ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Епифанова Нина Романовна

 

Уважаемый гость!

Приветствую Вас на моем персональном мини-сайте.

Он создан для поддержки детей, родителей,

педагогов и психологов.

Вы можете познакомиться с размещенными

на сайте материалами,

                          получить консультацию по интересующим Вас вопросам.                      Надеюсь на Вашу поддержку и сотрудничество!

С уважением, Нина Романовна.

     Школьные   заповеди  для  обучающихся.        

1 Всё главное в судьбе человека начинается со школы.  Каким ты станешь в  школьные  годы, таким ты будешь в последующей жизни.

 2.  Школьная жизнь сложна и однообразна: в ней немало радостей, но есть и печали. Учись мужественно переносить печали и неприятности. Не ошибается  тот, кто  ничего не делает. " Не срывай " неудачи и плохое настроение на  одноклассниках  и  учителях..

 3.   Ты постоянно растёшь, развиваешься, изменяешься. Помоги сам себе стать  хорошим человеком. Займись самовоспитанием. 

 4.  Нас много, и все мы разные – учитывай это, старайся вести себя так, чтобы людям с тобой было хорошо.

 . Если случится ошибиться, оступиться – не выкручивайся и не ври. Будь честен  прежде  всего перед самим собой.

6. Если возникнут проблемы, не оставайся с ними наедине. Обратись к человеку, которому ты доверяешь, расскажи ему о своих переживаниях. Это поможет  тебе решить твои проблемы. Запомни, что из каждой ситуации есть выход.

 Хчешь, н хочешь, а учиться надо. Не унижай себя бездельем, не ленись.  Лентяям  жить плохо.

 8. Защищай слабого, приходи на помощь товарищам, не дожидаясь, пока тебя  попросят.

 

  9. Дорожи школьными друзьями, не предавай их. Старайся оставить о себе   добрую память. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_vesti_sebya_na_ekzamene.doc29 КБ
Microsoft Office document icon Kak_luchshe_zapominat.doc30 КБ
Microsoft Office document icon USTANOVKA_NA_USPEH.doc28 КБ
Microsoft Office document icon EGE.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Как правильно вести себя на  экзамене?

(беседа)

   1. Взяв билет или прочитав задание, продумайте план ответа. Начинайте      готовиться выполнять то задание, которое для вас легче. Если кажется, что вы совсем ничего не знаете и не помните – не пугайтесь. Внимание! – на экзамене у вас достаточно времени, чтобы выполнить задания. Вспомните, как вы готовили этот вопрос дома.

2. На устном экзамене постарайтесь закончить подготовку за одну – две минуты раньше того, как вас вызовут отвечать. В эти две минуты восстановите в памяти то состояние, которое у вас было до экзамена.

3. Отвечая, обязательно пользуйтесь листком с планом и примерами, написанными при подготовке.

4. Во время ответа примите позу уверенного в себе человека, сделайте соответствующее выражение лица, говорите четко, уверенным голосом.

5. На письменных экзаменах постарайтесь успокоиться, сосредоточить свои мысли на конкретном задании. Если оно окажется слишком сложным для вас, начните с более легких.

6. Что делать, если вдруг…

…на полуслове вы забыли, о чем надо говорить. Прежде всего, не теряйте головы, сохраняйте спокойствие (хотя бы внешне) – такое может случиться с каждым! Повторите последнюю фразу, сначала также как раньше, а потом, если сможете другими словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже рассказали? К чему эта фраза может относиться? В большинстве случаев это помогает.

…вы уже почти закончили отвечать, и тут – то, вы вспомнили, о чем следовало сказать, когда потеряли мысль. Ничего страшного. Закончите говорить то, о чем говорили, а затем скажите то, что пропустили. Ни в коем случае не прерывайте ответ ради того, о чем вспомнили. Не говорите: « Да, я еще забыл сказать о …». Говорите, например, так: «Вернемся к (название пункта плана). Я хотел бы добавить» или так «Кроме того, надо сказать, что…»

…вас не слушают. Не воспринимайте это как личное оскорбление, не относите на свой счет. Продолжайте ответ так, как если бы вы этого не заметили.

… Экзаменатор в резкой форме прерывает вас, требует что – то уточнить, повторить. Или еще хуже: «кидает» неприятные реплики. Кажется, что все сговорились вас завалить. Отвлекитесь от этого. От вас требуется мужество и собранность, умение не показывать обиду. Сконцентрируйте внимание на  точности ответа. Отвечайте четко и коротко. Держитесь уверенно.

.…вы оговорились и все стали смеяться.  Не переживайте!  Это может случиться с каждым. Оговариваются даже профессионалы – дикторы, журналисты, лекторы. Посмейтесь вместе с ними – и все. Если же оговорку, кроме вас, никто не заметил, продолжайте говорить дальше, как будто ничего не произошло.

…вам задают дополнительный вопрос. Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Четко определите к чему относиться вопрос, какого ответа он требует. Прежде, чем говорить, сформулируйте ответ в уме, времени на это требуется совсем немного.

…вы ошиблись. Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заметили ошибку и знаете, как ее исправить, сделайте это. Если вы неуверенны, правильно ли вы ответили или ошиблись, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло. Если вам укажут на ошибку,  и вы не уверены в своей правоте, лучше согласитесь. Не бойтесь ошибок!

 …вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали. Не вступайте в спор. Спорить с экзаменатором бессмысленно. Он все равно будет прав.



Предварительный просмотр:

ВЕЧЕРОМ ЗАПОМИНАЙТЕ, УТРОМ ПОВТОРЯЙТЕ

        Чтобы лучше запомнить материал к экзаменам, необ ходима постоянная тренировка памяти. Выделите для этого хотя бы 20-25 минут в день. Учтите, что продуктив ность запоминания меняется в течение дня. Память наи более цепкая и острая между 8 и 12 часами. Затем про дуктивность запоминания начинает постепенно снижать ся, а с 17 часов снова медленно растет и при отсутствии значительного утомления достигает высокого уровня в вечернее время (примерно к 19 часам).

        Понятно, что абсолютно всё запомнить невозможно. Поэтому из потока информации необходимо выбрать наи более существенное. Решив для себя, какая именно ин формация вам необходима, четко сформулируйте позна вательную цель. Например: «Хочу знать, кто является ар хитектором здания Большого театра? Какие еще здания принадлежат этому зодчему?» Следует решать больше задач и выполнять практические упражнения с использо ванием той информации, которую необходимо запомнить.

        Важным условием того, чтобы информация запомни лась быстро и надолго, является наличие интереса к ней. Старайтесь расширять свой кругозор. Чем больше чело век знает, тем лучше запоминает. Процесс усвоения и воспроизведения информации зависит от концентрации внимания. Внимание — это резец памяти: чем оно ост рее, тем более глубокие следы оставляет.

        Большое значение для запоминания имеют наши чув ства и эмоции. Старайтесь придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску, вызывая у себя оп ределенные чувства. Информация, которая вам безраз лична, плохо запоминается.

        Непременным условием хорошего запоминания явля ется понимание того, что надо усвоить. Хорошо запоми нается то, что понятно. Все законы, правила, формулы сначала должны быть поняты и лишь после этого их мож но заучивать дословно.

        Эффект запоминания зависит от характера информа ции, и прежде всего от вашей активности и самосто ятельности при ее усвоении. Психическая активность про является в сравнении, противопоставлении, анализе, син тезе, обобщении изучаемого материала. Материал сле дует представлять, воображать, одновременно проверяя качество запоминания. При усвоении понятий необходи мо стремиться к собственным формулировкам.

        Запоминание становится успешным при наличии запа са знаний, являющихся базовой основой новых знаний. Постижение нового приносит хорошие плоды, когда его можно сравнить со старым прошлым опытом.

        Очень важно уделять внимание организации своего труда и отдыха. Наиболее целесообразно сблизить мо мент первого повторения материала и момент его пер вичного восприятия. Такое сближение предотвращает забывание. Если полученная информация не использует ся в течение трех дней, то 70% ее забывается.

        Начинать запоминать материал надо с самого трудного раздела, стараясь отделить главное от второстепенного.

        Запоминанию способствуют выписки из прочитанного, представление информации в виде схемы, опорных сиг налов, проговаривание про себя и вслух, при помощи  движений и при помощи ассоциаций. Каждый может изоб рести свой собственный, уникальный способ повторения материала.

Очень полезно составлять планы конкретных тем и дер жать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно даже порекомендовать писать шпаргалки е виде краткого, тезисного изложения материала. Но, увлекшись этим процессом, не забудьте, идя на экзамен, оставить продукты своего творчества дома.

        Результат запоминания зависит от индивидуальных особенностей человека, а также от режима деятельно сти. У некоторых заучивание наиболее продуктивно в ве чернее время, у других — утром.         Наименее эффективно заучивание днем. Целесообразнее всего запоминать ве чером и повторять на следующее утро. Обширный мате риал лучше делить на небольшие группы.

Полезно ставить перед собой такие задачи на запоми нание, которые несколько превышают ваши возможности. Говорят, что правильно забыть — наполовину вспомнить. В этом случае хорошо использовать метод ассоциаций, то есть устанавливать связь запоминаемого материала с каким-либо событием, ситуацией и т.п.

        Запоминание зависит от особенностей темперамента и характера человека. Так, холерики быстро запомина ют, но быстро и забывают. А флегматики, наоборот, мед ленно запоминают, но помнят долго. Лучшие помощни ки памяти - дисциплинированность и организованность. Запоминание — это труд, и труд нелегкий. Поэтому важ ным условием усвоения материала является настойчи вость и упорство в работе, умение не останавливаться на полдороге, а добиваться полного и прочного запоми нания.



Предварительный просмотр:

                                                            Установка на успех

ОРГАНИЗУЙТЕ ВРЕМЯ ПРАВИЛЬНО!

        Экзамены требуют большого напряжения сил, ясной мысли, смекалки. Нередко в это время некоторые дети утрачивают аппетит, худеют, плохо спят. И от того, на сколько правильно будет организован режим заня тий и отдыха, во многом зависит и успешная сдача экзаменов, и сохранение здоровья. Медики не рекомен дуют в этот период менять обычный режим дня. День дол жен начинаться с утренней гимнастики. Физическая за рядка в период напряженного умственного труда, когда дневная двигательная активность значительно снижена, особенно необходима.

        За учебники и конспекты лучше садиться в дневные часы, когда работоспособность наиболее высокая. Пос ле сытного завтрака нужно сразу же приступать к заняти ям. Лучше начинать в 8.30 и делать перерывы для отдыха на 10-15 минут каждый час. Отдых должен быть актив ным: встать, походить, сделать несколько физических упражнений, несложную работу по дому.

        После 2,5-3 часов работы нужно сделать более про должительный (20-30 минут) перерыв для приема пищи, после чего можно позаниматься еще часа три. Потом обед и отдых — прогулка на свежем воздухе не меньше двух часов или сон. А потом можно продолжать работу еще в течение двух-трех часов.

        Некоторые считают, что музыка, шум, разговоры не мешают им во время занятий. Но это не так. Утомление в данном случае наступает значительно быстрее. Продук тивная умственная деятельность возможна только в ус ловиях тишины.

Желательно избегать просмотра видеофильмов и те лепередач, игры в шахматы, чтения художественной ли тературы, потому что они увеличивают и без того боль шую умственную нагрузку.

        Во время экзаменов нужно спать не менее 9 часов. Что бы лучше подготовиться к экзаменам, дети часто недо сыпают, занимаются вечером и даже ночью, поддержи вая себя крепким чаем или кофе. Этого делать ни в коем случае нельзя. Ночные занятия неэффективны, истоща ют нервную систему и приводят к сонливому состоянию. После бессонной ночи трудно будет продолжать работу, придется сначала выспаться, а значит, потерять время, когда работоспособность высокая. Спать нужно при от крытой форточке или окне. Это обеспечит полноценный отдых и восстановит трудоспособность.

Для сохранения сил и повышения работоспособности нужно организовать правильное питание. Нельзя садить ся заниматься на голодный желудок. Важное значение имеют овощи и фрукты.         Некоторые школьники, чтобы не волноваться, прини мают перед экзаменами транквилизаторы. Напрасно! Таб летка может очень подвести, потому что снижает внима ние и память. Да и следует ли вообще избегать настоящего предэкзаменационного волнения, ведь известно, что оно мобилизирует скрытые резервы организма, по вышает его возможности!         Накануне экзамена лучше прекратить занятия в середи не дня. Своевременно лечь спать и хорошо выспаться, что бы прийти на экзамен с ясной головой и хорошей памятью.

        Утром рекомендуется сделать все обычные гигиениче ские процедуры, потом остаток времени до начала экза мена погулять на свежем воздухе и коротко повторить учебный материал. Все это создаст необходимое рабо чее настроение.

На экзамен нужно прийти точно в назначенное время, не надо приходить заранее, потому что ожидание более утомительно для нервной системы, чем сам экзамен. Пос ле сдачи одного экзамена не следует сразу же начинать подготовку к следующему. Остаток экзаменационного дня — время для разрядки, для снятия напряжения, обновления сниженной трудоспособности.



Предварительный просмотр:

ЕГЭ. ТРУДНОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Единый государственный экзамен это новая ре альность в нашем образовательном пространстве, а проблемы подготовки к ЕГЭ — это поле деятельности не только педагогов, но и психологов. С какими трудностями сталкиваются старшеклассники во время ЕГЭ? Каким образом психолог может поддер жать их? Попробуем ответить на эти вопросы.

Условно можно выделить три группы трудностей ЕГЭ: когнитивные, личностные и процессуальные.

1. Когнитивные трудности — это трудности, свя занные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Причем если для педагога важен объем знаний, то с психологической точки зрение важнее умение пользо ваться этими знаниями.

В чем заключаются трудности? Прежде всего, зна чительную трудность может представлять сама работа с тестовыми заданиями. Тестирование предполагает формирование особых навыков: выделять существен ные стороны в каждом вопросе и отделять их от второ степенных; оперировать фактами и положениями, вы рванными из общего контекста. Традиционное обуче ние, как правило, более контекстно, в большей степени делает акцент на умении выстраивать взаимосвязи в рамках отдельной темы.

Чем может помочь психолог? Необходимо понять, какие психологические функции обеспечивают успеш ность в выполнении заданий ЕГЭ. На наш взгляд, это преимущественно хорошая переключаемость и опера тивная память. В отличие от традиционного экзаме на, тесты, не имеющие логической связи между задани ями, требуют умения оперировать большим объемом данных и быстро переключаться с одной темы на дру гую. В нашей работе с выпускниками при подготовке к ЕГЭ для преодоления когнитивных трудностей мы ис пользуем задания двух типов:

• психогимнастические упражнения, развивающие пе реключаемость в целом (работа с таблицами Шульте и т.п.);

• игры и задания, основанные на материале школь ных предметов, причем не столько акцентируются фак тические знания, сколько развиваются навыки опериро вания понятиями и переключения. Пример такого уп ражнения — модификация известной игры «Ассоци ации», где в качестве ассоциируемых понятий исполь зуются термины из школьных курсов биологии, физики и др. Инструкция имеет следующий вид: «У ведущего

в руках мяч. Он может бросить его любому игроку и назвать любое понятие из... {называется предмет). Задача игрока — поймать мяч и назвать ассоциацию с этим понятием, после чего игрок становится веду щим». Игру можно усложнить, используя штрафные очки за ассоциации, не связанные с предметом, или вводя бонусы за тематические ассоциации.

2. Личностные трудности обусловлены особенно стями восприятия учеником  ситуации экзамена, его. субъективными реакциями и состояниями.

В чем заключаются эти трудности? Прежде всего, это отсутствие полной и четкой информации о про цедуре единого государственного экзамена. При тради ционной форме сдачи экзамена он может рассчитывать на поддержку со стороны родителей, старших товари щей, учителей. Все они так или иначе сталкивались с экзаменом на различных этапах своей жизни и могут поделиться опытом: «Когда я сдавал экзамены (закан чивал школу и т.д.), я делал так». ЕГЭ — это нечто новое не только в опыте ученика, но и в опыте окружа ющих его людей. Они не могут поддержать его, потому что у них это было не так! Известно, что дефицит информации повышает тревогу. Это способствует тому, что у ученика появляется иррациональное убеждение по поводу ЕГЭ, никак не обоснованное и от этого еще более пугающее: «Сдать ЕГЭ все равно никто не смо жет», «Придется сдавать ЕГЭ, значит, хорошую оцен ку не получить».  

Традиционно ситуация экзамена в школе во многом смягчается тем, что детей окружают знакомые люди. Вне зависимости «^ того, как учителя относятся к ре бенку, их поведение предсказуемо, что во многом спо собствует снижению тревоги, которую испытывает ре бенок. Фактически на традиционном экзамене ученик, с одной стороны, находится в ситуации большей психо логической защищенности. С другой стороны, конечно, эта защищенность может оборачиваться необъективно стью педагога. Но даже такая необъективность может поддерживать ученика, поскольку позволяет ему «сохра нить лицо»: заниженная оценка учителя помогает под держивать собственную самооценку, а мысль о том, что «вступительные экзамены в институт еще покажут, как я знаю на самом деле», тоже снижает тревогу.

При сдаче ЕГЭ выпускники лишены такой поддерж ки. Там все чужое — взрослые, дети, помещение. Принимают и оценивают результаты экзамена незна комые люди, что приводит к повышению тревоги и не достаточной сконцентрированности на задании.

        Раньше выпускные экзамены традиционно считались своего рода репетицией вступительных, что в значи тельной мере способствовало снижению тревоги при поступлении в институт. ЕГЭ — это сразу два экзаме на: выпускной и вступительный, и это повышает его субъективную значимость, а следовательно, и уровень тревоги учащихся.

        Подытоживая сказанное, отметим, что основное след ствие личностных трудностей — это повышенный уро вень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к де зорганизации деятельности, снижению концентрации вни мания и работоспособности. Тревога — это весьма энер гоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность.

        Чем может помочь психолог? Прежде всего, очень важно предоставить достаточно информации о том, что такое единый государственный экзамен, уделив особое внимание его позитивным сторонам. При высоком уровне тревоги, вызванной особой значимостью экзамена, можно провести работу, направленную на субъективное сни жение значимости экзамена. Помогая выпускнику осо знать, что оценка ЕГЭ не имеет фатального значения, мы тем самым способствуем большей уверенности.

«Что самое страшное может случиться, если оценка ЕГЭ будет низкой? Какие преимущества даст высокий балл ЕГЭ?» Обсуждение таких вопросов с выпускни ками поможет им составить более реалистичный образ этого «незнакомого зверя».

        Очень полезным будет также выяснение тех убежде ний, которые существуют у детей по поводу ЕГЭ. Это может быть «мозговой штурм» или дискуссия, где дети смогут поделиться своими страхами и опасениями. Пси холог в этом случае выступает в роли эксперта, помога ющего оценить обоснованность и правдоподобность тех фантазий, которыми выпускники делятся друг с другом.

Необходимо также привлечь к этой работе родителей и педагогов, так как они, вольно или невольно, могут поддерживать тревоги выпускников.

        3. Процессуальные трудности связаны с самой про цедурой единого государственного экзамена. Эта про цедура во многом имеет инновационный, непривычный для детей характер, что может явиться причиной значи тельных трудностей на экзамене.

        В чем заключаются эти трудности? Можно выде лить несколько групп.

Трудности, связанные со спецификой фиксирова ния  ответов.  Процедура единого государственного экзамена предполагает особую форму заполнения блан ков, которая является непривычной для учащихся. Обыч но дети фиксируют свои ответы на том же листе, где записаны вопросы, по необходимости пользуясь черно виком. Задание и ответ в такой ситуации представляют собой нечто целостное, что позволяет также при про верке обнаружить возможные ошибки. Процедура ЕГЭ разводит вопрос и ответ, что создает для детей допол нительные сложности. У них может возникнуть страх ошибиться при заполнении бланка.  Возможны также трудности с кодированием-раскодированием информа ции (соотнесением содержания и соответствующего ему номера).

• Трудности, связанные с ролью взрослого. Обыч но на экзамене педагог, особенно работающий в данном классе, совмещает функции поддержки и оценки. В си-

туации ЕГЭ присутствующие педагоги — это только наблюдатели, что также может повышать тревогу у вы пускников.

Трудности, связанные с критериями оценки. Кон траст с привычными проверочными процедурами дей ствительно велик (обычно — личный контакт с экзаме натором, здесь — отсутствие такового, обычно — раз вернутый цветистый ответ, здесь — лаконичный и т.п.).

Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей. ЕГЭ дает возможность выпускнику за нять значительно более активную позицию, нежели тра диционная  школьная  система.   Обычно  ученики  не имеют права оценивать содержание предлагаемого им задания и тем более оспаривать полученные ими оцен ки, тогда как процедура ЕГЭ  предполагает обе  эти возможности. Естественно, что в ситуации традицион ного школьного обучения у ученика не  формируется умение открыто заявлять о себе (задавать уточняющие вопросы, заявлять о своих правах), тем более в незна комой аудитории, незнакомому взрослому.

        Процедура ЕГЭ требует особой стратегии деятель ности: ученику необходимо определить для себя, ка кие задания и в каком соотношении он будет выпол нять. И здесь мы сталкиваемся еще с одной специфи ческой проблемой, о которой мы уже упоминали. При традиционной форме проведения экзамена способы под готовки и организации деятельности во время экзаме на более или менее одинаковы: на письменном экза мене ученики имеют стандартный набор заданий, с которым они должны справиться, на устном — изло жить заранее выученное содержание экзаменационного билета. А в случае ЕГЭ определение стратегии дея тельности становится ключевым моментом, поскольку это во многом определяет экзаменационную оценку. Следование какой-то рекомендуемой, а не индивиду альной, эффективной для себя стратегии работы может привести к тому, что человек делает не то, что ему удобно, и это в конечном счете приводит к снижению результата. На выбор стратегии оказывает влияние множество факторов. Например, он может зависеть от уровня притязаний. Неумение адекватно оценивать свои возможности (завышенный или заниженный уровень притязаний), отсутствие информации о том, как будет оцениваться работа, может привести к выбору неэф фективной для себя стратегии.

        Таким образом, трудности связаны с недостаточным знакомством с процедурой экзамена и отсутствием четкой стратегии деятельности.

        Чем может помочь психолог? Преодоление процес суальных трудностей должно ориентироваться на овла дение специфическими особенностями процедуры ЕГЭ. С нашей точки зрения, хороший поддерживающий эф фект оказывает не просто рассказ о процедуре ЕГЭ, но ее проигрывание, причем в юмористической форме. Комическое представление пугающей ситуации способ ствует снижению у детей напряжения и тревоги. Такое проигрывание может также включать совместное с детьми сочинение комических вопросов и подготовку юмори стических заданий друг для друга.

Кроме того, психолог может помочь в выработке ин дивидуальной стратегии деятельности для каждого стар шеклассника.