Краткая характеристика основных возрастных периодов дошкольного детства. (Информация для родителей.)

Безрукова Ирина Львовна

"Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях." (Ушинский К.Д. Избр.пед.соч. М. 1974. Т 1. Стр. 237).

Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности ребёнка. На каждой возрастной ступени дошкольного детства есть свои особенные стороны психологического развития.

Ступени дошкольного детства:

1. Первое полугодие жизни ребёнка характеризуется значительными успехами в сенсорном развитии. Ребёнок не остаётся равнодушным к красочным, блестящим, издающим звук игрушкам, к речи и пению взрослого. В результате общения со взрослыми он начинает по-разному реагировать на них: улыбается, тянется к близким, отворачивается от чужих, узнаёт мать по голосу, постепенно у него формируется привязанность к тем, кто повседневно с ним общается.

2. Во втором полугодии жизненн ый опыт малыша обогащается. возрастает интерес к окружаещему: ребёнок по-разному реагирует на взрослых и детей, он приобретает умение вслушиваться в речь, понимать слова, обозначающие действия, способность ответить на них также действием. Общаясь со взрослыми, гпчинает подражать звукам, произносимым ими.

К концу года он уже различает имена близких: у него идёт интенсивное накопление пассивного словаря. В этот период (при правильном воспитании) он овладевает первоначальным нравственным понятием: подстняется слову нельзя, может выполнить просьбу старшего (найти предмет, взять, потожить). 

Развиваются двигательные умения, в 6-7 месяцев начинает ползать, а к 8 месяцам садится, пытается перемещаться в пространстве и тянется ко всему, что привлекло и заинтересовало его. К ё0 месяцам он овладевает ещё одним важным умением - начинает ходить, придерживаясь за окружающие предметы, а к году он уже самостоятельный "пешеход".

3. Второй год жизни. Малыш не только ходит, но и начинает говорить. Мир словно раздвигает перед ним горизонт: появляется возможность самомтоятельно знакомиться с новыми, ранее недосягаемыми вещами, манипулировать предметами, открывать в них скрытые до этого свойства.

К концу второго года активный словать ребёнка достигает 200-300 слов. Речь становится основным средством его общения со взрослыми. Он понимает предъявляеиые к нему требования и при правильном воспитании способен подчиниться всесильным "можно" и "нельзя". А если взрослые неотступны и последовательны в своих требованиях, то малыш приобретает многие полезные привычки, упорядочивающие его поведение.

4. Третий год жизни. В этот период у него особенно ярко проявляется стремление к самомстоятельности, рождаются новые интересы, развиваются наглядно-дейсьвенное мышление и речь, происходит образование новых форм отношений в среде сверстников: он способен к элементарному общению с ними. В отношениях со взрослыми он уже может выполнять их требования, прелъявляемые ему посредством слова. Он достаточно, смышлён, активен, самостоятелен.

5. Четвёртый год жизни. У детей развивается способность к общению посредством слова, обогащается речь. Малыш эмоционален, чуток к поведению и настроению взрослых. У него крепнет привязанность к взрослым, особенно к тем, кто с ним справедлив, ласков, внимателен. Он с готовностью их слушает, выполняет их просьбы и поручения, стараясь своим послушанием заслужить одобрение. В этой связи роль взрослых  в организации его поведения ещё более возрастает.

Изменяются характер и содержание детской деятельности. При целенаправленном воспитании возрастает способность к самостоятельным действиям. Усложняется и развивается сюжетно-ролевая игра, проявляется стремление рисовать, лепить, конструировать, с удовольствием слушать сказки, интересные книги. Уже в этот период следунт устанавливать такие отношения с ребёнком, которые способствовали бы воспитанию у него таких качеств, как общительность, дружелюбие, отзывчивость, активное, осознанное послушание.

6. Пятый год жизни. В этот период ребёнок ещё более самостоятелен, умеет себя обслужить. "Что это?", "Зачем?", "Почему?" - вопросы, обращённые к взрослым, свидетельствуют о стремлении ребёнка как можно больше узнать об окружающем мире, предметах, явлениях и простейших связях между ними. Устойчивее становится внимание, а память более произвольной. Различные занятия (по счёту, изобразительной деятельности, развитию речи и ознакомлению с окружающим и др.) он рассматривает как серьёзное дело. Выполняя задания, прявляет терпение, волю. настойчивость в завершении работы, ответственнее относится к выполнению трудовых поручений.

Все эти задатки достигают полного расцвета (разумеется, в меру возрастных возможностей), если взрослые осуществляют воспитание целенаправленно, не забывая о том, что вместе с ростом детей должен расширяться и круг их обязанностей, усложняться требования к ним.

По-прежнему ведущим видом детской деятельности остаётся игра. Но теперь она приобретает более усложнённый характер. Значительное место занимают коллективные игры - длительные, устойчивые, с разнообразным сюжетом. Ребёнок учится в них умению вести себя в зависимости от игровых ситуаций. Игра становится как бы школой социальных отношений., в которой он моделирует способы человеческого общения, наблюдаемого им в окружающей действительности. Вот почему важно знать, во что и как играет ребёнок, стремится ли он к общению с другими детьми или рондпочитает играть один.

7. Шестой год жизни. Он переступает порог старшей группы детского сада. В его движениях появляется уверенность, ловкость, а в поведении - сдержанность. Дети научились договариваться между собой, объединяться не только в играх, но и в труде, оказывать помощь друг другу, взрослым, шевствовать над малышами. Дома (при правильных требованиях) ребёнок тоже чувствует себя помощником: имеет свои обязанности перед близкими, помогает им по хозяйству, следит за порядком в своём игрушечном хозяйстве, с готовностью выполняет посильные поручения и, шлавное. способен уважать труд взрослых.

Но нельзя не учитывать. что в этот период у ребёнка продолжают преобладать чувства над разумом. Именно поэтому он зачастую стремится к использованию своего желания без должной его моральной оценки. Далеко не всегда он способен взвешивать, какие последствия могут иметь его поступки для окружающих и даже для него самого. Таким образом, наряду с максимальным развитием детской активности одновременно следует развивать способность к торможению, к волевому усилию. И главное, в пределах детского понимания необходимо вырабатывать у ребёнка критическую оценку своих поступков; учить его делать не только то, что ему хочется. но и то, что он обязан выполнить.

Содержание деятельности детей в этот период становится богаче, разнообразнее. Даже игры подсказывают нам: дети поумнели, способны всматриваться в окружающее. В сюжетно-ролевых играх они отображают различные события общественной жизни, труд, взаимоотношения людей.

8. Седьмой год жизни. Он в предверии школы. Теперь в воспитателе видит учителя. У будущего первоклассника интенсивно развиваются познавтельные интересы, любознательность, стремление к узнаванию нового. остро воспринимает яркие события окружающей действительности, питающей его ум и чувства. в этом возрасте у ребёнка уже должны быть сформированы любовь к труду, чувство ответственности за порученное, за собственное поведение, умение вести себя хорошо не только в присутствии взрослых, но и в их отсутствиею

если поведение малыша зависит от его чувства. то у старшего дошкольника оно в большей степени подчинено разуму. У него обогатился жизненный опыт, он знает многие правила поведения, и благодаря развивающейся спопобности к волевым усилиям он может и должен сдерживать свои желание. Старшие дошкольники уже могут заставить себя делать не только то, что хочктся, но и то, что необходимо. Это и есть произвольное поведение. Им уже известны многие нравственные понятия, они знают, что можно считать хорошим, а что плохим. Этому способствует и то. что что их чувства начинают принимать социальный характер: когда они находятся в кругу семьи и в обществе сверстников, в их взаимоотношениях проявляются товарищество и дружба, что нередко становится побудительным мотивом поступков, как отказ от желаемого, сдержанность, стремление помочь, уступить, заступиться.

 

Наряду с возрастными и психологическими закономерностями развития, характерными для дошкольного возраста, каждый ребёнок обладает ещё и индивидуальными, присущими только ему особенностями. Один энергичен и легко возбудим, другой спокоен и медлителен, третий умеренно подвижен, четвёртый пассивен и чувствителен к воздействию.

Чем это объяснить?

С рождения каждый ребёнок обладает определённым типом нервной высшей деятельности. От типологических особенностей нервной системы зависят сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Тип высшей нервной деятельности проявляется в общей , в быстроте реакций, в темпе речи, в том. как скоро и легко возникают чувства, в силе их выражения.

В воспитании детей психологи рекомендуют опираться на традиционное представление о четырёх типах темперамента: с преобладанием черт сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. В "чистом" виде любой тип темперамента встречается редко, хотя у детей он проявляется ярче, чем у взрослых (т.к. под влиянием воспитания у взрослого человека выработаны соответствующие качества - сдержанность, уравновешенность, быстрота реакций, воля, самоконтроль, общественный долг и др.). Поведение детей в большей степени. чем у взрослых. зависит от того, каким темпераментом они наделены.

Что же приходится иметь в виду в подходе к детям, если учитывать их индивидуальные особенности?

Сангвиник - эмоционален, впечатлителен, весел и жизнерадостен, активен. При правильном воспитании он не склонен к капризам, коммуникабелен, быстро находит место в обществе сверстником. Такие дети с одинаковым интересом могут играть и в подвижные игры и в спокойные, сосредоточенно заниматься, тщательно выполнять поручения.

Холерик - безудержен в своих проявлениях. Ему присуща высокая нервно-психическая активность. Чрезмерно подвижен, энергичен, стремителен, импульсивен (в большей степени, нежели его сверстники, обладающие иным темпераментом). шумные игры, возня для него более естественны, чем дела, требёющие тишины и сосредоточенности. Он контактен, бойко отвечает на вопросы взрослых.

В воспитании таких детей на первый план выдвигаются задачи формирования выдержки. сдержанности. положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, интереса к играм и занятиям, требёющим усидчивости, устойчивого внимания. Детей-холериков полезно переключать от подвижных, шумных игр на спокойные, следить, чтобы они были постоянно чем-то заняты, и вместе с тем давать возможность разрядить энергию в подвижных играх, интересных занятиях: от неподвижности они утомляются и допускают срыв в поведении.

Флегматик - спокойный, медлительный, обычно не доставляет хлопот родителям. Заторможен, что проявляется не только в замедленности психических реакций, но ив моторике. Такой ребёнок нетороплив, всё делает медленно, обстоятельно, на распоряжения взрослых не может реагировать моментально, что нередко становится причиной их недовольства ("Разве ты не слышал, что тебе сказано!").

В воспитании таких детей следует взять за правило: не раздражаться на медлительность; не делать за ребёнка того. что он в силах сделать сам (что, кстати, относится ко всем детям без исключения!); привлекать к играм и гимнастическим упражнениям, развивающим движения, сноровку, ловкость, смекалку, быстроту реакций, ориентировку в пространстве; давать трудовые поручения.

Особое внимание следует уделять воспитанию у ребёнка самостоятельности и инициативы, ибо его активность не высока и он склонен делать то, что ему велят.

Меланхолик - у него темперамент эмоционально неустойчив, склонен к слезам и капризам, к обострённому восприятию даже самой маленькой обиды. чувства свои он не выражает бурно, чутко реагирует и на тон, и на настроение взрослого. такие дети трудно адаптируются к условиям дошкольного учреждения, долго не могут привыкнуть к новой обстановке, к детскому коллективу. Ребёнок особенно нуждается в подбадривании и лакске, а строгий тон допустим лишь в самых исключительных случаях. Однако в подходе к ним недопустима и другая крайность - излишняя опека. Это может изнежить, сделать эмоционально незаколёнными, легко ранимыми. Зато при правильном воспитании характерная для таких детей повышеннаячувствительность к педагогическим воздействиям вырабатывает у них такие ценные качества. как деликатность, чуткость, отзывчивость, такт, скромность. Часто можно слышать: "весь в отца" или "весь в мать".  Но дело здесь не в наследственности, а в том, что постоянно находясь бок о бок с взрослыми членами семьи. ребёнок так или иначе подражает им. отсюда и создаётся видимость, что дочь общительна, как мама; сын упрям, как старший брат или нерасторопет, как отец. Черты характера не враждённы, а приобретаются.

У любого ребёнка можно сформировать лучшие черты характера. Это зависит от воспитания, от умения найти соответствующий подход к ребёнку с учётом его особенностей и возможностей.