеких характеристик речи ребёнка и зону ближайшего развития, проводить коррекционную работу в соответствии с его индивидуальными возможностями и коррекционно- образовательными потребностями. Играя, с Тигрёнком ребёнок учиться правильному речевому выдоху в игровой форме, создается благоприятный эмоциональный фон, у детей появляется уверенность в своих силах. Также использую аэробол и свисток «Паровозик» и др.

     Оздоровительные приёмы  (гимнастика для глаз, упражнения для формирования правильной осанки) на логопедических занятиях  я применяю параллельно с артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастикой, релаксацией, физкультминутками и динамическими паузами, играми с мячом, самомассажем.

Элементы психогимнастики включаю в занятия с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия, снятия психоэмоционального напряжения, закрепления положительного настроения, тренировки психомоторных реакций (мимики, пантомимики, тактильной моторики). Через телесные превращения дети актуализируют и формируют представления о  свойствах предметов, природных явлениях, повадках животных. У детей уточняются и формируются представления о различных эмоциональных состояниях и личностных особенностях человека; развивается воображение: расширяется словарный запас; снимается мышечное напряжение; формируются мимические и пантомимические навыки. Для этого использую стихотворные речевые игры, которые сами по себе создают игровую атмосферу.  При выполнении психогимнастических этюдов для лучшего перевоплощения в образ перед ребёнком желательно держать картинку, пиктограмму с эмоциями, игрушку.

В коррекционно - логопедической работе активно использую приемы Су - Джок терапии в качестве самомассажа с целью общего укрепления организма и развития мелкой моторики пальцев рук. В своей практике я применяю массажные шарики Су – Джок  в комплекте с массажными металлическими кольцами для воздействия на биологически активные точки, стимулирования зон коры головного мозга. Су-Джок  терапия эффективна, а главная безопасна, может помочь каждому ребенку быть всегда здоровым. Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, использую стихотворные тексты и специально подобранную  детскую музыку. Прокатывая массажный шарик между ладонями, дети  массируют руки, повторяют слова и выполняют соответствующие  тексту движения:

Меж ладоней мяч катаю

Взад-вперед его гоняю.

Крепко, крепко прижимаю                    

На ладошку положу,

И по кругу покачу.

Им поглажу я ладошку,                
А потом сожму немножко.

Раз –два  -три – четыре  -пять.

Надо руки поменять

И движенья повторять.
А теперь последний трюк –

Мяч летает между рук.

(переброс мяча из руки в руку).

Одновременно с массажем рук и пальцев осуществляю автоматизацию поставленного звука в слогах,  словах, речи. При работе с определённым звуком во время массажа кольцами  (шариком) проговариваем слоги, слова, чистоговорки, стихотворения с закрепляемым звуком. Применение Су-Джок   массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, оптимальной речевой работе с ребёнком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

        Предлагаю  использовать в коррекционной деятельности еще одну методику, которая позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширяет границы возможностей его мозга. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.

              Анализируя  результаты работы, можно сделать следующие выводы: система работы по оздоровлению дошкольников с нарушениями речи  в  условиях логопункта  детского сада позволила:

- повысить сопротивляемость организма у детей, значительно уменьшить число частоболеющих детей, посещающих логопункт;

- вызвать благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе;

- значительно повысить речевую активность и коммуникативную направленность речи;

- повысить социальную активность, что подтверждается участием детей в городских мероприятиях;

- включить родителей в единый воспитательно-образовательный процесс, что значительно повысило его эффективность.

Использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию и достижению устойчивого результата в более короткие сроки, помогает достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых и психологических трудностей, но и в осуществлении общего оздоровления детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алябьева Е.А Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. М., 2005. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
  2. Алябьева Е.А Как научить ребёнка запоминать стихи: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2010
  3. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие. СПб: «Детство-Пресс», 2008 г.
  4. Игротерапия в логопедии: психогимнатические превращения/ С.В. Исханова. –Изд.

2-е- Ростов н/Д: Феникс, 2015.

  1. М.Ю.Картушина. Логоритмические занятия в дет. саду. М.:Сфера, 2003 г.
  2. Леонова С.В. Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов// Логопед. 2004. № 6. С. 83.
  3. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. Пермь. 2008.
  4. Сотникова В.Н. Подвижные игры в работе с детьми с ОНР //Логопед. 2011. № 1. С. 3239-30.
  5. Панферова И.В. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике //Логопед. 2011. № 2. С. 17-30.
  6. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990