Родительская страничка

МДОУ "Детский сад №2 р.п. Новые Бурасы "

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 р.п. Новые Бурасы

Новобурасского района Саратовской области»

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ

ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК

2012 год

Воспитатель старшей группы Т.Н.Командирова

                                      ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

   Понятие «физическое воспитание» - о чём говорит уже сам термин -  входит в общее понятие « воспитание» в широком смысле. Это означает, что так же, как и воспитание, представляет собой процесс решения определённых воспитательно- образовательных задач, характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса.

  Отличительными особенностями физического воспитания определяются, прежде всего, тем, что это процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развития физических качеств, укрепление здоровья.

  Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Тому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).  Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи.

   Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни – главные составляющие успеха физического воспитания в семье.

   Здоровый образ жизни – то способ жизнедеятельности сохранения и укрепления здоровья людей. Воспитать  ребёнка здоровым – это значит с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Его основные компоненты: рациональный режим; систематические физкультурные занятия; использование эффективной системы закаливания; правильное питание; благоприятная психологическая обстановка в семье.

   Как средство повышения защитных сил организма закаливание возникло в глубокой древности. В Спарте, например, закаливание мальчиков начиналось в грудном возрасте, а с 7 лет они воспитывались в суровых, «спартанских», условиях: ходили круглый год босиком и в облегчённой одежде, купались в холодной воде и т. п.  Условия жизни девочек были почти такими же. В России закаливание издавна было массовым. Примером этого могут быть деревенские бани с парными и «снежными» ваннами.

   Закаливание  - то комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам.

                                           

                                       

РЕБЁНОК РАСТЁТ

Существует  формула, по которой можно рассчитать, каким будет рост вашего ребёнка, когда он станет взрослым. Для этого нужно сложить рост мамы и папы, эту сумму разделить пополам. Затем, если нужно вычислить рост сына, то надо прибавить 6,5, а если рост дочери, то отнять 6,5.

   (Пример: рост мамы 164 см, рост отца 176см., а в сумме 340, делим пополам, получаем 170см.  Для сына средний конечный рост будет около 176,5 (170+ 6,5). Для дочери около 163,5 (170 – 6,5). Но это лишь средние расчёты. В одной семье, у одних родителей три дочери: одна 162 см.,  другая 172 см., а третья 157 см., а средний рост для девочки в этой семье 165 – 10 см. Дети растут во сне. Гормон роста выделяется в крови ночью, когда ребёнок крепко спит. Так что абсолютно правы те родители, кто укладывает ребёнка спать всегда вовремя, не позднее 10 часов вечера.

  Дефицит гормона роста приводит к карликовости, часто это бывает врожденная болезнь. По самым разным причинам у ребёнка в гипофизе с самого рождения вырабатывается очень мало гормона роста. Ребёнок рождается с нормальным ростом и весом, а потом начинает плохо расти и к двум годам обычно не достигает 80-85 см. С каждым годом ребёнок всё больше и больше отстаёт в росте от сверстников.

   Если такого ребёнка не лечить, что уже взрослым человеком он будет иметь маленький рост: мужчины – меньше 140 см, женщины – меньше 130 см. Если обследование подтверждает, что причина отставания в недостатке того важнейшего гормона, - ставит диагноз «гипофизарный нанизм» и назначается терапия гормоном роста.

   От чего зависит рост ребёнка? Дети растут во сне. Каким будет ваш ребёнок, когда он станет взрослым? Как растёт здоровый ребёнок? На сколько сантиметров в год должен подрастать малыш? Первый скачок роста происходит обычно в возрасте 4-5 лет. Следующий обычно приходится на подростковый возраст – начало периода полового созревания. В это время дети растут очень быстро – в год до 8-10 см и даже более. Причём, у мальчиков и девочек то происходит, как известно, в разном возрасте – девочки «стартуют» раньше на 1-2 года, мальчики потом их догоняют и перегоняют.

   Это нормальное явление, но именно в это время дети часто жалуются на недомогания, а врачи порой объясняют все именно тем, что ребёнок слишком резко вырос. Противоречия здесь никакого нет. Просто внутренние органы, мышцы, не успевают «угнаться» за ростом тела, и действительно может возникать некий дискомфорт, недомогание. Бывают мышечные боли, но, как правило, несильные. В это время нередко у детей определяются, например, так называемые физиологические шумы в сердце. Родителям не стоит паниковать, но в то же время нельзя совсем не обращать внимания на жалобы ребёнка – необходимо внимательное и регулярное наблюдение врача, чтобы не пропустить начало действительно серьёзного заболевания. Как определить – ребёнок по росту будет в маму или в папу?

   Рост ребёнка во многом зависит от роста обоих родителей! То есть если мама и папа оба невысокие, то сын вряд ли будет надеждой сборной по баскетболу. Причём, мальчики растут обычно так же, как их папа ( или родственник по мужской линии – дядя, дедушка), а девочки следуют сценарию «женской линии» (мама, бабушка, тётя). Так что если папа ребёнка до определённого возраста стоял в строю сверстников ближе к концу шеренги, а подростком за одно лето «вымахал», то вероятно, что и «кроха –сын» со временем догонит ( а может, и перегонит!) ровесников.

   Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм ребёнка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Упражнения подбираются с таким расчётом, чтобы в них принимали участие основные  мышечные группы и системы детского организма.

    Примерная схема комплекса  утренней гимнастики должна быть такова:

а) потягивание;

б) ходьба ( на месте или в движении);

в) упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;

г) упражнения для мышц туловища и живота;

д) упражнения для мышц ног (приседания и прыжки);

е) упражнения общего воздействия с участием мышц ног и рук (махи, выпады вперёд (в стороны));

ж) упражнения силового характера;

з) упражнения на расслабление;

и) дыхательные упражнения.

  Утренняя гимнастика не только «пробуждает» организм, но и оказывает определённый тренирующий эффект. После зарядки можно предложить ребёнку лёгкий бег.

   Комплексы упражнений рекомендуется менять раз в месяц, начиная постепенно заменять отдельные составляющие через 3 недели начала занятий по данному комплексу.

ДЫХАНИЕ

   Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта. В чём отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза.

   Для речи, особенно монологической, обычно физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса,   экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, направленные на выполнения нужного дыхательного задания. Такое произвольное речевое дыхание, достигаемое только путём тренировки, постепенно становится непроизвольным и организованным.

   Дышать надо обязательно через нос, привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме, приводя к заболеваниям щитовидной железы, миндалин, всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и лёгкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует лёгкие, полость среднего уха, имеющего сообщение с носоглоткой, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Надо обязательно дышать через нос в обычной жизни и при выполнении дыхательных упражнений. Роль правильного носового дыхания и дыхательной гимнастики в жизни человека огромна. Дыхательная гимнастика успешно применяется как действительный способ лечения заболеваний верхних дыхательных путей (насморк, ларингит, фарингит, бронхит), бронхиальной астмы, неврозов.

« БЕЗОБИДНЫЕ » СЛАДОСТИ

Сладкое с незапамятных времён неизменно служило синонимом приятного и во многом недоступного. Уже с самого рождения детей мы начинаем приучать  их к неумеренной сладкой жизни: даём грудничкам сильно послащённые молочные смеси, особенно в тех случаях, когда они остаются без материнского молока. А потом удивляемся, почему малыши выплёвывают овощные и фруктовые соки.

  Между тем вкусовые ощущения и привычки у человека зарождаются именно в раннем возрасте. От того, насколько он привыкнет к той или иной пище, будет в дальнейшем зависеть характер его питания. Не надо быть большим провидцем, чтобы сказать, что сегодняшние дети, став взрослыми, в большинстве своём будут любить сладкое.

   А не хотелось бы! Надо, чтобы они любили всё  в меру, ибо известно, что неумеренность в образе жизни, а в питании особенно, никогда к хорошему не приводит. В полной мере  это относится и к употреблению сахара. А пока подавляющее большинство детей получают конфеты, шоколад, варенье почти каждый день. Даже гуляя по улице, находясь в общественном транспорте, театре, кино, ребёнок сосёт леденец, грызёт печенье, ест мороженое. Дети с яблоком или морковью в руках  практически не встретишь. Таким образом, вместо положенных 60г. в день многие из ребят-дошкольников в общей сложности получают сахара в 2 раза больше.

  Немаловажно также и то, что в 6-7 лет у ребёнка уже можно активно воспитывать сознательное отношение к употреблению сладостей. Однако и при таких условиях необходимо, чтобы употребление сладостей ни в коем случае не превращалось в систему, как это бывает сейчас во многих семьях. Но, пожалуй, ещё более жесткого контроля требуют дети с различными проявлениями  аллергического диатеза, ибо они отличаются в большинстве своём особо повышенной чувствительностью ко всяким сладким вещам. Иной раз стоит такому ребёнку съесть всего одну дольку шоколада, как тотчас же всё его тело покрывается зудящей сыпью типа крапивницы. Но об этом отдельный разговор.

  Современный ритм жизни человека с большими нервными нагрузками и с постоянно уменьшающейся физической активностью требует качественно иного питания. Теперь для многих людей отпала необходимость в большом количестве энергетического материала. Как считают учёные, наша пища должна быть не только разнообразной, но строго сбалансированной в отношении белков, жиров и углеводов. И она обязательно должна включать  большое количество витаминов, минеральных солей и микроэлементов.  Все эти требования в полной мере относятся и к питанию дошкольников.

   Между тем сладости практически лишены всего этого. Их основа – сахар, который является носителем «пустых» калорий и никакой иной ценности, кроме энергетической, не имеет. Не содержит сахар ни витаминов, ни микроэлементов, ни солей. Они в процессе переработки сахарной свёклы уничтожаются. Чем чище, белее сахар, тем он менее полезен. Потребление большого количества сахара  и кондитерских изделий в известной степени оправданно лишь при напряжённой физической работе, а также при усиленных занятиях спортом. Однако, как известно, это в основном удел взрослых. Для детей же избыток сахара – это всегда лишни калории, которые повышают риск развития нарушения жирового и углеводного обмена.

   Систематическое потребление детьми сладостей в больших количествах нередко служит одной из причин развития такого весьма грозного заболевания, как сахарный диабет. По данным Всемирной организации здравоохранения, число больных сахарным диабетом среди детей и взрослых постоянно растёт.

   Однако это ещё далеко не всё. Избыточное потребление сахара чревато для практически здоровых детей и взрослых развитием ещё одного чрезвычайно неприятного состояния. Речь идёт о так называемой функциональной гипогликемии ( снижение уровня сахара в крови). Что же происходит с практически здоровым человеком? У него поджелудочная железа выделяет вполне достаточное количества инсулина, чтобы всё время поддерживать сахар в крови на нормальном уровне. Но это при условии, что человек не злоупотребляет сладостями. Когда же он систематически потребляет много сладкого, то его поджелудочная железа вынуждена реагировать на это повышенной секрецией инсулина. А это далеко не безразлично для организма.

   Гипогликемия может повторяться часто и длиться годами, нередко проторяя путь диабету. Диабет и гипогликемия зависит от состояния секретной функции поджелудочной железы. По существу, это два аспекта одной и той же болезни.

  Гипогликемию считают фоном, на котором развиваются наркомания, алкоголизм, пристрастие к курению табака, возникают асоциальные явления. По некоторым данным, гипогликемия может усугублять течение или затруднять  лечение многих серьезных болезней, среди которых язва желудка, эпилепсия, подагра, псориаз, рассеянный склероз.

   Специалисты считают, что снижение уровня сахара в крови ведёт к кислородному голоданию, к которому особо чувствительны клетки головного мозга. Этим и объясняется вся нервно-психическая симптоматика гипогликемии. Одновременно снижение уровня сахара в крови может влиять на продукцию гормона роста и адреналина.

    Гипогликемия для детей представляет гораздо большую опасность, чем для взрослых. У взрослых нервно-психические расстройства, возникшие на почве неправильного питания, может вылечить без каких-либо последствий для организма. У детей запущенные случаи гипогликемии могут вызывать задержку умственного развития и серьёзные нарушения мозговых функций. Чаще всего это проявляется состоянием гиперактивности.  Дети становятся невротичными, в ряде случаев возникают психопатические явления. Они подвержены беспокойству и неуёмности, всё время стремятся куда-то бежать, агрессивны в слепом побуждении к разрушению. Они отрицают всё, противодействуют всему, отказываются от всего.

   Лучшим средством профилактики и лечения такого состояния у детей, как и гипогликемии у взрослых, является диета. Диета должна быть высокобелковой, малоуглеводистой (абсолютное отсутствие рафинированных углеводов – рафинированного  сахара, белой муки) и высоковитаминной. Необходим полный отказ от сладостей. Для профилактики лечения гипогликемии рекомендуется потреблять возможно больше природных продуктов, особенно овощей, фруктов, молочных продуктов, рыбы.

БОСОХОЖДЕНИЕ

   Босохождение (хождение босиком) – ещё один вид закаливания, который своими корнями уходит в далёкое прошлое. Так, в Древней Греции босохождение было своего рода культом.

   В качестве эффективного средства профилактики и лечения многих заболеваний босохождение впервые было предложено в научной медицине немецким учёным-гигиенистом конца19 века Себастьяном Кнейпом. Он приводил примеры излечения различных заболеваний водными процедурами в сочетании с ходьбой босиком по росе, мокрым камням, выпавшему снегу.

    Для чего же нужно босохождение? Дело в том, что на коже стоп находится большое количество рецептов, реагирующих на тепло и холод. Постоянное ношение обуви создаёт особый микроклимат для ног, при нарушении которого организм реагирует заболеванием. Вот почему лишь стоит переохладиться или промочить ноги – и простуда тут как тут. Закаливание делает стопы ног менее чувствительным к колебаниям температуры, и следствие этого – снижение заболеваемости.

   Кроме этого, современные учёные приходит к выводу, что постоянная изоляция человека ( резиновая подошва, синтетические ткани) приводит к тому, что в теле накапливается значительный электрический заряд, что приводит к хронической усталости, неврозам, бессоннице. Это ещё плюс в пользу босохождения.

  Так же следует забывать, что хождение босиком может предупредить, а иногда и вылечить плоскостопие, которым сейчас страдают очень многие дети.

   Как и любой вид закаливания, босохождение должно быть постепенным и систематическим. Особенно осторожным нужно быть с детьми раннего возраста. Начинать лучше с хождения в тёплой комнате по ковру или половику. Рекомендуется приобрести в магазине специальные резиновые коврики с рифлёной поверхностью, которые служат замечательным тонизирующим средством. Дополнительно можно делать массаж стоп с помощью скалки, круглой палки, катая её под подошвами каждый день по несколько минут. Но не забывайте о ходьбе босиком по траве или земле. Исследования электроэнцефалографа показали, что характер почвы по-разному действует на нервные центры. Горячий песок, асфальт, острые камни, шлак, шишки и хвоя, дорожная пыль, ковёр на полу успокаивают.

  При босохождении увеличивается интенсивность деятельности практически всех  мышц организма, стимулируется кровообращение, улучшается умственная деятельность. Поэтому используйте хождение босиком для укрепления здоровья.

ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ

СОВЕТ 1.  Приучайте ребёнка соблюдать режим дня, разумно чередовать нагрузки с отдыхом.

СОВЕТ 2. Помните нельзя сокращать время сна, требующееся для восстановления физического и психического здоровья.

СОВЕТ 3. Гуляйте с ребёнком в любую погоду! Игры на свежем воздухе активизируют обменные процессы, стимулируют работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют защитные силы организма.

СОВЕТ 4. Одевайте ребёнка в соответствии со временем года в практичную, удобную, лёгкую, не затрудняющую движений одежду.

СОВЕТ 5. Позаботьтесь о полноценном, разнообразном и регулярном питании ребёнка, необходимом для его роста и правильного развития.

СОВЕТ 6. Поддерживайте познавательные интересы ребёнка, не оставляйте без внимания ни один его вопрос, вместе с ним ищите ответы на его «почему?».

СОВЕТ 7. Беседуйте с ребёнком, учитесь его слушать, развивайте речь – залог хорошей учёбы в будущем.

СОВЕТ 8. Дозируйте время и информацию, получаемую ребёнком при просмотре телепередач.

СОВЕТ  9. Контролируйте продолжительность занятий и условия, в которых они протекают. Не забывайте, что чем меньше ребёнок, тем труднее ему длительно заниматься однообразной деятельностью.

СОВЕТ 10. Чаще хвалите своего малыша, ободряйте словом, улыбкой, лаской и нежностью. Не жалейте времени на общение с ним – не отделывайтесь игрушкой или сладостями!

ПРОБЛЕМА ДЕТСКОГО ОЖИРЕНИЯ

   Далеко не все пухлые младенцы впоследствии превращаются в полных детей, и не все упитанные дети вырастают в страдающих от ожирения взрослых. Тем не менее, с возрастом полнота усиливается как у мужчин, так и  у женщин, и существует немалая вероятность того, что ожирение, появившееся ещё в раннем детстве, будет сопровождать вас всю жизнь.

   Полнота и ожирение вызывают у ребёнка множество проблем. Помимо того, что детское ожирение угрожает усилиться с возрастом, оно является основной причиной детской гипертонии, связано с диабетом 2 степени, увеличивает риск развития коронарной болезни сердца, способствует увеличению давления на суставы, несущие весовую нагрузку, понижает самооценку и влияет на взаимоотношения с ровесниками. По мнению некоторых экспертов, наиболее серьёзными последствиями ожирения являются именно социальные и психологические проблемы.

                       ПРИЧИНЫ ДЕТСКОГО ОЖИРЕНИЯ. 

 Как и ожирение у взрослых, ожирение у детей вызвано целой совокупностью причин, однако самая главная из них – несоответствие энергии вырабатываемой (калории, полученные из еды) и растрачиваемой (калории, сожжённые в процессе основного обмена веществ и физической активности) организмом. Детское ожирение чаще всего развиваются в результате сложного взаимодействия диетических, психологических, наследственных и физиологических факторов.

                     СЕМЬЯ.

   Ожирению наиболее подвержены дети, родители которых также страдают излишним весом. Это явление можно объяснить наследственностью или моделированием родительского пищевого поведения, что опосредованно влияет на энергетический баланс ребёнка. Половина родителей школьников начальных классов никогда не занималась спортом и избегает физических нагрузок.

                  ЛЕЧЕНИЕ ДЕТСКОГО ОЖИРЕНИЯ

   Целью программ лечения ожирения детей и подростков редко является потеря веса. Они скорее ориентированы на замедление или остановку прибавления в весе, что должно позволить ребёнку со временем достичь нормального веса.

   Раннее и правильное вмешательство особенно важно. Существуют убедительные доказательства, что пищевое и физическое поведение подростков и детей легче поддаётся коррекции, чем поведение взрослых. Вот три формы вмешательства.

                  ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ.

   Соблюдение формальной программы тренировок или увеличение физической активности позволяет сжечь лишние калории, увеличить расход энергии и поддерживать приобретённую форму. Большинство исследований детского ожирения показали, что тренировки не приносят ощутимого результата, если не сочетаются с другой формой вмешательства, например, диетологическим воспитанием или изменением поведенческих стереотипов. Тем не менее, фитнес приносит дополнительную пользу для здоровья. Даже если телесный жир и вес тела ребёнка не изменяются после 50 минут аэробных упражнений трижды в неделю, подобные тренировки улучшают липидные профили крови и кровяное давление.

МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ.

   Многие стратегии поведения, которые используются для лечения ожирения у взрослых, успешно применяются и для лечения детей и подростков: самоконтроль и ведение диетологического дневника, замедление скорости поглощения еды, ограничение времени и места потребления пищи, введение наград и поощрительных призов за достигнутые результаты.  Особенно эффективны стратегии поведения с участием родителей ребёнка.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ДЕТСКОГО ОЖИРЕНИЯ.

   Ожирение легче предотвратить, чем лечить. Предотвращение ожирения во многом зависит от воспитания родителей. Мама должна кормить малыша грудью, уметь определить, когда ребёнок насытился, а также не спешить с введением в рацион малыша твёрдой пищи. Когда ребёнок подрастёт, родители должны обеспечить правильное питание, выбирать низкокалорийные продукты, стараться избегать вредного фаст-фуда, развивать навыки физической активности, а также регулировать просмотр телепрограмм. Если профилактические меры окажутся неэффективными или не смогут полностью побороть влияние наследственности, приоритетом воспитания должно стать развитие у ребёнка самоуважения и уверенности в себе.

СОН

              КАК НУЖНО СПАТЬ?

  Спать нужно на твёрдой ровной постели, лежать лучше на спине. Когда тело лежит таким образом, что вес его равномерно распределяется, мускулы равномерно расслабляются, смещение позвонков, вызванное вертикальным положением в течение дня, легко исправляется. Нервы и кровеносные сосуды функционируют нормально. Внутренние органы получают больше кислорода, который способствует сгоранию шлаков. Улучшается кровообращение и питание всех органов, появляются хороший сон, бодрое настроение. Сон на твёрдой постели способствует правильной осанке, а это немаловажное значение для оздоровления.

                  КОЕ-ЧТО О ПОДКУШКАХ.

   Лежать на твёрдой постели надо ровно. Шею на подушке располагаете так, чтобы третий и четвёртый шейные позвонки покоились на ней. Вначале будете испытывать неудобства, а потом привыкнете.

   Твёрдая подушка-валик исправляет положение шейных позвонков, устраняет головные боли, лечит болезни уха, горла, носа, глаз, астму, аллергию, миому, эндокринные органы, энтерит, болезни почек, печени, желудка, укрепляет позвоночник, стимулирует мозговое кровообращение. Подушка должны быть по ширине плеч. Толщину подберите, как вам удобно.

                  НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ О ВРЕДЕ МЯГКОЙ ПОСТЕЛИ И ПОДУШКИ.

   У людей привыкших спать на мягкой постели, позвонки смещены, хотя и расслаблены, но их функции ограничиваются. В результате страдают нервная система, кровеносные сосуды, а значит, нарушается общая циркуляция крови и закладываются основы для будущих болезней.

   Когда мы спим на мягких подушках, мы так сгибаем шею, что затрудняем дыхание и привыкаем жить с открытым ртом. Это вызывает болезни в миндалинах, горле, трахее, а затем в бронхах.

             

                      НОРМАЛЕН ЛИ ВАШ СОН?

   Большинство людей время от времени страдают от бессонницы. Как узнать, всё ли в порядке у вас со сном? Ответьте на предлагаемые вопросы «да» или «нет».  

  1. Влияет ли нарушенный сон на ваше настроение или работоспособность?
  2. Бывает ли так, что вы легко засыпаете в неподходящие моменты дня, например, у телевизора, за обеденным столом?
  3. Страдаете ли вы от дневной сонливости, недостатка энергии, усталости и утомляемости?
  4. Часто ли вам бывает трудно уснуть ночью?
  5. Храпите ли вы, и бывает ли так, что сон не приносит вам отдыха?

Если вы ответили утвердительно хотя бы на один из этих вопросов, вам нужно гулять перед сном около 1-2 часов. Если вам не поможет, то ищите причину.

ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО

   Наступило долгожданное лето. Вся семья выбирается на отдых, предпочитая лесу с грибами и комарами прохладу местной речушки. Самое время стать водным инструктором для своего ребёнка. В этом помогут не только специальные упражнения, но также «подручные» средства.

   Первое, что вам понадобится, - купальник для девочки и плавки для мальчика. Их выбор относится к вопросам моды и престижа. Бултыхаться в воде в трусиках, конечно, совсем неплохо, к тому же экономия для родителей, но абсолютно непрестижно для юного пловца. Чтобы настроиться на серьёзный подход, необходимо заранее выбрать наряд, причём желательно вместе с ребёнком. Посоветуйтесь с ним насчёт модели, цветной гаммы. Обязательно проверьте, есть ли в плавках помимо резинки верёвочка. В противном случае ваше чадо может оказаться в казусном положении. При прыжке с трамплина, коим порой служит обыкновенный мостик, легко потерять наряд и вынырнуть нагишом под смех сверстниц. Если верёвки нет, её необходимо протянуть самим. Плавки не должны давить и быть велики. Требования для девчачьего купальника -  совместного или раздельного костюма – крепления не только с помощью одних завязочек на плечиках, но и всевозможных резиновых вставок.

  Какую модель выбрать? Главным критерием остаётся удобство. Для активных малышек присмотрите сплошной купальник с лямками, которые не будут смещаться, спадать. Наиболее удобен цельный купальник с крестообразными лямками на спине. Полненьким деткам лучше покупать сплошные купальники ярких цветов, с широкими вертикальными полосками или в неброскую клетку. Для пухлых ног подойдут трусики – шорты, удлинённый топ. Что касается фирм – производителей, то качественные изделия представляют: SPEEDO (Великобритания), Arena (Италия), Fashy (Германия), среди них три российских – СНЕГ и Ко, Парди, SOLO.

   Приобретение шлёпок, сланцев – это в первую очередь забота о здоровье: через босые ноги легко передаётся грибок. Соблюдение правил личной гигиены актуально не только для закрытого бассейна в спорткомплексе, но и для местного озера. Хорошо, когда ребёнок много ходит босиком по траве. – это стимулирует нервные окончания на подошве, улучшает кровообращение, но спортивные тапочки не раз спасут и от ранений камушками, укусов местных пиявок.

   Тапочки бывают разных моделей. Одни «крепятся» к ноге на подъёме, держатся между пальцами ноги или при помощи липучки обхватывают лодыжку. Последние вездеходные «мокасины» очень удобные для купания в «диких» местах. В них смело можно зайти в воду по неизвестному дну, в них же купаться. Правда,  подобное  обращение снизит срок службы тапочек, зато предохранит чадо от возможных неприятностей. В основном, все тапочки сделаны из резины, что означает почти моментальное высыхание на солнце. Имеют массажную подошву – выступы в виде пупырышек разной высоты, массирующие при ходьбе стопу. Привыкать к тапочкам «для Йогов» приходится не меньше пяти дней. Бегать, прыгать в них сложнее, чем в обычной резине. На ножках остаются следы от «иглоукалывания», но ведь здоровье – прежде всего! Кроме того, подошва тапочек не должна быть идеально гладкой. Иначе их обладатель поскальзывается через каждый шаг, рискуя неудачно упасть. Выступы и выпуклости обеспечивают удобную ходьбу. Впрочем, критерии выбора как для обычной обуви: подошве следует слегка гнуться, но не «хлюпать». Соответствовать ортопедическим  требованиям (пяточка чуть выше носочка – на небольшой платформе или возвышении, носок не сжат а «тиски»).

   Когда выйдите из воды на сушу. Вам понадобится полотенце. Казалось бы, такой простой вопрос! Но не стоит брать «вафельное»: оно хоть и ёмкое в свёрнутом виде, но плохо впитывает воду с тела. Его единственный плюс – быстро сохнет. Махровое же полотенце занимает много места, а в мокром варианте существенно утяжеляет ношу отдыхающего. Оно сохнет долго – после очередного захода в воду вытираться мокрым неприятно. В целях гигиены рекомендуется брать два полотенца – одно для головы, тела, другое – для ног.

   В спортивном магазине обратите внимание на полотенца для «прыгунов в воду». Ещё недавно эти модели – небольшие полотенчики 20 – 30 см или 60-80, удобно сворачивающиеся в небольшой рулончик в специальный плотный чехол, - были доступны только зарубежным спортсменам. Однако с недавних пор в фирменных магазинах типа «Adidas» или «Мир спорта» они появились в свободном доступе для всех желающих. Стоят недорого: 10-20 у.е. В чём их выгода? Подобным полотенцем вытирается  участок тела, и вода тут же – выжимается ! Полотенце вновь сухое! Конечно, к его применению нужна привычка, зато как удобно носить с собой через полгорода на пляж!

    Кстати, спортивные врачи не рекомендуют растираться полотенцами без необходимости. Вытираться следует только в случае излишнего охлаждения организма: трение неравномерно воздействует на поверхность тела, иначе ранит кожу, не даёт срабатывать естественным процессам согревания, регулировки смены температуры. Лучше накройтесь полотенцем, активно двигайтесь: бегайте, прыгайте. Недаром во всех европейских бассейнах в комплект для бассейна (да и просто выхода из ванной!) обязательно входит махровый халат. Поэтому советуем приобрести для своего малыша одну из ярких мини-моделей детских халатов с капюшоном.

   В вашем списке купальных  принадлежностей непременно должны оказаться очки и шапочка. Шапочка обязательна для посещения бассейна как для мальчиков, так и для девочек. Если их стрижка превышает длину в пару сантиметров. В день выпадает не один десяток волос с каждого, за сутки в «общественной» ванной при несоблюдении правил накопится много грязи. Да и лишнее воздействие химии волосам только вредит. Шапочки разной расцветки бывают как резиновые, так и тканевые. Выбирайте, что придётся по душе.

   Очки пригодятся на любом озере. Как интересно наблюдать за илистым дном, проплывающей мимо рыбой, мальками, спрятавшимся под камнем раком! Выбор очков ограничен лишь вашим финансовыми возможностями. С резинкой или без, с двойным креплением на затылке или одинарным, прозрачные,  затемнённые, со стёклами всевозможных цветов, без мягкой подушечки возле глаз по последнему пику моды и… . Дорогие очки всегда продаются в футляре для переноски. Дешёвые – без. Впрочем, нырять можно и в маске – первом снаряжении будущего подводника, только дышать в ней гораздо сложнее: вдох-выдох через трубку нужно тренировать. Маска часто запотевает, особенно если размер «впритык».

   Нехитрые средства, о  которых пойдёт разговор дальше, помогают не только скрасить ежедневное купание, но также разнообразить спортивные тренировки, помогают достичь желаемого результата в проработке определённого навыка, постановка движения. Несмотря на то, что настоящему заходу в воду всегда предшествуют сухопутные тренировки, отработать движения по-настоящему можно только в воде: другое сопротивление, изменены правила движения, дыхания.

   Доска для плаванья – яркая вещица из лёгкого пластика. Имеет специальные вырезы под грудь, места для ухвата рук. На ней дети предпочитают висеть, лежать животом. Она предназначена для перемещения в водном пространстве при помощи работы одних ног. Кроме того, существуют специальные приспособления для ног, называемые в народе «калабашками» - восьмиобразный пластик с выемкой для ног, удерживать который следует икрами. Ноги ребёнка не тянет ко дну – их выталкивает на поверхность. В «работе» нагружаются одни руки, отрабатываются их движения, техника, стиль.

   Для ускорения процесса плаванья, а также тренировки ускорения предназначены ласты и лопатки. Согласитесь, порой так скучно вертеться от бортика к бортику! Куда интересней поиграть в торпеды, «обувшись»  в столь неудобные на суше лягушечьи  лапки. Заходить в них в море неудобно. Одевать в воде – риск потерять. Лучше всего сделать это на суше, а в воду пятится задом.

   При плаваньи в ластах сильно нагружаются ноги. После того как ребёнок снимает их, его привычная скорость кажется «черепашьей». Одни модели ласт подгоняются по размеру при помощи размерной ленты, прикрепляющей «обувку» к пятке, другие строго одноразмерные, цельнокроеные, резиновые.

   Купание, плаванье – это не только ежедневная водная процедура. Это полезный навык. Спортивное состязание. А уж сколько водных видов спорта! Ясно одно, что без воды мы никуда – она везде. И получать от неё удовольствие сухопутному человеку самое время летом!  



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 р.п. Новые Бурасы

Новобурасского района Саратовской области»

Материалы к общему родительскому собранию «Режим дня в жизни ребенка»

(приказ о проведении общего родительского собрания от 15.01.2013 г. №29)

Жизнь по правилам: с  добрым утром!

Как правильно организовать режим дня? Когда малышу лучше завтракать и обедать, заниматься спортом, играть, гулять, слушать музыку? Попробуйте ориентироваться на биоритмы организма.

Биоритмы - по сути дела, программы жизнедеятельности отдельных органов, систем и всего организма в целом. Они регулируют время и продолжительность сна, скорость роста, прибавку веса и другие параметры детского развития. Чтобы не сбить настройку биологических часов, с ними нужно обращаться очень бережно!

5:00. Почки отдыхают, мышцы дремлют, обмен веществ замедлен - словом, полнейшая идиллия в организме. Ребенок уже сменил несколько фаз сна и, в принципе, готов к пробуждению. Если вам и вправду надо поднять его в такую несусветную рань, смело ставьте будильник на 5

утра.  В это время дети быстрее всего приходят состояние бодрствования: в 5 часов встать легче, чем в 4 или в 6.

6:00. Срабатывает внутренний будильник: надпочечники выбрасывают особые гормоны - адреналин и норадреналин, которые повышают артериальное давление, заставляют сердце биться чаще - словом, готовят организм к пробуждению, даже детское сознание еще дремлет.

7:00. Звездный час иммунной системы! Самое время поставить еще не до конца проснувшееся дитя под контрастный душ, активизирующий защитные силы организма. В эти мгновения они самоотверженно сражаются с вирусами, бактериями и микроскопическими оккупантами, да и антибиотики и многие лекарства усваиваются лучше, чем в другое время суток. После такой бодрой утренней профилактики простуда и детские инфекции ребенку не страшны.

8:00. Золушка пищеварительной системы - печень –взялась за «уборку» организма. Она трудится в авральном режиме, нейтрализуя вредные вещества, накопившиеся за сутки. Никакой жирной и тяжелой пищи за завтраком - в этот час нельзя перегружать печень! Молочная каша, йогурт, фрукты - вот что нужно утром вашему малышу.

9:00. Психическая активность растет, сердце запущено на всю «катушку», чувствительность к боли уменьшается. В это время ребенку можно сделать прививку и отвести к стоматологу, не опасаясь, что прольется море слез.

10:00. Организм начал восхождение на пик активности (он продлится примерно до часу дня). Используйте это время с пользой для дела. Обучение грамоте и спортивные тренировки лучше всего приурочить к этому времени! Юный вундеркинд превзойдет самого себя!

11:00. Организм в отличной форме. Биологический компьютер - мозг - щелкает трудные задачки, а пламенный мотор - сердце - с энтузиазмом разгоняет кровь по сосудам. В это время результаты тестирования при поступлении в гимназию, прослушивания в музыкальной школе, выступления в спортивной секции будут ребенка выше всяких похвал. Ну а если никаких важных дел на тот час у малыша не намечено, отведите его на прогулку.

12:00. Кульминация: в полдень дитя способно буквально горы свернуть или же, если бурная энергия не найдет достойного применения, перевернуть всю квартиру вверх дном, устроив грандиозный ералаш. А что вы хотели - организм мобилизует для этого все имеющиеся резервы.

13:00. Пора отдохнуть! Происходит временный спад внутренних процессов, печень и поджелудочная железа, отвечающие за переход гликогена в необходимую мозгу глюкозу, трудятся вполсилы и не обеспечивают нейроны достаточным количеством клеточного топлива. Самое время накормить ребенка обедом и отправить в постель.

14:00. Силы на нуле, реакции замедлены, голова пустая, и не мудрено: после обеда кровь отлила от мозга к желудку. Поскорее укладывайте малыша спать - в этот момент он прекрасно уснет сам без долгих уговоров.

15:00. Ваше чадо спит и набирается сил, которые понадобятся ему во второй половине дня. А тем временем аппетит и вкусовая чувствительность обостряются до предела - готовьте юному гурману легкий полдник!

16:00. Налицо интеллектуальный и физический спад. Не обольщайтесь: он продлится недолго. Впереди целый вечер, и ваше неугомонное дитя еще покажет, на что способно. А пока почитайте ему книжку, дайте лист бумаги и карандаш или усадите за спокойные игры - куклы, кубики, пазлы.

17:00. Энергия бьет ключом, вопросы «Как?», «Почему?» сыпятся как из рога изобилия. Прекрасно, если на это время назначены занятия рисованием, иностранным языком, музыкой или спортом ебенок будет выполнять упражнения с удвоенной силой и

наилучшим результатом.

18:00. Пора на прогулку: тело требует движения, а вот умственная работоспособность снижается - серым клеточкам тоже требуется отдых.

19:00. Ухудшается настроение, нарастают признаки утоиления, главный из которых - несговорчивость и капризы.

Имейте в виду: в это время часто разгораются ссоры по пустякам. Пусть малыш проведет взрывоопасный час в детской, уединившись с игрушками, альбомом для рисования, пластилином и мозаикой.

20:00. Поставьте ребеночка на весы - показания будут максимальными за сутки. В остальном этот час в общем ничем не примечателен: никаких выдающихся достижений ждать не приходится — пора ужинать и готовиться ко сну.

21:00. Ловите момент - перед отходом ко сну память особенно остра и способна запечатлеть огромный объем самой разной информации. Почитайте ребенку главу из детской энциклопедии, спойте песенку на английском языке, расскажите стихотворение и утром он воспроизведет сказанное.

22:00. Кровь переполнена белыми тельцами - 12 тысяч лейкоцитов в миллилитре вместо обычных 5—8 тысяч. Это защитная система на сон грядущий проводит контрольное патрулирование вверенной ей телесной территории. Немного снижается температура тела, чтобы сон был спокойным и глубоким.

23:00. В столь поздний час мышцы все больше расслабляются, но при этом организм не теряет время зря - в каждой клеточке идут восстановительные процессы.

24:00. Дремлющим сознанием потихоньку овладевают сновидения, а мозг продолжает трудиться, раскладывая по полочкам полученную за день информацию и отбрасывая все ненужное.

1:00. В это время сон очень чуток. Кроме того, повышается чувствительность к боли - травмированная коленка или проблемный зуб, на котором давно уже следовало поменять пломбу скорее всего, разноются именно сейчас и не дадут малышу уснуть до утра. Не доводите до этого - устраняйте неисправности в детском организме по мере их возникновения!

2:00. Почти все органы отдыхают, и только печени нет покоя: она «чистит» спящий организм, освобождая ткани от конечных продуктов обмена - шлаков.

3:00. Нижняя граница физиологического спада: низкое артериальное давление, а пульс и дыхание - предельно редкие.

4:00. Мозг снабжается минимальным количеством крови и еще не готов к пробуждению. Зато слух обострен до предела - ребенок может легко проснуться от малейшего шума. Отключите телефон на случай, если в этот ранний час кому-нибудь вздумается потревожить его покой звонком.

Используемая литература:

«Родительские собрания в детском саду» С.В.Чиркова

Журнал «Дошкольное воспитание» №10 2010 год

Материалы подготовил

 заведующий МДОУ «Детский сад №2 р.п. Новые Бурасы» _________Л.Ф.Казанкина



Предварительный просмотр:

Материалы к родительской газете издания МДОУ «Детский сад №2 р.п. Новые Бурасы»

Март 2013г.

Как из малыша превратиться в дошкольника

27 лет я работаю в детском саду, воспитала двоих детей. Мне бы хотелось поделиться с родителями опытом подготовки ребенка к детскому саду и дальнейшему сотрудничеству с ДОУ.

 Прежде чем вести малыша в детский сад, убедитесь в том, что он к этому готов: ведь все это время ребенок, даже самый непосредственный и коммуникабельный, находился в домашней обстановке, зачастую только с мамой, в тесной связи с ней. Сначала оцените навыки самообслуживания малыша (может ли он самостоятельно есть, частично одеваться или раздеваться и т.д.), его физическое здоровье (насколько часто подвержен простудам и все ли необходимые прививки сделаны). Если все это вас нисколько не насторожило, приступаем к подготовке психологической.

Чаще гуляйте с малышом в людных местах (парки, детские площадки), ходите в гости, пусть общение с другими детьми и со взрослыми будет частым, непринужденным и ненавязчивым.

Не менее важно составить правильный режим, примерно такой, как в детском саду, тогда пребывание малыша в новой обстановке станет более комфортным, а ребенок, имеющий такой режим, будет послушен и дисциплинирован не только дома, но и в ДОУ.

Примерный режим дня для ребенка 2-3 лет

7.30-8.30. Пробуждение, водные процедуры, гимнастика.

8.30-9.00. Завтрак.

9.00-10.30. Самостоятельные игры (или развивающие занятия).

10.30-11.30. Прогулка.

11.30-12.00. Подготовка к обеду.

12.00-13.00. Обед, водные процедуры.

13.00-15.00. Дневной сон.

15.00-16.00. Постепенное пробуждение, водные процедуры, гимнастика после сна.

16.00-16.30. Полдник.

16.30-17.30. Развивающие занятия и игры.

17.30-18.30. Прогулка.

18.30-19.30. Самостоятельные игры, уборка игрушек.

19.30-20.00. Ужин.

20.00-20.30. Водные процедуры.

20.30-21.00. Укладывание спать.

Не секрет, что, приведя ребенка в детский сад, многие родители частично перекладывают ответственность за его правильное и полноценное развитие на дошкольное учреждение, но может ли малыш развиваться без взаимодействия родителей и  воспитателей? Конечно, нет! Поэтому больше беседуйте с ребенком, пусть расскажет, как провел время в детском саду; проговаривайте только положительные моменты, например: «Ты хорошо поиграл с детьми? Вкусная котлета была на обед? А ты играл в доктора с Машей или Петей? Посмотри, какая рыбка нарисована на твоем шкафчике, она волшебная, придем к ней в гости завтра снова?». Такие фразы подстегивают малыша морально, и, забывая обо всех маленьких неприятностях, он стремится        снова прийти поиграть с детьми.

Утром, когда малыш просыпается, не говорите о том, что идете в детский сад, иначе он будет ассоциироваться с тяжелым пробуждением и дискомфортом, ведь первое время, пока ребенок не привыкнет, он может не высыпаться; лучше сказать малышу, что пора поиграть и пойти на прогулку.

Что же делать родителям, чтобы вырастить полноценно развитого малыша и сохранить микроклимат семьи и здоровую психику ребенка? Общение - залог здоровья, беседуйте с ним, дружите, гуляйте, играйте, уделяйте ему больше внимания. Непременно наладьте контакт с воспитателями и общайтесь с ними как можно чаще, старайтесь помогать и сотрудничать во всем, только тогда вы будете знать все о своем ребенке (насколько он здоров и весел, что ему нравится, о чем мечтает и как сильно он любит вас), а значит, всегда и во всем сможете вовремя ему помочь.

Заведующий МДОУ «Детский сад №2 р.п. Новые Бурасы»        Л.Ф.Казанкина

Используемая литература:

Журнал «Дошкольное воспитание» за 2012 г.        



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 р.п. Новые Бурасы

Новобурасского района Саратовской области»

Материалы к родительскому собранию

«Здоровье ребенка в наших руках»

(Протокол  родительского собрания от 23 октября 2012 года № 3)

Сегодня очень важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей.

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», - гласит Закон РФ «Об образовании» (п. 1 ст. 18).

К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества, здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни.

- Что же могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу    жизни?

(Высказывания родителей.)

I.        Прежде всего, необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.

II.        Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат.

Перебранки в присутствии ребенка способствуют возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма.

Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Вспомните: стоит нам улыбнуться - сразу становится легче, нахмуриться - подкрадывается грусть. Нахмурились – начал выделяться адреналин, способствующий грустному, тревожному настроению, улыбнулись - помогли другому гормону - эндорфину, обеспечивающему уверенное и бодрое настроение.

А наше раздражение механически переходит и на ребенка.

Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение воспитываются. Здесь важно умение правильно и рационально относиться к тому, что мы видим, воспринимаем, слышим. Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу!

III.        Взрослые должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют
повышению защитных сил организма ребенка, его работоспосо
бности. И важным здесь является правильно организованный режим дня.

Режим дня - это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей в течение суток. Он удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.

Прогулка - один из существенных компонентов режима дня. Этот наиболее эффективный вид отдыха хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь - работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуются аппетит и сон.

Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми.

Дети должны гулять не менее двух раз в день по два часа, летом - неограниченно.

Не менее важной составляющей частью режима является сон, который особенно необходим ослабленным детям. Важно, чтобы малыш ежедневно (и днем, и ночью) засыпал в одно и то же время.

Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада, и особенно в выходные дни.

IV.        Полноценное питание - включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок, специй и консервантов. Чаще включать в рацион детей творог, гречневую и овсяную каши.

Немаловажное значение имеет и режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.

V.        У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенка насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому.

При поступлении ребенка в школу важным является не только его интеллектуальное развитие, но и уровень его физического развития. Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребенка. Следует помнить, что «раннее обучение» приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует неврозы и другие нежелательные явления, в результате чего снижается интерес к учебе.

Подготовка к школе в детском саду осуществляется не только на занятиях по математике и развитию речи, но и на физкультурных занятиях, формирующих необходимые для успешного обучения в школе внимание, мышление, память, речь, воображение, мелкую моторику рук, координацию движений. Немаловажной является игровая деятельность детей. Чем лучше ребенок играет в сюжетно-ролевые игры, тем успешнее он будет заниматься в школе. Игра хорошо готовит к школе. Пока психика у ребенка развивается, он должен играть. Без игры у детей формируется чувство страха, вялость и пассивность. Игра - ведущая человеческая потребность. Даже для взрослых она важна. И мы видим по телевидению много игровых программ для взрослых.

VI.        Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег, которые предохраняют организм человека от возникновения болезней. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма.

- Что такое закаливание?

 (Высказывания родителей.)

Это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды путем систематическою кратковременного воздействия на организм этих же факторов в малых дозах.

В результате закаливания организм приспосабливается к меняющимся условиям окружающей среды.

Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями - увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи.  При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом.

- Кто из вас дома проводит с ребенком закаливающие мероприятия и какие?

 (Ответы родителей.)

 А теперь я предлагаю послушать высказывания ваших детей (Включается магнитофонная запись.)

Не называя ребенка по имени, педагог просит ответить на вопросы: «Зачем надо закаляться? Закаляешься ли ты дома? Как? С кем ты это делаешь? Каждый ли день? Нравится ли это тебе? А почему ты не делаешь?»

Закаливание,  как отмечал известный врач и педагог Ефим Аронович Аркин, для ослабленного ребенка имеет большее значение, чем для здорового. Наряду с традиционными методами закаливания (воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскания горла) широко используются и нетрадиционные:

Контрастное воздушное закаливание (из теплого помещения дети попадают в «холодное»).

Хождение босиком. При этом укрепляются своды и связки стопы, идет и профилактика плоскостопия.

В летний период предоставляйте детям возможность ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камушкам и шишкам, которые действуют как сильные раздражители. Напротив, теплый песок, мягкая трава, комнатный ковер действуют успокаивающе. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.

3.        Контрастный душ - наиболее эффективный метод закаливания в домашних условиях. После непродолжительной зарядки ребенок встает под душ, обливается водой 36-38 градусов в течение 30-40 секунд, затем температура воды снижается на 2-3 градуса, а продолжительность обливания сокращается до 20-25 секунд.
Процедура повторяется два раза. Через 1-1,5 недели разница те
мператур воды возрастает до 4-5 градусов. В течение 2-3 месяцев температура доводится до 19-20 градусов.

4.        Полоскание горла прохладной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболевания носоглотки.
Полоскание горла начинается при температуре воды 36-37 градусов,
снижается каждые 2-3 дня на 1 градус и доводится до комнатной.

При этом следует помнить, что перерыв в закаливании на 2-3 недели снижает сопротивляемость организма простудным факторам и поэтому крайне нежелателен.

Нельзя не учитывать и индивидуальные особенности ребенка, его возраст, его чувствительность к закаливающим процедурам. Не рекомендуется проводить закаливание на фоне отрицательных эмоциональных состояний, например, страха, обиды, беспокойства. Это может привести к невротическим расстройствам.

-        Какой можно сделать вывод по поводу закаливания? 

ысказывания родителей.)

Если мы хотим видеть своего ребенка здоровым - надо ежедневно проводить закаливающие процедуры. Минимальное закаливание - это воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда. (Родителям раздаются памятки по проведению закаливания.)

Оказывается, что закаливать организм ребенка можно и продуктами питания. Повысить сопротивляемость организма помогают некоторые растения - биостимуляторы и адаптогены. Последние приспосабливают, адаптируют организм к воздействию некоторых вредных физических, химических, биологических факторов, в том числе и к непривычным условиям среды.

-        Как вы думаете, какие пищевые продукты или вещества помогают ребенку стать более закаленным?

 (Ответы.)

Блиц-опрос

1.Какие растения-кустарники, накопители витамина С, помогают против простуды? (Черная смородина и шиповник повышают устойчивость организма к охлаждению и ОРВИ).

2.Какой «напиток защиты» (сок) повышает устойчивость организма к заболеваниям верхних дыхательных путей и легких, богат витамином А? («Напиток «защиты» -морковный сок. Рекомендуется пить свежий морковный сок от 1 столовой ложки до половины стакана в день, но не более 100 г, так как в больших количествах он способен вызвать желтушное окрашивание кожи, кроме того, у некоторых детей он вызывает аллергию.)

3.Что полезнее ребенку - сок или яблоко? Объясните свой выбор. (Соки являются более чистыми экологическими продуктами. Они быстрее усваиваются организмом (уже через час) и, следовательно, чуть ли не сразу после употребления включаются в обмен веществ, что благотворно влияет на восстановительные процессы организма. В соках много воды, но это поистине живая вода - она обогащена биологически активными веществами растительных клеток.

Все соки обладают общеукрепляющим действием, стимулируют пищеварение и усвоение пищи, а также выводят из организма токсические вещества, в том числе и радиоактивные (морковный и яблочный). Наконец, соки - это еще и источник витаминов,  минеральных солей и многочисленных микроэлементов.) Жители Дальнего Востока знают, что плоды китайского лимонника повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным погодным условиям: дождю, ветру и морозу. На Алтае такую особенность открыли в корнях левзеи и родиолы розовой - золотого

корня.

Систематический прием элеутерококка внутрь с компотом или молоком в течение 1-2 месяцев позволяет снизить заболеваемость гриппом и гриппоподобными заболеваниями у детей более чем в 2,5 раза.

VII. Чтобы повысить защитные силы организма ребенка, рекомендуется прием витаминов. {Выступление врача-педиатра.)

Врач-педиатр. Слово «витамин» происходит от латинского «вита» - «жизнь». Витамины участвуют в обмене веществ и регулируют отдельные биохимические и физиологические процессы. Недостаток витаминов в пище или изменение процессов их усвоения приводит к нарушению обмена веществ и в конечном счете к развитию гипо- и авитаминозов. Чтобы достичь определенного уровня насыщенности витаминами, необходимо применять препараты, включающие комплексы витаминов в оптимальных соотношениях, особенно в зимне-весенний период. Кстати, использование поливитаминов по 1-2 драже в день в обычных дозировках в период эпидемии гриппа и гриппоподобных заболеваний снижает заболеваемость детей не менее чем в два раза.

VIII.        Удар по здоровью ребенка наносят вредные наклонности родителей. Не секрет, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолегочными заболеваниями гораздо чаще, чем дети некурящих.

IX.        Тяжелые последствия для здоровья ребенка имеют травмы и несчастные случаи.

- Что в условиях дома может представлять опасность для жизни ребенка? (Высказывания родителей.)

Да, дети очень любознательны и во всем стараются подражать нам, взрослым. Они могут включать электронагревательные приборы, любят играть с мелкими предметами, особенно яркими и блестящими (кольца, пуговицы, броши, булавки). Иногда их сосут, засовывают в нос, ухо, проглатывают. И нередко инородные тела, попадая в дыхательные пути (семечки, орехи, монетки), вызывают угрозу  жизни ребенка. Опасность представляют и оставленные на виду таблетки, так как ребенок может отравиться лекарствами.

Поэтому родителям следует:

постоянно контролировать действия ребенка и рассказывать, что и где опасно;

хранить в специальных местах предметы бижутерии, косметические принадлежности, лекарства, горячие кастрюли, химические вещества и моющие средства; - закрывать окна и балконы; запретить ребенку брать в рот монеты, пуговицы, сосать пальцы.

Помните: здоровье ребенка в ваших руках!

Материал подготовила заведующий

 МДОУ «Детский сад №2 р.п. Новые Бурасы»                   Л.Ф.Казанкина