Н. Анализ результатов диагностической работы по английскому языку для учащихся 5-х классов за курс начальной школы

Согласно приказу департамента образования автономного округа от 23.01.2017 г. № 87 «О реализации региональной системы оценки качества образования на 2017 - 2021 годы»,  в Новопортовской школе – интернате с 19 по 24 октября 2017 года проводилась  диагностическая работа по английскому языку в 5 классах.

           Целью данной диагностической работы является определение уровня освоения учащимися 5-х классов предметного содержания курса английского языка в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

         С помощью данной работы оценивались индивидуальная общеобразовательная подготовка по предмету «Английский язык» учащихся, оканчивающих начальную школу, и качество освоения планируемых результатов обучения ФГОС начального общего образования по предмету «Английский язык».

          Диагностическая работа состояла из двух частей: письменной и устной. Письменная часть включала задания по аудированию, чтению, грамматике и лексике, письму. Устная часть проверяла коммуникативные умения учащихся в говорении (монологическая речь).

          В диагностической работе представлены два уровня сложности: 1 – базовый уровень, 2 – повышенный уровень для дифференцирования учащихся по уровням владения иностранным языком. Уровень сложности заданий определялся уровнями сложности языкового материала и проверяемых коммуникативных умений, а также типом задания. 

Таблица 1

Распределение заданий диагностической работы по разделам

 

Распределение заданий диагностической работы по разделам №

Раздел

работы

Количество заданий

Максимальный

балл

Тип заданий

1

Аудирование

4

4

Задания с выбором ответа

2

Чтение

4

4

Задания с выбором ответа

3

Лексика и грамматика

10

10

Задания с кратким ответом, задания с выбором ответа

4

Письмо

1

5

Задание с развернутым ответом

5

Говорение

1

5

Задание с развернутым ответом

ИТОГО

 

20

28

 

Таблица 2

Распределений заданий по уровням сложности

 

Распределений заданий по уровням сложности Уровень сложности

Количество заданий

Максимальный балл

Базовый

15

23

Повышенный

5

5

 

 

Таблица 3

Процент максимального балла за задания определенного уровня сложности

 

Процент максимального балла за задания определенного уровня сложности.

 Уровень сложности

Процент максимального балла за

задания этого уровня

Базовый

82%

Повышенный

18%

 

Анализ результатов 5а класса (I группа)

Дата проведения: 19.10.2017 год

Класс: 5а (I группа)

Количество участников: 8 учащихся

Учитель: Мирских О.В.

 

Таблица 4    Анализ результатов выполнения диагностической  работы по языковым аспектам

 

п/п

ФИ учащегося

Раздел 1

 

Аудирование

Раздел 2

 

Чтение

Раздел 3

 

Лексика и грамматика

Раздел 4

 

Письмо

Раздел 5

 

Говорение

Количество баллов/% выполнения

Лексика

Грамматика

Набранные баллы/максимальное количество баллов за задания

(% выполнения работы)

1.

 

2/4 (50%)

2/4 (50%)

1/5(20%)

2/5 (40%)

3/5(60%)

4/5(80%)

14  (50%)

2.

 

4/4 (100%)

3/4(75%)

5/5 (100%)

4/5 (80%)

5/5 (100%)

5/5(100%)

26  (93%)

3.

 

3/4 (75%)

4/4 (100%)

1/5(20%)

2/5 (40%)

5/5 (100%)

5/5(100%)

20  (71%)

4.

 

3/4 (75%)

3/4(75%)

0/5

3/5 (60%)

3/5(60%)

4/5(80%)

16  (57%)

5.

 

2/4 (50%)

1/(25%)

1/5(20%)

2/5 (40%)

5/5 (100%)

4/5(80%)

15  (54%)

6.

 

4/4 (100%)

3/4(75%)

2/5 (40%)

4/5 (80%)

3/5(60%)

4/5(80%)

20  (71%)

7.

 

3/4 (75%)

2/4 (50%)

1/5(20%)

1/5(20%)

2/5(40%)

4/5(80%)

13  (46%)

8.

 

2/4 (50%)

1/4 (25%)

2/5(40%)

3/5 (60%)

3/5(60%)

3/5 (60%)

15  (54%)

Средний результат

по языковому аспекту

72%

75%

33%

53%

73%

83%

65%  /  62%


        Результаты  диагностической работы по английскому языку в 5а классе (I группа) следующие: «Аудирование» - 72%, «Чтение» - 75%, «Лексика» - 33%, «Грамматика» - 53%, «Письмо» - 73%, «Говорение» - 83%,  общий результат выполнения работы составил 62%.

       Учащиеся достигли оптимального уровня усвоения в языковых аспектах «Говорение»,  «Чтение»,  «Письмо», «Аудирование».  Это говорит о том, что у учащихся развиты в достаточной степени навыки слушания и понимания иноязычной речи, и вычленения запрашиваемой информации (аудирование). В аспекте «Чтение», учащиеся так же продемонстрировали в достаточной степени навыки работы с текстом,  нахождение запрашиваемой информации. В языковом аспекте «Письмо», учащиеся показали в достаточной степени умения использовать свой  лексический запас, необходимый для раскрытия ответа на вопрос, точный выбор слов и адекватное владение лексической сочетаемостью, а также грамотное и уместное употребление грамматических структур. В языковом аспекте «Говорение», учащиеся продемонстрировали  хорошие умения строить монологическое высказывание с опорой на план, представленный в виде вопросов в рамках, предложенной  тематики «Школа», «Времена года».

        Результаты в языковом аспекте «Лексика» находятся на проблемном уровне. Учащимся трудно читать текст с пропусками слов, а также самостоятельно подбирать нужные слова для заполнения пропусков  в тесте. Это говорит о малом активном словарном запасе учащихся. Результаты по языковому аспекту «Грамматика» находятся на минимальном уровне. Учащиеся слабо отличают настоящее простое время (The Present Simple) от прошедшего простого (The Past Simple), а также от простого будущего времени (The Future Simple), ориентируются в степенях сравнения прилагательных, большие трудности у учащихся возникли  с употреблением артиклей.

Реестр затруднений

результатов диагностической работы по английскому языку

учащихся 5а класса (I группа)

 

Поряд-

ковый

номер задания

 

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

 

Доля учащихся, справившихся

 с заданием

Пути решения проблем

Уровень сложности

 

1.

2.

3.

4.

Аудирование

Восприятие на слух и понимание основного содержания небольших текстов (диалогов), построенных на знакомом языковом материале.

 

Базовый (75%)

Базовый (62,5%)

Базовый (87,5%)

Повышенный (62,5%)

Для развития навыков аудирования необходимо использовать в работе с  учащимися:  а) упражнения, направленные  на развитие механизма слухового  восприятия;

б) упражнения на развитие понимания услышанного. Такие как:

  • послушайте и вычеркните из данного списка слова, встретившиеся в тексте;
  • послушайте и вставьте данные слова в пропуски в тексте (слова, даются не по порядку);
  • послушайте и найдите ошибки (ошибки должны быть лексические или грамматические);
  • замените подчеркнутые слова словами из аудиозаписи;
  • послушайте и вычеркните лишнее слово в предложении;

 

5.

6.

7.

8.

Чтение

Чтение про себя небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале и понимание запрашиваемой информации

 

Базовый (62,5%)

Базовый (75%)

Базовый (37,5%)

Повышенный (62,5%)

Для развития навыков работы с текстом необходимо использовать в работе с  учащимися следующие приемы: Предтекстовый этап: «мозговой штурм», прогнозирование, ассоциации с иллюстрацией или заголовком текста, выявление имеющихся у учащихся знаний по проблемам, затронутым в тексте, ответы на вопросы. Текстовой этап:

выбор названия текста, расстановка параграфов по порядку в соответствии с текстом, заполнение пропусков, верные и неверные утверждения, подбор предложений из текста к определенным картинкам, логическая перегруппировка предложений, и т.д.

 

9.

10.

11.

12.

13.

Лексика

Восстановление связного текст в соответствии с решаемой учебной задачей

 

 

Базовый (37,5%)

Базовый (50%)

Базовый (25%)

Повышенный (25%)

Базовый (25%)

 

Для развития лексических навыков необходимо использовать в работе с  учащимися следующие приемы:

  • Использование стихотворений, рифмовок, скороговорок на уроках. Подбирать рифмовки, в которых встречается либо новое слово, либо лексические единицы, которые нужно повторить и хорошо закрепить в памяти ребят. В течение 2-3 уроков стихотворение или рифмовка повторяется, корректируется произношение звуков. Данный вид работы можно включать на разных его этапах, он служит своеобразным отдыхом для детей. Время от времени можно устраивать конкурсы, кто знает больше стихотворений и рифмовок, кто сможет лучше и быстрее других сказать скороговорку.
  • Работать по опорным сигналам, которые  упрощают процесс восприятия учебного материала за счет создания зрительных образов и компоновки их во взаимосвязанные логические блоки. Этот метод позволяет учащимся не просто механически заучить и озвучить текст, а именно мыслить на языке, самим строить самостоятельные речевые высказывания, не копируя предложенный текст, а обогащая его в соответствии со своими жизненными представлениями и опытом.
  • Использование лексических игр.

 

 

 

 

14.

15.

 

16.

 

17.

 

18.

Грамматика

Распознавание и употребление в речи изученных грамматических явлений:

ü  употребление артикля;

ü  употребление степеней сравнения прилагательных;

ü  употребление настоящего простого времени;

ü  употребление будущего простого времени;

ü  употребление прошедшего простого времени;

 

 

 

 

Базовый (37,5%)

Базовый (62,5%)

 

Базовый (75%)

 

Базовый (62,5%)

 

Повышенный (37,5%)

 

Для развития грамматических навыков необходимо использовать в работе с  учащимися следующие приемы:

  • учить учащихся узнавать грамматическую структуру. Ученикам можно предложить для чтения вслух и молча тексты, где есть предложения со структурой, которая изучается;
  • Повторение иноязычной речи за диктором; упражнения на развитие речевого слуха, на тренировку памяти, на тренировку вероятностного прогнозирования в логическом развитии замысла, которые предполагают умение закончить фразу;
  • Использовать имитационные, подстановочные, трансформационные упражнения. А также упражнения игрового характера.

 

19.

Письмо

Написание по образцу краткого письма зарубежному другу

 

 

Базовый (73%)

 

Для развития навыков написания личного письма необходимо использовать в работе с  учащимися следующие приемы:

  • Продолжить изучение составных частей структуры письма, обучающимся предлагается составить схему с целью дальнейшего запоминания правильного оформления письма. На первых этапах обучения эта схема служит в качестве опоры, в дальнейшем всё это просто запоминается. Важно предъявить обучающимся требования к составлению письма. Обращать внимание на язык и стиль, на фразы и выражения, характерные для разговорной речи. Форма обращения в личном письме значительно отличается от обращения в деловом письме. Необходимо научить, где и как оформляется эта запись. Существует много разных вариантов приветствия, а это и есть начало письма, его первые предложения. Вместе с обучающимися составить набор фраз и выражений, которые выступают в качестве приветствия. По необходимости обучающиеся составляют карточки-опоры с данными предложениями для дальнейшего пользования.
  • Для того чтобы завершить письмо, проводится также работа по подбору соответствующих фраз и выражений, оформляются карточки-опоры для первичного пользования и последующего запоминания. Необходимо помнить, как завершить письмо и где поставить подпись. Каждый тип письма характеризуется определённым лексическим материалом.  Формировать умения писать личные письма можно начиная с начальной школы.
  • Обязательным условием является ознакомительная работа с критериями оценивания выполнения заданий в области решения коммуникативной задачи, при организации текста, при выборе лексического и грамматического материала, при использовании орфографии и пунктуации. Систематическая работа по развитию умений писать письма, наличие схем, опор, таблиц, памяток, знание требований к содержанию письма, знание критериев оценивания помогут снять определённые трудности в написании личного письма.

 

20.

Говорение

Монологическое высказывание с опорой на план, представленный в виде вопросов.

 

Базовый (83%)

 

Для развития навыков говорения использовать в работе с  учащимися следующие приемы:

 

  • создавать достаточный уровень опор содержательного, языкового и речевого плана;
  • на уроках опираться на сформированные лексические и грамматические навыки в рамках изучаемой темы
  •  максимально использовать речевые клише, вводные структуры, реплики реагирования;
  • грамотно подбирать тексты для чтения и аудирования, что обеспечит восполнение пробелов информационного плана и необходимый набор языковых и речевых средств по обсуждаемой проблеме;
  • ü   предлагаемые задания необходимо строить с учётом реального информационного запаса учащихся 
  • учитывать междисциплинарные и межпредметные связи;
  • использовать опоры вербального характера (схемы, таблицы, планы с ключевыми словами, опорные конспекты), а также невербальные опоры (картинки, музыку);
  • создавать игровые ситуации, где уровень мотивации достаточно высок - если говорит один человек, то остальные не выключе­ны из общего режима работы, а выполняют другие речевые дей­ствия: слушают, записывают, выписывают, считают, зарисовывают.