Логопедический калейдоскоп. Международный День грамотности

Тукиш Татьяна Федоровна

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

8 сентября весь мир отмечает День грамотности. Его учредило ЮНЕСКО по рекомендации Всемирного конгресса министров просвещения по вопросам ликвидации неграмотности. Открытие прошло в Тегеране (Иран) 8 сентября 1965 года.

Главная идея праздника — распространять грамотность, чтобы расширить права и возможности человека. По данным ЮНЕСКО, более 260 миллионов детей в мире не получают школьного образования и около 617 миллионов не умеют читать и считать. Есть также и 750 миллионов взрослых, которых так этому и не научили. 

Кстати, если вы не придаете грамотности особого значения, предлагаем почитать статью «Грамотность. Нужна ли она в современном мире», где мы рассказываем о том, почему каждый человек должен быть грамотным и образованным. 

https://4brain.ru/blog/gramotnost-nuzhna-li-ona-v-...

Немного статистики по России:

  • По данным ООН, Россия занимает 15 место по уровню грамотности населения.
  • В русском языке около 500 тысяч слов.
  • В лексиконе среднестатистического россиянина около 10 тысяч слов.
  • В повседневной жизни мы используем только 2–3 тысячи слов.
  • Запуск «Тотального диктанта» повысил интерес общественности к грамотности.

Но во всём мире есть люди, которым грамотность не даётся на физическом уровне. Это дислексики. 

Что такое дислексия

Дислексия — это трудность в понимании отдельных букв и слов, которые человек не может сопоставить со звуками. Так происходит из-за несформированности или распада психических функций.

Проявляется в стойкости, типичности и повторяемости ошибок при чтении и письме:

  • смешение и замены звуков, например, С — З;
  • побуквенное чтение, например, м-а-м-а;
  • искажение слоговой структуры, например, «обко» или «локооб» вместо «облако»;
  • аграмматизмы, то есть трудности в восприятии предложений, например, «мальчик шёл, и вот он упал, и вот он встал, и вот это улица, вот так было»;
  • невозможность поиска слов и букв, ответа на вопрос «О чём текст?»;
  • бедность словарного запаса;
  • неточность понимания и употребления слов.

Небольшая статистика:

  • среди детей с нормой интеллекта дислексиков около 5%, а среди детей с задержкой психического развития и тяжёлыми речевыми нарушениями — около 50%;
  • на пять мальчиков-дислексиков приходится всего одна девочка с таким же диагнозом.
  • Современная логопедия различает дислексию — частичное нарушение и алексию — полную невозможность овладеть навыком чтения. И то и другое может быть изолированно, то есть только такое нарушение, но чаще в сочетании с дисграфией — нарушением письма, когда ребёнок путает или пропускает буквы.