Интернет - проект ""Я ПОМНЮ, Я ГОРЖУСЬ!" "Зарница" Интернет - проект "Педагоги и наставники"

Смирнова Валентина Николаевна

Предварительный просмотр:

Команда «Наследники Победы»

Эссе «Музыка артиллерийского наступления»

   Мы хотим остановиться на таком военном понятии, как артиллерийское наступление. Оно имеет прямое отношение к Василию Ивановичу Казакову.

С июля 1942 года он - начальник артиллерии Брянского фронта. С октября 1942 года сражался в Сталинградской битве, будучи начальником артиллерии Сталинградского и Донского фронтов.

   Проведём сразу две параллели. Первая: артиллерийское наступление и вариации, и вторая параллель: артиллерийское наступление и песня на стихи  Михаила Львова и музыку Александры Пахмутовой «Поклонимся великим тем годам», исполненная Иосифом Кобзоном.

https://www.youtube.com/watch?v=HwUtxDBuJKQ

   Важным этапом в боевой службе В.И. Казакова явилась Сталинградская битва. Генерал Рокоссовский, получив назначение на должность командующего Донским фронтом, попросил Ставку перевести к нему и Казакова. Перед новым командованием была поставлена задача: оказывая Сталинграду помощь сковывающими ударами, одновременно готовить войска к контрнаступлению. Артиллерии предстояло не только уничтожить живую силу врага, но и обеспечивать своим огнем поддержку атакующих. Подобные действия еще в начале года получили название артиллерийского наступления. Однако если в проведённых до этого наступательных операциях были намечены как бы его контуры, то в предстоящем контрнаступлении было решено осуществить его с наибольшей эффективностью.C:\Users\Пользователь\Pictures\images.jpg

   Это очень похоже на вариации, используемые в искусстве, в музыке. Так  много динамики, движения. Что же такое «вариация»? Это такая форма в музыке, основанная на повторности, но не точной, а видоизменённой. Сущность её заключается в том, что первоначальная тема, связанная с каким – либо образом, развиваясь, показывает образ в динамике, подобно тому, как в динамике мы постепенно узнаём  любое явление жизни.

   А что такое артиллерийское наступление? Артиллерийское наступление — это боевые действия артиллерии в наступательной операции с целью надёжного подавления обороны противника и непрерывной поддержки стрелковых войск (пехоты) и танков массированным артиллерийским огнём. Практически одно и то же: «вариации» в музыке и «артиллерийское наступление» на войне.

   Разработали указания по боевому применению артиллерии с учётом обстановки на Донском фронте начальник артиллерии генерал-лейтенант B. И. Казаков и его начальник штаба полковник Г. С. Надысев. На артиллерию возлагалась задача проложить дорогу пехоте и танкам через укрепления противника, подавить и уничтожить его огневые средства и живую силу.

   19 ноября 1942 года в 7 часов 30 минут залпы более 15 тысяч орудий и минометов, в два раза больше, чем в контрнаступлении под Москвой, возвестили миру о начале нового этапа в ходе Великой Отечественной войны. Началось историческое контрнаступление советских войск под Сталинградом. https://www.youtube.com/watch?v=BjN9Q6YdEDc

Погода была крайне неблагоприятной. Над землей висел густой туман, поэтому на авиацию рассчитывать не приходилось. Успех прорыва вражеской обороны теперь в значительной степени зависел от артиллерии, от её организованности, мощности и точности огня.

   Воздух вздрогнул от грома артиллерийской канонады, которая одновременно началась на всём фронте. В небе появились эскадрильи нашей бомбардировочной и штурмовой авиации.

   Звуки выстрелов и разрывов артиллерийских снарядов, мин и авиационных бомб слились в сплошной гул. Потери, нанесенные противнику огнём нашей артиллерии, минометов и авиации, были весьма значительны.  

   Чтобы добиться одновременного открытия огня всеми имеющимися средствами, были введены некоторые неуставные команды (заметим, что они прочно вошли в практику и применялись до конца войны). За пять минут до начала артиллерийской подготовки прозвучала команда «Оперативно!», означавшая прекращение переговоров по всем линиям связи. Затем последовала команда «Зарядить!», за нею – «Натянуть шнуры!».

   Это был волнующий момент. Тысячи расчётов застыли у орудий, ожидая конечной команды «Огонь!». Едва она прозвучала, как в небо взмыли ракеты. Ровно в 7 часов 30 минут тихое туманное утро потряс гигантский залп и на врага обрушился ураган артиллерийского огня. Ни одно из сражений не знало артиллерийской подготовки такой силы. Воздух и земля содрогались от грохота многих тысяч выстрелов и вторивших им разрывов. И было от чего содрогаться: во время первого огневого налёта каждую минуту производилось по пять-шесть тысяч выстрелов. С наблюдательного пункта было видно, как наша артиллерия перепахивала оборону противника. В воздух поднимались столбы пыли и земли, обломки наблюдательных пунктов, блиндажей и землянок. Картина была просто феерическая. Совсем как приём «вариаций» в музыке!

   Уже к середине артиллерийской подготовки многие подразделения противника начали покидать окопы и блиндажи, ища спасения в глубине своей обороны. В 8 часов 50 минут в атаку пошла наша пехота. Первую линию вражеской обороны, значительно разрушенную артиллерийской подготовкой, она прорвала сходу. Однако отошедшие части противника закрепились на заранее подготовленном рубеже, и вновь в дело была пущена артиллерия. Тяжелые орудия поражали противника с закрытых позиций. Большое количество других орудий было выдвинуто в боевые порядки пехоты. Артиллеристы расстреливали врага в упор.

   На Донском фронте артиллерией командовал Василий Иванович Казаков. Он вспоминал: «Воздух наполнился треском выстрелов, которым, как эхо, вторили звуки разрывов в расположении противника. Земля дрожала под ногами, как при землетрясении. Наблюдать за полем боя в бинокль невозможно было: всё плясало перед глазами. Огневой налет длился 15 минут. И враг не выдержал. Как только утихла огненная буря, по балкам и кустарникам нескончаемым потоком потекли к нам вереницы немецких солдат и офицеров с поднятыми руками. Остатки вражеских войск сдавались в плен. И все они в один голос признавали, что их «взяла артиллерия». Первый же допрошенный пленный, еще не оправившийся от потрясения, сказал, что во время огневого налета «целые батальоны опускались на колени и молились богу, прося о спасении от огня русской артиллерии».

   Наступление продолжалось и в последующие дни во всех армиях Донского фронта, пока наконец вражеская группировка в районе Сталинграда не была окружена и разгромлена. В боях под Сталинградом зенитная артиллерия сбила 223 вражеских самолёта и большое количество самолётов вывела из строя.

   Так закончилась одна из величайших битв в истории войн – битва за Сталинград. В боях под Сталинградом особенно ярко выявилась роль артиллерии в современной войне как самого грозного оружия, как главной ударной силы Советской Армии. На примере Сталинградской битвы стало видно, в каких широких масштабах нужно применять артиллерию для достижения победы в современной войне. Сталинградская победа показала, как возросло военное мастерство наших солдат, офицеров и генералов.

   Очень многое зависело от руководителей боевыми действиями, в том числе и от нашего земляка Василия Ивановича Казакова. Он вёл за собой массы, ему верили и за ним шли. Он был «дирижёром» своего «артиллерийского оркестра», только не на сцене, а на поле боя. Есть ещё такое военное выражение «театр действий». Значит, поле боя и сцена театра схожи?! У каждого своя роль. Роль Василия Ивановича Казакова трудно переоценить, она бесценна.

   Сталинградской битве посвящена песня «Поклонимся великим тем годам». В словах Михаила Львова мы слышим ту же экспрессию, нарастание чувств и эмоций. Они полны патриотизма. И слова, и музыка, и, конечно же, исполнение Иосифа Кобзона – похожи на артиллерийские залпы, на артиллерийское наступление. Голос Иосифа Кобзона звучит магически. Он звучит так же, как  гром артиллерийской канонады. Он призывает нас помнить о подвиге и рядовых, и славных командиров, не забывать ни мёртвых, ни живых. И мы «всем миром, всем народом, всей землёй» отдаём поклон «тем славным командирам и бойцам» за «тот великий бой»!

   Итак, можно сделать вывод: такой тактический манёвр, как артиллерийское наступление,  перекликается с художественным приёмом в музыке – с формой «вариации», также со словами и музыкой песни «Поклонимся великим тем годам» и, несомненно, с голосом Иосифа Кобзона.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ Кочуновская ООШ 5 этап проекта «Я помню, я горжусь!» "Личность и искусство" Команда «Наследники Победы»

Слайд 2

Содержание: Фотоальбомы Литература Скульптура Видеофильмы. Телесюжеты Имя В.И.Казакова в названиях улиц Радиопередачи Фонд памяти полководцев Победы Учебные заведения Музеи Военно-спортивные игры для детей Бутурлинские чтения имени маршала В.И.Казакова Источники

Слайд 3

Фотоальбомы Презентация фотоальбома «Маршал артиллерии КАЗАКОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ» Бутурлинский историко-краеведческий музей, 5 мая 2005 года Cлева-направо : глава администрации Бутурлинского района Н.Е. Соловьева, ветеран ВОВ Кусков К.А., Казакова Т.В. Командный состав 16-го легкого артиллерийского дивизиона 6-й стрелковой дивизии. Брянск, 1921 г. Фотоальбом. 1916–1930-е годы

Слайд 4

Литература Карпенко В.Ф. Маршал Казаков Полоса газеты « Бутурлинская жизнь» от 06.05.2008, посвященная Дню Победы и приближающемуся 110-летию со дня рождения маршала артиллерии, Героя Советского Союза В.И. Казакова. Менделеев Б. От рядового до маршала.

Слайд 5

Скульптура Бюст В.И. Казакова в Оренбурге . Экскурсовод музея Коннова О.Н. у бюста В.И. Казакова в историко-краеведческом музее (скульптор П.И. Гусев)

Слайд 6

Видеофильмы. Телесюжеты

Слайд 7

И мя В.И.Казакова в названиях улиц Находится в Красносельском районе Санкт Петербурга, недалеко от станции метро «Проспект ветеранов» на пересечении с проспектом маршала Жукова. Находится в Московском районе Нижнего Новгорода. переименована в 1968 г. в соответствии с постановлением правительства СССР об увековечивании памяти В.И. Казакова.

Слайд 8

Радиопередачи

Слайд 9

Фонд памяти полководцев Победы Вторая слева в первом ряду – С.П. Казакова , вдова В.И. Казакова, член Попечительского Совета Фонда. Четвертая слева в третьем ряду – С.В. Казакова , учредитель Фонда. Крайние справа в третьем ряду – Т.В. Казакова , дочь В.И. Казакова, член правления Фонда; В.А . Михайлов , внук В.И. Казакова.

Слайд 10

Учебные заведения Бутурлинская средняя общеобразовательная школа им. маршала Казакова В.И. 106 учебный центр войсковой ПВО Сухопутных войск ВС РФ, г. Оренбург

Слайд 11

Музеи Зал «Солдат России – маршал Казаков» занимает центральное место экспозиции второго этажа Бутурлинского историко-краеведческого музея. Стенд с наградами маршала артиллерии Казакова В.И. в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге

Слайд 12

В оенно-спортивные игры для детей Этап «Кубка Победы» по контуру, посвященный памяти Героя Советского Союза Василия Ивановича Казакова состоится 24 февраля 2018 года на Нижегородском ипподроме . Официально военно-спортивная игра «Зарница» была организована в СССР в 1967 году . Возглавил В.И.Казаков

Слайд 13

Б утурлинские чтения имени маршала В.И.Казакова Первые Бутурлинские чтения: «СУДЬБА МАРШАЛА – СУДЬБА РОССИИ » Были проведены в р.п. Бутурлино 8-9 ноября 2006 года и посвящены жизни и деятельности маршала артиллерии В.И. Казакова.

Слайд 14

Источники : В.И. Казаков . Артиллерия , огонь! Записки маршала артиллерии. М .: АСТ, 2008 https :// ru.wikipedia.org http:// www.marshalkazakov.ru http:// letopisi.ru http:// www.warheroes.ru


Комментарии

Никишина Елена Петровна

Уважаемая коллега, наш проект был самым лучшим, а боевой лист- самым оригинальным и современным. Благодарю Вас за сотрудничество!

Никишина Елена Петровна

Желаю Вам победы в будущих проектах!

Смирнова Валентина Николаевна

Совершенно согласна с Вами,Елена Петровна!И Вам удачи!