Г. Научно-методическая, инновационная, экспериментальная деятельность

 

4.1 Научно – исследовательская деятельность по теме самообразования

 

     Методическая тема школы: «Совершенствование методической работы школы по развитию профессионализма педагогических работников в условиях введения и реализации ФГОС».

     Тема методического объединения учителей гуманитарного цикла: внедрение новых образовательных стандартов в преподавании предметов гуманитарного цикла как условие обеспечения современного качества образования.

      Проблемы:

1. Проектирование развития универсальных учебных действий учащихся в календарно-тематическом планировании.

2. Применение системно - деятельностного подхода в обучении через организацию сотрудничества в образовательных целях и в различных формах.

3. Организация и осуществление изучения уровня развития универсальных учебных действий учащихся посредством взаимодействия метапредметных курсов и общеобразовательных дисциплин.

       Наличие программы профессионального развития

      С 2014 года работаю по теме самообразования «Формирование коммуникативных УУД на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС».

     Актуальность данной темы обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативных УУД учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, что является требованием ФГОС.

     Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Доказано, что эффективность любой человеческой деятельности зависит не только от способностей, но и от рациональных способов ее выполнения. Учебная деятельность – не исключение. Говоря о ней, В.А. Сухомлинский писал, что в подавляющем большинстве случаев овладение знаниями непосильно для ученика потому, что он не умеет учиться.

     Овладение иностранным языком происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна - две минуты говорения за весь урок. Рассчитывать на успех в таких условиях можно только в случае, если учащийся будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего урока в школе и продуктивно организовывать работу над языком дома.

     Поэтому цель моей работы: развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка посредством применения эффективных педагогических технологий, приёмов и методов.

      Новизна опыта заключается в создании новой образовательной среды и развитии собственной преобразующей деятельности учащихся, разработке моделей уроков с использованием ИКТ, ЦОР.

      Идея новизны моего опыта состоит в организации учебного процесса таким образом, чтобы:

- развивать психическую потребность в овладении иностранным языком в качестве обязательного инструмента мотивации;

- учить ученика самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой, целесообразно использовать информационные технологии;

- учить ученика соотносить теоретические знания с жизненными ситуациями;

- отличительной чертой нового педагогического подхода стало сотворчество учителя и ученика, вера в творческие силы и способности детей;

- учить ребят не бояться делать ошибки.

      Объект исследования – процесс содействия формированию коммуникативных УУД.

     Предмет исследования – уровень сформированности коммуникативных УУД.

       Предмет и объект обусловили выбор гипотезы: развитие коммуникативных  универсальных учебных действий при изучении английского языка будет успешным если:

-  выявить наиболее эффективные средства и методы обучения английскому языку;

-  использовать в образовательном процессе инновационные элементы, такие как электронная измерительная система, возможности лингафонного кабинета, интерактивных обучающих программ MyTest, WayAhead, «Доктор Хиггинс», «Английский-путь к совершенству».

- вовлечь детей в дополнительную образовательную среду (внеклассная работа).

        Для достижения этой цели необходимо было решение следующих задач:

·         проанализировать   психолого-педагогическую   литературу   по   теме;

·         определить сущность, особенности, значение коммуникативных  УУД;

·         провести диагностические исследования развития УУД учащихся и уровня их сформированности;

·         разработать комплекс заданий для формирования коммуникативных УУД у школьников;

·         формировать и развивать коммуникативные УУД за счет ресурсов сети интернет, разных видов деятельности.

      Ожидаемые результаты. У учащихся должны быть сформированы:

·         умения проявлять активность в познании окружающего мира;

·         научиться добывать знания из различных источников информации, ее анализировать;

·         формулировать и аргументировать выводы;

·         уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях.

 

Организация работы с учащимися по формированию коммуникативных УУД на уроках английского языка

        Главная цель обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции,  в способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение в реальной языковой среде.

           Для формирования коммуникативных навыков, развития коммуникативных УУД  использую упражнения на логическое заполнение пропусков; составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок; поиск ошибок в предложениях и текстах; составление текстов из предложенного набора предложений; выстраивание логических смысловых цепочек; игровые ситуации; заполнение анкет. Применяю такие технологии как:

1) Проектную деятельность, в том числе презентации на заданную тему урока, например: учащимся  предлагается составить презентацию по теме «Как я помогаю маме» («Мое любимое животное», «Моя семья» и т.д.).

2) Инсценировку ситуаций приближенных к реальным, например «В аэропорту» «В гостинице» «В магазине»  «На улице».

3) Активное привлечение детей к общению с иностранными гостями, приезжающих по культурному международному обмену.

        В своей практике я столкнулась с тем, что при формировании УУД и развитии различных навыков большинство учащихся прекрасно могут читать, переводить тексты (в основном со словарем), писать и т.д., но только не говорить, общаться на должном для данного этапа обучения уровне. Трудно не согласиться с тем, что даже на родном языке, где знание слов и их стилистических особенностей не представляет сложностей, добиться желаемого эффекта получается не всегда и не у всех. Это происходит потому, что на уроках как иностранного, так и родного языка все устные высказывания учащихся представляют речь лишь по форме, а по сути, речью не являются. При проверке сформированности диалогических навыков, это бросается в глаза сильнее. Задав вопрос и не получив ответа (или получив не тот ответ), человек теряется, не знает что делать дальше, иногда пытается подсказать (навязать) собеседнику реплики на родном или иностранном языке.

       Решаю эту проблему с помощью развития  универсальных учебных действий как личностные и коммуникативные УУД, включающие в себя коллективные формы работы (парные и групповые), ролевые игры, дискуссии, проектную деятельность, инсценировку различных ситуаций, поскольку эти методы предполагают обучение общению через общение.

        Использую групповую форму организации учебного труда на уроке. Это развивает способность к общению, обеспечивает лучшие условия для развития умения говорить и обмен знаниями между учащимися, способствует росту мотивации к учению, укрепляет межличностные отношения, повышает статус популярности и деловой статус ученика в коллективе. Также она делает более плодотворной роль учителя, - вместо принуждения к учению, главной задачей учителя становится оказание содействия.

          В своей работе я часто использую дискуссию как практическое занятие, моделирующее различные аспекты речевой деятельности обучаемых, обеспечивающее использование имеющихся у них знаний, совершенствование их иноязычной речи.

          В ходе дискуссии ученики говорят подавляющую часть времени. Я стараюсь лишь направлять  и моделировать  формы речевого взаимодействия.

         Вместе с тем, при организации дискуссии я столкнулась с рядом трудностей. Ученики стесняются говорить на иностранном языке, имея слабые навыки разговорной речи, недостаточный словарный запас. Иногда учащимся нечего сказать по обсуждаемой проблеме, у них нет достаточной информации по данному вопросу и на родном языке. Часто стремление победить в споре приводит к нетерпимости к другим мнениям и взглядам, чрезмерной эмоциональности.

         Для того чтобы избежать подобных проблем, я тщательно готовлю ход дискуссии, а именно, предварительно  подбираю тексты для чтения, которые восполнят пробелы информационного плана и обеспечат набор языковых и речевых средств по обсуждаемой  теме.

         На своих уроках я часто практикую игру «Восстановление рассказа». Целью данной игры  является формирование связного монологического текста и активизация соответствующих навыков    и    умений.       В    ходе   игры  каждый  участник  получает листок бумаги с одним предложением из определённого рассказа. Ему не разрешается показывать предложение кому-нибудь или записывать его, он должен запомнить это предложение (на это даются две минуты). Затем преподаватель собирает все листки и зачитывает каждое предложение. Играющие прослушивают их, а затем каждый из них в соответствии с логической последовательностью по очереди называет своё предложение. Еще одной игрой, применяемой мной на практике, особенно в 7-9 классах, является «Один день в Москве (Лондоне, Нью-Йорке). Цель данной игры - активизация монологической речи в предлагаемой ситуации и практика порождения связного развёрнутого высказывания, синхронного с речемыслительной деятельностью. В ходе игры  играющим задаётся ситуация - экскурсия по городу. Каждому обучаемому или группе предлагается сначала назвать достопримечательности города, затем выбрать те из них, которые они хотели бы посмотреть в течение одного дня, а также объяснить свой выбор. Таким образом, использование игр на уроках повышает эффективность учебного процесса, способствует формированию навыков говорения, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения.  

      Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является  тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение английским языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

       В соответствии с планом профессионального саморазвития изучила вопросы «Оценка результатов усвоения универсальных учебных действий школьником с использованием ИКТ», выступила на МО учителей гуманитарного цикла с вопросом «Развитие УУУ на уроках английского языка», прошла курсы повышения квалификации по данной теме «Современный урок иностранного языка. Системно - деятельностный подход в образовательном процессе», приняла участие во всероссийской дистанционной педагогической конференции «Способы организации активного обучения в рамках ФГОС», приняла участие в блиц-олимпиадах для педагогов «Ключевые особенности ФГОС», «Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС».

 

4.2.Внедрение новых УМК, программ дополнительного образования, авторских программ.

             Внедряют новые УМК, программы ФГОС обучения по английскому языку (УМК «Английский в фокусе - 3» (Spotlight) для 3 класса общеобразовательных организаций / Авт. Н.И Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс.-  М.:Express Publishing: Просвещение, 2016., УМК «Английский в фокусе - 4» (Spotlight) для  4 класса общеобразовательных организаций / Авт. Н.И Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс.-  М.:Express Publishing: Просвещение, 2015., УМК Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English: (для 7-9 классов)Учебник английского языка для общеобраз. Учрежд/ Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. – Обнинск: Титул, 2014;).

            Рабочая программа по английскому языку для 7 - 9 классов, разработана на основе Примерной  программы основного общего образования по иностранному языку, соответствующей Федеральному компоненту ГОС по   иностранному языку. Иностранный язык. 5-9 классы. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 144 с., с учетом авторской программы Биболетовой М.З., Трубаневой Н.Н. курса английского языка к УМК «Enjoy English» для учащихся 2-11х классов общеобразовательных учреждений. Обнинск: Титул, 2008.

           Рабочая программа для 3-4 классов составлена на основе следующих нормативных документов: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;  Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2009.  (Серия «Стандарты второго поколения»); авторской программы курса английского языка к УМК «Английский в фокусе 2-4» (Spotlight) для   2-4 классов общеобразовательных организаций/Авт. Н.И Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс.-  М.:Express Publishing: Просвещение, 2007; рабочих программ курса английского языка к УМК «Английский в фокусе 2-4» (Spotlight) для   2-4 классов общеобразовательных организаций/Авт. Н.И Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс.-  М.:Express Publishing: Просвещение, 2011.

         Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень практических занятий.

         Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

     

Форма работы

Ценностно-ориентационный компонент

Индивидуальная

работа

Формировать стремление к оптимальным способам решения проблемы

Формировать понимание ценности человеческой жизни и жизни всего живого на Земле

Формировать стремление к восприятию ценностей здорового образа жизни

Формировать стремление к освоению различных способов деятельности

Формировать стремление к анализу ситуации, к самоанализу

Формировать стремление к самостоятельному выбору способа решения проблемы

Формировать стремление к получению информации, позволяющей выстроить целостную картину мира

Формировать стремление к самостоятельному расширению круга знаний

Формировать стремление к различным способам решения проблем

Работа в группах

Формировать стремление к освоению различных способов деятельности

Формировать стремление к анализу ситуации, к самоанализу, анализу деятельности других

Формировать стремление к получению информации, позволяющей выстроить целостную картину мира

Формировать стремление к различным способам решения проблем

Формировать стремление к анализу ситуации и определению целей работы

Формировать стремление к уважительному отношению к различным точкам зрения

   
 

           Для реализации данной программы используются педагогические технологии обучения: технология коммуникативного обучения, дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения, интерактивное обучение, игровые, компьютерные технологии, проектная деятельность,  которые подбираются для каждого конкретного урока, а также следующие методы и формы обучения и контроля: проблемный вопрос, частично-поисковая работа, стимулирование и мотивация в виде познавательных игр, учебных дискуссий; использование наглядности, через определение (definition), с помощью синонимов/антонимов, использование перевода, найти слово в словаре, языковая догадка через контекст, самостоятельно-познавательная деятельность: устный контроль, контрольные разноуровневые работы, тесты.

               У большинства учащихся дома в личном пользовании имеют компьютеры, что дает возможность расширять практические навыки владения языком учащихся по различным разделам курса английского языка. Использование Интернет ресурсов,  использование CD – дисков с обучающими программами: («Профессор Хиггинс. Английский без акцента» особенно хорошо помогает в проведении фонетических зарядок. Учащиеся наблюдают на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимают на слух правильную интонацию; «Английский базовый курс» содержит около 60 текстов для аудирования на темы по истории, культуре, быту Великобритании и США, подходящих для средних и старших классов; "English Course”скорее предназначен для индивидуальных занятий для обучения основам разговорного английского;"Oxford Platinum”и «Английский. Путь к совершенству» – очень содержательные, богатые яркими ролевыми играми, фильмами и текстами; «Учим английский язык»– шведский мультимедийный курс, рекомендуемый для детей от 3 до 8 лет, но некоторые материалы можно использовать и для других возрастных групп; "Bridge to English”– компьютерная программа, разработанная в Великобритании. Соответствует программным требованиям средней школы, помогает развивать умения и навыки учащихся по всем четырём речевым аспектам; "Way ahead”– интерактивный CD-ROM к британскому УМК авторов Mary Bowen и Printha Ellis; Macmillan English Dictionaryи Macmillan Essential Dictionary – эти компьютерные версии словарей дают возможность и прослушать правильное произношение слова, и совершенствовать свои фонетические навыки). Всё это способствует повышению уровня знаний учащихся.

          Разрабатываю и внедряю авторские программы дополнительного образования по английскому языку. Разработанная мною программа дополнительного образования по английскому языку «Study to Speak English» прошла апробацию в 2011-2013 учебных годах и экспертизу в муниципальном совете по развитию инновационной деятельности при департаменте образования АМО Ямальский район (Приказ №359 от 21.12.2011г «Об итогах экспертизы программ»).

         Разработанная мною программа элективного курса «Welcome to Yamal» была рассмотрена на методическом совете школы (Протокол №5 от 13.05.2011)   и допущена для работы в 2011-2012 учебном году.

         В 2016-2017 учебном году разработала программу внеурочной деятельности для 2-4 классов «Лингвинёнок», которая  прошла внешнюю экспертизу на Международном портале дистанционных проектов по английскому языку «Англиус».

     Программа внеурочной деятельности для 2-4 классов «Лингвинёнок»   имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников.

         Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.

         Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.

          Программа составлена с учетом требований ФГОС НОО и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

           Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить  противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

          Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

           С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

           Цель программы «Лингвинёнок»: создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка.

          Задачи:

I.Познавательный аспект. Познакомить  детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.); способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения; познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной  культурой; формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.

II. Развивающий аспект. Развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;  развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;  приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях; формировать у детей готовность к общению на иностранном языке; развивать технику речи, артикуляцию, интонации. развивать двигательные способности детей  через драматизацию. познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.

III. Воспитательный аспект. Способствовать  воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;  приобщать к общечеловеческим ценностям;  способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность); обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок; прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.
           Содержание программы «Лингвинёнок» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МБОУ «Новопортовкая школа – интернат им. Л.В. Лапцуя». Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача учебно-воспитательного процесса школы.

             Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения английского языка, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения английскому языку, с воспитанием личности младшего школьника и развитием его творческого потенциала.

             Программа является вариативной: можно вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, стихотворение, форму работы, заменить одну сказку на другую, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).

           Курс внеурочной деятельности «Лингвинёнок»  разбит на три этапа, которые позволяют увеличить воспитательную и информативную  ценность раннего обучения иностранному языку, проявляясь в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке.

           В результате реализации данной программы учащиеся  за 3 года обучения должны:

Знать/понимать:

·         особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;

·         имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений (в том числе стран изучаемого языка);

·         наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);

·         названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;

·         произведения детского фольклора и детской литературы (доступные по содержанию и форме).

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

  • наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений; применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
  • составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии; читать и выполнять различные задания  к текстам;
  • уметь общаться на английском языке с помощью известных клише; понимать на слух короткие тексты;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников;
  • понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера) и уметь прогнозировать развитие его сюжета;
  • выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
  • расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника,  участвовать в элементарном этикетном диалоге; инсценировать изученные сказки;    сочинять  оригинальный текст на основе плана;
  •  соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами  и уметь выделить нравственный аспект поведения героев;
  •  участвовать в коллективном обсуждении проблем,  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

4.3. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

 

            Согласно системно-деятельностному подходу, приоритетное направление развития личности — формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.    

           Внедряю такие педагогические технологии, которые обеспечивают формирование универсальных действий познавательной направленности: технология проблемного обучения -

             Эта технология привлекает меня тем, что формирует систему умственных действий, которую ученик может применить не только для решения учебно-коммуникативных, но и реальных жизненных задач. Этот метод помогает при работе над текстом. Всю работу над текстом делю на 3 этапа: дотекстовый, текстовый, послетекстовый. Особенностью дотекстового этапа является работа с информацией, не читая текста. Подбираю иллюстрации, которые помогут спрогнозировать тему предстоящей работы. Ученикам предлагается ряд проблемных задач. Так создается проблемная установка, помогающая еще до знакомства с текстом понять тему и сюжет предстоящей информации с набором возможных решений поставленной проблемы. После этого учащиеся знакомятся с заглавием текста и формулируют гипотезы, объясняющие данное заглавие.

             Второй этап – текстовый проходит как собственно домашнее чтение с той лишь разницей, что факты, понимание которых составляет смысл данного текста, заранее выделены в тексте учителем. В результате данной работы каждый ученик поймет главную информацию текста и научится находить ее.

                На послетекством этапе информация уточняется и расширяется за счет проблемно-поисковых заданий. Опыт показывает, что учащиеся с удовольствием включаются в деятельность чтецов – исследователей по поиску пропущенных фактов, заполнению проблемных таблиц, выполнения заданий типа лото, мозаики или решению кроссворда по теме текста.

            Степень развития умений чтения во многом зависит от владения учащимися активным и пассивным языковым материалом. Обучение иностранному языку может быть успешным только тогда, когда обеспечивается непрерывное обогащение лексического запаса.

             Коммуникативно-ориентированный подход в обучении является на сегодняшний день самым востребованным и приоритетным. Эффект обучения выражается не в количестве выученных слов, грамматических правил, но в развитии личности, а это достигается только тогда, когда ученик в процессе речевой деятельности реализует какой-то свой жизненный опыт, приобретает для себя что-то новое, переходит на другой более высокий уровень понимания и оценки событий. Немаловажную роль играет здесь и изменение роли учителя. На таких уроках, мне приходится выступать в роли консультанта, советника, который организует ход событий на уроке, помогает ученику самому найти путь к овладению нужной информацией. Для реализации задач обучения общению на английском языке в работе со старшеклассниками я стараюсь использовать лингвострановедческие и паралингвистические средства языка, к которым относятся реалии стран изучаемого языка. Я обращаю внимание учащихся на жесты, мимику, которыми носители языка иногда могут дополнять или заменять речевые действия.

           С целью реализации дифференцированного подхода в обучении английскому языку использую технологию разноуровневого обучения с последующим разноуровневым контролем усвоения учебного материала.

         Планируя урок,  учитываю индивидуальные особенности каждого школьника в конкретном классе. Учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы “A”, “B”, “C” по следующим индивидуальным признакам:

в группу “А” отбираю высокомотивированных учащихся, одаренных детей, легко справляющиеся с заданиями, отвечающими Стандарту образования (высокий уровень обученности);

в группу “В” отбираю мотивированных учащихся, хорошо успевающих по предмету, но у которых все-таки иногда возникают трудности в выполнении того или иного задания контрольной работы, отвечающих Стандарту образования (повышенный уровень обученности);

в группу “С” отбираю “слабомотивированных” учащихся, которые нередко либо плохо успевают по предмету, либо вообще не успевают.

           Критериями отбора учащихся на тот или иной уровень (группы “A”, “B”, “C”) служат результаты тестирования, основанного на материале, заданиях и требованиях базового уровня владения английским языком на каждой ступени обучения.

Обязательно учитываю желания учащихся, если он хочет из группы “С” (по распределению учителя, основанного на результатах теста) перейти в группу “В”, но не наоборот.

           Предоставляю ученикам возможность взять на себя ответственность за самостоятельный выбор уровня усвоения и сложности учебного материала в зависимости от индивидуальных потребностей учащихся, т.к. это позитивно сказывается на мотивации к изучению английского языка.

            В настоящее время многие признают тесты качественным и объективным способом оценивания, рассматривают тесты как средство радикального преобразования учебного процесса в сторону снижения трудоемкости, как надежный, объективный и экономичный прием.

          Поэтому  на своих уроках я считаю необходимым привить навыки культуры тестирования учащимся, сделать этот процесс привычным, не вызывающим страха, а только стимулирующим их дальнейшее самосовершенствование. Мной создан банк тестовых и контрольных работ для учащихся 2-11 классов, как бланковых, так и компьютерных тестов.

    Я считаю, что применение тестовой технологии даёт возможность: осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения, вносит обоснованные изменения в процесс преподавания, достоверно оценивает и управляет качеством обучения.

              Проектная методика является одним из методов коммуникативного обучения, цель которого имеет четыре функции: познавательную, регулятивную, ценностно-ориентационную, этикетную.

        В своей работе предлагаю учащимся выполнить мини – проекты, которые являются завершением работы над изученной темой, когда по результатам их выполнения, я оцениваю усвоение учащимися определенного учебного материала.  Проект, который исполняют ученики, вызывает в них интерес, увлекает их. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, или при моей поддержке, дети стараются самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить свою работу над проектом. Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность английского языка как языка международного общения. Моделирую для учащихся ситуации, где им потребуется рассказать о себе, описать свою семью или город иностранцам, а проектная работа готовит их к этому. Все проектные работы учащихся используются мной в дальнейшей работе.

          Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности. На своих уроках английского языка для более эффективного достижения практических, об  лет я использую здоровьесберегающую технологию. Прежде всего, я стараюсь учитывать физиологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжённость и усталость. Стремлюсь к тому, чтобы весь урок проходил непринуждённо, а мой тон был бы бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая обстановка к занятиям. В урок включаю зарядки – релаксации. По времени это занимает 3-5 минут.

           На своих уроках использую разного рода физкультминутки, зарядки, разминки, игры, пение, заинтересованность чем-либо новым, необычным. Но при её проведении я ставлю перед учениками цель запомнить языковой материал. Здесь срабатывает механическая память.

          На начальном этапе обучения англий­скому языку включаю в урок зарядку с ис­пользованием различного вида движений, песен, танцев.

        Определение конкретной технологии проведения занятия осуществляю с учетом индивидуальных возможностей обучающихся, в том числе и в плане владения информационно-коммуникационными технологиями, а также наличия различного рода интерактивного оборудования (его возможностей).

        С 2011-2012 учебного года в 10-11 классах введено погружение в предметы, составляется нелинейное расписание, поэтому в системе применяю технологии блочно-модульного обучения и рейтинговую систему оценивания (100 бальная). Особенностями рейтинговой системы оценивания являются:

     1) Относительность оценки рейтинга - общее количество баллов по теме определяется в зависимости  от отведенного на ее изучение часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими.

    2) Введение обязательных и дополнительных баллов: обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных работ, контрольных и творческих работ и т.д. Оценивание дополнительными баллами возможно при выполнении ими творческих заданий, результатов участия в олимпиадах.

         Материал по английскому языку разбивается на модули с рубежным контролем по каждому модулю. Перед началом триместра на основе этих данных разрабатываю рейтинг-план и модульную карту для ученика. Одним из весомых достоинств является создание ситуации выбора, что позволяет каждому учащемуся проявить себя в соответствии со своими возможностями и интересами.

         Ведущими инновационными технологиями, применяемыми мною, являются информационно-коммуникационные.

        Технология использования компьютерных программ – позволяет эффективно дополнить процесс обучения языку на всех уровнях. В своей работе использую различные мультимедийные программы, которые  предназначены как для классной, так и самостоятельной работы учащихся и направлены на развитие грамматических и лексических навыков. Одной из таких программ является программа Way Ahead CD-Rom, которая включает занимательные упражнения, направленные на закрепление учебного материала в увлекательной форме. Мной замечено, что использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка. Подобные уроки включают мультимедийный контент, который позволяет шире задействовать в процессе обучения самих школьников, способствует повышению интереса к изучаемому предмету, лучшему усвоению материала.

         Мультимедийный контент  я применяю:

*        при объяснении нового материала в качестве интерактивной иллюстрации, демонстрируемой с помо­щью мультимедийного проектора на экране;

*        при самостоятельном изучении учебного материала учащимися на уро­ке по заданным мной условиям (в виде рабочих листов или компьютерного тестирования) с по­лучением в итоге вывода по изучаемой теме;

*        при организации исследователь­ской деятельности в форме проектных работ;

*        при повторении, закреплении и контроле знаний на уровнях репродуктивном, продуктивном и творческом;

*        при выполнении домашнего задания.

            При подготовке к урокам, внеклассным мероприятиям по страноведению, а также  в  работе  с одарёнными детьми использую  Интернет – технологии так как, они предоставляют широкие возможности для поиска информации. Полученная в Интернете информация  помогает мне как в подготовке уроков, так и в качестве иллюстрационного и учебного материала на уроках. Интернет создает виртуальную социокультурную и языковую среду,  дает возможность виртуально побывать в той или иной стране. Доступ к сети Интернет практически снял проблему недостатка аутентичных мультимедийных ресурсов, необходимых для подготовки и проведения интересных и эффективных занятий, учитывающих современные тенденции развития английского языка, страноведческие реалии и требования, предъявляемые к учебному материалу в условиях нового содержания образования.  Использование Интернет – технологии в урочной и неурочной  деятельности расширило возможности обучения английскому языку и способно решить многие задачи обучения такие как:

*        Во – первых, поиск дополнительной информации по изучаемой тематике. Например, в 6 классе при изучении темы «London’s faces and places» учащиеся нашли много интересного дополнительного материала о достопримечательностях Лондона, о знаменитых Британцах. Учащиеся 8 класса собрали дополнительный  материал о природных явлениях (торнадо, засуха, наводнение) при изучении темы «Seasons and weather».   Часть материала была взята для оформления классного стенда «Сегодня на уроке».

*        Во-вторых, учащиеся могут самостоятельно найти необходимый материал для рефератов, докладов, презентаций. Лучшие работы хранятся в кабинете и используются в дальнейшем для работы

*        В-третьих, организовать работу с ресурсами Интернет на уроке. При подготовке урока можно скопировать необходимые для занятий страницы. Таким образом, использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий,   качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению.

*         В-четвёртых, участие в заочных международных и российских олимпиадах, дистанционных конкурсах и викторинах по английскому языку способствует выявлению способных и одарённых детей.

      В помощь школьникам мною была сделана подборка сайтов Интернет.

       Кабинет английского языка в школе-интернате оснащен с учетом современных требований к его оформлению и роли в учебном процессе: оборудование (лингафонный класс на 11 мест) рабочие места для учащихся и учителя, технические и мультимедийные средства обучения - электронное приложение к учебнику, интерактивная система тестирования.

        Система контроля и мониторинга качества знаний позволяет анализировать уровень восприятия и понимания изучаемого материала каждым учащимся, находящимся в классе, а также проводить промежуточные и итоговые контрольные работы.

            Использование интерактивного оборудования и интернет-ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности способствует развитию познавательных процессов у обучающихся. При работе с презентацией в режиме интерактивной доски по ходу изложения материала, вносим в презентацию необходимые пометки, делаем записи, рисунки, выделяем и подчеркиваем главное.

          Использование творческих заданий на уроках английского языка, применение обучающе-контролирующих программ (MyTest; Microsoft Office: Word, Excel, Power Point, Movie Maker.), использование электронных пособий, организация компьютерного практикума предоставляет учащимся возможность дополнять, редактировать учебный материал, способствует формированию умения поиска новой информации, а также формирует навыки самообразования, делает процесс обучения максимально эффективным.

           Использование средств мультимедиапроекции позволяет проиллюстрировать процесс обучения английскому языку, провести автоматизированный контроль знаний по определенной проблеме, применить особые формы подачи информации, доступной данному ученику, группе учащихся, выстроить индивидуальную траекторию обучения.

          Сетевые и дистанционные образовательные технологии обучения позволяют ученику дистанционно общаться со сверстниками, участвовать в сетевых проектах и олимпиадах, консультироваться у высококвалифицированных специалистов. С 2011 по 2013 года принимала участие в реализации муниципальной  инновационной  площадке «Индивидуальная образовательная программа для одаренных детей с использованием дистанционных образовательных технологий «Старт к успеху», которая успешно реализована.

           Опыт по использованию инновационных педагогических технологий распространен в форме проведения мастер-классов, методических семинаров, конференций, педагогических советов, открытых уроков, внеклассных мероприятий по английскому языку, выступлений на заседании МО учителей гуманитарного цикла.

4.4. Участие в инновационной и экспериментальной деятельности.

           С 2015 года реализую окружную инновационную программу по повышению квалификационной подготовки учителей английского языка по программе «Современный урок иностранного языка. Системно-деятельностный подход в образовательном  процессе» в качестве тренера – преподавателя.  Прошла отбор претендентов в команду тренеров – преподавателей из числа учителей английского языка общеобразовательных организаций автономного округа, курсы профессиональной переподготовки  по программе «Тренер – преподаватель английского языка» на базе ТГУ, г. Тюмень, защитила на окружном уровне экзаменационную работу  по теме «Интерактивные формы обучения».    Имею утверждённый в ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО» г. Салехард учебно-тематический план, календарно – тематический план работы тренера – преподавателя.

         Принимаю участие в реализации муниципальных и региональных инновационных площадок: муниципальной инновационной площадки «Индивидуальная образовательная программа для одаренных детей с использованием дистанционных образовательных технологий «Старт к успеху» (2011-2013гг.), муниципальных инновационных площадок «Управление качеством образования как фактор разви  тия ОУ в условиях введения ФГОС» (2014-2017), «Муниципальный олимпиадный центр «ОЛИМПУС»(2013-2015гг); региональной модели по развитию одаренных детей (2014-2016гг), региональных инновационных проектов «Муниципальный тьюторский центр «Профессионал» как модель методического сопровождения педагога», «Образовательная программа среднего общего образования «Школа жизни» (2012-2015гг), АИС «Сетевой город: Образование». 

  Являюсь членом муниципальной экспертной комиссии по составлению олимпиадных заданий Всероссийской олимпиады по английскому языку (школьный этап) (2013-2016гг). 

(Смотреть альбом "Проекты учащихся", "Рабочие моменты")